Пневмостанция для аэрографа

Выполняю своё обещание рассказать о самодельной пневмостанции для аэрографа.

Пневмостанция для аэрографа


В моей радиолюбительской практике иногда требуется покраска различных корпусов для поделок. Очень удобно для этих целей использовать аэрограф, но вот проблема — для него требуется специальный компрессор, а это штука дорогая. Потратить 5-6 тыс. рублей чтобы использовать его эпизодически как-то жалко и нерационально. В интернете есть много статей как сделать самодельный компрессор с компрессором от бытового холодильника. Этот вариант мне не подходит по следующим причинам: большие размеры (ресивер нужен 5-10 литров), хранить в квартире негде, такому компрессору необходима автоматика, а это тоже расходы, компрессор от холодильника «пылит» маслом, что для покраски аэрографом неприемлемо. Лучшим решением для меня оказалось использование автомобильного компрессора для накачки колёс. Преимущества очевидные: маленькие размеры, недорогой, тем более, что получается вещь «двойного назначения» — для покраски и для автомобиля. Недостатки автокомпрессора: подаёт воздух толчками, питание 12 вольт при токе потребления от 15 до 20 ампер (нужен аккумулятор). Как я обошёл эти недостатки, расскажу ниже, а пока фото получившегося комплекта для покраски:

Пневмостанция для аэрографа

Сначала расскажу об аэрографе. Для покраски вполне подойдёт самый дешёвый аэрограф. У меня модель BD-138 фирмы TNT/AIR. Его характеристики:
1. Управление — одинарное. Это значит, что подача краски и воздуха не регулируются, управление очень простое — кнопку нажал, воздух идёт, краска распыляется, кнопку отпустил всё прекращается.
2. Распыление краски наружное.
3. Диаметр сопла 0,8 мм. Это хорошо, т.к. краску можно использовать любую, а не только специальную мелкодисперсную.
4. Рабочее давление 1-3,5 кг/см3.
5. Расход воздуха 30-40 л/час.
6. Стоимость аэрографа 300 рублей.
Ни в коем случае не приобретайте дорогие аэрографы двойного действия. У таких аэрографов сложное управление, кнопка имеет две степени свободы — глубиной нажатия регулируется подача воздуха, а движением кнопки в сторону регулируется подача краски. Это хорошо для художественной росписи и требует твёрдой руки и навыков работы, а для простой покраски не нужно. Кроме того, у таких аэрографов диаметр сопла, как правило, 0,3 мм., что требует применения специальных мелкодисперсных красок. Поскольку распыление краски происходит внутри, то при промывке аэрографа требуется его разборка, а это морока.

Пневмостанция для аэрографа

Какой автокомпрессор покупать? Очень рекомендую отечественный «Беркут R15». Компрессор надёжен, имеет повышенный ресурс за счёт особой конструкции поршня с фторопластовым уплотнением, не такой шумный как китайские собратья. Фирма Беркут выпускает линейку компрессоров с различной производительностью. «Беркут R15» предназначен для накачки колёс радиусом 15 дюймов. Как оказалось, его производительность (40 литров/мин) совпадает с расходом воздуха аэрографа BD-138. Время непрерывной работы компрессора 30 минут, имеется защита от перегрева.

Пневмостанция для аэрографа

Автокомпрессор потребляет ток 15 ампер и если делать блок питания для него по классической трансформаторной схеме, то трансформатор должен быть не менее 200 ватт. Такой большой трансформатор в совокупности с выпрямительными диодами на радиаторах сильно увеличивает размеры и вес классического блока питания. Поэтому решено было использовать компьютерный блок питания, который на выходе 12 вольт может обеспечить ток до 20 ампер. Переделка компьютерного блока заключается в следующем:
1. Чёрный и зелёный провода (разрешение на запуск) подключаем к кнопке запуска.
2. К чёрному и красному проводам подключается резистор 10 ом 5 вт. Это необходимо сделать потому что на «холостом ходу» (без нагрузки) блок питания не запускается.
3. Вырезаются все ненужные провода красного, оранжевого, серого, голубого и белого цвета.
4. Черные и желтые провода подключаются к гнезду «прикуривателя», в который вставляется потом штеккер автокомпрессора.

Пневмостанция для аэрографа

Как я уже говорил выше, автокомпрессор подаёт воздух толчками, поэтому подключать аэрограф напрямую к нему нельзя, т.к. он будет «плеваться». Необходима накопительная ёмкость (ресивер), которая сглаживает толчки. Размеры роли не играют, лишь бы он был. В качестве ресивера я использовал корпус паяльной лампы. Лампа много лет валялась в гараже и не использовалась. Сделана она в далёкие социалистические годы с большим запасом прочности. Стенки баллона очень толстые, не то что у современных китайских аналогов. Сохранился паспорт, в котором написано, что рабочее давление лампы 3 атмосферы, а испытывалась она при давлении 6 атмосфер.

Пневмостанция для аэрографа

У лампы отпиливается ручка, выкручиваются горелка и насос:

Пневмостанция для аэрографа

Насос переделывается следующим образом: выбрасывается поршень, отверстие в крышке насоса расширяется и в него вставляется ниппель от автомобильной камеры. Вокруг ниппеля оставляется резиновый круг по внутреннему размеру крышки насоса. Обратный клапан насоса (на конце трубки) оставляем без переделки. Таким образом у нас получаются два клапана — один родной от насоса и второй в ниппеле.

Пневмостанция для аэрографа

Трубка от насоса, крышка с ниппелем прикручиваются на своё место. На место горелки прикручивается быстросъёмный пневморазъём (диаметр резьбы 3/8).

Пневмостанция для аэрографа

Блок питания, ресивер, разъём «прикуривателя» и панель управления размещены в корпусе, который сделан из деталей корпуса системного блока устаревшего компьютера. Дно, боковые стенки и крышка корпуса обрезаны под нужный размер и скреплены с помощью алюминиевого уголка и алюминиевых вытяжных заклёпок. Компьютерный блок питания закреплён изнутри на боковой стенке корпуса. Крышка блока снята для улучшения вентиляции.

Пневмостанция для аэрографа

Панель управления самодельная из дюраля. На ней расположены: сетевой тумблер, лампочки «220в» и «12в», кнопка ручного пуска компрессора, разъём для подключения педали управления компрессором и тумблер переключающий ручной пуск на управление от педали. Ножная педаль оказалась очень полезным приспособлением когда заняты руки (в одной руке аэрограф, а в другой окрашиваемая деталь). Педаль сделана из дюралевой коробочки кнопки и нажимной пластины.

Пневмостанция для аэрографа

Изначально предполагалась установка на выходе из ресивера регулятора давления с манометром:

Пневмостанция для аэрографа

Но, как показал опыт эксплуатации пневмостанции, он оказался ненужным. Как я уже писал выше, производительность автокомпрессора равна расходу воздуха через аэрограф. Поэтому при одновременной работе компрессора и аэрографа, давление в ресивере не изменяется. Если чётко соблюдать последовательность действий — включил аэрограф, нажал педаль, выключил аэрограф, отпустил педаль, то необходимость в защитном клапане также отпадает. Таким образом, педаль заменяет нам и автоматику и защиту. Контролировать давление удобно по манометру на компрессоре. На «Беркуте» манометр с демпфированием, т.е. стрелка не дёргается как у китайских компрессоров.
Время непрерывной работы «Беркута R15» 30 минут, за это время можно покрасить большую площадь. Если нужно покрасить маленькую деталь, то педалью можно и не пользоваться. Последовательность действий при этом такая — с помощью ручной кнопки пуска накачиваем ресивер до давления 3-3,5 атмосферы, включаем аэрограф и красим. Запаса воздуха в ресивере хватит на 30 секунд.
Ну и напоследок, фото комплекта для покраски в сборе:

Пневмостанция для аэрографа

20 комментариев

avatar
Интересно! Полезно! Есть у меня такой аэрограф, пытался красить (дул ртом щеки до сих пор болят)
avatar
))))))))))))))
avatar

)))))))))
avatar
Жалко только, что компрессор автомобильный, обычно, не рассчитан на долговременную работу и греется.
Последний раз редактировалось
  • Opus
  • 0
avatar
Тоже подумал об этом. С другой стороны, использование компьютерного БП позволяет довольно легко оборудовать компрессор кулерами, которые могут отчасти решить эту проблему.
avatar
Не прокатит, фторопласт не позволит отводить тепло от поршня. А там как повезет, либо заклинит, либо сгорит, либо еще что. Режим работы, рекомендованный производителем, лучше не нарушать. Альтернатива — масляный компрессор с приличным по обьему ресивером и маслоуловителем. Но и у него тоже есть определенный режим работы, но за счет приличного ресивера выбиться из него труднее.
На счет аэрографа, тоже не согласен. Как раз двухходовой наиболее полезен. Появляются полезные функции рисования разной толщины и насыщенности линий без перенастройки, обдувки перед покраской поверхностей. С промывкой никаких проблем нет, перед сменой красок прогоняешь растворитель до получения чистой струи и все, в конце работы разборка и промывка, как и у любого краскопульта, если есть желание чтоб он долго работал. А сопло 0,2 мм засоряется только если краска грязная или плохо разбавлена или вымешана после загустевания. Или автор считает что красящий пигмент имеет размер более 0,2 мм. Я не профессионал, но приходилось использовать с аэрографом и художественные акриловые краски, и автоэмали металлик, и модельные краски, и нитрокраски из хозмагазина, ни разу не засорился. Половыми эмалями и гуашью не красил, может что и не так.
Последний раз редактировалось
avatar
В догонку.
В общем, как временное решение пойдет, но потом все равно придется приобретать нормальный инструмент. А Беркут R15 к стати не дешев, да и подозреваю, что к России имеет отношение только в названии.
А за тягу к творчеству и техническую смекалку однозначный плюс.
avatar
компрессор автомобильный, обычно, не рассчитан на долговременную работу и греется.
— Это касается компрессоров нижней ценовой категории. У них действительно. и нагрев, и ресурс непрогнозируемый. Некоторые разваливаются буквально после 2-3 накачки колеса.
А если брать модель подороже (в больших автомагазинах они обычно позиционируются как компрессора «для грузовиков»), то проблем не будет. Во-всяком случае, на несколько лет работы вам его хватит.
avatar
Не подскажете, где брали аэрограф за 300 руб?
avatar
У нас подобные продаются в магазинах торгующих автоэмалями и покрасочным оборудованием для авто, еще видел в художественном салоне рядом с красками для художников. Цена правда поболее, рублей 400-500 была, но это во Пскове.
Но я его не посоветовал бы, с него хорошо красить только большие поверхности, для мелких работ все ж лучше с верхним расположением бачка и двойного действия.
avatar
aerograf-kompressor.ru/index.php?productID=952
И не дорого, и путь короче…
avatar
Полезная вещь! +
avatar
Класс, однозначно+
avatar
Этого компрессора хватит отсилы часов на 50 непрерывной работы… затем сточится полиэтиленовое уплотнительное кольцо и всё! Есть печальный опыт эксплуатации на а/м… Я например, сразу ориентировался на насос от холодильника (точнее холодильной витрины, он чуть больше), надо только сделать резервуар, где масло будет осекаться от воздуха… Опять -таки холодильным можно надуть 16 атмосфер и больше… для автомобильного больше 4-5 -нереально…
Последний раз редактировалось
avatar
А зачем нужны в домашних условиях 16 атмосфер, и больше? Только лишь чтобы сказать, «а я зато могу качнуть аж до 16, а вы нет?» Особенно если учесть, что емкость, которую вы хотите надуть, неплохо бы испытать на давление еще в два раза бОльшее… Иначе — ну его нафиг. А если все-так надо заряжать акваланги, то для этого по-любому совсем другие компрессора нужны.
Последний раз редактировалось
avatar
С критикой на счет нерациональности того-сего не возможно не согласится, если все покупать из использованного в конструкции. Но все таки… как я понимаю кроме компрессора, все остальное сделано из того что «завалялось» (паяльная лампа, БП от компа). К тому же, для покраски корпуса какой нибудь электронной поделки на самом деле не нужен супер-пупер регулируемый аэрограф (да и при необходимости такой можно докупить). Так что, автору респект за идею и реализацию. Аппарат получился весьма аккуратный, в некотором диапазоне универсальным и малогабаритным (для самоделки). Молодец!
Последний раз редактировалось
avatar
Хорошая вещица, особенно для мелкой покраски в домашних условиях. Похвастаюсь за одно своим подобным
avatar
Дело то не в компрессоре, а в рессивере, чем больше ёмкость оного, тем лучше, он же, как своебразный конденсатор, меньше «прыжков»давления.
avatar
Почему-то никто ни заикнулся о шуме.
Ведь автомобильный компрессор громко тарахтит!
avatar
Тарахтит он и в правду громко, но терпимо, если как бюджетный вариант и для небольших объемов работ — то можно смирится. Так что думаю идея использования автомобильного копрессора имеет место быть.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.