Япония,век 19,интересные персонажи

Основная история о достаточно знаменитом отряде и нескольких людях которые были известней чем сам отряд)
Подлинность истории достаточно точная, консультировался с несколькими знатоками японии: двумя востоковедами и одним историком-фехтовальщиком.
Копипаст наиболее полного описания. Начальный автор статьи Антрекот, за что ему огромное спасибо.
С Уважением, SteamAngel
Военная полиция, о ней будет написано ниже)
Япония. Истории времен смуты.
Япония, 1864. До гражданской войны еще несколько лет, но на улицах уже режутся вовсю. К заместителю военно-морского министра Бакуфу (военного правительства Токугава) приходит непрезентабельного вида молодой человек с письмом от князя Мацудайра (родовое имя Токугава, сохранившееся за одной из младших ветвей семьи). В письме князь просит рассказать молодому человеку о делах министерства. Зам министра, в общем, делать нечего — только всяких вьюношев просвещать. Но, с другой стороны, а вдруг что-то выйдет? И он начинает объяснять молодому человеку, как обстоят дела. А дела можно характеризовать кратким словом «катастрофа». Ничего нет, денег нет, ничего не делается, верфи в чудовищном состоянии, работать никто не хочет, учиться никто не хочет, людей, владеющих иностранными языками, нет — и вообще, такое впечатление, что вся страна сверху донизу категорически желает оставаться в своем нынешнем беззащитном состоянии.

Рассказывает он, и как-то ему неловко, странно ему. Кажется ему, что он этого внимательного молодого человека где-то видел — причем при обстоятельствах, не имеющих отношения к флоту или князю Мацудайра. И тут он прерывает свои жалобы пленного турка и говорит:
— Постойте. Вы — Сакамото Рема из Тоса, глава фехтовальной школы Шиба. Вы — бунтовщик и убийца. Вы же убить меня пришли — что ж вы мне уже второй час голову морочите?

Молодой человек бьется лбом об пол и начинает объяснять, что он действительно Сакамото Рема из Тоса и действительно некоторым образом бунтовщик, хотя это как посмотреть, но у него и в мыслях не было убивать высокопочтенного господина Кацу, к которому он не испытывает ничего, кроме уважения.

— Меня князь Мацудайра попросил зайти и посмотреть, нельзя ли что-нибудь сделать. И я уже вижу, что можно. Рабочих на верфи мы вам найдем, и кадетов в мореходное училище — сколько хотите. И переводчиков с варварских языков. А вот денег у нас и у самих нет, но у меня есть одна идея, если она пойдет, будут и деньги…

Идея называлась торговый картель Кайентай (сейчас Мицубиси), и пошла она хорошо — так что года через два мятежники начали снабжать военно-морскую программу еще и деньгами. Так и продолжалось это сотрудничество при полном одобрении коллег Сакамото Ремы и начальства Кацу Кайсу — потому что, кто бы не победил в гражданской войне, флот потребуется всем.
Полная история по ссылкам ниже.

Информация к размышлению: Сакамото Рема.

Сакамото Рема (личное имя переводится на русский милой контаминацией «драконь» — матери перед родами приснился дракон с лошадиной головой) — это такая себе химера, готовый персонаж приключенческого романа. Мастер клинка, отказавшийся от меча в пользу «смит-вессона», абсолютный бессребреник, создавший первую в Японии торгово-промышленно-финансовую корпорацию, политик, страстно ненавидевший сегунат и мечтавший похоронить его без крови, человек считавший, что самый простой способ победить варваров — это научиться делать все то, что делают они — только лучше. Сторонник равенства а ля Арал Воркосиган — «объявить всех самураями и забыть об этом вопросе». Это именно он уговорил Сайго и Кидо Коина (поклонники аниме знают Кидо под одним из его промежуточных имен — Кацура Когоро) забыть старую вражду и объединить силы Чошу и Сацума (каковое объединение, собственно, и похоронило сегунат). За ним не стояло никакой силы — но все очень быстро привыкли, что Рема все время говорит какие-то совершенно дикие вещи — и всегда оказывается прав. В 1867 он настоял на переговорах с сегунатом. Если бы его «девять пунктов» были приняты, может быть, обошлось бы и без войны. Неизвестно, как бы оно обернулось, но тут Рему убили. Убийство это приписывали Шинсенгуми, а точнее лично Сайто Хаджиме. Руководство Шинсена, вопреки своему обыкновению, категорически заявило, что не имеет к этой истории никакого отношения — но им не очень поверили — кому ж еще-то? И уже хорошо после войны выяснилось, что это действительно не они — местное самурайское ополчение случайно узнало, где Рема ночует, и решило огрести немножко славы. Но когда оставшиеся в живых прибежали к начальству докладывать, начальство приказало им заткнуться и сидеть тихо, потому что свои же не простят.

Информация к размышлению: Кидо Коин

Кидо Коин (Кацура Когоро) — историческое лицо, тоже глава фехтовальной школы (их вообще в этом конфликте на обеих сторонах было как во Французской революции адвокатов), старший самурай хана Чошу и какое-то время высокопоставленный чиновник в представительстве хана в Киото, «человек с замороженной кровью», escape artist — не знаю, как адекватно перевести это хорошее английское выражение на русский — в общем, все попытки его арестовать кончались такими красочными конфузами, что один региональный чиновник даже доложил по начальству, что он не нанимался воевать с нечистью. Вестернизатор. За несколько лет переиграл, пересидел, просто убил всех, кто стоял между ним и властью в движении и возглавил Ishin-shishi («людей благородной цели») хана — и вел себя в этом качестве замечательно. Единственный человек, который мог составить ему серьезную конкуренцию — Такацуги Синсяку — безоговорочно его поддерживал. В общем, выражаясь словами Латыниной «человек, который способен на все, когда речь идет не о личной выгоде». В какой-то момент перестал носить оружие, что в ситуации гражданской войны выглядело очень странно. Причины неизвестны.
Пережил войну, был одним из руководителей страны и умер в 1877 от мозговой лихорадки на несколько месяцев пережив своего коллегу и соперника Сайго Такамори.

Информация к размышлению: Кондо Исами

1867. Уже практически война. В Киото, в большой гостинице на окраине города собираются представители нескольких групп «людей благородной цели», чтобы заслушать проект петиции о конституции. Чтение уже началось, как вдруг в комнату влетает один из часовых и сообщает, что в гостиницу только что вошел Кондо Исами, командир Шинсенгуми — подразделения, поддерживавшего порядок в Киото от имени сегуната.

Поскольку предыдущий визит этого господина в гостиницу, набитую Ишин Шиши, (знаменитый инцидент в Икеда-я) кончился для «людей благородной цели» крайне плачевно, присутствующие начинают нервно оглядываться и оценивать помещение на предмет обороны. Тут на сцене появляется слуга, который начинает объяснять, что господин Кондо один, что он часто приходит ужинать, и что он вот сейчас идет на «чистую» половину (то есть туда, где они все собрались) и что хозяин — естественно — не может его остановить. А через минуту появляется и сам Кондо. И действительно один. И видит человек тридцать из верхушки розыскного списка. Вопрос: что было дальше?

Ответ: это Япония. Обе стороны вежливо поздоровались, Кондо предложили сесть — и чтение проекта пошло дальше. Под конец довольно бурного обсуждения, представитель от Тоса спросил у Кондо, что тот думает о проекте. Тот покачал головой и ответил, что согласно существующим законам страны, это прямая измена — но этот вопрос не входит в его, Кондо, компетенцию. Его долг — поддерживать порядок в старой столице, а данный проект и обсуждавшиеся меры по его осуществлению опасности для жителей Киото не представляют. Поэтому все присутствующие могут свободно передвигаться по городу до тех пор, пока не нарушат общественный порядок. Затем он поблагодарил собравшихся за исключительно интересный вечер и откланялся. И уже от перегородки сказал «Если вы не уравняете в правах ши-но-ко-шо (четыре основных сословия — самураи, крестьяне, ремесленники, торговцы), то грош цена вашей конституции, и не стоит она ни одной человеческой жизни.» И вышел.

Господа мятежники были до глубины души потрясены таким возмутительным радикализмом.

Информация к размышлению: Ишин-Шиши

Япония, как известно, чуть ли не 300 лет была страной закрытой. Указ сегуна Иэмицу гласил: «Отныне никому, покуда солнце светит над миром, не позволяется приплыть в Японию, даже в качестве послов, и этот запрет никогда не должен быть отменен под страхом смертной казни.» Но на американцев этот указ впечатления не произвел и в 1854 году командор Перри (знаменитый инцидент с «черными кораблями» (2)) силой вынудил японцев подписать договор, по которому иностранные суда могли заходить в японские порты и вести торговлю.

Для страны это был конец света. Для умных людей — конец света вдвойне — многие в Японии знали про «опиумные войны» в Китае и полагали, что торговым договором дело не ограничится. Вот так и возник лозунг «Сонно Джой» — «да здравствует император — долой варваров!»

Дело в том, что власть сегуна вполне официально проистекала от императорской, и в 19 веке все более популярным становилось мнение, что сегун — это инструмент императора, и власть его легитимна только пока решает поставленные императором задачи — в частности, обеспечивает безопасность страны. Эта позиция (школа Мито), вполне невинная в годы мира, стала опасной после открытия страны — если режим бакуфу не смог или не захотел защитить Японию от варваров, значит он потерял право на власть. Отныне император должен править сам. (Забавно, что светом в окошке для проимперской партии был один из членов дома Токугава — Хитоцубаши Кейки. Человек половину сознательной жизни просидел под домашним арестом за ярко выраженные проимперские настроения, потом оказался крайним в цепочке наследования, стал сегуном — и весьма активно в этом качестве боролся с Ишин Шиши. Видимо положение обязывало.

Поначалу «рыцари благородной цели» были сугубыми изоляционистами и призывали к восстановлению статуса кво — только с императором во главе. Чиновники бакуфу, в общем, хотели того же (без императора) — только понимали, что не получится.

А с противоположной тенденцией вышло так. Жил-был в Чошу самурай Ёшида Шоин (или Ёшида Торадзиро). Был он ученым и поэтом, пользовался уважением и покровительством главы клана. Много путешествовал (по Японии, естественно, что, кстати, тоже было редкостью — самураи не могли самовольно покидать пределы хана), еще больше читал. Был себе такой тихий традиционалист. И вот, вскоре после подписания договора, 24-летний самурай явился к Перри и по-голландски (несчастный коммодор чуть дар речи не потерял) попросил взять его с собой в Штаты. Перри, естественно, отказал. Попытка покинуть страну по японским законам была преступлением, каравшимся смертью. Поэтому, получив отказ, Ёшида Шоин немедленно сдался властям. (1) Его посадили до выяснения, а он — скучно же сидеть — открыл в тюрьме школу для других заключенных. Через несколько месяцев его выпустили — было решено списать его действия на «обстановку временного безумия» — а вот преподавать ему понравилось, так что выйдя на свободу, он завел в родном городе Хаги «вольную академию под соснами», куда принимал учеников любого возраста и звания. И как-то так вышло, что оказалось у него в учениках что-то 50 человек 18-25 лет — и все как на подбор патриоты. Идеи «Шока Сандзюку» были просты. Япония — маленькая страна. «Варвары», уступая японцам в культуре, многократно превосходят их в техническом отношении. И потом, их много больше. Выводы — чтобы не разделить участь Китая, Япония должна как можно скорее позаимствовать у варваров всю техническую сторону — и желательно превзойти их. Сделать это силами одних самураев не получится — их слишком мало. Значит, надо привлекать талантливых людей из всех сословий — то есть похоронить кастовую систему.

Поскольку бакуфу на это никогда не пойдет, режим должен быть изменен на прямое императорское правление — желательно мирным путем, но можно и не мирным.

Компания потихоньку организовывалась, училась обращаться с огнестрельным оружием, вела пропаганду среди крестьян и ремесленников (это для тогдашней Японии была настолько дикая идея, что инспектора сегуната несколько лет этого просто не замечали — хотя пропаганда велась практически в открытую), посылала эмиссаров в другие кланы — и даже выпускала собственную газету под забавным названием «Летучие уши, большие глаза».

И тут грянул гром. В 1858 под давлением извне — и вопреки воле императора — бакуфу подписало декрет, выводивший иностранцев из-под действия японских законов. Японию залихорадило. Министр Ии Наоцуке, фактический правитель страны, решил, что с огнем борются огнем — и начал волну репрессий. В столицах инакомыслящих казнили без суда. До провинции чистка рядов еще не докатилась, но было ясно, что это — вопрос времени. Ёшида Шоин призвал к восстанию, компания его учеников попыталась убить Ии Наоцуке, но их подвела полная неопытность в такого рода делах. Ёшида Шоин был арестован, доставлен в столицу и 21 ноября 1859 года казнен. Ему было 29.

Историки считают 59 год, годом начала смуты. Большая часть учеников Ёшиды приняла участие в революции — Ито Хирубуми — первый премьер-министр и создатель конституции. Ямагата Аритомо — создатель современной армии, и конечно, Кидо Коин и Такацуги Синсяку — люди, которые в паре с Сайго Такамори и Окубо Тошимиси из Сацума выиграли гражданскую войну.

Полная история:
часть первая
часть вторая
часть третья

16 комментариев

avatar
Надо, что б это создатели «Викториума» прочитали.
  • YUH
  • +1
avatar
Надо, что б это создатели «Викториума» прочитали.

Золотые слова.

Уже за один подход(обращение к знающим людям)плюс.

Без знания реальной истории того времени (для создания персонажей и вразумительных текстов) никуда.
avatar
Всё это, конечно, прекрасно, но какое отношение имеет к стимпанку, кроме, как обычно, датировки нужной эпохой? ПММ, пора уже перестать навязывать историзм сообществу, это лишь одна, и не столь важная, как, например, творческая фантастичность, черта стиля. А ещё очень часто оказывается предлогом для наведения абсурдных ограничений типа «без цилиндров и королевы Виктории — уже не стимпанк».

Вижу, пора, пора учиться рисовать и взяться за фантасмагорический подход, иначе потопите стиль в деталях, в соответствии жилетов покрою энного века.
avatar
Это не стимпанк.Но это нужное сырьё для него.
Причём хорошего качества.

Никто ничего никому не навязывает.
Люди выкладывают то, что считают пригодным для использования — не только готовое изделие, но и составляющие части.
Может напротив, пора «голосу сообщества» прекратить навязывать свои видения стимпанка :)
Это так, в пику.

Будут читать не только вас — смиритесь с этим.
Это не блог «имени Зеро». :)
avatar
Реакция на 5, Павлов гордился бы вами :)
То-то вы, Максим, всё гнёте свою борьбу за чистоту и позитивность. Это так, в пику.

Впрочем, Викториуму и впрямь пригодится — там же альтернативка, тем паче Япония в деле. Только не надо под неё весь стиль подгребать, в том числе на сайте — это лишь одна из граней.
avatar
Борьбу гнуть нельзя — гнуть можно только свою линию :)
Федя, мне показалось, или вы всё меня оскорбить пытаетесь своими постоянными сравнениями с подопытными Павлова?
Давайте так молодой человек — если вам такая охота — пишите мне сразу в личку, не засоряйте ресурс.Это перове. И второе — постанока диагнозов по интернету в первую очередь говорит о самом диагносте.

Повторю для ясности — стиль не ваша собственность, другие люди будут видеть его по-своему.Если вас это мучает — можете не читать.
avatar
А я сейчас понял, Максим, почему вы полезли поддерживать историзЬм в Викториуме. Они же вас обидели последней миниатюркой, разочаровали — надо же теперь им шпильку вставить за попрание-то! :)

Хотя я даже согласился бы негласно — помянули реликвии не в тему. Даже не потому, что они кому-то святы, а потому, что именно эти уже заезжены Голливудом и прочими сочинителями. Стоит детальнее продумывать, и применять не первые реалии, которые всплыли в голове, а наиболее подходящие к теме. Наверное, святой — покровитель механики уже тоже есть, или приближенный к нему — вот от его мощей и закладывать частичку.
avatar
А я сейчас понял, Максим, почему вы полезли поддерживать историзЬм в Викториуме. Они же вас обидели последней миниатюркой, разочаровали — надо же теперь им шпильку вставить за попрание-то! :)

Ребята меня вряд ли могли «обидеть» своей миниатюрой — я же не заказчик.Они делают свой проект и мнения других им интересны постольку-поскольку.
Моё уважение к ним за то, что они в такое время смогли двигать свой проект, не изменилось.
Так что насчёт шпилек — «Хоботов, это мелко».
Но разубеждать не буду — пусть это ваше понимание обо мне греет вас в морозы :)
avatar
Греет и накормленным держит!
Считайте, что оправдались. :)
avatar
Замечательная статья! Обязательно надо принять на заметку этих «вестернизаторов»...:)))Ну, там несчастные случаи, фугу недоваренная, слива большая, порезался, опять-же… И долгие годы мирного развития традиционной ниппонской «цивилизации»...:))))ПлюсЪ!
avatar
интирестно что на тебя нашло?
предующий твой пост…
avatar
Хороший исторический экскурс, правда, несколько романтизированный (что вполне в духе стимпанка :))
Да, режет глаз использвание буквы «Ш» :)
avatar
А как правильней? Через «С»?
Каким правилом у них регулируется этот момент — когда Ш, когда С?
avatar
Если первоисточник переведен сначала на английский, а потом на русский — в тексте будет «Ш», как «суШи».
Если сразу с японского — будет «с», «суси» все-таки правильнее.
Разные правила трансфонетики.
avatar
Спасибо!
avatar
короче, штимпанк.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.