"Пурпурная дива" американской авиации

Услышав словосочетание «женщина-авиатор», наверняка многие из нас первым делом вспоминают знаменитую Амелию Эрхарт. Но в истории авиации были и более яркие женщины, имена и образы которых ныне незаслуженно забыты. Например, уникальная Харриет Квимби, известная как «зеленоглазая красавица» и «фарфоровый пилот».

"Пурпурная дива" американской авиации
Харриет Квимби родилась в 1875 году в Мичигане. В 1900 году она решила переехать в Сан-Франциско. Красивая и обаятельная от природы девушка мечтала стать актрисой. Переезд удался, однако Харриет резко изменила свои планы и подалась в журналистки. Надо сказать, она была не только красива, но также умна и любознательна — а это огромные плюсы для любого журналиста.
Скоро в сан-Франциско ей стало тесно, и она задумала покорить Нью-Йорк. Как раз кстати в 1903 году ей предложили место фоторепортёра в журнале Leslie's Illustrated Weekly. Главный редактор как в воду глядел: молодая журналистка регулярно побеждала в фотоконкурсах, постоянно имела про запас пару свежих новостей и писала совершенно на любые темы с одинаковым изяществом. Вдобавок, она никогда не упускала из виду сцену, памятуя о своей несостоявшейся актёрской карьере. Обзоры театральных постановок, выходившие из-под её пера, пользовались огромной любовью американских театралов.

"Пурпурная дива" американской авиации (Фото 2)

В октябре 1910 года жизнь Харриет резко изменилась. Всё началось с приглашения на Международный турнир авиаторов, проходивший на Лонг-Айленде. Самолёты произвели на Квимби такое огромное впечатление, что она решила брать уроки пилотажа. В 1911 году она закончила курс обучения и стала первой женщиной, получившей лицензию на управление самолётом. Всего в Америке к тому времени насчитывалось 46 пилотов, обладающих лицензией.

"Пурпурная дива" американской авиации (Фото 3)

Харриет придумала для себя авиационный костюм, ставший её визитной карточкой — фиолетовый комбинезон с капюшоном. Женских авиационных костюмов в то время ещё не существовало, а надевать мужскую одежду дамам было непозволительно. Умная Харриет, проявив ещё и талант модельера, разработала особенную конструкцию — нижняя часть комбинезона при подготовке к полёту выглядела как брюки, а при выходе из самолёта можно было, перестегнув специальные застёжки, превратить их в юбку. Как говорится, «лёгким движением руки брюки превращаются...» =)

"Пурпурная дива" американской авиации (Фото 4)

Красивая и эксцентричная лётчица быстро привлекла внимание публики, и о ней заговорили. Харриет хотелось не только полётов, но и славы, и она вступила в команду лётчиков-участников авиасалона в Мексике. Однако весной 1912 года она вернулась в США, задумав грандиозное мероприятие — перелёт через Ла-Манш на своём одноместном самолёте «Блерио». Погода была ненастной, и Квимби пришлось ждать несколько дней, чтоб туман хоть немного рассеялся и полёт был бы не таким опасным. 16 апреля 1912 года во многих газетах появилась новость: Харриет Квимби стала первой женщиной, перелетевшей через Ла-Манш. Однако её успех был замечен менее, чем она ожидала — первые полосы заняло крушение «Титаника», случившееся в то же самое время.

"Пурпурная дива" американской авиации (Фото 5)

В то лето карьера Харриет переживала свой пик: её красота и уникальный стиль вкупе с отличными познаниями в авиации принесли ей всенародную любовь и хорошие гонорары. Она считалась женщиной прогрессивных взглядов: Харриет курила, водила автомобиль, управлял самолетом, много путешествовала и вдобавок была профессиональной писательницей и фотографом. Но ей не суждено было очаровывать публику долго…
1 июля 1912 года Харриет принимала участие в авиасалоне близ Квинси, Массачусетс. К тому времени сбылась её заветная мечта — она смогла купить двухместный самолёт «Блерио». Это её и погубило: во время выполнения очередной фигуры Квимби не справилась с управлением, самолёт перевернулся в воздухе и её вместе с пассажиром выбросило из кабины. Их смерть была мгновенной.

"Пурпурная дива" американской авиации (Фото 6)

Смерть Харриет, возможно, спасла жизни многим её последователям: после этой катастрофы впервые было решено снабдить сиденья в самолётах ремнями безопасности.

"Пурпурная дива" американской авиации (Фото 7)

"Пурпурная дива" американской авиации (Фото 8)

"Пурпурная дива" американской авиации (Фото 9)

При подготовке использовались статьи:
«Полёт в тени Титаника» с сайта www.cradleofaviation.org
«Кто такая Харриет Квимби» с сайта www.harrietquimby.org, посвящённого «зеленоглазой красавице».
«Летящее очарование» с сайта thepublici.blogspot.com
Список фильмов, сценаристом которых была Харриет Квимби: www.kinopoisk.ru/level/4/people/372684/

28 комментариев

avatar
Хорошая статья. Знал это имя, но только благодаря тому, что занимался этим вопросом подробно.
avatar
Я вот впервые услышала сегодня о ней. Стало интересно.)
avatar
Как то делал материал о Амелии, в связи с чем и открыл для себя эту даму)
avatar
«Смерть Харриет, возможно, спасла жизни многим её последователям: после этой катастрофы впервые было решено снабдить сиденья в самолётах ремнями безопасности.» — вот такие вещи меня удивляют постоянно… почему люди всегда понимают что-то довольно элементарное только после подобных случаев.
интересная статья, спасибо:)
avatar
Легкомыслие. Всё связано с ним. Скорости росли, а кресла не были рассчитаны на них, и на изменившиеся условия пилотирования. Авось и лень свойственны не только россиянам.
avatar
То же самое с Титаником — было стандартное по тем временам количество шлюпок, но несоответствующее масштабам самого супер-корабля. Вот и получили.
Хотя ведь он все равно считался непотопляемым…
avatar
… в отличие от самолётов. Авиация всегда считалась сферой повышенного риска. Дело именно в быстро меняющихся ТТХ самолётов. Инженеры не успевали а технологи не хотели.
avatar
Его кстати из-за уверенность в непотопляемости даже освещать не стали.
avatar
В статье объясняют это тем, что тогда самолёты казались всем таким чудом, что не очень-то верилось, что это чудо может сломаться, рухнуть или выйти из-под контроля. По мне тоже странно… но видимо, учиться в обществе принято исключительно на ошибках.
avatar
В авиации, вообще, все правила написаны кровью
avatar
И не только в авиации!
Химики раньше все вещества пробовали на вкус. Можете представить, что с беднягами происходило. Зато теперь мы знаем, что кислоты кислые (!), щелочи горькие, и много других интересных фактов.
avatar
… а цианид калия смертелен)
avatar
и на вкус напоминает миндаль…
avatar
Говорят, что не на вкус, а по запаху. Шееле, распробовавший цианид калия на вкус, отмечал «металлический привкус».
avatar
в первых моделях автомобилей тоже не было ремней безопасности, а бак представлял собой просто незакреплённое ведро с бензином =))

как бы то ни было, есть что-то привлекательное в этом сумасбродстве и бесстрашии, когда люди идут на какой угодно риск, совершают невозможное — просто потому, что их что-то тянет к опасности и смерти.
avatar
Разгадка бесстрашия была проста — никто не подозревал, что их может выбросить из самолёта.
avatar
… и это тоже, конечно)
avatar
*кивает, вспоминая как водит машину)*
avatar
Красавица, только курить вредно.
Спасибо за статью.
PS не знал что изначально самолёты были без ремней- Дикость!
avatar
Спасибо, я даже не слыхал про неё раньше. Нашёл видео реконструкции её гибели тут Довольно странно — выпали они вверх и самолёт там затем приземлился самостоятельно. Я не понял.
avatar
Есть куча оснований не доверять этой реконструкции. Например, вот эта фотография, на которой достают из воды обломки самолёта Харриет.
avatar
Да. Я думаю, что больше стоит доверять этой фотографии.
avatar
Красавица, умница… слышал про нее, но не подробно, спасибо…
… порадовало замечание о вреде курения, видимо, оно ее и сгубило…
avatar
Что же никто не отмечает какие у дамы изящные формы летных очков?
avatar
Я отметила про себя =)
avatar
Лучше бы у неё был изящный ремень.
avatar
в дополнение к фрагменту фотографии:
avatar
и ещё одна фотография:
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.