Однажды ко мне «в руки» (вернее на мой жесткий диск) попала одна книга про дирижабли. Как во всех учебниках, на второй странице почти стандартная надпись «Рекомендована министерством чего-то там для студентов дирижаблестроительных специальностей». Решил поискать, где в нашей стране готовили таких специалистов. Так получилось, что эпоха дирижаблей оказалась очень короткой, и все студенты, окончившие эту специальность наверняка вынуждены были вскоре переквалифицироваться и найти себя в других профессиях. и если бы не ряд страшных катастроф, наряду со знаменитыми зарубежными конструкторами дирижаблей стали бы известны на весь мир и фамилии наших конструкторов. А развивающаяся научная школа дала бы развитие этим грандиозным машинам. Но… случилось так, как случилось.
«Инженер — механик по дирижаблестроению» — такую квалификацию давал студентам после почти 6-ти лет обучения единственный в нашей стране специализированный дирижаблестроительный ВУЗ — «МДИ». Сначала факультет дирижаблестроения был образован в 1931-м году в МАИ, но уже через год был преобразован в самостоятельное учебное заведение.
Возможно, примерно такие чертежи чертили студенты:
При институте была своя Воздухоплавательная школа, где можно было получить специальность техника, пилота или командира дирижабля. На базе института был создан учебно-производственный комплекс, который обьединил специалистов со всей страны.
В создании и развитии МДИ принимал участие известный учёный К. Э. Циолковский:
С 1935-го года и по сей день, сменив несколько названий, вуз носит его имя. Сейчас это МАТИ — авиационно-технологический университет.
В 1932-1936 годах работавший в то время в СССР итальянский конструктор дирижаблей Умберто Нобиле обучал слушателей МДИ пилотированию дирижаблей.
Но место дирижаблей заняли самолёты, и уже в 1939-м специальности «дирижаблестроение» не стало. К сожалению, информации в сети не так много, подробнее можно почитать здесь.
Это-да, просто у нас было принято или совмещать профессии (готовить специально-дорого и «нерационально»), что-то типа «слесарь-гинеколог», или направлять на освоение новых областей, партийных функционеров-хозяйственников. В итоге, СССР потеряли именно непрофессионалы
Несовсем согласен с тобой мой собрат по оружию. Совмещение профессий даёт только плюсы. Ведь Слесарь-гениколог в купе с Сантехник-Программист будут действовать гораздо эффективние нежели просто Слесарь, гиниколог, Сантехник и программист. Потому что они видят суть проблеммы шире чем несдвоеные специальности
12 комментариев
а тут кой какая литература:
P.S. Простите, плюс поставить не могу, ибо стар и немощен стал за минувшие сутки :-).
Избранные главы книги «Мои пять лет с советскими дирижаблями». У. Нобиле.