Таксидермия

Жизнь-штука разносторонняя.В викторианскую эпоху-тем более. Поэтому мне показалось невозможным пройти мимо такого явления как таксидермия. Воображение легко рисует себе лорда, курящего трубку у камина в библиотеке, стены которой завешаны охотничьими трофеями, или же отважного любителя африканских сафари в пробовом шлеме, показывающего знакомым дамам чучело носорога, которого он собственноручно подстрелил в позапрошлом месяце.Кому-то таксидермированные звери в наши дни кажутся непростительным кощунством, кому то-роскошью и показателем статуса.
Итак, дамы и господа, таксидермия!

Таксидермия

Таксидермия включает в себя любые процессы, позволяющие представить прижизненный внешний вид животных. Этот термин происходит от двух греческих слов: taxis, что значит «устройство» и derma, что означает «кожа». К животным, чучела которых изготавливаются сегодня и изготавливали в прошлые века, относятся объекты научных исследований, трофеи охотников и рыболовов и домашние любимцы.

Искусство таксидермии появилось сравнительно недавно. Обычно таксидермия предполагает натяжку выделанной шкуры на искусственный скелет, чтобы как можно ближе отобразить внешний вид живого объекта. Первые такие работы появились, очевидно, в Голландии.

Поначалу приёмы таксидермии были далеки от совершенства. Обычно шкура снималась с животного, выдерживалась в травильном растворе, промывалась и высушивалась. После этого она набиваласьопилками, сеном или соломой, а проволочные детали внутреннего каркаса переплетались и фиксировались в определённой позиции, чтобы придать образцу нужное положение.

Постепенно этот простой метод стал уступать место более совершенным приёмам подготовки и сборки чучел. Существовало несколько методов выполнения работ в зависимости от размера образца.

В конце XIX века один из самых известных таксидермистов, Монтегю Браун из музея города Лестера в Англии, описал собственный метод изготовления чучела слона. С животного снималась шкура, которая выделывалась путём её вымачивания в растворе соли и алюмокалиевых квасцов. Каркас собирался из проволочной сетки, покрытой дерюгой, а мелкие детали выполнялись из гипса. Шкуру следовало обработать для уменьшения толщины, что позволяло избежать её деформации после натягивания на каркас и сшивания из-за неравномерностей толщины и чрезмерного веса. Браун писал, что при свежевании слона вес снятой шкуры составил более 300 кг, основная часть которых приходилась на шкуру ног. Над выполнением этой задачи шесть человек трудилось в течение шести недель. Браун описал также процесс подготовки шкуры тигра. Он обложил освежёванное тело животного гипсовым раствором и получил слепок. После этого тело было извлечено, а слепок разрезан на шесть секций. Очистив элементы слепка, он выклеил их внутреннюю поверхность слоями салфеток и обёрточной бумаги. Высохнув, бумажные секции приобрели жёсткость и точно отображали формы тела животного. Браун отделил бумагу от слепка и склеил все секции вместе, получив модель тела тигра. Модель была покрыта лаком для защиты от влаги, а затем наполнена опилками и укреплена проволокой. Наконец, на модель была натянута и сшита очищенная и выделанная шкура.

Таксидермия (Фото 2)
Чучело додо

Приёмы консервации образцов путём высушивания были внедрены в 1960-х гг. Тушу животного помещают в характерную позу, вставляют стеклянные глаза, замораживают при -15°С и помещают в вакуумную камеру. При таких условиях происходит процесс, называемый сублимацией; образовавшийся в тканях лёд превращается непосредственно в водяной пар, минуя жидкую стадию. Испарившаяся вода просто замерзает в вакуумной камере. Постепенно образец полностью высушивается или мумифицируется, хотя возможны небольшие деформации. Этот метод позволяет сохранить любые мельчайшие детали строения животного, а сами чучела получаются более стойкими в сравнении с чучелами, изготовленными традиционными способами. Но у этого метода есть и свои недостатки. Есть совсем немного вакуумных камер, в которых можно было бы разместить крупных животных, а естественные ткани чучела могут привлечь паразитов. Кроме того, процесс сушки может занять более года. Многие таксидермисты в наши дни пользуются традиционными приёмами, а сублимационное высушивание применяют для консервации головы и других элементов, требующих большей детализации.

В 19 веке были весьма популярны различные аксессуары и предметы мебели с элементами таксидермированных животных. Причём банальным вешалом для пальто и шляп из рогов антилопы фантазия мастеров не ограничивалась-в салонах можно было встретить столики с ножками горного козла, пуфик на лапах медведя или табакерку из головы лисы.

Таксидермия (Фото 3)
Подсвечник на львиной лапе

Таксидермия (Фото 4)
Подставка для зонтов из слоновьей ноги.

Помимо обычной таксидермии существовало две других её разновидности: лже-таксидермия и таксидермия антропоморфическая.

Лже-таксидермией называлось создание несуществующих, мифологических животных из частей животных обычных. Многие таксидермисты не признвалаи этот род деятельности за истинное ремесло таксидермиста.Лже-таксидермия была весьма распространена среди шарлатанов, «случайно» поймавших русалку или подстреливших грифона. Набитых единорогов, химер и драконов можно было увидеть во многих передвижных балаганах, цирках и шоу уродцев -охочий до зрелищ народ с удовольствием платил за возможность поглазеть на того же джекалопа, не вдумываясь, что тот сшит из кусков кролика и косули. Правда иногда за лже-таксидермию принимали чучела вполне реальных животных с генетическими отклонениями(двухголовые телята, восьмилапый котёнок). А в 1798 году, когда был открыт утконос, большинство светочей британской зоологии приняли чучело животного за лже-таксидермистскую подделку и убедились в обратном только когда не нашли швов. В наши дни лже-таксидермия используется некоторыми художниками-таксидермистами для различных инсталляций и проэктов.

Таксидермия (Фото 5)
Чучело грифона, зоологический музей Копенгагена.
Таксидермия (Фото 6)
Крылатая кошка
Таксидермия (Фото 7)
Джекалоп
Таксидермия (Фото 8)
«Русалка с Фиджи»
Таксидермия (Фото 9)
Козерог

Антропоморфная таксидермия-это чучела животных, наряженые в человеческую одежду или же занимающиеся человеческим делами. Данный вид таксидермии был популярен в эдвардианскую и викторианскую эпоху, но встречается и по сей день. Был введён в моду немецким таксидермистом из Штутгарта Германом Плокетом на Великой выставке 1851 года.

Таксидермия (Фото 10)
Дуэль
Таксидермия (Фото 11)
Кошачье чаепитие
Таксидермия (Фото 12)
Кроличья школа
Таксидермия (Фото 13)
Крысиная семья
Таксидермия (Фото 14)
Лягушачий досуг
Таксидермия (Фото 15)

Таксидермия (Фото 16)

Таксидермия (Фото 17)

Таксидермия (Фото 18)

Таксидермия (Фото 19)
Стим-собака?..
Таксидермия (Фото 20)
Гроза Дикого Запада

40 комментариев

avatar
где? :)
avatar
Чувствую, не будет здесь таких холиваров, как были в посте про Лизу Блэк)
avatar
таксидермия и надругательство над чучелами, это разные вещи. Кроме того, я не вижу предмета. Где предмет?
avatar
Отредактировала, теперь всё видно.
avatar
Появился кат и продолжение темы под ним.
Традиционные чучела животных, подстреленных собственноручно, это одно, изыски с комбинированием «бульдога с чемоданом», равно как и одевание божьих тварей в человеческие одежды, это совершенно другое. Разные это вещи, как мне кажется.
Интересная тема для обсуждения.
avatar
и то и другое искусство, пускай и жутковатое местами.
avatar
Таксидермия, безусловно, заслуживает уважения, как древняя традиция, имевшая некие культурные корни и идеологию. Что касается всего остального, мне трудно называть это искусством.
avatar
Я же считаю, что это результат творческой деятельности.
Идея и воплощение. несомненно нужно обладать навыками, чтобы создать подобные чучела.
Другое дело, что они могут эстетически не понравится тем или иным людям.

Но мне живо представляется образ лорда, который хвалится перед гостями мантикорой или жабьим балетом.
avatar
Вопрос личных предпочтений и взгляда на искусство вообще
avatar
Мёртвые обряженные в ковбоев белки — это в некотором роде забавно) А «бульдог с чемоданом»… Опять же, неизвестно, хотел ли этим автор что-то сказать или просто стремился напихать в мёртвую животину шестерёнок, чтоб прослыть креативно мыслящим и свободным от предрассудков.
avatar
Жаль, что мы с тобой выяснили все наши отношения к эстетике такого рода в памятном «Мёртвом стиме». Мне нечего добавить, а повторяться не хочется.
steampunker.ru/blog/730.html
avatar
Тогда пусть дискутируют другие, а мы понаблюдаем)
avatar
Пожалуй, так и сделаю :)
avatar
Если автор хотел переступить предрассудки, то это говорит лишь о наличие оных у него.
avatar
И всё-то вы к моим словам цепляетесь)
avatar
Дорогая Княжна, ну посудите сами, к Вашим словам можно цепляться))) ибо они осмысленны, интересны и мотивированны.
avatar
Очень интересно и познавательно. Иллюстрации — диво как хороши.
Ворон произвёл сильное впечатление.
avatar
на счёт стимсобаки, это Олень он уже проскальзывал на сайте.
avatar
+!!!
avatar
Очень тонкие работы. Ворон. Казалось бы жестокая карикатура на духовное лицо с использованием трупа животного. Но сделано так тонко, что нет опошления. Мне нравится. Жутковато с непривычкки. Но как факт — не страшнее того, что лежит у нас в холодильнике. Изысканное расчленительство трупов окружает нас со всех сторон. Заставляет задуматься. А именно это и ценно в искустве.
avatar
Сегодня Хелавин? Уже второй топ про использование мёртвой плоти в искустве.
А где переделанное чучело хомо-сапиенса???)))
avatar
Вот он (они), здесь...Доктор Хагенс подсуетился

avatar
Когда человек не может создать что то сам — он глумится над творениями других. ИМХО.
avatar
На раздевание похоже играют.
avatar
Ну, не знаю… Меня, почему то не раздражает, иногда даже мило, при всей нелюбви к играм с трупами… Может быть давняя любовь к Зоологическому Музею тому причиной…
avatar
В общем то у меня реакция такая же. Просто несколько удивился, зайдя на сайт))) Сплошной Deadpunk! Может ресурс сменил направление, а я не в курсе)))
avatar
Вчера был негласно обьявленный день стимготики =)
avatar
Хммм… Нет, готики я здесь не вижу. Вижу Deadpunk!
avatar


Вот вам готика =)
avatar
:-), Княжна, Вы взялись украшать этот топ?
avatar
Нет, сударь, я взялась поддержать беседу. А то вы сидели тут в одиночестве, и на вас смотреть было жалко.
avatar
Господа, это не стимготика и не Deadpunk. Это же реалии любимой нами эпохи, на которой и зиждется стимпанк, история в конце-концов)
avatar
Мы шутим)
avatar
Работы Мастера и скорее всего это искусство, но мне всё равно жутко.
avatar
А помните альбомы с фотографиями мертвецов, так что ж тут говорить про животных? В то время отношение к природе было несколько иным, люди ещё не были отягощены понятиями гуманного обращения с животными и бережного отношения к окружающей среде. Господсвовал утилитарный и научный подход к окружающему миру, а сакрализация природы в век науки выглядела абсолютным невежеством. Да и животных и прочих природных ресурсов было столько, при скромных по нашим меркам масштабах ихиспользования, эти ресурсы рассматривались в качестве неисчерпаемых. Человек — царь природы — это задолго до СССР началось. В XIX в. вообще выдвигались идеи, что наука в обществе должна занять место религии, основанный на идеях Ньютона, механистический подход и человека и весь окружающий мир видел в качестве машин или деталей большой машины, и отношение к смерти тоже было соответствующим.
Так что с позиции того времени явление было вполне нормальным и даже красивым.
avatar
а меня, как ни парадоксально, этот топ вернул в детство… просто мой покойный папенька в студенчестве подрабатывал таксидермистом, и когда мы с ним гуляли по краеведческим музеям, он мне объяснял, какие ошибки совершил таксидермист в том или ином случае…

вот такая необычная ассоциация:)
avatar
Э-ээх! Такой холиварище мог бы состояться ;)
avatar
И не говорите :-), Придётся читать новинки)))
avatar
… или писать их
avatar
жизнь скучна без…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.