33. Дозаправляемая. С корабликами.
Как известно, существенный недостаток зажигалок с «прямым приводом» от пальца на колесо, это требование абсолютно сухой кожи. Стоит хоть раз крутнуть колесо слегка влажным пальцем — и привет, искра пропадает, жди минут 10 пока влага на высохнет. Поэтому параллельно с работой над привычными конструкциями, я помаленьку созревал попробовать что-то новое. С «косвенным приводом».
А на днях увидел на сайте Vintagelighters.ru фотку раритета:
И очень захотелось повторить эту конструкцию «близко к тексту», прямо с этой забавной кривулинкой на захлопывающемся колпачке, с шариком на кончике. И с колесом, закрытым от внешних воздействий.
Для обечайки корпуса у меня давно уже ждал своего часа кусок декоративной латунной трубки. Похоже на палку карниза для штор:
Отрезал колечко, отжег, согнул на оправке:
(после отжига стала ну ооочень мягкая, легко пальцами согнул).
Напрессовал колесо от одноразовой газовой зажигалки:
Верхняя опора вращающегося узла, закрывающая колесо:
Трубка для кремня и пружинки:
Спаял трубку с опорой колеса:
И просверлил отверстие. Канал в трубке работает как направляющий кондуктор для сверла:
А если сверлить эти детали порознь, до пайки, то было бы крайне проблематично поймать точную соосность отверстий, и малейшее смещение при пайке привело бы к браку.
Выпилено окно для полета искр:
Примерка вращающегося узла в верхнюю опору. Рядом лежит пятка нижней опоры:
Горелка и нижняя опора припаяны на пластину, которая станет верхней плоскостью зажигалки:
Примерка:
Неподвижная часть шарнира колпачка:
Тут тоже важна последовательность операций. Обтачиваю наружную поверхность, но не отрезаю деталь от прутка. Переношу из станка в тиски, пропиливаю паз, и растачиваю его до требуемой ширины. И только после этого возвращаю в станок, и отрезаю. Иначе такую куцую деталь очень проблематично фиксировать для слесарной обработки. А за нетронутую часть прутка удобно.
Установил вращающийся узел в опоры, добился четкой соосности (диагностический признак соосности — чтобы маховичок легко вращался), зажал детали в тиски, и засверлил отверстия под крепежные винты совместно:
То есть, опять тот же фокус: паяем «как само ляжет», а сверлим после, и за счет этого получается точное совпадение частей. А если вначале сверлить, то точность соосности опор вращения пришлось бы ловить уже пайкой, а это, сами понимаете, совсем другая песня.
С нижней стороны на эти отверстия припаивается мясо под глухую резьбу, чтобы винты не стали причиной утечки бензина:
Поскольку внутренний объем получающегося корпуса выходит даже несколько избыточен для классической ватно-бензиновой зажигалки, я решил опять делать дозаправляемую, с двумя отсеками (доп. бонусом, перегородка увеличит жесткость корпуса. А то, как я уже писал выше, красивая труба оказалась мягковата). Начало работы над перепускным краником, эксцентрическая обточка прутка:
Готовый корпус краника и запорный винт-игла:
В обечайку корпуса впаивается перегородка, на перегородке припаян корпус краника:
Колпачок. Плоская пластина вырезана с запасом на подгон её формы позже:
Ставлю эту заготовку на место, плотно прижимаю колпачок к горелке, и сверлю отверстие под ось вращения, используя неподвижную стойку шарнира как направляющий кондуктор для сверла:
Вот все эти изыски и приходится обдумывать по нескольку недель, прежде чем приступать к воплощению в металле: в правильно продуманном технологическом процессе, должно получиться минимум точных подгонов. И даже минимум разметочных операций. Большинство размеров должны быть «свободными», то есть плюс-минус километр. А точные сопряжения деталей между собой должны получаться как бы сами собой. То есть, не за счет сверх-аккуратности и ловли нулевых допусков, а за счет правильновыбранной последовательности изготовления и монтажа. Когда уже установленная деталь служит «кондуктором» для последующей. Не ловить «сотки», размечая и обрабатывая две сопряженные детали поврозь, а сложить их вместе, и впараллель обрабатывать… Ну и так далее. А неизбежные неточности, чтобы не складывались на каждой последующей операции, а наоборот, взаимно-компенсировались. Или хотя бы маскировались:-)
Готовая плоская пружина, выломанная из Зиппы:
Встала как родная, лишь на миллиметр уменьшил ширину рабочей части её язычка.
Довожу геометрию нижней части «флажка» шарнира, чтобы пружина правильно работала на закрытие колпачка:
Еще очень важная деталь, на внутреннюю часть обечайки корпуса напаивается опорный уступчик из проволоки. На который ляжет донышко. Иначе его не зафиксируешь толком перед пайкой, проваливаться внутрь корпуса будет:
На этом заканчивается пайка твердым припоем, и начинается пайка мягким.
(Хотя нет, вру. Еще резьбовые части заправочных горловин в донышки будут на твердый впаяны). Облуживаю сопрягаемые поверхности, и паяю обечайку с верхней крышкой корпуса:
Тщательный контроль. На этой операции главное, чтобы качественно пропаялся шов перегородки:
К шву наружной стенки будет доступ снаружи, и в случае протечки бензина, непропай можно будет исправить. А к внутренней перегородке уже не подлезешь. Поэтому там Т-образный стык должен пролиться припоем максимально качественно, можно даже с некоторым избытком.
Установка винта. Проверка как работает соединительный канал между резервуарами. Не затек ли припой, перекрывает ли его конус иглы:
Части донышка готовы к установке:
На боковые стороны пойдет американский пятицентовик с корабликом. Точнее, ради такого случая, испорчены два, сточены на токарном станке на половину толщины. Один паяю «орлом», другой «решкой»:
Запайка донышек:
Отмывка, шлифовка\полировка, аммиак:
Зарядка отсека с ватой:
(потом под крышки еще будут пластиковые уплотнительные колечки поставлены).
Окончательная сборка, с пружинами и кремнем:
Готово:
Спасибо за внимание :-)
70 комментариев
Буду считать, что монету не заметил и плюсанул :))
Тем не менее, за работу и за инженерное решение — "+", только "+"! Удачи автору!
А полупенсовики я тоже примерил, они великоваты оказались для данного корпуса. Практически ровно в высоту.
Скажите: а Вы готовы к изготовлению таких предметов на заказ? Я бы заказал у Вас — но чуть бОльшей величины и с николаевской мелочью, впаянной в корпус. Если да, то с меня монеты.
у меня недавно была жига, с соосными колёсиками)
Буду писать про них большую сборную статью для журнала «Флинт».
Про мои самоделки там уже две публикации было, на подходе третья.
«Узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа» (ц) :-)
Издание совсем молодое, с прошлого года выходит.
vintagelighters.ru/forum/
Но еще тому причиной очень удачно легшая на этот раз патина. Даже прогревать не пришлось.
Очень понравился сам дизайн, и форма, и конструктив. +
А вот монетка не стала.
При такой схеме поджига, окружная скорость в точке контакта колеса с кремнем, существенно ниже чем на радиусе, который палец двигает. А от скорости трения сильно зависит энергия искры (а второй фактор — сила прижима кремня). Так вот, при вялом прокручивании, такая зажигалка вообще не искрит. Крутить колесо нужно обязательно резко.
И наконец, диском — абразивной резинкой. Сначала грубым, потом средним.
И затем полировка ГОИ :-)
Но такой замок даст приличный боковой момент, смещающий колпачок с горелки. Появится щель, и зажигалка будет быстро\постоянно пересыхать.
А я там делаю посадку «шар\конус», получается приличная герметичность при небольшом усилии прижима колпачка.
А поджим колпачка плоской пружиной, где-то я на других, значит, подсмотрел.
Мне было интересно. Для себя. Как вызов, получится или нет. Оправдаются ли на практике технологические ходы, которые показались многообещающими «в теории».
— А я ему объясню :-)
— Не беспокойтесь, для шедевров у меня есть монетки с более шедеврическими корабликами :-)
А не устанете?)))Объяснять например каждому из 200 миллионов человек))Лучше уж может выдавать за оригинал тех годов???)Только без монетки конечно.
Да я то не беспокоюсь, речь о том, что не смотрится монетка там(о чем писали и другие).
Наверное устану, но это будет приятная усталость:-)
Мастерски выполненная работа, а не понравилась… А я обьясню почему, это конечно имхо. Конечно же корпус.Большая ошибка визуально не ограничивать бак, т.е корпус напоминает огрызок (в отличии от оригинала), почему? потому что вертикальные направляющие не ограничены.
Вот если бы вы не протачивали волну в верхней пластине а сделали ровный овал и точно такой же снизу, они бы визуально ограничивали в горизонтальной плоскости. Ну и монета… надо было (если конечно есть фрезер) сделать лыску по диаметру монетки, и притопить её…
Это всё конечно только линая имха :)))
Воооот, я поэтому и говорил про имху :)
Ну и технологически, ни о какой фрезеровке там конечно не может быть и речи, слишком тонко. Только вырезать полноценное дупло, и подпаивать с изнанки лист-подкладку.
Я представлял что это будет не фотоаппарат а иллюминатор в котором видно кораблик :)).
А по поводу дупла… тут конечно да (обдумал), это будет конечно сложнее кроме того что подогнать кривую поверхность, ещё и под тем же углом монетку выгнуть, Слоооожно… мне точно на неделю (а может и больше) возьни.
И ещё :) (раз уж вы экспериментируете) нет желания сделать плавающий фитиль т.е не закрывающийся колпачком а прячущийся.
Нет, разумеется, я не утверждаю, что данная вещь уже является вершиной. Но понятие о цельности и завершенности у нас с вами скорее всего разные.
За ворклог отдельное спасибо!!!
steampunker.ru/blog/our_workshop/9246.html