Нет, на этот раз речь пойдет не о группах, играющих в стимпанк-стиле. В этой статье я немного расскажу о необычных и не совсем привычных для нас музыкальных инструментах, созданных в викторианскую эпоху. На мысль о статье меня натолкнул первый номер журнала Steampunk magazine, где описываются пирофон и кристаллофон. Английский я знаю довольно-таки неважно, и меня не хватило на полноценный перевод, но необычные устройства меня заинтересовали, и я стал искать о них информацию. Инструменты совершенно разные, как по виду, так и по звучанию. Но какой-то общий, едва уловимый стиль их всё-таки объединяет. Поющее пламя Пирофон, он же — огнеглас, он же — огненный орган. Внешне он действительно напоминает своеобразный орган, но звук извлекается несколько иным способом. Но обо всем по порядку.
В 1869 году французский ученый Евгений-Фридрих Кастнер (Georges Frederic Eugene Kastner, 1852—1882) при изучении теории колебаний попробовал пропустить струю пламени через стеклянную трубку. Результат оказался довольно интересным: труба запела чистым низким звуком. Впоследствии, по изучении этого явления, была выведена зависимость между тональностью получаемого звука и геометрическими параметрами трубки. Если кого-то интересует физическая подоплека этого явления, то тут тоже все очень просто: при пропускании пламени через трубку в ней возникает градиент температур, за счет чего воздух начинает вибрировать. Благодаря небольшому диаметру трубки вибрация в ней усиливается и получается звук определенной тональности.
Искать применение этому открытию долго не пришлось: Кастнер построил музыкальный инструмент, состоящий из ряда стеклянных трубок разной длины и из клавиатуры, с помощью которой контролировалась подача пламени в трубки.
Впоследствии, конструкция была усовершенствована — в трубку на треть высоты подавалось два соприкасающихся языка пламени. Если с помощью клавиатуры раздвинуть огоньки, соответствующая труба начинала звучать.
Поскольку создать пирофон и работать с ним было довольно сложно, он не получил хоть сколько-нибудь широкого распространения, так и оставшись необычной и эффектной игрушкой.
Судя по тому, что удалось найти в интернете, сейчас этот инструмент интересует разве что сатанистов и пироманов. Ну, теперь еще и стимпанкеров. К сожалению, хоть сколько-нибудь адекватного видео с огнегласом найти так и не удалось. Точнее, видео-то есть, а вот хоть чего-то напоминающего музыку нет.
Стекло и механизмы
Все мы слышали красивый и очень чистый звук, который получается если провести мокрым пальцем по краю бокала для вина. Эффект этот был известен еще в эпоху Возрождения, но сколько-нибудь серьезно в музыке он почти не использовался. Все изменилось в 1761 года, когда талантливый и в высшей степени разносторонний человек Бенджамин Франклин создал очень необычный музыкальный инструмент, который назвал glass armonica. Название это довольно сложно адекватно перевести на русский язык (дословно — «стеклянная гармония»), поэтому мне придется пользоваться куда менее благозвучным термином «кристаллофон». Внешне инструмент представлял собой набор последовательно соединенных стеклянных сосудов, разного диаметра, закрепленных на вращающейся оси. При нажатии на специальную педаль приводился в действие механизм инструмента, и сосуды начинали вращаться, а дальше уж — дело за музыкантом. Тональность звука зависела от диаметра сосуда, которого касался исполнитель, поэтому вполне можно провести аналогию с клавишами пианино, но звук был гораздо чище.
Поначалу кристаллофон завоевал огромный успех и приводил слушателей в восторг. Его все чаще использовали в оркестрах и сольных выступлениях. Для него было написано несколько десятков пьес, причем среди авторов были и классики — Бетховен и Моцарт.
Музыка кристаллофона была столь чистой и чарующей, что ей даже стали приписывать сверхъестественные свойства: считалось, что она может вызывать судороги, невменяемость, одержимость, а кто-то даже слышал в ней голоса умерших. Надо заметить, что популярности инструменту это не прибавляло.
Ко всему прочему, со временем мода на музыку менялась, а концерты все чаще проводились в огромных концертных залах, где кристаллофон практически не слышно, поскольку его звук почти не поддается усилению.
Так, частично из-за этого, частично из-за предрассудков и слухов вокруг инструмента, к началу 19-го века он окончательно вышел из моды и так и не вернул себе популярность. Даже сейчас по всему миру существует не больше двух десятков glass armonica.
Послушать, как звучит кристаллофон, можно, например на этом видео:
А еще, как оказалось, у этого инструмента существует оффициальный сайт: www.glassarmonica.com
15 комментариев
Можно было бы в блог «История» перенести. Самое то.
Что самое забавное, подобный принцип использовали в качестве первых граммофонных усилителей. Вибрация от иглы пластинки модулировало пламя, что заметно увеличивало громкость. Одна проблема — паразитное звучание пламени.
15 комментариев