33. Дозаправляемая. С корабликами.

33. Дозаправляемая. С корабликами.
Как известно, существенный недостаток зажигалок с «прямым приводом» от пальца на колесо, это требование абсолютно сухой кожи. Стоит хоть раз крутнуть колесо слегка влажным пальцем — и привет, искра пропадает, жди минут 10 пока влага на высохнет. Поэтому параллельно с работой над привычными конструкциями, я помаленьку созревал попробовать что-то новое. С «косвенным приводом».
А на днях увидел на сайте Vintagelighters.ru фотку раритета:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 2)
И очень захотелось повторить эту конструкцию «близко к тексту», прямо с этой забавной кривулинкой на захлопывающемся колпачке, с шариком на кончике. И с колесом, закрытым от внешних воздействий.
Для обечайки корпуса у меня давно уже ждал своего часа кусок декоративной латунной трубки. Похоже на палку карниза для штор:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 3)
Отрезал колечко, отжег, согнул на оправке:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 4)
(после отжига стала ну ооочень мягкая, легко пальцами согнул).
Напрессовал колесо от одноразовой газовой зажигалки:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 5)
Верхняя опора вращающегося узла, закрывающая колесо:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 6)
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 7)
Трубка для кремня и пружинки:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 8)
Спаял трубку с опорой колеса:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 9)
И просверлил отверстие. Канал в трубке работает как направляющий кондуктор для сверла:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 10)
А если сверлить эти детали порознь, до пайки, то было бы крайне проблематично поймать точную соосность отверстий, и малейшее смещение при пайке привело бы к браку.
Выпилено окно для полета искр:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 11)
Примерка вращающегося узла в верхнюю опору. Рядом лежит пятка нижней опоры:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 12)
Горелка и нижняя опора припаяны на пластину, которая станет верхней плоскостью зажигалки:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 13)
Примерка:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 14)
Неподвижная часть шарнира колпачка:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 15)
Тут тоже важна последовательность операций. Обтачиваю наружную поверхность, но не отрезаю деталь от прутка. Переношу из станка в тиски, пропиливаю паз, и растачиваю его до требуемой ширины. И только после этого возвращаю в станок, и отрезаю. Иначе такую куцую деталь очень проблематично фиксировать для слесарной обработки. А за нетронутую часть прутка удобно.
Установил вращающийся узел в опоры, добился четкой соосности (диагностический признак соосности — чтобы маховичок легко вращался), зажал детали в тиски, и засверлил отверстия под крепежные винты совместно:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 16)
То есть, опять тот же фокус: паяем «как само ляжет», а сверлим после, и за счет этого получается точное совпадение частей. А если вначале сверлить, то точность соосности опор вращения пришлось бы ловить уже пайкой, а это, сами понимаете, совсем другая песня.
С нижней стороны на эти отверстия припаивается мясо под глухую резьбу, чтобы винты не стали причиной утечки бензина:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 17)
Поскольку внутренний объем получающегося корпуса выходит даже несколько избыточен для классической ватно-бензиновой зажигалки, я решил опять делать дозаправляемую, с двумя отсеками (доп. бонусом, перегородка увеличит жесткость корпуса. А то, как я уже писал выше, красивая труба оказалась мягковата). Начало работы над перепускным краником, эксцентрическая обточка прутка:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 18)
Готовый корпус краника и запорный винт-игла:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 19)
В обечайку корпуса впаивается перегородка, на перегородке припаян корпус краника:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 20)
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 21)
Колпачок. Плоская пластина вырезана с запасом на подгон её формы позже:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 22)
Ставлю эту заготовку на место, плотно прижимаю колпачок к горелке, и сверлю отверстие под ось вращения, используя неподвижную стойку шарнира как направляющий кондуктор для сверла:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 23)
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 24)
Вот все эти изыски и приходится обдумывать по нескольку недель, прежде чем приступать к воплощению в металле: в правильно продуманном технологическом процессе, должно получиться минимум точных подгонов. И даже минимум разметочных операций. Большинство размеров должны быть «свободными», то есть плюс-минус километр. А точные сопряжения деталей между собой должны получаться как бы сами собой. То есть, не за счет сверх-аккуратности и ловли нулевых допусков, а за счет правильновыбранной последовательности изготовления и монтажа. Когда уже установленная деталь служит «кондуктором» для последующей. Не ловить «сотки», размечая и обрабатывая две сопряженные детали поврозь, а сложить их вместе, и впараллель обрабатывать… Ну и так далее. А неизбежные неточности, чтобы не складывались на каждой последующей операции, а наоборот, взаимно-компенсировались. Или хотя бы маскировались:-)
Готовая плоская пружина, выломанная из Зиппы:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 25)
Встала как родная, лишь на миллиметр уменьшил ширину рабочей части её язычка.
Довожу геометрию нижней части «флажка» шарнира, чтобы пружина правильно работала на закрытие колпачка:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 26)
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 27)
Еще очень важная деталь, на внутреннюю часть обечайки корпуса напаивается опорный уступчик из проволоки. На который ляжет донышко. Иначе его не зафиксируешь толком перед пайкой, проваливаться внутрь корпуса будет:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 28)
На этом заканчивается пайка твердым припоем, и начинается пайка мягким.
(Хотя нет, вру. Еще резьбовые части заправочных горловин в донышки будут на твердый впаяны). Облуживаю сопрягаемые поверхности, и паяю обечайку с верхней крышкой корпуса:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 29)
Тщательный контроль. На этой операции главное, чтобы качественно пропаялся шов перегородки:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 30)
К шву наружной стенки будет доступ снаружи, и в случае протечки бензина, непропай можно будет исправить. А к внутренней перегородке уже не подлезешь. Поэтому там Т-образный стык должен пролиться припоем максимально качественно, можно даже с некоторым избытком.
Установка винта. Проверка как работает соединительный канал между резервуарами. Не затек ли припой, перекрывает ли его конус иглы:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 31)
Части донышка готовы к установке:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 32)
На боковые стороны пойдет американский пятицентовик с корабликом. Точнее, ради такого случая, испорчены два, сточены на токарном станке на половину толщины. Один паяю «орлом», другой «решкой»:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 33)
Запайка донышек:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 34)
Отмывка, шлифовка\полировка, аммиак:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 35)
Зарядка отсека с ватой:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 36)
(потом под крышки еще будут пластиковые уплотнительные колечки поставлены).
Окончательная сборка, с пружинами и кремнем:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 37)
Готово:
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 38)
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 39)
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 40)
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 41)
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 42)
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 43)
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 44)
33. Дозаправляемая. С корабликами. (Фото 45)
Спасибо за внимание :-)

70 комментариев

avatar
Раритетная очень стильная, но и Ваша интересная.
Буду считать, что монету не заметил и плюсанул :))
avatar
Хороша! Сначала, грешным делом подумал, что переделана из зажигалки на втором фото. Почитал, нет! :))
avatar
Монета не понравилась: никелированый пятицентовик как-то «выпадает» из всего ряда. Да и тело у зажигалки рифлёное, монетки выглядят на нём просто налепленными, ИМХО. Мне кажется, что если уж и украшать такую зажигалку монетами, то лучше всего сначала прорезать в корпусе сквозные люки, а затем впаять в них монетки наглухо. Такое «огниво» я бы даже с удовольствием заказал себе — например, с николаевскими трёхкопеечными монетами по сторонам, или с английскими полупенсовиками со шхуной «Золотая Лань».

Тем не менее, за работу и за инженерное решение — "+", только "+"! Удачи автору!
avatar
А мне, представьте, нравятся эти монетки, и совершенно не кажется что куда-то выпадают. Безних было тоже неплохо, но скучнее. Надеюсь целую коллекцию накопить, где все зажигалки с разными корабликами будут. Моя мореманская тема.
А полупенсовики я тоже примерил, они великоваты оказались для данного корпуса. Практически ровно в высоту.
avatar
Да я ничего не имею против того, что они Вам нравятся — воля Ваша. Я просто констатировал, что мне они не нравятся. Но автор данного девайса — Вы, а не я, стало быть, Вам и решать, чем украшать свои изделия. Просто, нужно быть готовым к тому, что не всем придутся по вкусу Ваши дизайнерские решения, и это нормально: «на вкус и цвет...» и т. п…
avatar
Да к этому-то я давно уже готов :-)
avatar
Ну вот и хорошо :)

Скажите: а Вы готовы к изготовлению таких предметов на заказ? Я бы заказал у Вас — но чуть бОльшей величины и с николаевской мелочью, впаянной в корпус. Если да, то с меня монеты.
avatar
В личку!
avatar
тема дозаправляемых все больше раскрывается), нравится!
у меня недавно была жига, с соосными колёсиками)
avatar
Да, пятая дозаправляемая, и все очень разные. Это меня радует.
Буду писать про них большую сборную статью для журнала «Флинт».
avatar
что за журнал, в электронном виде или на бумажном носителе? ссылка есть, было бы интересно глянуть потом
avatar
Бумажный, журнал для коллекционеров зажигалок. Красивый и интересный :-)
Про мои самоделки там уже две публикации было, на подходе третья.
avatar
*ушел в газетный киоск)
avatar
В киоске, увы, не найдете.
«Узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа» (ц) :-)
Издание совсем молодое, с прошлого года выходит.
avatar
хм, а где тогда искать его? неужели есть секретная организация зажигалкофилов?! )))
avatar
Таки да. Правда, не такая уж секретная.
vintagelighters.ru/forum/
avatar
спасибо за ссылку!
avatar
Тоже присматривался к подобным зажигалкам, за ворк спасибо, интересно и полезно.
avatar
Рифленая поверхность очень ретро получилась!
avatar
Да. Живьем вещь вообще не выглядит самоделкой, такое у меня выходит не часто :-)
Но еще тому причиной очень удачно легшая на этот раз патина. Даже прогревать не пришлось.
avatar
Вы прямо таки «подсели» на зажигалкостроение:) И смею себе заметить, у вас это очень не плохо получается:) Отлично! + конечно же.
avatar
Угу, именно подсел. Уже число сделанных зажигалок, перевалило за кол-во моих флешек :-)
avatar
Работа мастерская, и нечего более сказать.
Очень понравился сам дизайн, и форма, и конструктив. +
avatar
Монетка не понравилась. Но сама зажигалка приглянулась, оттого +
avatar
Отличная работа и отчёт полный.+Желаю успехов.+
avatar
Спасибо :-)
avatar
Отличная конструкция! +
А вот монетка не стала.
  • Trou
  • +2
avatar
Красиво, надежно, практично...+...:)
avatar
Насчет практичности. Всплыл небольшой отрицательный момент. Который вобщем-то и заранее мне был понятен:
При такой схеме поджига, окружная скорость в точке контакта колеса с кремнем, существенно ниже чем на радиусе, который палец двигает. А от скорости трения сильно зависит энергия искры (а второй фактор — сила прижима кремня). Так вот, при вялом прокручивании, такая зажигалка вообще не искрит. Крутить колесо нужно обязательно резко.
avatar
Отличная работа! Хотел поинтересоваться, а как был так акуратно обрезан лишний метал, после пайки, верхней заглушки? метал то ребристый.Так акуратно, прям каждое рёбрышко))
avatar
Это просто. В три прохода, от грубого но производительного инструмента, к более тонким. Сначала ножницами, с припуском 0,5-1 мм от самых выступающих точек волны. Потом бор-фрезой, под бинокуляром, точно по контуру волны, но все равно с каким-то микро-припуском.
И наконец, диском — абразивной резинкой. Сначала грубым, потом средним.
И затем полировка ГОИ :-)
avatar
Дело мастера боится))
avatar
Как всегда зажигалка прекрасна! Только мне кажется что «забавная кривулинка с шариком на конце» служила для фиксации колпачка(на подобии img1.wildberries.ru/big/new/1160000/1163517-2.jpg) ибо пружин не заметил, посмотрел на сайте, так нет же vintagelighters.ru/wp-content/uploads/2010/03/leather-liftarm-front-close.jpg. Но всё ещё думаю-вдруг просто отогнута, и действительно для фиксации была.
avatar
Да, согласен, может оно и для фиксации. Как у старомодных кошельков и всяких ридикюлей, защелка на два заходящих друг за друга шарика.
Но такой замок даст приличный боковой момент, смещающий колпачок с горелки. Появится щель, и зажигалка будет быстро\постоянно пересыхать.
А я там делаю посадку «шар\конус», получается приличная герметичность при небольшом усилии прижима колпачка.
avatar
Как раз такой и имел ввиду и по первой ссылке фото такого кошелька.)
avatar
Вобщем, моя конструкция более грамотная :-)
А поджим колпачка плоской пружиной, где-то я на других, значит, подсмотрел.
avatar
Не в обиду-А зачем «изобретать велосипед»? Ведь любой человек не отличит в общем то от заводской.Поэтому-смысл? Я понимаю например ту с окошками, таких просто больше не существует.Монетка все же как то не идет, сохранили бы лучше для… как бы не обидеть, для других, настоящих шедевров, коих у вас как были, так еще и будут, но тут инородно.
avatar
Ну, вообще-то «изобретение велосипедов», как раз одно из самых приятных занятий :-)
Мне было интересно. Для себя. Как вызов, получится или нет. Оправдаются ли на практике технологические ходы, которые показались многообещающими «в теории».
Ведь любой человек не отличит в общем то от заводской
— А я ему объясню :-)
сохранили бы лучше для… как бы не обидеть, для других, настоящих шедевров
— Не беспокойтесь, для шедевров у меня есть монетки с более шедеврическими корабликами :-)
avatar
Ну в общем ответ меня вполне удовлетворил)Согласен!
avatar
Ух какая редакция произошла...)))
А я ему объясню :-)
А не устанете?)))Объяснять например каждому из 200 миллионов человек))Лучше уж может выдавать за оригинал тех годов???)Только без монетки конечно.
Да я то не беспокоюсь, речь о том, что не смотрится монетка там(о чем писали и другие).
avatar
А почему именно 200 миллионов? Давайте уж тогда про 350 миллиардов поболтаем, добавим жителй соседних звездных систем, и параллельных измерений…
Наверное устану, но это будет приятная усталость:-)
avatar
Вот ведь, удивительное дело :)…
Мастерски выполненная работа, а не понравилась… А я обьясню почему, это конечно имхо. Конечно же корпус.Большая ошибка визуально не ограничивать бак, т.е корпус напоминает огрызок (в отличии от оригинала), почему? потому что вертикальные направляющие не ограничены.
Вот если бы вы не протачивали волну в верхней пластине а сделали ровный овал и точно такой же снизу, они бы визуально ограничивали в горизонтальной плоскости. Ну и монета… надо было (если конечно есть фрезер) сделать лыску по диаметру монетки, и притопить её…

Это всё конечно только линая имха :)))
  • AlD
  • +2
avatar
А меня как раз-таки абсолютно не радуют «визуальные ограничители» на оригинале. Хотя там они хоть как-то оправданы из-за сочетания разнородных материалов, кожи и металла. А когда разнородности нет… Я уже делал подобное, декоративную фляжечку из серебра, и там как раз швы пришлось обыгрывать\закрывать накладными полосками. И результат меня не впечатлил.
avatar
А по поводу лыски для монетки? :)

А меня как раз-таки абсолютно не радуют «визуальные ограничители» на оригинале.
Воооот, я поэтому и говорил про имху :)
avatar
По-поводу лыски — имеет право быть, но опять таки, серьезных преимуществу такого дизайна не вижу. Сейчас темная волнистая поверхность смотрится как нормальный, оправданный задник для диска монеты. Как закрытый занавес в театре. А монета «висит» перед ним. На мой взгляд, тут все уравновешенно. А с лыской, сдоп. ободком вокруг монетки, уже какой-то «фотоаппарат» бы получился:-)
Ну и технологически, ни о какой фрезеровке там конечно не может быть и речи, слишком тонко. Только вырезать полноценное дупло, и подпаивать с изнанки лист-подкладку.
avatar
Ага, я же и говорю насколько разное восприятие :)))
Я представлял что это будет не фотоаппарат а иллюминатор в котором видно кораблик :)).
А по поводу дупла… тут конечно да (обдумал), это будет конечно сложнее кроме того что подогнать кривую поверхность, ещё и под тем же углом монетку выгнуть, Слоооожно… мне точно на неделю (а может и больше) возьни.
avatar
Забыл добавить что монетка в тему но не в таком виде :))
И ещё :) (раз уж вы экспериментируете) нет желания сделать плавающий фитиль т.е не закрывающийся колпачком а прячущийся.
avatar
Поживем… Кто ж его знает, что мне через неделю захочется воплотить? :-)
avatar
Полностью с Вами согласен. Нам хочется видеть игрушку профессионально отрисованную и мастерски выполненную.А здесь до вершины уже близко, но досадные мелочи портят благостную картину. Отличная токарка, пайка, сборка а пружина угловатая и неряшливая. Монета, как минимум, спорная и отсутствие плинта лишает вещь завершенности. Если назвать этот вариант пилотным и в последующем устранить мелкие недостатки то предмет будет вполне цельным и законченным. Надеюсь автор воспримет это как конструктив +
avatar
Простите, совершенно не факт, что у нас с вами одно представление о вершине:-)
Нет, разумеется, я не утверждаю, что данная вещь уже является вершиной. Но понятие о цельности и завершенности у нас с вами скорее всего разные.
avatar
Нам хочется видеть игрушку профессионально отрисованную и мастерски выполненную… предмет будет вполне цельным и законченным
— Такой способ есть, причем он единственный. Взять и сделать самому. Только тогда вешь будет соответствовать именно вашим представлениям о прекрасном :-)
avatar
Алексей, у меня просто нет слов! Превосходная работа! +!
За ворклог отдельное спасибо!!!
avatar
Что-то новое почерпнули?
avatar
Да, несомненно! Спасибо ещё раз! :)
avatar
Отличная зажигалка! Трубка ребристая прекрасно подходит в качестве материала для зажигалок! Где Вы ее только раздобыли?+
avatar
Случайно достался обрезочек ~30 см. Где еще взять — не знаю.
avatar
Сколько стоит!!! Отличная зажигалка!!!
avatar
Работа как всегда на высоте.Не силен в старых зажигалках, по мне, очень похожа.Патина действительно удачно легла, да и форма деталей, на мой взгляд, очень уж не технологичная, так только древние зажигалкостроители могли делать.Вам Алексей конечно-же +.
avatar
«рифлёнка» хороша! но всё же белый металл монеты диссонирует :)
avatar
Алексей… щикарно!))) за фото отдельное спс
  • holm
  • 0
avatar
В смысле? За какое именно фото? :-)
avatar
очень круто.+. как зажимаете монету в патрон, если бы фото посмотреть был бы очень благодарен. спасибо.
avatar
А вы его ворклоги внимательнее почитайте.



steampunker.ru/blog/our_workshop/9246.html
avatar
спасибо
avatar
Это стандартная токарная фишка. На переднем торце кулачков протачивается ступенька, с помощью которой удобно зажимать нестандартные заготовки типа шайб или дисков. Ну и монетки в том числе. После проточки остается лишь заусенец по краю, который легко удаляется напильником.
avatar
спасибо
avatar
Прекрасное продолжение в постройке зажигалок, видел много оригинальных такой конструкции а с вашей помощью увидел не ширпотреб а индпошив, блеск, ждемс новых оригинальных.
avatar
В очередной раз восхищаюсь вашими зажигалками! Вы гений зажигалкостроения!) Так и хочется при купить токарный станок и стать вашим подражателем!))
Последний раз редактировалось
avatar
Спасибо, мне приятно ))
avatar
Что есть, то есть.))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.