Московский Дирижаблестроительный Институт

Однажды ко мне «в руки» (вернее на мой жесткий диск) попала одна книга про дирижабли. Как во всех учебниках, на второй странице почти стандартная надпись «Рекомендована министерством чего-то там для студентов дирижаблестроительных специальностей». Решил поискать, где в нашей стране готовили таких специалистов. Так получилось, что эпоха дирижаблей оказалась очень короткой, и все студенты, окончившие эту специальность наверняка вынуждены были вскоре переквалифицироваться и найти себя в других профессиях. и если бы не ряд страшных катастроф, наряду со знаменитыми зарубежными конструкторами дирижаблей стали бы известны на весь мир и фамилии наших конструкторов. А развивающаяся научная школа дала бы развитие этим грандиозным машинам. Но… случилось так, как случилось.

Московский Дирижаблестроительный Институт

«Инженер — механик по дирижаблестроению» — такую квалификацию давал студентам после почти 6-ти лет обучения единственный в нашей стране специализированный дирижаблестроительный ВУЗ — «МДИ». Сначала факультет дирижаблестроения был образован в 1931-м году в МАИ, но уже через год был преобразован в самостоятельное учебное заведение.

Возможно, примерно такие чертежи чертили студенты:

Московский Дирижаблестроительный Институт (Фото 2)

При институте была своя Воздухоплавательная школа, где можно было получить специальность техника, пилота или командира дирижабля. На базе института был создан учебно-производственный комплекс, который обьединил специалистов со всей страны.

Первый выпуск пилотов Воздухоплавательной школы

В создании и развитии МДИ принимал участие известный учёный К. Э. Циолковский:

Московский Дирижаблестроительный Институт (Фото 3)

С 1935-го года и по сей день, сменив несколько названий, вуз носит его имя. Сейчас это МАТИ — авиационно-технологический университет.

В 1932-1936 годах работавший в то время в СССР итальянский конструктор дирижаблей Умберто Нобиле обучал слушателей МДИ пилотированию дирижаблей.

Московский Дирижаблестроительный Институт (Фото 4)

Но место дирижаблей заняли самолёты, и уже в 1939-м специальности «дирижаблестроение» не стало. К сожалению, информации в сети не так много, подробнее можно почитать здесь.

12 комментариев

avatar
А ещё в Долгопрудном было ОКБ «Дирижаблестроя», где работал Нобиле, где разрабатывали и строили советские дирижабли. подробнее тут:
aerostats.narod.ru/build.htm
dolgoprud.org/library/17_03.htm
www.dolgoprudny-news.ru/articles/5

а тут кой какая литература:
dolgoprud.org/sheet3_4.htm

P.S. Простите, плюс поставить не могу, ибо стар и немощен стал за минувшие сутки :-).

avatar
avatar
Эта книга у меня уже в закладках, набрёл на неё сегодня случайно).
avatar
Спасибо за ссылки обязательно почитаю. Про ОКБ в Долгопрудном слышал, будет интересно почитать подробнее.
avatar
Действительно, для Страны Советов, это ОЧЕНЬ экзотическая специальность. Спс за информацию.
avatar
Отчего же… у нас были дирижабли.
avatar
Много правда было куплено во Франции, но свои тоже строили
avatar
Это-да, просто у нас было принято или совмещать профессии (готовить специально-дорого и «нерационально»), что-то типа «слесарь-гинеколог», или направлять на освоение новых областей, партийных функционеров-хозяйственников. В итоге, СССР потеряли именно непрофессионалы
avatar
Несовсем согласен с тобой мой собрат по оружию. Совмещение профессий даёт только плюсы. Ведь Слесарь-гениколог в купе с Сантехник-Программист будут действовать гораздо эффективние нежели просто Слесарь, гиниколог, Сантехник и программист. Потому что они видят суть проблеммы шире чем несдвоеные специальности
avatar
Схожих профессий-даёт, несхожих-крайне редко. Вообще, настоящий специалист, как правило «узок». Увы.
avatar
Специалистов, да. А вот чтото новое им будет тяжелее придумать.
avatar
новое, как правило, придумывают гении или неспециалисты с «незашоренными мозгами». Это доступно единицам
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.