Предтеча синематографа
Дамы и господа!
Хочу рассказать небольшую познавательную историю с демонстрацией.
А поговорим мы сегодня о «Волшебном фонаре».
«Волшебный фонарь» («Magic Lantern») является проекционным аппаратом и состоит из деревянного или металлического корпуса с отверстием и/или объективом.
В корпусе размещался источник света: первоначально – свеча или лампада, позднее – электрическая лампа. Изображения, нанесенные на пластины из стекла в металлическом, деревянном или картонном обрамлении (диапозитивы), проецировались через оптическую систему и отверстие в лицевой части аппарата. Источник света усиливали при необходимости с помощью рефлектора (а позднее и с помощью линзы). Оптический принцип ранних волшебных фонарей идентичен принципу камеры-обскуры, позднее в них стали применять линзы и объективы, по мере изобретения последних.
Принцип действия «Волшебных фонарей» одинаков, а разновидности зачастую определялись лишь формами кожуха для обеспечения циркуляции воздуха.
Таким образом, волшебный фонарь является прототипом большинства современных проекционных оптических устройств.
Легенда приписывает изобретение «Волшебного фонаря» Христиану Гюйгенсу, а название «Волшебный фонарь», дал ему датский математик Томас Вальгенстен. Он же и стал главным популяризатором этого изобретения, путешествуя по Европе с демонстрациями оптических опытов.
В раннем периоде использования фонаря устроители представлений скрывали фонарь от глаз зрителей. Образы проецировались на клубы дыма, стены или экраны и имели небольшой формат, из-за слабых источников света. Для усиления эффекта демонстраторы использовали «оптические ящики» на колесах. Их стены были сделаны из прозрачной материи на которой и показывали картинки. Фонарь скрывался от зрителя, а образы проецировались на клубы дыма, чем достигался эффект присутствия в зале светящихся ужасных фантасмагорий. Эффект был настолько силен, что за аппаратом закрепилось название «фонарь ужаса», а церковники применяли его для демонстрации верующим ужасов преисподней.
Со временем фонарь набирал все большую популярность. Выпускались как небольшие «домашние» модели, так и аппараты для массовых демонстраций. Наибольшим успехом волшебный фонарь пользовался в Англии во второй половине XIX века. В Лондоне даже была открыта сеть залов, где с использованием спецэффектов проводили показ образа из множества объективов на облака дыма, произведённого с помощью машин («туманные картины», «дым-машины»). Изобретение и развитие фотографии способствовало появлению и массовому производству пластин с фотографическими изображениями, частично вытеснив таким образом рисованные сюжеты.
А теперь немного деталей:
Объектив:
В разобранном виде:
Установка лампы:
И в сборе:
Краткая лекция окончена. Спасибо за внимание, дамы и господа!
Искренне ваш,
Доктор Ш.
Хочу рассказать небольшую познавательную историю с демонстрацией.
А поговорим мы сегодня о «Волшебном фонаре».
«Волшебный фонарь» («Magic Lantern») является проекционным аппаратом и состоит из деревянного или металлического корпуса с отверстием и/или объективом.
В корпусе размещался источник света: первоначально – свеча или лампада, позднее – электрическая лампа. Изображения, нанесенные на пластины из стекла в металлическом, деревянном или картонном обрамлении (диапозитивы), проецировались через оптическую систему и отверстие в лицевой части аппарата. Источник света усиливали при необходимости с помощью рефлектора (а позднее и с помощью линзы). Оптический принцип ранних волшебных фонарей идентичен принципу камеры-обскуры, позднее в них стали применять линзы и объективы, по мере изобретения последних.
Принцип действия «Волшебных фонарей» одинаков, а разновидности зачастую определялись лишь формами кожуха для обеспечения циркуляции воздуха.
Таким образом, волшебный фонарь является прототипом большинства современных проекционных оптических устройств.
Легенда приписывает изобретение «Волшебного фонаря» Христиану Гюйгенсу, а название «Волшебный фонарь», дал ему датский математик Томас Вальгенстен. Он же и стал главным популяризатором этого изобретения, путешествуя по Европе с демонстрациями оптических опытов.
В раннем периоде использования фонаря устроители представлений скрывали фонарь от глаз зрителей. Образы проецировались на клубы дыма, стены или экраны и имели небольшой формат, из-за слабых источников света. Для усиления эффекта демонстраторы использовали «оптические ящики» на колесах. Их стены были сделаны из прозрачной материи на которой и показывали картинки. Фонарь скрывался от зрителя, а образы проецировались на клубы дыма, чем достигался эффект присутствия в зале светящихся ужасных фантасмагорий. Эффект был настолько силен, что за аппаратом закрепилось название «фонарь ужаса», а церковники применяли его для демонстрации верующим ужасов преисподней.
Со временем фонарь набирал все большую популярность. Выпускались как небольшие «домашние» модели, так и аппараты для массовых демонстраций. Наибольшим успехом волшебный фонарь пользовался в Англии во второй половине XIX века. В Лондоне даже была открыта сеть залов, где с использованием спецэффектов проводили показ образа из множества объективов на облака дыма, произведённого с помощью машин («туманные картины», «дым-машины»). Изобретение и развитие фотографии способствовало появлению и массовому производству пластин с фотографическими изображениями, частично вытеснив таким образом рисованные сюжеты.
А теперь немного деталей:
Объектив:
В разобранном виде:
Установка лампы:
И в сборе:
Краткая лекция окончена. Спасибо за внимание, дамы и господа!
Искренне ваш,
Доктор Ш.
32 комментария
Спасибо. +
Я в некотором роде тоже коллекционер, правда не занимаюсь приборами, но попадаются любопытные экземпляры стим-эпохи.
У меня, кстати, назрел вопрос: а как стим-сообщество относится к аутентичным предметам? К вещам эпохи, сохранившим функциональность, а так же к антикварным предметам, которым стим-мастера придали функционал стим-панка? Зарубежные коллеги не гнушаются брать за основу (или в качестве сырья/материала) антиквариат. А как к этому относятся русскоязычные стим-панкеры?
А что скажете об использовании антиквариата в стим-панке? Эта тема уже обсуждалась в сообществе?
Корифеи ресурса думаю выскажутся, подождём…
Возьмите любое фантастическое произведение, почитайте отзывы фанатов. Найдете стопицот мнений. Одни будут утверждать что все гармонично, другие рассказывать что бластер не может пробить зеркальный доспех, третьи что на такой планете не могла зародится жизнь, третьи сетовать на недостаток романтических линий.
А тут не одно произведение, а целое направление фантастики!
Лично я не устаю повторять что стимпанк — фантастика, а не викторианство. Именно поэтому должно оставаться ощущение, что вы смотрите на человека/вещь из другого мира. Мира, в котором правит бал пар и механика. Если одежда — то не банальная викторианская, а такая, как будто человеческая мода развилась в другом направлении. Например, как в послевоенные года были популярны куртки-бомберы, так и в фантастическом стимпанк-мире основными тенденциями может быть, например стилизация под военный камзол боевого дирижабля:
steampunkcostume.com/wp-content/uploads/2011/10/steampunk_military_command_4_by_kairnth-d4d6m5c-431x650.jpg
Женщины тоже:
cs308627.vk.me/v308627964/8e04/SArifT9biCI.jpg
Продолжаем фантазировать: если в мире развита механика, то одной из самых распространенных профессий будет "механик" или «инженер». Потому и гражданская одежда пытается наследовать отличительные особенности, самый яркий пример: гогглы. Ну что делают гогглы на женщине в платье? Защищают при работе в мастерской? В платье? Нет. Просто они стали модным, т.к. инженеры — колдуны фантастического мира. Гогглы на платье не логичны? Так ведь панк, детка!
Другое развитие цивилизации не могло не повлиять на моду. Иначе, зачем такая скучная фантастика? :)
Это про одежду. Про девайсы: тоже желательна фантастичность (в разумных пределах). Многоствольный паровой пистолет? Запросто. Пружинный дискомет? Конечно! Револьвер 19-го века?.. скучно! Допустимо, но скучно. Как аксессуар, дополняющий образ в камзоле боевого дирижабля — вполне. Но сам по себе он не стимпанковее резной ножки от стула. Зато паровой шестиствольный пистолет — и ты понимаешь это оружие именно воздушного пирата, а не обычного джентльмена из Викторианской Англии.
Потому так много плюсов, например, набирают качественно изготовленные флешки, которые имитируют фантастический девайс. Который обыватель возьмет в руки и скажет — ух ты! Косвенно он понимает что это какой-то механизм, ведь вот узнаваемые трубы, вот узнаваемые радиаторы, вот гофрошланги, вот шестереночные передачи, но что этот механизм делает — не понятно. Сделай флешку в виде бензопилы — и человек знает: это бензопила, она пилит деревья или людей. А вот это что? Что оно делает? Паровой котел? Фантастическая буровая установка? Движок от турбины?
Фантазия, фантастика. Вот именно то, что должно привлекать в стимпанке. Викторианство — это всего лишь фон, колорит. Жюль Верн, живи он в 20-ом веке вполне мог написать про космический Наутилус на фантастических геоплазменных двигателях. Но до полета человека в космос оставалось почти 100 лет. Потому и фантазировать он смог только про паровой движок. Ретрофутуризм, блин.
Инженерия — магия стимпанк-мира.
Я вообще не понимаю, почему люди, увлекающиеся викторианством так настойчиво пытаются приписать себя к стимпанку? У вас есть целая эпоха, со своей романтикой, которая только перекликается со стимпанком. (И то не всегда. Ведь есть вестерн-стимпанк, фентези-стимпанк, дизельпанк и т.п.)
Нравится викторианство — на здоровье, это прекрасно. Нравится стимпанк — будьте стимпанкерами. А не людьми из викторианской Англии, с пришитыми шестеренками к одежде.
Потому ничего не имею против ретро вещей как антураж. Фотосессия с девушкой в стимпанк- (не просто викторианской!)одежде возле столика, на котором стоит ретро-фотоаппарат — почему бы и нет?
Но выставить на е-бее такой фотоаппарат с припиской «retro vintage steampunk oldstyle» — моветон.
Что касается переделки ретро-вещей: надо смотреть по ценности. Если керосиновая лампа в одном экземпляре на область, то ей место в музее. Резать ее — вандализм. А когда в каждом селе на чердаке валяется, а вы добавите к ней трубки, рефракторы, и т.п., и она будет выглядеть фантастически — почему бы и нет?
Все вышенаписаное — имхо, разумеется. У каждого свой стимпанк. Но я считаю свое видение правильным. Это нормально, считать свои убеждения правильными.
Конечно, приделав шестеренку к шляпе, не получить «мозгового шлема». Нужно, как минимум, чтобы эта шестерня вращалась. «Но нужно ли изготавливать саму шляпу, если можно найти аутентичный цилиндр? И будет ли от этого выше стоимость шлема и его значимость?» — вот мои вопросы.
Лично для меня важна «наследственность» предмета. Новоделы, пусть и самого лучшего качества, все-таки не совсем то, на мой взгляд. И тут мы плавно переходим к вопросу цены и целесообразности.
И этот вопрос, наверное, и будет крайним углом камня.
Спасибо за развернутый ответ. Любопытная беседа. Из нее получилась бы не менее любопытная дискуссия.
С уважением,
Др. Ш.
Моё субъективное мнение — всё зависит от сохранности предмета. Если от предмета старины остались только ножки, да рожки, то почему бы их не использовать, даже больше скажу — их надо использовать. Другое дело, когда выпиливают из «рабочего» антикварного прибора какой то элемент, те же ножки в форме львиных лап (вот дались мне эти ножки :))) и «лепят» их на свою поделку…
Если кто то захочет выпилить понравившийся элемент с Вашей работы, вы не будете ему возражать? Будете!
Всё написанное касается лишь антиквариата и предметов искусства, а остальные предметы «раскурочить» можно, но лучше всё же созидать, чем разрушать! :)
Я восхищаюсь работами наших (тут я, с Вашего позволения, имею в виду всех, проживающих на постсоветском пространстве) мастеров. Их работы на порядок, а то и несколько, лучше и качественнее многих зарубежных. И самое главное — удивительные вещи делаются «из мусора» и «на коленке». Забугорные коллеги во многом идут по пути использования «аутентики» еще и потому, что сделать копию на достойном уровне просто не могут. Это тоже, на мой взгляд, идет в минус к принципу использования «антикварных доноров». Но, опять же, повторюсь — для меня важна «пыль веков».
Спасибо за ответ. Интересно получилось.
С уважением,
Др. Ш.
не согласен, познакомьте меня с человеком, которому нужна 100%_копия, и, пускай покажет свой «кошелёк», Доктор.
Я о другом немножко.
К примеру, понадобилась для работы полусфера. За границей мастеру будет проще купить сферу и разрезать или напечатать ее на принтере и покрасить. А наш умелец (еще раз подчеркну: «наш» — это человек из постсоветского пространства) будет вытягивать.
Я никоим образом не хочу задеть зарубежных мастеров, там тоже есть талантливые люди, безусловно. Но в общей массе, у нас Левшей больше. Вопрос-то переходит уже в разряд философских. Там керосиновую лампу проще (дешевле) купить на барахолке, а у нас сделать. А возможно дело в менталитете.
С уважением,
Др. Ш.
Плюс.
Что касается антиквариата, скажу так: Все люди разные и по разному относятся к подобным вещам. Кто то просто не хочет покупать(тратить деньги). Кто то просто не может сфантазировать как эту вещь обыграть и видит в ней просто отдельные элементы для моддинга. У кого-то просто рука не поднимается, добавлять на готовую старинную вещь новые элементы(её лучше восстановить). Аргументов много. Лично я предпочитаю последнее :)