Вторая молодость "Принцессы" или Реставрация паровой машины

Вероятно, присутствующие здесь обратили внимание на топик steampunker.ru/blog/12437.html, где задавался вопрос о возможности отреставрировать старую игрушку — паровую машину годов эдак 60-х. Ну, я взялся…
Первоначально объект выглядел вот так:
Вначале было...
А дальше было вот что…

Собственно, взялся я за работу не сразу, а после осмотра, который должен был дать ответ на вопрос: пациент жив или мёртв? Ибо состояние было… тяжёлым…
Вторая молодость Принцессы или Реставрация паровой машины
Вторая молодость Принцессы или Реставрация паровой машины
Отсутствуют паропровод от котла к цилиндру и дымовая труба, нет трубки в водомерном стекле (отверстия просто заглушены резинками, ставшими деревянными от времени), краны не двигаются, из трёх ручек есть только одна, котёл не закреплён, на нём следы распаек и протечек,… и толстый-толстый слой шоколада различной грязи.
Что, в целом, не удивительно, поскольку эта игрушка, рождённая где-то в 60-х годах уже прошлого столетия, прошла долгую и трудную жизнь, а последние лет 20 провела на дальних полках гаража, откуда и была с удивлением извлечена.

Но консилиум юных головорезов начинающих стимпанкеров из моего кружка технического творчества установил, что реанимация возможна!
Вторая молодость Принцессы или Реставрация паровой машины
И работа закипела…
Первым делом — разборка и чистка всего, что может быть разобрано и вычищено.
Вторая молодость Принцессы или Реставрация паровой машины
Вторая молодость Принцессы или Реставрация паровой машины
Вторая молодость Принцессы или Реставрация паровой машины
Грязи было… не в сказке сказать, не на клавиатуре описать! Распаяный и вскрытый паровой котёл я изнутри даже фотографировать не стал, дабы не травмировать нежную психику обитателей этого ресурса.
Мурча себе под нос песенки кавалерии армии конфедератов вычищаю изнутри цилиндр:
Вторая молодость Принцессы или Реставрация паровой машины
Осмотр маховика: будем вправлять вывих!
Вторая молодость Принцессы или Реставрация паровой машины
Чистка основания выявила несколько подробностей: оно было из лужёной жести (сто лет такого уже не видел!), покрашено оно было синей краской (вот и подбирай теперь цвет...), два угла распаяны (ну, это меньшее из зол).
Вторая молодость Принцессы или Реставрация паровой машины
Вторая молодость Принцессы или Реставрация паровой машины
Вычистил, углы запаял ПОСом (просто 60-ваттным паяльником), покрасил автоэмалью из баллончика. Кр-расота! Точно так же вычистил и покрасил основание «двигателя» в родной красно-коричневый цвет. Маховик выправлен и заново покрашен красным акрилом. Из подходящей анодированной трубочки сделан новый кожух парового цилиндра (старый чёрный и страшный выкинут в помойку). Детали «топки» покрашены в чёрный цвет. Результат начинает радовать:
Вторая молодость Принцессы или Реставрация паровой машины
Настала очередь парового котла. Краны держались (раньше...) на гайках, припаянных изнутри к поверхности котла. На двух кранах сорвана резьба (держались на каком-то подозрительном герметике), отсутствуют деревянные ручки вместе с металлическими спицами. Крышку отпаял горелкой, погрузив весь остальной бак в кастрюлю с водой, чтобы чего лишнего не отвалилось. Вычистил грязь изнутри, выправил на куске трубы, запаял крышку на место, очистил всё на войлочном круге с пастой «ГОИ». Припаял отсутствующие «лапки», которыми котёл крепится к основанию. Блестит!
Вторая молодость Принцессы или Реставрация паровой машины
Краны очистил, расшевелил (нагрев, ВД-40, шевелим… цикл повторяется...), впаял на ПОС новые «спицы» под деревянные ручки, кои выточил из буковой палочки, зажав её в патрон дрели (ничего нового). Вкрутившиеся краны — вкрутил (на паранитовые прокладки и автогерметик), с сорванной резьбой — впаял на ПОС снаружи. Из одной пробки непонятного назначения (с остатками трубки) сделал заливную пробку, припаяв кольцо из толстой латунной проволоки (харрис-0, горелка). Установил котёл на место.
Настал черёд водомерного стекла. За него я несколько волновался… Но удалось! Взял стеклянную трубочку, разогрел, вращая над тонки пламенем горелки, загнул в виде буквы П, лишние ножки отпилил алмазным диском на гравёре. Всё получилось только с третьего раза… Далее уложил трубку в «гнездо» (?), залепил снизу пластилином, а сверху залил эпоксидкой. После пластилин убрал, крышкой накрыл, герметиком всё снизу… гм… усвинячил, на место поставил, лишний герметик убрал. Ура, герметично!
Вторая молодость Принцессы или Реставрация паровой машины
Вторая молодость Принцессы или Реставрация паровой машины
Вторая молодость Принцессы или Реставрация паровой машины
Паропровод был сделан из медной тормозной трубки (автозапчасти), впаян на ПОС.
Вторая молодость Принцессы или Реставрация паровой машины
Горелка спаяна «харрисом» из толстого медного листа и проволоки. Щелевая надставка появилась чуть позже.
Вторая молодость Принцессы или Реставрация паровой машины
Ах, да, про трубу забыл! Поскольку её не было, а изготовить такую же «рифлёнку» под кирпич не представлялось возможным, то было принято решение сделать трубу «паровозного» дизайна. За основу взят, естественно, паровоз Стефенсона «Ракета»… Из латунного листа свёрнут цилиндр, соединён «в замок», пропаян ПОСом. Оголовок из медного листа, свёрнут и спаян встык «харрисом», вырезаны зубцы (ножницы, надфиль...). Вот после установки трубы и родилось название для машины — «Принцесса»…
Машина выглядит… ну, хорошо выглядит, словом…
Вторая молодость Принцессы или Реставрация паровой машины
Вторая молодость Принцессы или Реставрация паровой машины
В горелку загружен «сухой спирт», итак, всё готово к испытаниям!
Вторая молодость Принцессы или Реставрация паровой машины
И возгорелось пламя, впервые за 20 с лишним лет в топке машины снова полыхает огонь!
Вторая молодость Принцессы или Реставрация паровой машины
Всё прогрессивное человечество замерло в ожидании — заработает ли паровое сердце «Принцессы»?
И оно заработало!
yadi.sk/d/Gn5JQymYgFJHH/IMG_6647.m4v
Оно пыхтело, жужжало и свистело!
Более подробно об испытаниях могу рассказать следующее. В соответствии с инструкцией налил в котёл через пробку с кольцом горячей воды из чайника, ну, чтобы топливо и время на разогрев воды меньше тратить. Судя по водомерному стеклу, воды было где-то две трети котла, больше наливать не надо — пусть больше пара образуется. После чего разломил на две части таблетку сухого горючего, положил на горелку и сунул в топку.
Пробка закручена, кран паропровода закрыт, кран свистка открыт. Через 10-15 секунд свисток начал посвистывать, а ещё секунд через 5 начал устойчиво свистеть. Свисток закрыл, паропровод открыл — колесо пару раз дёрнулось и закрутилось! Поначалу клапан на цилиндре выплюнул несколько капель воды, потом шёл только пар. Я уж огорчился — брызги воды пошли в паропровод, но потом понял, что это в холодной трубке просто сконденсировались первые порции пара! Как только трубка прогрелась капли воды идти перестали и движок стал издавать совершенно волшебное «чух-чух-чух»… Колесо крутилось очень энергично, но, что характерно, механизм прекрасно сбалансирован — никакой вибрации, никакого ползанья по столу и близко не было. Причём, работало даже на столь низком давлении пара, что я снимал вообще груз предохранительного клапана, из-под его иглы начинали пузырики водички проскакивать — а поршень работает!
После окончания работы оставшаяся вода чудесно сливается через краник на передней стенке котла.
Правда, на испытаниях меня подстерегала совершенно неожиданная жопа… Пламя оказалось слишком сильным и чёрный кожух «топки» начал вонять и пузыриться — автомобильная краска не выдержала нагрева! Так что пришлось перекрашивать кожух топки термостойкой эмалью (из тех же автозапчастей). После перекраски — всё чудесно: чуть повоняло вначале, но потом краска стабилизировалась и в дальнейшем нагрев был не страшен. Но я всё же перестраховался и под конец спаял щелевую насадку на горелку — чтобы обеспечить «адресное» пламя ровно в «пузо» парового котла.
Ну, и завершающим штрихом стала установка памятной таблички, поскольку машина планировалась в качестве подарка на юбилей.
Вторая молодость Принцессы или Реставрация паровой машины
Надеюсь, что юбиляр остался доволен!

Вот, как-то так… Если остались какие-то вопросы, которые я упустил в рассказе — пишите, с удовольствием отвечу!

44 комментария

avatar
Безоговорочный плюс, великолепно.
avatar
Поддерживаю. Паровую машину в действии в 21м веке не часто увидишь. Плюс! Даже два.
Последний раз редактировалось
avatar
Красивый аппарат, большая работа проделана!
Плюс, конечно.+
avatar
Что еще может так порадовать как работающий механизм! Жиирный +!
avatar
Как сказку прочитал про спящую принцессу, которая ждала 20 лет поцелуя «принца» что бы проснуться! Здорово! Вы молодец! ( особенно в подготовки «головорезов», которое в основном сейчас в нашем поколении " выбирает Pepsi"! Еще раз- Вы молодец!
avatar
Да, к сожалению исчезающе мало осталось кружков технического творчества. Что мы будем делать лет через 15-20 — даже и не представляю…
avatar
Да, выражению «Мальчик склеил в клубе модель» современная молодёжь придаёт совершенно иной смысл, никак с творчеством не связанным!:))
avatar
:))))
… да уж…
avatar
Реставрация отличная, слов нет. Ученики остались довольны?
avatar
Спасибо!
Ученики офигели: без батареек, без компьютера — а работает! Так не бывает… :)
avatar
Для детишек можно продолжить тему и показать уроки физики :) Например. Как одна энергия преобразуется в другую (пар-электричество). К этим паровым машинам есть приставки. Надеюсь Вам не составит труда подключить генератор (эл. мотор) и зарядить телефон и т.д. Образцы — www.mikes-steam-engines.co.uk/accessories.htm
Последний раз редактировалось
avatar
Можно, но они пока мелковаты — 1-4 класс в основном. Вот подрастут…
avatar
Плюсуем куда только можно! :)
avatar
Круто!+
avatar
прекрасная работа +
avatar
Красиво и полезно! +
avatar
Шикарная реставрация, а главное — заработало! +
avatar
Превосходно! + за работу и + в профиль!
Реставрация старинной вещи это здорово, а на таком высоком уровне вообще отлично!
avatar
Великолепно! Плюс везде.
avatar
Прекрасно! Какой Вы молодец, что приобщаете молодежь работать руками! Ну а сам проект восстановления паровой машины достоин особой похвалы! Результат замечательный! Сама подача материала тоже очень понравилась. Жирный плюс и сюда и в карму!
avatar
Благодарю за ваши отзывы, коллеги! Тем более, что именно опыт очень многих из вас позволил мне прояснить для себя разные технические моменты, которые я использовал при реставрации. Надеюсь в ближайшее время одолеть ещё один отчёт об одном забавном «долгострое» — механических крыльях…
Последний раз редактировалось
avatar
Здорово! Плюс!
avatar
Отлично! Подарили много радости людям и вторую жизнь машине! +.
avatar
Я перечитал ресурс вдоль и поперек, но такой теплой и домашней статьи ещео не было. Спасибо вам за нее огромное.
avatar
Рад, что понравилось! Дело в том, что в своей бурной биографии я почти 10 лет ещё и газетной журналистике отдал: писал статьи и рецензии. Видимо, мастерство не пропьёшь!
avatar
бесспорно
Ну а про работу — блеск. Вернули к жизни редкую вещицу!

если не против, уволоку к себе в группу пост с вашего ресурса про пушку. Ту, что с цитатой доктора Ливси 8)
Последний раз редактировалось
avatar
Да за милую душу!
avatar
Молодец!!! "+" Есть сайт посвященный паровым машинам такого типа — mikes-steam-engines.co.uk Может кому будет интересно :)
avatar
Спасибо, обязательно гляну!
avatar
То, что все это, еще вместе с детьми делалось — вообще бесценно!
avatar
Ну, да, детишки честно помогали на этапе чистки. И бурно «болели» на первом испытательном запуске…
avatar
Хорошенькая +
avatar
Вы молодец!+
avatar
Молодцы!
avatar
Очень интересно. И работа, и описание душевно сделаны. Смотрел и читал с великим удовольствием! +
avatar
Отличная работа.Очень понравилось подробное описание процесса.Замечательно.Огромнейший ПЛЮС.+.Настоящий стимпанк.
avatar
БРАВО!!! +

Мурча себе под нос песенки кавалерии армии конфедератов
а можно текст песенки в студию?! ;))
avatar
Да вот собственно:
www.youtube.com/watch?v=HDq09oSt9o0

А вот тут вообще масса щщастья:
pesni.fm/search/Confederate+Song
Последний раз редактировалось
avatar
Спасибо что порадовали хорошей работой:)
Дети конечно от такой работы будут в восторге!!!
У вас золотые руки!!!
Приятно видеть когда давно забытые вещи обретают новую жизнь
+ однозначно :)
avatar
истинный стим!!!
avatar
Красавцы! Жирный плюс, конечно!
avatar
Плюс, и в карму плюс!
avatar
Спасибо!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.