Вторая молодость "Принцессы" или Реставрация паровой машины
Вероятно, присутствующие здесь обратили внимание на топик steampunker.ru/blog/12437.html, где задавался вопрос о возможности отреставрировать старую игрушку — паровую машину годов эдак 60-х. Ну, я взялся…
Первоначально объект выглядел вот так:
А дальше было вот что…
Собственно, взялся я за работу не сразу, а после осмотра, который должен был дать ответ на вопрос: пациент жив или мёртв? Ибо состояние было… тяжёлым…
Отсутствуют паропровод от котла к цилиндру и дымовая труба, нет трубки в водомерном стекле (отверстия просто заглушены резинками, ставшими деревянными от времени), краны не двигаются, из трёх ручек есть только одна, котёл не закреплён, на нём следы распаек и протечек,… и толстый-толстый слойшоколада различной грязи.
Что, в целом, не удивительно, поскольку эта игрушка, рождённая где-то в 60-х годах уже прошлого столетия, прошла долгую и трудную жизнь, а последние лет 20 провела на дальних полках гаража, откуда и была с удивлением извлечена.
Но консилиумюных головорезов начинающих стимпанкеров из моего кружка технического творчества установил, что реанимация возможна!
И работа закипела…
Первым делом — разборка и чистка всего, что может быть разобрано и вычищено.
Грязи было… не в сказке сказать, не на клавиатуре описать! Распаяный и вскрытый паровой котёл я изнутри даже фотографировать не стал, дабы не травмировать нежную психику обитателей этого ресурса.
Мурча себе под нос песенки кавалерии армии конфедератов вычищаю изнутри цилиндр:
Осмотр маховика: будем вправлять вывих!
Чистка основания выявила несколько подробностей: оно было из лужёной жести (сто лет такого уже не видел!), покрашено оно было синей краской (вот и подбирай теперь цвет...), два угла распаяны (ну, это меньшее из зол).
Вычистил, углы запаял ПОСом (просто 60-ваттным паяльником), покрасил автоэмалью из баллончика. Кр-расота! Точно так же вычистил и покрасил основание «двигателя» в родной красно-коричневый цвет. Маховик выправлен и заново покрашен красным акрилом. Из подходящей анодированной трубочки сделан новый кожух парового цилиндра (старый чёрный и страшный выкинут в помойку). Детали «топки» покрашены в чёрный цвет. Результат начинает радовать:
Настала очередь парового котла. Краны держались (раньше...) на гайках, припаянных изнутри к поверхности котла. На двух кранах сорвана резьба (держались на каком-то подозрительном герметике), отсутствуют деревянные ручки вместе с металлическими спицами. Крышку отпаял горелкой, погрузив весь остальной бак в кастрюлю с водой, чтобы чего лишнего не отвалилось. Вычистил грязь изнутри, выправил на куске трубы, запаял крышку на место, очистил всё на войлочном круге с пастой «ГОИ». Припаял отсутствующие «лапки», которыми котёл крепится к основанию. Блестит!
Краны очистил, расшевелил (нагрев, ВД-40, шевелим… цикл повторяется...), впаял на ПОС новые «спицы» под деревянные ручки, кои выточил из буковой палочки, зажав её в патрон дрели (ничего нового). Вкрутившиеся краны — вкрутил (на паранитовые прокладки и автогерметик), с сорванной резьбой — впаял на ПОС снаружи. Из одной пробки непонятного назначения (с остатками трубки) сделал заливную пробку, припаяв кольцо из толстой латунной проволоки (харрис-0, горелка). Установил котёл на место.
Настал черёд водомерного стекла. За него я несколько волновался… Но удалось! Взял стеклянную трубочку, разогрел, вращая над тонки пламенем горелки, загнул в виде буквы П, лишние ножки отпилил алмазным диском на гравёре. Всё получилось только с третьего раза… Далее уложил трубку в «гнездо» (?), залепил снизу пластилином, а сверху залил эпоксидкой. После пластилин убрал, крышкой накрыл, герметиком всё снизу… гм… усвинячил, на место поставил, лишний герметик убрал. Ура, герметично!
Паропровод был сделан из медной тормозной трубки (автозапчасти), впаян на ПОС.
Горелка спаяна «харрисом» из толстого медного листа и проволоки. Щелевая надставка появилась чуть позже.
Ах, да, про трубу забыл! Поскольку её не было, а изготовить такую же «рифлёнку» под кирпич не представлялось возможным, то было принято решение сделать трубу «паровозного» дизайна. За основу взят, естественно, паровоз Стефенсона «Ракета»… Из латунного листа свёрнут цилиндр, соединён «в замок», пропаян ПОСом. Оголовок из медного листа, свёрнут и спаян встык «харрисом», вырезаны зубцы (ножницы, надфиль...). Вот после установки трубы и родилось название для машины — «Принцесса»…
Машина выглядит… ну, хорошо выглядит, словом…
В горелку загружен «сухой спирт», итак, всё готово к испытаниям!
И возгорелось пламя, впервые за 20 с лишним лет в топке машины снова полыхает огонь!
Всё прогрессивное человечество замерло в ожидании — заработает ли паровое сердце «Принцессы»?
И оно заработало!
yadi.sk/d/Gn5JQymYgFJHH/IMG_6647.m4v
Оно пыхтело, жужжало и свистело!
Более подробно об испытаниях могу рассказать следующее. В соответствии с инструкцией налил в котёл через пробку с кольцом горячей воды из чайника, ну, чтобы топливо и время на разогрев воды меньше тратить. Судя по водомерному стеклу, воды было где-то две трети котла, больше наливать не надо — пусть больше пара образуется. После чего разломил на две части таблетку сухого горючего, положил на горелку и сунул в топку.
Пробка закручена, кран паропровода закрыт, кран свистка открыт. Через 10-15 секунд свисток начал посвистывать, а ещё секунд через 5 начал устойчиво свистеть. Свисток закрыл, паропровод открыл — колесо пару раз дёрнулось и закрутилось! Поначалу клапан на цилиндре выплюнул несколько капель воды, потом шёл только пар. Я уж огорчился — брызги воды пошли в паропровод, но потом понял, что это в холодной трубке просто сконденсировались первые порции пара! Как только трубка прогрелась капли воды идти перестали и движок стал издавать совершенно волшебное «чух-чух-чух»… Колесо крутилось очень энергично, но, что характерно, механизм прекрасно сбалансирован — никакой вибрации, никакого ползанья по столу и близко не было. Причём, работало даже на столь низком давлении пара, что я снимал вообще груз предохранительного клапана, из-под его иглы начинали пузырики водички проскакивать — а поршень работает!
После окончания работы оставшаяся вода чудесно сливается через краник на передней стенке котла.
Правда, на испытаниях меня подстерегала совершенно неожиданная жопа… Пламя оказалось слишком сильным и чёрный кожух «топки» начал вонять и пузыриться — автомобильная краска не выдержала нагрева! Так что пришлось перекрашивать кожух топки термостойкой эмалью (из тех же автозапчастей). После перекраски — всё чудесно: чуть повоняло вначале, но потом краска стабилизировалась и в дальнейшем нагрев был не страшен. Но я всё же перестраховался и под конец спаял щелевую насадку на горелку — чтобы обеспечить «адресное» пламя ровно в «пузо» парового котла.
Ну, и завершающим штрихом стала установка памятной таблички, поскольку машина планировалась в качестве подарка на юбилей.
Надеюсь, что юбиляр остался доволен!
Вот, как-то так… Если остались какие-то вопросы, которые я упустил в рассказе — пишите, с удовольствием отвечу!
Первоначально объект выглядел вот так:
А дальше было вот что…
Собственно, взялся я за работу не сразу, а после осмотра, который должен был дать ответ на вопрос: пациент жив или мёртв? Ибо состояние было… тяжёлым…
Отсутствуют паропровод от котла к цилиндру и дымовая труба, нет трубки в водомерном стекле (отверстия просто заглушены резинками, ставшими деревянными от времени), краны не двигаются, из трёх ручек есть только одна, котёл не закреплён, на нём следы распаек и протечек,… и толстый-толстый слой
Что, в целом, не удивительно, поскольку эта игрушка, рождённая где-то в 60-х годах уже прошлого столетия, прошла долгую и трудную жизнь, а последние лет 20 провела на дальних полках гаража, откуда и была с удивлением извлечена.
Но консилиум
И работа закипела…
Первым делом — разборка и чистка всего, что может быть разобрано и вычищено.
Грязи было… не в сказке сказать, не на клавиатуре описать! Распаяный и вскрытый паровой котёл я изнутри даже фотографировать не стал, дабы не травмировать нежную психику обитателей этого ресурса.
Мурча себе под нос песенки кавалерии армии конфедератов вычищаю изнутри цилиндр:
Осмотр маховика: будем вправлять вывих!
Чистка основания выявила несколько подробностей: оно было из лужёной жести (сто лет такого уже не видел!), покрашено оно было синей краской (вот и подбирай теперь цвет...), два угла распаяны (ну, это меньшее из зол).
Вычистил, углы запаял ПОСом (просто 60-ваттным паяльником), покрасил автоэмалью из баллончика. Кр-расота! Точно так же вычистил и покрасил основание «двигателя» в родной красно-коричневый цвет. Маховик выправлен и заново покрашен красным акрилом. Из подходящей анодированной трубочки сделан новый кожух парового цилиндра (старый чёрный и страшный выкинут в помойку). Детали «топки» покрашены в чёрный цвет. Результат начинает радовать:
Настала очередь парового котла. Краны держались (раньше...) на гайках, припаянных изнутри к поверхности котла. На двух кранах сорвана резьба (держались на каком-то подозрительном герметике), отсутствуют деревянные ручки вместе с металлическими спицами. Крышку отпаял горелкой, погрузив весь остальной бак в кастрюлю с водой, чтобы чего лишнего не отвалилось. Вычистил грязь изнутри, выправил на куске трубы, запаял крышку на место, очистил всё на войлочном круге с пастой «ГОИ». Припаял отсутствующие «лапки», которыми котёл крепится к основанию. Блестит!
Краны очистил, расшевелил (нагрев, ВД-40, шевелим… цикл повторяется...), впаял на ПОС новые «спицы» под деревянные ручки, кои выточил из буковой палочки, зажав её в патрон дрели (ничего нового). Вкрутившиеся краны — вкрутил (на паранитовые прокладки и автогерметик), с сорванной резьбой — впаял на ПОС снаружи. Из одной пробки непонятного назначения (с остатками трубки) сделал заливную пробку, припаяв кольцо из толстой латунной проволоки (харрис-0, горелка). Установил котёл на место.
Настал черёд водомерного стекла. За него я несколько волновался… Но удалось! Взял стеклянную трубочку, разогрел, вращая над тонки пламенем горелки, загнул в виде буквы П, лишние ножки отпилил алмазным диском на гравёре. Всё получилось только с третьего раза… Далее уложил трубку в «гнездо» (?), залепил снизу пластилином, а сверху залил эпоксидкой. После пластилин убрал, крышкой накрыл, герметиком всё снизу… гм… усвинячил, на место поставил, лишний герметик убрал. Ура, герметично!
Паропровод был сделан из медной тормозной трубки (автозапчасти), впаян на ПОС.
Горелка спаяна «харрисом» из толстого медного листа и проволоки. Щелевая надставка появилась чуть позже.
Ах, да, про трубу забыл! Поскольку её не было, а изготовить такую же «рифлёнку» под кирпич не представлялось возможным, то было принято решение сделать трубу «паровозного» дизайна. За основу взят, естественно, паровоз Стефенсона «Ракета»… Из латунного листа свёрнут цилиндр, соединён «в замок», пропаян ПОСом. Оголовок из медного листа, свёрнут и спаян встык «харрисом», вырезаны зубцы (ножницы, надфиль...). Вот после установки трубы и родилось название для машины — «Принцесса»…
Машина выглядит… ну, хорошо выглядит, словом…
В горелку загружен «сухой спирт», итак, всё готово к испытаниям!
И возгорелось пламя, впервые за 20 с лишним лет в топке машины снова полыхает огонь!
Всё прогрессивное человечество замерло в ожидании — заработает ли паровое сердце «Принцессы»?
И оно заработало!
yadi.sk/d/Gn5JQymYgFJHH/IMG_6647.m4v
Оно пыхтело, жужжало и свистело!
Более подробно об испытаниях могу рассказать следующее. В соответствии с инструкцией налил в котёл через пробку с кольцом горячей воды из чайника, ну, чтобы топливо и время на разогрев воды меньше тратить. Судя по водомерному стеклу, воды было где-то две трети котла, больше наливать не надо — пусть больше пара образуется. После чего разломил на две части таблетку сухого горючего, положил на горелку и сунул в топку.
Пробка закручена, кран паропровода закрыт, кран свистка открыт. Через 10-15 секунд свисток начал посвистывать, а ещё секунд через 5 начал устойчиво свистеть. Свисток закрыл, паропровод открыл — колесо пару раз дёрнулось и закрутилось! Поначалу клапан на цилиндре выплюнул несколько капель воды, потом шёл только пар. Я уж огорчился — брызги воды пошли в паропровод, но потом понял, что это в холодной трубке просто сконденсировались первые порции пара! Как только трубка прогрелась капли воды идти перестали и движок стал издавать совершенно волшебное «чух-чух-чух»… Колесо крутилось очень энергично, но, что характерно, механизм прекрасно сбалансирован — никакой вибрации, никакого ползанья по столу и близко не было. Причём, работало даже на столь низком давлении пара, что я снимал вообще груз предохранительного клапана, из-под его иглы начинали пузырики водички проскакивать — а поршень работает!
После окончания работы оставшаяся вода чудесно сливается через краник на передней стенке котла.
Правда, на испытаниях меня подстерегала совершенно неожиданная жопа… Пламя оказалось слишком сильным и чёрный кожух «топки» начал вонять и пузыриться — автомобильная краска не выдержала нагрева! Так что пришлось перекрашивать кожух топки термостойкой эмалью (из тех же автозапчастей). После перекраски — всё чудесно: чуть повоняло вначале, но потом краска стабилизировалась и в дальнейшем нагрев был не страшен. Но я всё же перестраховался и под конец спаял щелевую насадку на горелку — чтобы обеспечить «адресное» пламя ровно в «пузо» парового котла.
Ну, и завершающим штрихом стала установка памятной таблички, поскольку машина планировалась в качестве подарка на юбилей.
Надеюсь, что юбиляр остался доволен!
Вот, как-то так… Если остались какие-то вопросы, которые я упустил в рассказе — пишите, с удовольствием отвечу!
44 комментария
Плюс, конечно.+
… да уж…
Ученики офигели: без батареек, без компьютера — а работает! Так не бывает… :)
Реставрация старинной вещи это здорово, а на таком высоком уровне вообще отлично!
Ну а про работу — блеск. Вернули к жизни редкую вещицу!
если не против, уволоку к себе в группу пост с вашего ресурса про пушку. Ту, что с цитатой доктора Ливси 8)
а можно текст песенки в студию?! ;))
yandex.ru/video/search?filmId=Xo8ouK8zUXI&text=I%20Wanna%20Be%20In%20The%20Cavalry&redircnt=1431382005.1
и
yandex.ru/video/search?suggest_reqid=117440315138765615521042199888913&filmId=Xe52ukL6UXI&text=Horse%20Soldier%2C%20Horse%20Soldier&_=1431382104422&safety=1
www.youtube.com/watch?v=HDq09oSt9o0
А вот тут вообще масса щщастья:
pesni.fm/search/Confederate+Song
Дети конечно от такой работы будут в восторге!!!
У вас золотые руки!!!
Приятно видеть когда давно забытые вещи обретают новую жизнь
+ однозначно :)