Albert Robida - разочаровавшийся пророк (фантаст) .
Альберт Робида, (родившийся 14 мая 1848 в Compiègne — север Франции, умер 11 октября 1926 в Неилли), один из пионеров научной фантастики и отец-основатель научно-фантастического искусства. en.wikipedia.org/wiki/Albert_Robida
«Добродушные мечтатели минувших веков воображали себе, что прогресс, в триумфальном своем шествии по арене наших цивилизаций, улучшит как людей, так и учреждения и водворит раз и навсегда вечный мир. В действительности, однако, оказалось, что прогресс, приводя народы в более тесное соприкосновение, вызвал вследствие этого лишь более запутанные столкновения интересов, соответственно увеличивая число поводов и случаев к войне»… (Альбер Робида)
Несмотря на сильную близорукость, маленький Robida был страстно увлечён рисованием. Ещё будучи ребёнком, Робида выпустил свою первую (домашнюю) серию сатирических комиксов в 1865 году, а два года спустя его родители, признав-таки его творческие таланты, разрешили ему переехать в Париж, где в 19 лет он начал свою карьеру как иллюстратор и карикатурист для множества популярных Парижских журналов, таких как La Chronique illustrée и Le Polichinelle. Робида вёл иллюстрированную хронику франко-немецкой войны 1870 и следующей за ней Парижской Коммуны. Робида путешествовала всюду по Европе как внештатный художник-журналист-корреспондент, прежде чем обосноваться в 1876 в Парижском пригороде, обзаведясь семьёй.
Вообще-то Робиду можно назвать родоначальником таких жанров, как «стимпанк», «паропанк» и даже «дизель», у Робида активно используется электричество: один из его романов называется «Электрическая жизнь».
В конце XIX века он сделал множество предсказаний.
Так, например, он «увидел» события Первой и Второй мировых войн, взрыв на Чернобыльской атомной станции, гибель множества людей от чумы ХХ века — СПИДа. Предсказал он также возможность создания человека ин-витро, без мучительных для матери и ребенка последствий: герой его книги «инженер-медик Сьюфатен, славный малый, был выращен искусственным путем — в реторте». Его произведения переведены более чем на десяток языков мира.
Начав как художник-иллюстратор в одной из французских газет, вскоре он начал писать статьи на злободневные темы, сопровождая их карикатурами собственного пера, а однажды, пытаясь поймать вдохновение, вдруг увидел странное: солдаты, на лицах которых были надеты маски с «хоботами», как у слонов. Быстро зарисовав ускользающий образ, на полях картинки Альбер подписал: «1914». Он думал, что это фантазия воспаленного от бессонницы воображения. Тогда он еще не знал, что именно в 1914, во время Первой мировой войны, будет впервые использовано химическое оружие. Вскоре его «видения» участились, и Робида пришлось записывать их. Так стали появляться романы с дикими, по мнению тогдашних читателей, и мрачными сюжетами, в которые не только не хотелось верить, но и о которых не хотелось даже задумываться. Так плохо не может быть! Просто не может быть никогда!
В 1882 его фантастические романы были изданы в пяти книгах, включавших в себя: “Король Обезьян”, “Вокруг света больше чем за 80 дней”, “Четыре Куинса”, “В поисках белого слона” и “Его превосходительство губернатор северного полюса”. В этот список входили так же несколько причудливых и щедро иллюстрированных научно-фантастических романов включая: «Двадцатый век», “Электрическая жизнь”, “война в двадцатом веке”, “Часы столетий”, и необычно пессимистический “Инженер Фон Сатанас".
Вот что писали о нём современники…
С последним произведением парижского паникера читатель имел удовольствие познакомиться в приложении к «Ниве», за январь 1899 года. В каждом из трех романов мсье Робина рисует пастозными красками картину грядущих ужасов, один мазок нелепее другого, на радость разрушительным болтунам-декадентам. Вот, изволите видеть: война, в которой принимают участие все цивилизованные государства; вот тесные чадные города, где люди сплюснуты, наподобие паюсной икры в бочке, где даже метры жилищной площади не принадлежат вам; вот чудовищные спруты-государства, где «царствует право тайных канцелярий располагать по усмотрению жизнью граждан и устилать землю их трупами», вот Лондон 1965 года, где число экипажей и лошадей достигло такого количества, что население задыхается от миазмов навоза, вот грядущее падение единственного гения – душа женщины, светоч в хрупком сосуде, осквернена и опоганена в гнуснейших притонах, материнство и детство выставлены на торги. Это вакханалия пошлости и своекорыстия, невиданные прежде болезни, эрозии почв, пересыхание морей, суррогаты музыки и литературы для одномерных заплывших душевным жиром душ, и отравляющие газы – что и вовсе невозможно – ведь любой газ, распыленный над армией или гражданским населением, немедленно улетучится в воздух, но мы надеемся, что в ХХ веке даже огнестрельное оружие станет служить лишь охотникам да коллекционерам. Посмеемся же над траурной фантазией и скажем – месье Робина, оставьте свои страшные святочные сказки старым нянькам. Грядет Великий Двадцатый Век, и новое вино не наливают в старые мехи. Пусть смертоносные выстрелы века XIX навсегда канут в Лету под жизнерадостные пиршественные клики и бескровную канонаду корковых пробок из бутылок игристых вин!»
Телевиденье в каждый дом.
The Saharan deserts…
«За город» по пневмотрубе.
Выбор генетических признаков для будущего потомства.
Корабли «будущего».
«Мотопехота» на маневрах :)
Дизайн летательных аппаратов.
Подводная война.
Экзамен на доктора химический наук в военной академии.
Ну тут всё понятно… :)
Вот так с детства нас будут обучать премудростям наук.
«Новый феодализм».
Вторжение азиатов.
Мертвая вода, мёртвый воздух. Экология етить её.
Химическое оружие и яды.
Как изменится жизнь сельского жителя.
Пневматические (паровые) орудия.
В гости на воздушном экипаже.
От экзамена к экзамену.
Электричество — великая порабощённая сила.
Путешествие по Франции.
Создание биологического оружия.
Автоматическая библиотека.
Ну и так, по мелочи…
Робида предсказал танки, линкоры, авиацию, видеотелефоны, дистанционное обучение, дистанционные покупки, домофоны, видеодомофоны, видеодиски, видеотеки, телевидение, реалити-шоу, системы видеонаблюдения (включая концепцию «Большого Брата» под другим названием), химическое и бактериологическое оружие, противогаз, ядерное оружие, техногенные катастрофы, небоскребы, гипсокартон и пробные браки (совместное проживание перед заключением брака).
Когда Робида видел, что его технологические мечты превратились в реальные кошмары во время Первой мировой войны, его отношение к научному прогрессу кардинально изменилось. Заключительное десятилетие его жизни характеризовалось растущей антипатией ко всем вещам, новомодным и технологическим.
Умер Альбер Робида 11 октября 1926 года, так и не дожив (может быть, к своему счастью?) до материализации остальных страшных пророчеств.
www.robida.info/documents/galeries/galerie_04_voyageur/voyageur_home.html
www.britannica.com/EBchecked/topic/1055119/Albert-Robida
www.flickr.com/photos/bjacques/sets/72157594206974982/
www.schubincafe.com/tag/albert-robida/
И еще многие и многие сайты.
«Добродушные мечтатели минувших веков воображали себе, что прогресс, в триумфальном своем шествии по арене наших цивилизаций, улучшит как людей, так и учреждения и водворит раз и навсегда вечный мир. В действительности, однако, оказалось, что прогресс, приводя народы в более тесное соприкосновение, вызвал вследствие этого лишь более запутанные столкновения интересов, соответственно увеличивая число поводов и случаев к войне»… (Альбер Робида)
Несмотря на сильную близорукость, маленький Robida был страстно увлечён рисованием. Ещё будучи ребёнком, Робида выпустил свою первую (домашнюю) серию сатирических комиксов в 1865 году, а два года спустя его родители, признав-таки его творческие таланты, разрешили ему переехать в Париж, где в 19 лет он начал свою карьеру как иллюстратор и карикатурист для множества популярных Парижских журналов, таких как La Chronique illustrée и Le Polichinelle. Робида вёл иллюстрированную хронику франко-немецкой войны 1870 и следующей за ней Парижской Коммуны. Робида путешествовала всюду по Европе как внештатный художник-журналист-корреспондент, прежде чем обосноваться в 1876 в Парижском пригороде, обзаведясь семьёй.
Вообще-то Робиду можно назвать родоначальником таких жанров, как «стимпанк», «паропанк» и даже «дизель», у Робида активно используется электричество: один из его романов называется «Электрическая жизнь».
В конце XIX века он сделал множество предсказаний.
Так, например, он «увидел» события Первой и Второй мировых войн, взрыв на Чернобыльской атомной станции, гибель множества людей от чумы ХХ века — СПИДа. Предсказал он также возможность создания человека ин-витро, без мучительных для матери и ребенка последствий: герой его книги «инженер-медик Сьюфатен, славный малый, был выращен искусственным путем — в реторте». Его произведения переведены более чем на десяток языков мира.
Начав как художник-иллюстратор в одной из французских газет, вскоре он начал писать статьи на злободневные темы, сопровождая их карикатурами собственного пера, а однажды, пытаясь поймать вдохновение, вдруг увидел странное: солдаты, на лицах которых были надеты маски с «хоботами», как у слонов. Быстро зарисовав ускользающий образ, на полях картинки Альбер подписал: «1914». Он думал, что это фантазия воспаленного от бессонницы воображения. Тогда он еще не знал, что именно в 1914, во время Первой мировой войны, будет впервые использовано химическое оружие. Вскоре его «видения» участились, и Робида пришлось записывать их. Так стали появляться романы с дикими, по мнению тогдашних читателей, и мрачными сюжетами, в которые не только не хотелось верить, но и о которых не хотелось даже задумываться. Так плохо не может быть! Просто не может быть никогда!
В 1882 его фантастические романы были изданы в пяти книгах, включавших в себя: “Король Обезьян”, “Вокруг света больше чем за 80 дней”, “Четыре Куинса”, “В поисках белого слона” и “Его превосходительство губернатор северного полюса”. В этот список входили так же несколько причудливых и щедро иллюстрированных научно-фантастических романов включая: «Двадцатый век», “Электрическая жизнь”, “война в двадцатом веке”, “Часы столетий”, и необычно пессимистический “Инженер Фон Сатанас".
Вот что писали о нём современники…
С последним произведением парижского паникера читатель имел удовольствие познакомиться в приложении к «Ниве», за январь 1899 года. В каждом из трех романов мсье Робина рисует пастозными красками картину грядущих ужасов, один мазок нелепее другого, на радость разрушительным болтунам-декадентам. Вот, изволите видеть: война, в которой принимают участие все цивилизованные государства; вот тесные чадные города, где люди сплюснуты, наподобие паюсной икры в бочке, где даже метры жилищной площади не принадлежат вам; вот чудовищные спруты-государства, где «царствует право тайных канцелярий располагать по усмотрению жизнью граждан и устилать землю их трупами», вот Лондон 1965 года, где число экипажей и лошадей достигло такого количества, что население задыхается от миазмов навоза, вот грядущее падение единственного гения – душа женщины, светоч в хрупком сосуде, осквернена и опоганена в гнуснейших притонах, материнство и детство выставлены на торги. Это вакханалия пошлости и своекорыстия, невиданные прежде болезни, эрозии почв, пересыхание морей, суррогаты музыки и литературы для одномерных заплывших душевным жиром душ, и отравляющие газы – что и вовсе невозможно – ведь любой газ, распыленный над армией или гражданским населением, немедленно улетучится в воздух, но мы надеемся, что в ХХ веке даже огнестрельное оружие станет служить лишь охотникам да коллекционерам. Посмеемся же над траурной фантазией и скажем – месье Робина, оставьте свои страшные святочные сказки старым нянькам. Грядет Великий Двадцатый Век, и новое вино не наливают в старые мехи. Пусть смертоносные выстрелы века XIX навсегда канут в Лету под жизнерадостные пиршественные клики и бескровную канонаду корковых пробок из бутылок игристых вин!»
Телевиденье в каждый дом.
The Saharan deserts…
«За город» по пневмотрубе.
Выбор генетических признаков для будущего потомства.
Корабли «будущего».
«Мотопехота» на маневрах :)
Дизайн летательных аппаратов.
Подводная война.
Экзамен на доктора химический наук в военной академии.
Ну тут всё понятно… :)
Вот так с детства нас будут обучать премудростям наук.
«Новый феодализм».
Вторжение азиатов.
Мертвая вода, мёртвый воздух. Экология етить её.
Химическое оружие и яды.
Как изменится жизнь сельского жителя.
Пневматические (паровые) орудия.
В гости на воздушном экипаже.
От экзамена к экзамену.
Электричество — великая порабощённая сила.
Путешествие по Франции.
Создание биологического оружия.
Автоматическая библиотека.
Ну и так, по мелочи…
Робида предсказал танки, линкоры, авиацию, видеотелефоны, дистанционное обучение, дистанционные покупки, домофоны, видеодомофоны, видеодиски, видеотеки, телевидение, реалити-шоу, системы видеонаблюдения (включая концепцию «Большого Брата» под другим названием), химическое и бактериологическое оружие, противогаз, ядерное оружие, техногенные катастрофы, небоскребы, гипсокартон и пробные браки (совместное проживание перед заключением брака).
Когда Робида видел, что его технологические мечты превратились в реальные кошмары во время Первой мировой войны, его отношение к научному прогрессу кардинально изменилось. Заключительное десятилетие его жизни характеризовалось растущей антипатией ко всем вещам, новомодным и технологическим.
Умер Альбер Робида 11 октября 1926 года, так и не дожив (может быть, к своему счастью?) до материализации остальных страшных пророчеств.
www.robida.info/documents/galeries/galerie_04_voyageur/voyageur_home.html
www.britannica.com/EBchecked/topic/1055119/Albert-Robida
www.flickr.com/photos/bjacques/sets/72157594206974982/
www.schubincafe.com/tag/albert-robida/
И еще многие и многие сайты.
27 комментариев
У Франса, мир погубят Финансовые монополии, терроризм и заканчивается всё ядерным взрывом. (кажется нет причины ему не верить! :) )
А Герберт Уэллс, тоже их современник — да было времечко учёных писателей.
Спасибо! +
Очень интересно.
Наконец-то я узнал, кто автор тех замечательных уланчиков на велосипедах:)
P.S.Так действительно бывает — человек думает, что пришедшее в голову фантастика, а мысли потом материлизуются.
Помнится один безвестных советский школьник написал рассказ про умирающий и агонизирующий город, где умирание — порядок дня, обыденность.Времена были счастливого советского застоя, откуда это в голове взялось — неизвестно.Сейчас многое из мрачного, что тогда накалякалось, стало явью.
Сначала подумал — найти, что ли тот рассказик среди старых школьных тетрадок, многих деталей наверняка не помню.А потом решил — да ну его, а то будешь умирать ещё до смерти :))
Может всетаки сэр?
А, я его есче больше КУ!