викторианская свадьба
в XIX веке период между помолвкой и собственно свадьбой часто затягивался до 7-8 лет, за время которых жениху надо было скопить деньги как минимум на отдельное жилье. право выбрать день для венчания принадлежало невесте, и она наверняка назначала для венчания какую-нибудь среду — этот день считался наиболее удачным для такого мероприятия.
далее для жениха и его невесты главной задачей становился выбор способа оформления брачных отношений. таких вариантов было три.
первый, наиболее традиционный — венчание в церкви с предварительным оглашением имён вступающих в брак в течении трёх воскресений подряд.
если оба венчающихся были старше 21 года — возраста, с которого они считались совершеннолетними, — от них не требовалось предоставлять согласие на брак родителей или опекунов, и уже в понедельник после третьего оглашения они могли венчаться.
однако, если брак с оглашением имен в сельских районах был общераспространен, то в городах он был уделом слоёв со скромными доходами. другим способом была покупка брачной лицензии. лицензии выдавались в каждой епархии через управителя собора или заместителей епископа. если жених с невестой проживали в разных епархиях, они должны были обратиться в инстанцию, юрисдикция которой распространялась на обе епархии: в канцелярию генерального викария архиепископа кентерберийского, исполнявшего функции заместителя архиепископа по административным вопросам. для получения брачной лицензии жених составлял в канцелярии письменное заявление, далее под присягой подтверждал его, и оно скреплялось подписью генерального викария или его заместителя.
третьим путем вступления в брак было обращение в окружную контору регистратора-суперинтенданта, британский вариант бюро записи актов гражданского состояния. это был самый непопулярный способ оформить брачные отношения. однако получение такого свидетельства было единственным в великобритании законным способом зарегистрировать брак для представителей иных, нежели англиканство, вероисповеданий — даже если после этого они проводили в церкви своей конфессии необходимую церемонию, без свидетельства регистратора-суперинтенданта такой брак считался недействительным. кроме того, через контору регистратора-суперинтенданта регистрировали свои браки те, кого вполне удовлетворял гражданский брак без каких-либо религиозных церемоний.
после выбора способа регистрации брака следующей главной заботой жениха было найти дом, куда он приведет жену после свадьбы, и достойно меблировать его. кроме того, полагалось уладить и некоторые финансовые и юридические дела. две трети или по крайней мере треть состояния и имущества невесты полагалось завещать ей самой и потомству, а если жених не имел никакой собственности для обеспечения будущей жены и должен был полагаться исключительно на доходы от своей профессиональной деятельности, он должен был до заключения брака застраховать свою жизнь в ее пользу.
в британской свадебной традиции в состоятельных слоях общества существовал обычай при помолвке дарить кольцо с бриллиантом, рубином или хотя бы полудрагоценным камнем, на котором, как и на обручальном кольце, гравировалась внутри дата помолвки и инициалы помолвленных. носилось оно на безымянном пальце левой руки до самого венчания, жених снимал его с невесты в алтаре перед началом церемонии. по пути домой жених мог надеть кольцо обратно, поверх обручального, и тогда оно служило в качестве «защитного кольца», предотвращая сползание обручального с пальца.
главной заботой невесты до свадьбы был выбор подвенечного платья. его цвет не обязательно был белым, однако некоторые исторические предпосылки говорили в пользу именно белого или цвета слоновой кости.
18 августа 1572 года маргарита де валуа вышла замуж за генриха де бурбона. считается, что королева марго первая в европе осмелилась пойти под венец в белом платье. хотя если вспомнить, чем закончились свадебные гуляния, можно предположить, что ей стоило надеть платье алого цвета. в кровавую варфоломеевскую ночь и маргарите де валуа, и ее новоиспеченному супругу чудом удалось спастись.
вскоре все невесты, которым предстоял первый брак, оделись в белое. при втором браке женщина уже не имела права выбирать для наряда этот цвет. эта мода продержалась около двух столетий, а после платья невест вновь запестрели разноцветьем.
второй королевской особой, которой мы обязаны повторным появлением белого свадебного платья, стала, собственно, королева виктория. 10 февраля 1840 года она вышла замуж за герцога альберта саксен-кобург-готского. за процессом пошива своего свадебного платья молодая монархиня следила сама. проигнорировав традиционное тяжелое парчовое свадебное платье, украшенное драгоценными камнями и наполовину закрытое бархатной, отделанной горностаем накидкой, королева заказала восхитительное белое атласное платье, украшенное веточками флер-д’оранжа (цветки апельсина) и отделанное кружевом. чтобы изготовить кружево для ее платья и вуали потребовалось более ста кружевниц, которые в свою очередь трудились шесть месяцев.
стоило ожидать, что в выборе платья невесты станут подражать её величеству. викторианское платье, которое включает в себя обтягивающий корсаж, широкую юбку и шлейф, поныне считается классическим и очень популярным.
кстати, традиция надевать свадебное платье только один раз в жизни тоже пришло во времена правления королевы виктории. так в средневековье дамы могли демонстрировать роскошный наряд, навещая своих многочисленных родственников.
кроме того, белый цвет в XIX веке своего рода олицетворял роскошь и богатство, а отнюдь не невинность и чистую любовь. так как надеть белого цвета платье не каждая девушка могла себе позволить – очень уж он маркий.
по материалам статьи
17 комментариев
сейчас такой страх творится в этой отрасли моды. синтетические «бабы-на-чайник» заполонили индустрию. всем хочется побыть принцессой, даже если муж — свинопас. только фиговая в пластиковом жемчуге и кривой машинной вышивке получается принцесса. штампованная. с клеймом сычуаньской швейной фабрики вместо лейбла.
красной гуашьювином, а предварительно испачкать фату ажасного цвета помадой. Все эти невинные и грациозные «прынцессы» чувствуют себя просто верхом элегантности и красоты. А если ещё и муж в костюме (это второй раз в жизни, когда он надел костюм, после выпусеного), который ему не идёт, и он его стесняется,перенесёт её через весь мостна дрожащих ножках дотащит по другую сторону местной речки-вонючки, то свадьба была поистине королевской (ну и пусть, что единственная её причина — незапланированная беременность). Это так, собирательный образ, никого конкретного не имел ввиду…извините, вырвалось =)
просто у вас так экспрессивно получилось…
Мне, приходилось по детству бывать на нескольких таких свадьбах с родителями. Психическая травма теперь на всю жизнь. Зато тепрь точно знаю, что у меня всё будет по-другому ;)
да, а вместо белого платья у меня были зеленые джинсы:-Р
по поводу цвета платья — много всяких символов и теорий… наиболее общеизвестная — свадебное платье траурного цвета (на руси — чермный сарафан). ну да это все знают, наверное, почему…
молодой человек, ну вы бы хоть погуглили для приличия =)
википедия:
епархия — административно-территориальная единица во главе с архиереем (или епископом)
проще говоря, страна поделена на «сферы влияния» церкви. это аналог административного деления на области, хотя не всегда с ними совпадает. точнее, даже очень редко совпадает =)
вообще всё это лишь предписания. по домам не бегала полиция нравов, не шугала нарушителей и не держала свечку.
хотя да, всё равно, наверное, было скучно =)
хотя… «представляли ко двору» девушку в возрасте 14-15 лет. один-два-максимум три сезона — и помолвка. 19-20 — уже перестарок. (вспомним хотя бы Скарлетт О'Хара).
интересно, каким образом происходили помолвки и свадьбы у более простых людей — ведь здесь описываются аристократы… наверняка правила были попроще. из литературы что-то ничего не вспоминается…
что касается совершенной бедноты, то верующие шли по первому пути, неверующие — по третьему. оба они одинаково дёшевы (дешевле дамской шляпки в то время =)) в организационном плане. а по поводу покупки и меблирования дома, равно как и страхования жизни — вот это было уже делом сугубо зависящим от уровня доходов.
кроме того, что вас так удивляет? невесты были очень молоды, 15-20 лет, жениху же могло быть далеко за 30. такая разница в возрасте никого не смущала и казалась естественной и рационально обоснованной — к этому времени мужчина имел возможность сколотить какое-то состояние или хотя бы завести своё дело, позволяющее прокормить семью.