Эволюция лампы

Это не я опустилась до плоских названий. Текст, который вы прочтете ниже — из Los Angeles Herald, от 13 февраля 1910 г.

Оригинальных иллюстраций из газеты — три. Мне пришлось дополнить их другими, потому что я бесконечно счастлива, за читателей 1910х, которым не нужно было объяснять, кто такая Деметра или Психея, но осознаю реалии своего времени. И еще потому, что автору материала, как мне представляется, выделили слишком мало места для иллюстраций.
Итак,

Los Angeles Herald, Volume 37, Number 135, 13 February 1910 — THE EVOLUTION OF THE LAMP 

В ранних мифах мы можем видеть факел: Деметру с факелом в руках отправляется на поиски своей дочери, Персефоны.

[Demeter standing.] (1872-1887)

В более позднем мифе мы уже видим масляную лампу, которая является своеобразным действующим лицом в истории об Амуре и Психее.
Amor und Psyche.  [Cupid and Psyche.] ([1837-1842])

Психея с лампой в руках наклоняется на спящим Амуром, роняя при этом с лампы каплю горячего масла, и, таким образом, Амур просыпается.
Сегодня Деметра или Психея воспользовались бы электрической лампой.
Так же, как факел стал путем для лампы в мифологии, он явился им на самом деле. Авторы старины источают такое сияние мистики и поэтической фантазии вокруг темы лампы, что трудно понять, где заканчиваются фантазии и начинаются факты. Мы читаем о великих делах, совершенными с лампой египтянами или израильтянами, греками или римлянами.
Одни из самых искусносделанных ими ламп были выполнены по образу и подобия дерева. На его ветвях, в отверстиях, висят вместо фруктов красные масляные лампы. Создатели мифов бросились фантазировать на эту тему, но им по сей день так и не удалось пролить свет на эту историю, а мы уже имеем настоящие лампы.
Лукиан, сатирик второго столетия, рассказывает нам, что некоторые лампы принадлежали людям, наделенными замечательными добродетелями. Он цитирует человека, который выложил баснословную сумму за лампу, принадлежащую стоику Эпиктету, будучи уверенным, что читая при ее свете, достигнет равной ему образованности.
Писатель второго столетия описывает также лампу, которая, словно барометр, могла предсказывать погоду.
Принятый среди евреев праздник светящихся фонариков, пустивший корни в наше Рождество, символизирует собой победу маккавеев над греками. В первый день они зажгли одну лампу, во второй — две, и так далее в арифметической прогрессии до восьмого дня. Это память о том дне, когда враг бежал из храма, и осквернил его, и Иоханаан и его семья преследовали их и догнали их, и догнав и вернув в храм, обнаружили, что масла осталось только на одну ночь, но масло горело восемь ночей, и, таким образом, в память об этом событии каждый год зажигают восемь светильников.

Афиняне настолько почитали ламы, что каждый год устраивали праздник, названный в честь Вулкана, который, как говорят нам мифы, научил человека делать светильник, Минервы, которая показала им, как использовать масло, и Прометея, который добыл огонь с небес. Праздник светильников прославляет всех троих.

Мы с вами располагаем некоторыми, поистине волшебными лампами, которые, как говорят, должны гореть вечно. “Вечные лампы” — так они называются. Около двенадцатого века рабочий раскопал под стенами Рима могилу Паласа, о местонахождении которой ему сообщил горящий светильник, находившийся в головах могилы, и который, таким образом, должен был гореть не менее 2000 лет.
Сначала это явление приписали волшебству, но некоторые непокорные люди проделали прокол прямо под пламенем, впустив тем самым воздух, и пламя угасло.

Около 1550 мраморных захоронений, найденные на острове под Неаполем, содержали горящие светильники. Имеются летописные сообщения о находках сиящего пламени, которое, как предполагается, было зажжено еще до христианской эры. Уже в нашем столетии была вскрыта могила на Аппианском пути, считавшаяся могилой дочери Цицерона, где была найдена горящая лампа, пламя которой должно было быть зажжено не менее 2000 лет назад!
Во времена Генриха VIII в одной из могил была найдена горящая лампа, простоявшая в этой могиле в таком состоянии около 1200 лет! Cловом, таких интересных случаев записано множество. Это, вероятно, делалось так же, как подобное совершали римляне — в знак славы, и, возможно, в с мыслями о том, что свет подарит чувство безопасности ушедшему другу, который, согласно истории, которой его учили, верит в сверхъестественных врагов.

Лампа, называемая “вечной”, действительно демонстрирует экстраординарные качества в химическом искусстве. Licetus придерживается мнения, что изобретение такого пламени обязано жировой материи, находясь в такой пропорции по отношению к силе огня, что ни одна материя не может уничтожить другую. Для сохранения такого баланса лампа помещается в пещеру или в могилу. При открытии могилы проникновение свежего воздуха создает неравенство между маслом и пламенем, и таким образом, пламя угасает.
Cтарые химики считают, что способ вечного горения лампы состоит в уменьшении огня посредством воска или масла, а чтобы сохранить вечным фитиль, его следует делать из асбеста.
В любом случае, количество таких случаев, оставленных нам писателями средневековья, слишком велико и слишком хорошо подвергается проверке, чтобы допустить возможность волшебства.

Первый описанный случай — это горящая лампа, обнаруженная Авраамом. А в книге “Работа ламп и свечей” ‘он используется до такой степени в переносном смысле, что подобные случаи должны быть очень хорошо знакомы.
Св. Климент Александрийский предоставил египтянам оригинальное изобретение ламы, поскольку до тех пор они пользовались небольшими сосудами, наполненными солью и оливковым маслом для освещения. Среди египтян также существовал обычай производства стекла, и они изготовляли небольшие сосуды из стекла или глины, получая, таким образом, небольшое освещение, однако, эти сосуды не были найдены в захоронениях.
В Британском музее имеется два изразцовых сосуда, которые поддерживаются двумя ручками, проходящими насквозь. Надпись свидетельствует о том, что к этим шнурам подвешивались лампы, составлявшие декорации храма Ассуру-Абла, 885 B.C(?)., и что эти лампы, без сомнения, были стеклянными. Священные лампы в греческих храмах с их неугасимым пламененем находились под присмотром дев-весталок, были выполнены из металла и имели асбестовый фитиль.

В Помпейских банях лампы использовались для освещения, защищенные округлым стеклом. Стекло чаще всего использовалось для помпейских ламп, хотя существуют также записи о светильниках из рога и промасленной бумаги.
Восточные народы восхищались светильниками из стекла, и в мечети Кайро имеется несколько очень элегантных таких светильников, относящихся к тринадцатому и четырнадцатому векам.

He found that he had fallen back lifeless upon the couch] (1901)
"Он обнаружил, что упал безжизненным на кушетку( (1091) (He found that he had fallen back lifeless upon the couch] (1901)

В Неапольском музее есть прекрасный образец светильника. Он сделан из двадцати восьми слоев бронзовой проволоки, сплетенной наподобие корзины, которые отражались хрустальным бисером. Это поистине уникальный экземпляр.

Самые простые лампы, о которых нам рассказывает средневековая история, делались из черепов животных с горящим внутри жиром. В некоторых местах подобным же образом использовались морские раковины. Какого огромное расстояние от этого грубого способа освещения к изящной современной лампе с ее сияющим светом! Однако, эти черепа и раковины предоставили естественную форму для фарфора или металла, сохраняя свой главный принцип, позволивший затем найти более совершенные формы для своих ламп древним египтянам, грекам и римлянам, и каменным чашам и кувшинам северных народов.

Первоначально глиняная посуда не покрывалась глазурью, и ламы снабжались еще только отверстием для фитиля. Но со временем стали использоваться лучшие материалы с более совершенной формой и увеличенной силой света. Фитиль обыкновенно делался из льняной пакли или оческов, или еще какого-нибудь растительного волокна, пока толстый слой животного жира был главный горючим материалом. Масло до наших дней было, конечно, неизвестно. Тюлений или китовый жир обеспечивал освещение.

Лампы также издавна использовали древние народы Севера, но холодный климат требовал другой конструкции лампы. В ходу был небольшой каменный открытый горшок, впоследствии замененный металлическим. Лампы похожего вида иногда откапывают в Шотландии и кое-где еще. Тот же принцип кастрюли (padelle) используется для освещения итальянцами, в старых горшках с жиром, которые когда-то стали театральными рампами.

Конструкция лампы не претерпевала особенных существенных изменений до самого начала XIX в.

Pendant lamp in Sevres porcelain. (1852)
Подвесная лампа севрского фарфора, 1852 (Pendant lamp in Sevres porcelain. (1852)

[Designs for keyholes, lamp, gate

Странно, сколько раз сила человеческого воображения оставалась пассивной в таком обыкновенном направлении на протяжении целых веков, а затем внезапно рванулась вперед. До самых 1800 годов христианской эры не возникало никаких существенных улучшений в области примитивной лампы, состоящей из сосуда с фитилем, смазанным жиром. Внешний вид и материал, из которого она была изготовлена, мог меняться, но принцип освещения оставался тем же самым.

[Under the lamp.] (1875)
[Under the lamp.] (1875)

Chris and the wonderful lamp. (1895)
(1895 г. Крис вряд ли так уж удивлен конструкцией лампы)

(Продолжение следует)

5 комментариев

avatar
ВОТ! А Я, пытался полимер приспособить… НЕПОКАТИЛО! А сейчас думаю СТЕКЛОДУВОВ ПОДКЛЮЧИТЬ… Так ИЛИ найти не могу, или $$$ нехватает… вот такой парадокс!:)
avatar
Ну погодите, у меня тут лежит статья, как оптимизировать старую лампу (керосиновую или газовую — пока не видела). Может быть, она поможет делу. Возможно, старый абажур.

А вообще стеклодувы — идея хорошая. Я бы попробовала пощупать несколько стеклодувов.
avatar
А вообще стеклодувы — идея хорошая. Я бы попробовала.
А Я ПРО ШО!!!
avatar
А вот вы ищите как следует! Вы, в целом, где искали? И, если у вас есть рисунок, размеры и проч. др., а между нашими городами есть сообщение — так, может, и я поинтересуюсь?
avatar
ДА нет, СПАСИБО! Я ИСЧУ только в зоне реальной досягаемости… Вот Львов предложил… посмотрим! Иначе ИГРА НЕ СТОИТ СВЕЧь! ДОСТАВКА, разтаможка(если изделие, а не лом) ПОСРЕДНИКИ(итить их)!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.