Пневмостанция для аэрографа
Выполняю своё обещание рассказать о самодельной пневмостанции для аэрографа.
В моей радиолюбительской практике иногда требуется покраска различных корпусов для поделок. Очень удобно для этих целей использовать аэрограф, но вот проблема — для него требуется специальный компрессор, а это штука дорогая. Потратить 5-6 тыс. рублей чтобы использовать его эпизодически как-то жалко и нерационально. В интернете есть много статей как сделать самодельный компрессор с компрессором от бытового холодильника. Этот вариант мне не подходит по следующим причинам: большие размеры (ресивер нужен 5-10 литров), хранить в квартире негде, такому компрессору необходима автоматика, а это тоже расходы, компрессор от холодильника «пылит» маслом, что для покраски аэрографом неприемлемо. Лучшим решением для меня оказалось использование автомобильного компрессора для накачки колёс. Преимущества очевидные: маленькие размеры, недорогой, тем более, что получается вещь «двойного назначения» — для покраски и для автомобиля. Недостатки автокомпрессора: подаёт воздух толчками, питание 12 вольт при токе потребления от 15 до 20 ампер (нужен аккумулятор). Как я обошёл эти недостатки, расскажу ниже, а пока фото получившегося комплекта для покраски:
Сначала расскажу об аэрографе. Для покраски вполне подойдёт самый дешёвый аэрограф. У меня модель BD-138 фирмы TNT/AIR. Его характеристики:
1. Управление — одинарное. Это значит, что подача краски и воздуха не регулируются, управление очень простое — кнопку нажал, воздух идёт, краска распыляется, кнопку отпустил всё прекращается.
2. Распыление краски наружное.
3. Диаметр сопла 0,8 мм. Это хорошо, т.к. краску можно использовать любую, а не только специальную мелкодисперсную.
4. Рабочее давление 1-3,5 кг/см3.
5. Расход воздуха 30-40 л/час.
6. Стоимость аэрографа 300 рублей.
Ни в коем случае не приобретайте дорогие аэрографы двойного действия. У таких аэрографов сложное управление, кнопка имеет две степени свободы — глубиной нажатия регулируется подача воздуха, а движением кнопки в сторону регулируется подача краски. Это хорошо для художественной росписи и требует твёрдой руки и навыков работы, а для простой покраски не нужно. Кроме того, у таких аэрографов диаметр сопла, как правило, 0,3 мм., что требует применения специальных мелкодисперсных красок. Поскольку распыление краски происходит внутри, то при промывке аэрографа требуется его разборка, а это морока.
Какой автокомпрессор покупать? Очень рекомендую отечественный «Беркут R15». Компрессор надёжен, имеет повышенный ресурс за счёт особой конструкции поршня с фторопластовым уплотнением, не такой шумный как китайские собратья. Фирма Беркут выпускает линейку компрессоров с различной производительностью. «Беркут R15» предназначен для накачки колёс радиусом 15 дюймов. Как оказалось, его производительность (40 литров/мин) совпадает с расходом воздуха аэрографа BD-138. Время непрерывной работы компрессора 30 минут, имеется защита от перегрева.
Автокомпрессор потребляет ток 15 ампер и если делать блок питания для него по классической трансформаторной схеме, то трансформатор должен быть не менее 200 ватт. Такой большой трансформатор в совокупности с выпрямительными диодами на радиаторах сильно увеличивает размеры и вес классического блока питания. Поэтому решено было использовать компьютерный блок питания, который на выходе 12 вольт может обеспечить ток до 20 ампер. Переделка компьютерного блока заключается в следующем:
1. Чёрный и зелёный провода (разрешение на запуск) подключаем к кнопке запуска.
2. К чёрному и красному проводам подключается резистор 10 ом 5 вт. Это необходимо сделать потому что на «холостом ходу» (без нагрузки) блок питания не запускается.
3. Вырезаются все ненужные провода красного, оранжевого, серого, голубого и белого цвета.
4. Черные и желтые провода подключаются к гнезду «прикуривателя», в который вставляется потом штеккер автокомпрессора.
Как я уже говорил выше, автокомпрессор подаёт воздух толчками, поэтому подключать аэрограф напрямую к нему нельзя, т.к. он будет «плеваться». Необходима накопительная ёмкость (ресивер), которая сглаживает толчки. Размеры роли не играют, лишь бы он был. В качестве ресивера я использовал корпус паяльной лампы. Лампа много лет валялась в гараже и не использовалась. Сделана она в далёкие социалистические годы с большим запасом прочности. Стенки баллона очень толстые, не то что у современных китайских аналогов. Сохранился паспорт, в котором написано, что рабочее давление лампы 3 атмосферы, а испытывалась она при давлении 6 атмосфер.
У лампы отпиливается ручка, выкручиваются горелка и насос:
Насос переделывается следующим образом: выбрасывается поршень, отверстие в крышке насоса расширяется и в него вставляется ниппель от автомобильной камеры. Вокруг ниппеля оставляется резиновый круг по внутреннему размеру крышки насоса. Обратный клапан насоса (на конце трубки) оставляем без переделки. Таким образом у нас получаются два клапана — один родной от насоса и второй в ниппеле.
Трубка от насоса, крышка с ниппелем прикручиваются на своё место. На место горелки прикручивается быстросъёмный пневморазъём (диаметр резьбы 3/8).
Блок питания, ресивер, разъём «прикуривателя» и панель управления размещены в корпусе, который сделан из деталей корпуса системного блока устаревшего компьютера. Дно, боковые стенки и крышка корпуса обрезаны под нужный размер и скреплены с помощью алюминиевого уголка и алюминиевых вытяжных заклёпок. Компьютерный блок питания закреплён изнутри на боковой стенке корпуса. Крышка блока снята для улучшения вентиляции.
Панель управления самодельная из дюраля. На ней расположены: сетевой тумблер, лампочки «220в» и «12в», кнопка ручного пуска компрессора, разъём для подключения педали управления компрессором и тумблер переключающий ручной пуск на управление от педали. Ножная педаль оказалась очень полезным приспособлением когда заняты руки (в одной руке аэрограф, а в другой окрашиваемая деталь). Педаль сделана из дюралевой коробочки кнопки и нажимной пластины.
Изначально предполагалась установка на выходе из ресивера регулятора давления с манометром:
Но, как показал опыт эксплуатации пневмостанции, он оказался ненужным. Как я уже писал выше, производительность автокомпрессора равна расходу воздуха через аэрограф. Поэтому при одновременной работе компрессора и аэрографа, давление в ресивере не изменяется. Если чётко соблюдать последовательность действий — включил аэрограф, нажал педаль, выключил аэрограф, отпустил педаль, то необходимость в защитном клапане также отпадает. Таким образом, педаль заменяет нам и автоматику и защиту. Контролировать давление удобно по манометру на компрессоре. На «Беркуте» манометр с демпфированием, т.е. стрелка не дёргается как у китайских компрессоров.
Время непрерывной работы «Беркута R15» 30 минут, за это время можно покрасить большую площадь. Если нужно покрасить маленькую деталь, то педалью можно и не пользоваться. Последовательность действий при этом такая — с помощью ручной кнопки пуска накачиваем ресивер до давления 3-3,5 атмосферы, включаем аэрограф и красим. Запаса воздуха в ресивере хватит на 30 секунд.
Ну и напоследок, фото комплекта для покраски в сборе:
В моей радиолюбительской практике иногда требуется покраска различных корпусов для поделок. Очень удобно для этих целей использовать аэрограф, но вот проблема — для него требуется специальный компрессор, а это штука дорогая. Потратить 5-6 тыс. рублей чтобы использовать его эпизодически как-то жалко и нерационально. В интернете есть много статей как сделать самодельный компрессор с компрессором от бытового холодильника. Этот вариант мне не подходит по следующим причинам: большие размеры (ресивер нужен 5-10 литров), хранить в квартире негде, такому компрессору необходима автоматика, а это тоже расходы, компрессор от холодильника «пылит» маслом, что для покраски аэрографом неприемлемо. Лучшим решением для меня оказалось использование автомобильного компрессора для накачки колёс. Преимущества очевидные: маленькие размеры, недорогой, тем более, что получается вещь «двойного назначения» — для покраски и для автомобиля. Недостатки автокомпрессора: подаёт воздух толчками, питание 12 вольт при токе потребления от 15 до 20 ампер (нужен аккумулятор). Как я обошёл эти недостатки, расскажу ниже, а пока фото получившегося комплекта для покраски:
Сначала расскажу об аэрографе. Для покраски вполне подойдёт самый дешёвый аэрограф. У меня модель BD-138 фирмы TNT/AIR. Его характеристики:
1. Управление — одинарное. Это значит, что подача краски и воздуха не регулируются, управление очень простое — кнопку нажал, воздух идёт, краска распыляется, кнопку отпустил всё прекращается.
2. Распыление краски наружное.
3. Диаметр сопла 0,8 мм. Это хорошо, т.к. краску можно использовать любую, а не только специальную мелкодисперсную.
4. Рабочее давление 1-3,5 кг/см3.
5. Расход воздуха 30-40 л/час.
6. Стоимость аэрографа 300 рублей.
Ни в коем случае не приобретайте дорогие аэрографы двойного действия. У таких аэрографов сложное управление, кнопка имеет две степени свободы — глубиной нажатия регулируется подача воздуха, а движением кнопки в сторону регулируется подача краски. Это хорошо для художественной росписи и требует твёрдой руки и навыков работы, а для простой покраски не нужно. Кроме того, у таких аэрографов диаметр сопла, как правило, 0,3 мм., что требует применения специальных мелкодисперсных красок. Поскольку распыление краски происходит внутри, то при промывке аэрографа требуется его разборка, а это морока.
Какой автокомпрессор покупать? Очень рекомендую отечественный «Беркут R15». Компрессор надёжен, имеет повышенный ресурс за счёт особой конструкции поршня с фторопластовым уплотнением, не такой шумный как китайские собратья. Фирма Беркут выпускает линейку компрессоров с различной производительностью. «Беркут R15» предназначен для накачки колёс радиусом 15 дюймов. Как оказалось, его производительность (40 литров/мин) совпадает с расходом воздуха аэрографа BD-138. Время непрерывной работы компрессора 30 минут, имеется защита от перегрева.
Автокомпрессор потребляет ток 15 ампер и если делать блок питания для него по классической трансформаторной схеме, то трансформатор должен быть не менее 200 ватт. Такой большой трансформатор в совокупности с выпрямительными диодами на радиаторах сильно увеличивает размеры и вес классического блока питания. Поэтому решено было использовать компьютерный блок питания, который на выходе 12 вольт может обеспечить ток до 20 ампер. Переделка компьютерного блока заключается в следующем:
1. Чёрный и зелёный провода (разрешение на запуск) подключаем к кнопке запуска.
2. К чёрному и красному проводам подключается резистор 10 ом 5 вт. Это необходимо сделать потому что на «холостом ходу» (без нагрузки) блок питания не запускается.
3. Вырезаются все ненужные провода красного, оранжевого, серого, голубого и белого цвета.
4. Черные и желтые провода подключаются к гнезду «прикуривателя», в который вставляется потом штеккер автокомпрессора.
Как я уже говорил выше, автокомпрессор подаёт воздух толчками, поэтому подключать аэрограф напрямую к нему нельзя, т.к. он будет «плеваться». Необходима накопительная ёмкость (ресивер), которая сглаживает толчки. Размеры роли не играют, лишь бы он был. В качестве ресивера я использовал корпус паяльной лампы. Лампа много лет валялась в гараже и не использовалась. Сделана она в далёкие социалистические годы с большим запасом прочности. Стенки баллона очень толстые, не то что у современных китайских аналогов. Сохранился паспорт, в котором написано, что рабочее давление лампы 3 атмосферы, а испытывалась она при давлении 6 атмосфер.
У лампы отпиливается ручка, выкручиваются горелка и насос:
Насос переделывается следующим образом: выбрасывается поршень, отверстие в крышке насоса расширяется и в него вставляется ниппель от автомобильной камеры. Вокруг ниппеля оставляется резиновый круг по внутреннему размеру крышки насоса. Обратный клапан насоса (на конце трубки) оставляем без переделки. Таким образом у нас получаются два клапана — один родной от насоса и второй в ниппеле.
Трубка от насоса, крышка с ниппелем прикручиваются на своё место. На место горелки прикручивается быстросъёмный пневморазъём (диаметр резьбы 3/8).
Блок питания, ресивер, разъём «прикуривателя» и панель управления размещены в корпусе, который сделан из деталей корпуса системного блока устаревшего компьютера. Дно, боковые стенки и крышка корпуса обрезаны под нужный размер и скреплены с помощью алюминиевого уголка и алюминиевых вытяжных заклёпок. Компьютерный блок питания закреплён изнутри на боковой стенке корпуса. Крышка блока снята для улучшения вентиляции.
Панель управления самодельная из дюраля. На ней расположены: сетевой тумблер, лампочки «220в» и «12в», кнопка ручного пуска компрессора, разъём для подключения педали управления компрессором и тумблер переключающий ручной пуск на управление от педали. Ножная педаль оказалась очень полезным приспособлением когда заняты руки (в одной руке аэрограф, а в другой окрашиваемая деталь). Педаль сделана из дюралевой коробочки кнопки и нажимной пластины.
Изначально предполагалась установка на выходе из ресивера регулятора давления с манометром:
Но, как показал опыт эксплуатации пневмостанции, он оказался ненужным. Как я уже писал выше, производительность автокомпрессора равна расходу воздуха через аэрограф. Поэтому при одновременной работе компрессора и аэрографа, давление в ресивере не изменяется. Если чётко соблюдать последовательность действий — включил аэрограф, нажал педаль, выключил аэрограф, отпустил педаль, то необходимость в защитном клапане также отпадает. Таким образом, педаль заменяет нам и автоматику и защиту. Контролировать давление удобно по манометру на компрессоре. На «Беркуте» манометр с демпфированием, т.е. стрелка не дёргается как у китайских компрессоров.
Время непрерывной работы «Беркута R15» 30 минут, за это время можно покрасить большую площадь. Если нужно покрасить маленькую деталь, то педалью можно и не пользоваться. Последовательность действий при этом такая — с помощью ручной кнопки пуска накачиваем ресивер до давления 3-3,5 атмосферы, включаем аэрограф и красим. Запаса воздуха в ресивере хватит на 30 секунд.
Ну и напоследок, фото комплекта для покраски в сборе:
20 комментариев
)))))))))
На счет аэрографа, тоже не согласен. Как раз двухходовой наиболее полезен. Появляются полезные функции рисования разной толщины и насыщенности линий без перенастройки, обдувки перед покраской поверхностей. С промывкой никаких проблем нет, перед сменой красок прогоняешь растворитель до получения чистой струи и все, в конце работы разборка и промывка, как и у любого краскопульта, если есть желание чтоб он долго работал. А сопло 0,2 мм засоряется только если краска грязная или плохо разбавлена или вымешана после загустевания. Или автор считает что красящий пигмент имеет размер более 0,2 мм. Я не профессионал, но приходилось использовать с аэрографом и художественные акриловые краски, и автоэмали металлик, и модельные краски, и нитрокраски из хозмагазина, ни разу не засорился. Половыми эмалями и гуашью не красил, может что и не так.
В общем, как временное решение пойдет, но потом все равно придется приобретать нормальный инструмент. А Беркут R15 к стати не дешев, да и подозреваю, что к России имеет отношение только в названии.
А за тягу к творчеству и техническую смекалку однозначный плюс.
А если брать модель подороже (в больших автомагазинах они обычно позиционируются как компрессора «для грузовиков»), то проблем не будет. Во-всяком случае, на несколько лет работы вам его хватит.
Но я его не посоветовал бы, с него хорошо красить только большие поверхности, для мелких работ все ж лучше с верхним расположением бачка и двойного действия.
И не дорого, и путь короче…
Ведь автомобильный компрессор громко тарахтит!