Таксидермия
Жизнь-штука разносторонняя.В викторианскую эпоху-тем более. Поэтому мне показалось невозможным пройти мимо такого явления как таксидермия. Воображение легко рисует себе лорда, курящего трубку у камина в библиотеке, стены которой завешаны охотничьими трофеями, или же отважного любителя африканских сафари в пробовом шлеме, показывающего знакомым дамам чучело носорога, которого он собственноручно подстрелил в позапрошлом месяце.Кому-то таксидермированные звери в наши дни кажутся непростительным кощунством, кому то-роскошью и показателем статуса.
Итак, дамы и господа, таксидермия!
Таксидермия включает в себя любые процессы, позволяющие представить прижизненный внешний вид животных. Этот термин происходит от двух греческих слов: taxis, что значит «устройство» и derma, что означает «кожа». К животным, чучела которых изготавливаются сегодня и изготавливали в прошлые века, относятся объекты научных исследований, трофеи охотников и рыболовов и домашние любимцы.
Искусство таксидермии появилось сравнительно недавно. Обычно таксидермия предполагает натяжку выделанной шкуры на искусственный скелет, чтобы как можно ближе отобразить внешний вид живого объекта. Первые такие работы появились, очевидно, в Голландии.
Поначалу приёмы таксидермии были далеки от совершенства. Обычно шкура снималась с животного, выдерживалась в травильном растворе, промывалась и высушивалась. После этого она набиваласьопилками, сеном или соломой, а проволочные детали внутреннего каркаса переплетались и фиксировались в определённой позиции, чтобы придать образцу нужное положение.
Постепенно этот простой метод стал уступать место более совершенным приёмам подготовки и сборки чучел. Существовало несколько методов выполнения работ в зависимости от размера образца.
В конце XIX века один из самых известных таксидермистов, Монтегю Браун из музея города Лестера в Англии, описал собственный метод изготовления чучела слона. С животного снималась шкура, которая выделывалась путём её вымачивания в растворе соли и алюмокалиевых квасцов. Каркас собирался из проволочной сетки, покрытой дерюгой, а мелкие детали выполнялись из гипса. Шкуру следовало обработать для уменьшения толщины, что позволяло избежать её деформации после натягивания на каркас и сшивания из-за неравномерностей толщины и чрезмерного веса. Браун писал, что при свежевании слона вес снятой шкуры составил более 300 кг, основная часть которых приходилась на шкуру ног. Над выполнением этой задачи шесть человек трудилось в течение шести недель. Браун описал также процесс подготовки шкуры тигра. Он обложил освежёванное тело животного гипсовым раствором и получил слепок. После этого тело было извлечено, а слепок разрезан на шесть секций. Очистив элементы слепка, он выклеил их внутреннюю поверхность слоями салфеток и обёрточной бумаги. Высохнув, бумажные секции приобрели жёсткость и точно отображали формы тела животного. Браун отделил бумагу от слепка и склеил все секции вместе, получив модель тела тигра. Модель была покрыта лаком для защиты от влаги, а затем наполнена опилками и укреплена проволокой. Наконец, на модель была натянута и сшита очищенная и выделанная шкура.
Чучело додо
Приёмы консервации образцов путём высушивания были внедрены в 1960-х гг. Тушу животного помещают в характерную позу, вставляют стеклянные глаза, замораживают при -15°С и помещают в вакуумную камеру. При таких условиях происходит процесс, называемый сублимацией; образовавшийся в тканях лёд превращается непосредственно в водяной пар, минуя жидкую стадию. Испарившаяся вода просто замерзает в вакуумной камере. Постепенно образец полностью высушивается или мумифицируется, хотя возможны небольшие деформации. Этот метод позволяет сохранить любые мельчайшие детали строения животного, а сами чучела получаются более стойкими в сравнении с чучелами, изготовленными традиционными способами. Но у этого метода есть и свои недостатки. Есть совсем немного вакуумных камер, в которых можно было бы разместить крупных животных, а естественные ткани чучела могут привлечь паразитов. Кроме того, процесс сушки может занять более года. Многие таксидермисты в наши дни пользуются традиционными приёмами, а сублимационное высушивание применяют для консервации головы и других элементов, требующих большей детализации.
В 19 веке были весьма популярны различные аксессуары и предметы мебели с элементами таксидермированных животных. Причём банальным вешалом для пальто и шляп из рогов антилопы фантазия мастеров не ограничивалась-в салонах можно было встретить столики с ножками горного козла, пуфик на лапах медведя или табакерку из головы лисы.
Подсвечник на львиной лапе
Подставка для зонтов из слоновьей ноги.
Помимо обычной таксидермии существовало две других её разновидности: лже-таксидермия и таксидермия антропоморфическая.
Лже-таксидермией называлось создание несуществующих, мифологических животных из частей животных обычных. Многие таксидермисты не признвалаи этот род деятельности за истинное ремесло таксидермиста.Лже-таксидермия была весьма распространена среди шарлатанов, «случайно» поймавших русалку или подстреливших грифона. Набитых единорогов, химер и драконов можно было увидеть во многих передвижных балаганах, цирках и шоу уродцев -охочий до зрелищ народ с удовольствием платил за возможность поглазеть на того же джекалопа, не вдумываясь, что тот сшит из кусков кролика и косули. Правда иногда за лже-таксидермию принимали чучела вполне реальных животных с генетическими отклонениями(двухголовые телята, восьмилапый котёнок). А в 1798 году, когда был открыт утконос, большинство светочей британской зоологии приняли чучело животного за лже-таксидермистскую подделку и убедились в обратном только когда не нашли швов. В наши дни лже-таксидермия используется некоторыми художниками-таксидермистами для различных инсталляций и проэктов.
Чучело грифона, зоологический музей Копенгагена.
Крылатая кошка
Джекалоп
«Русалка с Фиджи»
Козерог
Антропоморфная таксидермия-это чучела животных, наряженые в человеческую одежду или же занимающиеся человеческим делами. Данный вид таксидермии был популярен в эдвардианскую и викторианскую эпоху, но встречается и по сей день. Был введён в моду немецким таксидермистом из Штутгарта Германом Плокетом на Великой выставке 1851 года.
Дуэль
Кошачье чаепитие
Кроличья школа
Крысиная семья
Лягушачий досуг
Стим-собака?..
Гроза Дикого Запада
Итак, дамы и господа, таксидермия!
Таксидермия включает в себя любые процессы, позволяющие представить прижизненный внешний вид животных. Этот термин происходит от двух греческих слов: taxis, что значит «устройство» и derma, что означает «кожа». К животным, чучела которых изготавливаются сегодня и изготавливали в прошлые века, относятся объекты научных исследований, трофеи охотников и рыболовов и домашние любимцы.
Искусство таксидермии появилось сравнительно недавно. Обычно таксидермия предполагает натяжку выделанной шкуры на искусственный скелет, чтобы как можно ближе отобразить внешний вид живого объекта. Первые такие работы появились, очевидно, в Голландии.
Поначалу приёмы таксидермии были далеки от совершенства. Обычно шкура снималась с животного, выдерживалась в травильном растворе, промывалась и высушивалась. После этого она набиваласьопилками, сеном или соломой, а проволочные детали внутреннего каркаса переплетались и фиксировались в определённой позиции, чтобы придать образцу нужное положение.
Постепенно этот простой метод стал уступать место более совершенным приёмам подготовки и сборки чучел. Существовало несколько методов выполнения работ в зависимости от размера образца.
В конце XIX века один из самых известных таксидермистов, Монтегю Браун из музея города Лестера в Англии, описал собственный метод изготовления чучела слона. С животного снималась шкура, которая выделывалась путём её вымачивания в растворе соли и алюмокалиевых квасцов. Каркас собирался из проволочной сетки, покрытой дерюгой, а мелкие детали выполнялись из гипса. Шкуру следовало обработать для уменьшения толщины, что позволяло избежать её деформации после натягивания на каркас и сшивания из-за неравномерностей толщины и чрезмерного веса. Браун писал, что при свежевании слона вес снятой шкуры составил более 300 кг, основная часть которых приходилась на шкуру ног. Над выполнением этой задачи шесть человек трудилось в течение шести недель. Браун описал также процесс подготовки шкуры тигра. Он обложил освежёванное тело животного гипсовым раствором и получил слепок. После этого тело было извлечено, а слепок разрезан на шесть секций. Очистив элементы слепка, он выклеил их внутреннюю поверхность слоями салфеток и обёрточной бумаги. Высохнув, бумажные секции приобрели жёсткость и точно отображали формы тела животного. Браун отделил бумагу от слепка и склеил все секции вместе, получив модель тела тигра. Модель была покрыта лаком для защиты от влаги, а затем наполнена опилками и укреплена проволокой. Наконец, на модель была натянута и сшита очищенная и выделанная шкура.
Чучело додо
Приёмы консервации образцов путём высушивания были внедрены в 1960-х гг. Тушу животного помещают в характерную позу, вставляют стеклянные глаза, замораживают при -15°С и помещают в вакуумную камеру. При таких условиях происходит процесс, называемый сублимацией; образовавшийся в тканях лёд превращается непосредственно в водяной пар, минуя жидкую стадию. Испарившаяся вода просто замерзает в вакуумной камере. Постепенно образец полностью высушивается или мумифицируется, хотя возможны небольшие деформации. Этот метод позволяет сохранить любые мельчайшие детали строения животного, а сами чучела получаются более стойкими в сравнении с чучелами, изготовленными традиционными способами. Но у этого метода есть и свои недостатки. Есть совсем немного вакуумных камер, в которых можно было бы разместить крупных животных, а естественные ткани чучела могут привлечь паразитов. Кроме того, процесс сушки может занять более года. Многие таксидермисты в наши дни пользуются традиционными приёмами, а сублимационное высушивание применяют для консервации головы и других элементов, требующих большей детализации.
В 19 веке были весьма популярны различные аксессуары и предметы мебели с элементами таксидермированных животных. Причём банальным вешалом для пальто и шляп из рогов антилопы фантазия мастеров не ограничивалась-в салонах можно было встретить столики с ножками горного козла, пуфик на лапах медведя или табакерку из головы лисы.
Подсвечник на львиной лапе
Подставка для зонтов из слоновьей ноги.
Помимо обычной таксидермии существовало две других её разновидности: лже-таксидермия и таксидермия антропоморфическая.
Лже-таксидермией называлось создание несуществующих, мифологических животных из частей животных обычных. Многие таксидермисты не признвалаи этот род деятельности за истинное ремесло таксидермиста.Лже-таксидермия была весьма распространена среди шарлатанов, «случайно» поймавших русалку или подстреливших грифона. Набитых единорогов, химер и драконов можно было увидеть во многих передвижных балаганах, цирках и шоу уродцев -охочий до зрелищ народ с удовольствием платил за возможность поглазеть на того же джекалопа, не вдумываясь, что тот сшит из кусков кролика и косули. Правда иногда за лже-таксидермию принимали чучела вполне реальных животных с генетическими отклонениями(двухголовые телята, восьмилапый котёнок). А в 1798 году, когда был открыт утконос, большинство светочей британской зоологии приняли чучело животного за лже-таксидермистскую подделку и убедились в обратном только когда не нашли швов. В наши дни лже-таксидермия используется некоторыми художниками-таксидермистами для различных инсталляций и проэктов.
Чучело грифона, зоологический музей Копенгагена.
Крылатая кошка
Джекалоп
«Русалка с Фиджи»
Козерог
Антропоморфная таксидермия-это чучела животных, наряженые в человеческую одежду или же занимающиеся человеческим делами. Данный вид таксидермии был популярен в эдвардианскую и викторианскую эпоху, но встречается и по сей день. Был введён в моду немецким таксидермистом из Штутгарта Германом Плокетом на Великой выставке 1851 года.
Дуэль
Кошачье чаепитие
Кроличья школа
Крысиная семья
Лягушачий досуг
Стим-собака?..
Гроза Дикого Запада
40 комментариев
Традиционные чучела животных, подстреленных собственноручно, это одно, изыски с комбинированием «бульдога с чемоданом», равно как и одевание божьих тварей в человеческие одежды, это совершенно другое. Разные это вещи, как мне кажется.
Интересная тема для обсуждения.
Идея и воплощение. несомненно нужно обладать навыками, чтобы создать подобные чучела.
Другое дело, что они могут эстетически не понравится тем или иным людям.
Но мне живо представляется образ лорда, который хвалится перед гостями мантикорой или жабьим балетом.
Ворон произвёл сильное впечатление.
А где переделанное чучело хомо-сапиенса???)))
Вот вам готика =)
Так что с позиции того времени явление было вполне нормальным и даже красивым.
вот такая необычная ассоциация:)