Анатомический театр.
Доброго времени суток, уважаемое сообщество и гости ресурса!
Давно набрела на этот ресурс, но не хотелось приходить с пустыми руками. В силу специальности, уже собрала дома массу медицинской литературы и хочу кое-чем поделиться. Итак, давайте поговорим о театре…АНАТОМИЧЕСКОМ! Статья может содержать завышенное количество цинизма, поэтому слабонервным, просьба не читать дальше ;-)
Анатомический театр (лат. theatrum anatomicum), помещение для анатомических работ, исследований и чтения лекций. В современном употреблении — помещение для учебного вскрытия трупов в медицинских учреждениях. Исторически — специфическое явление культуры эпохи барокко: театрализованное вскрытие трупов врачами в парадных костюмах.
Так об этом пишет Википедия. Но как-то сухо. Позвольте рассказать подробнее. Упоминание о первых анатомических театрах датируются 16-17 веками. Точную дату назвать трудно, но ясно одно – первые учреждения подобного типа появились в Италии (куда смотрел Ватикан!)
На заре своего развития в анатомических театрах препарировали в основном свиней и собак, а людей редко, интерес к ним развился позже. Скажу только, что звание театров они получили за то, что на данное мероприятие нередко приглашали музыкантов. Мы не будем останавливаться подробно на этой главе истории, а двинем сразу в начало 19 века. Примечательно то, что в Англии официального разрешения доставлять трупы из больницы в театре не было до 1828 года. По религиозным соображениям. Врачам разрешалось препарировать только трупы казненных, но их колличество резко сократилось из-за отмены «кровавого кодекса». Анатомы обходились двумя-тремя трупами в год. А театры функционировали и собирали полные залы. Анатомов спасли «ресуррекционисты»! Люди, этой вымершей ныне специальности, выкапывали трупы и продавали врачам. Мне так и не удалось узнать, как происходила расплата, на вес или поштучно, но видимо недешево.
Можно сказать, что данная профессия становилась все более популярной, и трупов на всех не хватало, так как в уже упомянутом ранее 1828 году казнили некоего Берка, за то что он, денег ради, задушил и продал врачу Коксу 16 человек. Хотя в разных источниках число жертв может меняться, лично я доверяю этой, она из Большой Медицинской энциклопедии. Данный судебный процесс стал поводом разрешить официально привозить тела из больниц, для последующего исследования. Начался золотой век анатомических театров. Некоторые из них накопили настолько обширную базу знаний и обзавелись такими коллекциями препаратов, что получили статусы анатомических иститутов.
Аудитории имели вид амфитеатра, в котором лектор, он же препаратор, располагались в центре, ближе к телу, студенты, собственно, вокруг происходящего. Также в здании находились хранилище препаратов, холодник, помещения для хранения белья, гардероб, музей театра, кабинеты врачей, подземный погреб, квартиры служителей, мастерские. В общем, старались устроиться с комфортом.
А как же в нашей стране, спросите вы. И я отвечу. В России, начиная с петровских времен, в которые анатомические театры и появились, мы не встречаем богословско-философских возражений против анатомических театров. В стране, в которой была и свобода слова, и мыслители уровня Достоевского и Толстого, не звучало ни единого голоса против освоения медицинской премудрости на препаратах, приготовленных из тел умерших. Даже жалобы священников на то, что “разобранные телеса хоронить не можно” — протест, скорее, эстетический, нежели богословский… Более того, начиная с XIX века, мы имеем ряд примеров, когда те, кто работал на трупах, одновременно были подвижниками православной молитвы. Российская наука взрастила не один анатомический театр, среди которых Казанский признан памятником русского классицизма.
В наше время представление анатомического театра можно увидеть разве только в кино. Например в фильме, который надеюсь, видели многие, если не все, «Дракула» Френсиса Форда Копполы. Там есть эпизод, в котором пожилой Ван Хельсинг (Энтони Хопкинс) проводит лекцию в анатомическом театре.
Возможно, у вас возникнет вопрос, почему же такое явление имело место быть в ушедшей эпохе, а сейчас его нет. Я тоже думала об этом и пришла к выводу, что несколько веков назад людям еще никто не придумал гуманизма, и они спокойно ходили на публичные казни, публичные побои и публичное препарирование.
И тем не менее, как бы не кривился дорогой читатель, а анатомические театры были такой же неотъемлемой частью викторианской эпохи, как паровой котел, как индустриализация, как сама Виктория (слава ей!)
Надеюсь, вам было не скучно.:-)
Давно набрела на этот ресурс, но не хотелось приходить с пустыми руками. В силу специальности, уже собрала дома массу медицинской литературы и хочу кое-чем поделиться. Итак, давайте поговорим о театре…АНАТОМИЧЕСКОМ! Статья может содержать завышенное количество цинизма, поэтому слабонервным, просьба не читать дальше ;-)
Анатомический театр (лат. theatrum anatomicum), помещение для анатомических работ, исследований и чтения лекций. В современном употреблении — помещение для учебного вскрытия трупов в медицинских учреждениях. Исторически — специфическое явление культуры эпохи барокко: театрализованное вскрытие трупов врачами в парадных костюмах.
Так об этом пишет Википедия. Но как-то сухо. Позвольте рассказать подробнее. Упоминание о первых анатомических театрах датируются 16-17 веками. Точную дату назвать трудно, но ясно одно – первые учреждения подобного типа появились в Италии (куда смотрел Ватикан!)
На заре своего развития в анатомических театрах препарировали в основном свиней и собак, а людей редко, интерес к ним развился позже. Скажу только, что звание театров они получили за то, что на данное мероприятие нередко приглашали музыкантов. Мы не будем останавливаться подробно на этой главе истории, а двинем сразу в начало 19 века. Примечательно то, что в Англии официального разрешения доставлять трупы из больницы в театре не было до 1828 года. По религиозным соображениям. Врачам разрешалось препарировать только трупы казненных, но их колличество резко сократилось из-за отмены «кровавого кодекса». Анатомы обходились двумя-тремя трупами в год. А театры функционировали и собирали полные залы. Анатомов спасли «ресуррекционисты»! Люди, этой вымершей ныне специальности, выкапывали трупы и продавали врачам. Мне так и не удалось узнать, как происходила расплата, на вес или поштучно, но видимо недешево.
Можно сказать, что данная профессия становилась все более популярной, и трупов на всех не хватало, так как в уже упомянутом ранее 1828 году казнили некоего Берка, за то что он, денег ради, задушил и продал врачу Коксу 16 человек. Хотя в разных источниках число жертв может меняться, лично я доверяю этой, она из Большой Медицинской энциклопедии. Данный судебный процесс стал поводом разрешить официально привозить тела из больниц, для последующего исследования. Начался золотой век анатомических театров. Некоторые из них накопили настолько обширную базу знаний и обзавелись такими коллекциями препаратов, что получили статусы анатомических иститутов.
Аудитории имели вид амфитеатра, в котором лектор, он же препаратор, располагались в центре, ближе к телу, студенты, собственно, вокруг происходящего. Также в здании находились хранилище препаратов, холодник, помещения для хранения белья, гардероб, музей театра, кабинеты врачей, подземный погреб, квартиры служителей, мастерские. В общем, старались устроиться с комфортом.
А как же в нашей стране, спросите вы. И я отвечу. В России, начиная с петровских времен, в которые анатомические театры и появились, мы не встречаем богословско-философских возражений против анатомических театров. В стране, в которой была и свобода слова, и мыслители уровня Достоевского и Толстого, не звучало ни единого голоса против освоения медицинской премудрости на препаратах, приготовленных из тел умерших. Даже жалобы священников на то, что “разобранные телеса хоронить не можно” — протест, скорее, эстетический, нежели богословский… Более того, начиная с XIX века, мы имеем ряд примеров, когда те, кто работал на трупах, одновременно были подвижниками православной молитвы. Российская наука взрастила не один анатомический театр, среди которых Казанский признан памятником русского классицизма.
В наше время представление анатомического театра можно увидеть разве только в кино. Например в фильме, который надеюсь, видели многие, если не все, «Дракула» Френсиса Форда Копполы. Там есть эпизод, в котором пожилой Ван Хельсинг (Энтони Хопкинс) проводит лекцию в анатомическом театре.
Возможно, у вас возникнет вопрос, почему же такое явление имело место быть в ушедшей эпохе, а сейчас его нет. Я тоже думала об этом и пришла к выводу, что несколько веков назад людям еще никто не придумал гуманизма, и они спокойно ходили на публичные казни, публичные побои и публичное препарирование.
И тем не менее, как бы не кривился дорогой читатель, а анатомические театры были такой же неотъемлемой частью викторианской эпохи, как паровой котел, как индустриализация, как сама Виктория (слава ей!)
Надеюсь, вам было не скучно.:-)
26 комментариев
Даже фильм в жанре чёрной комедии снят «Руки-ноги за любовь»
Статья небольшая, но +
А на счет минусователей, я подумал что лепят тем у кого рейтинг высокий, чтоб не зарывались, но вы похоже эту теорию опровергаете… ;))
UPD Ну, как развлечения — их действительно нет =)
А на счет того что нет такого развлечения… я бы сильно поспорил!
можно еще долго продолжать…
P.S. За статью плюс, но часть его авансом — ибо не статья по сути, а так, заметка.