Гальваника (продолжение с фото)
В предыдущем посте о гальванике, к сожалению, было мало фотографий и я решил восполнить этот пробел.
Изготавливаем копию накладок зажигалки времен первой мировой войны.
Есть в моей коллекции вот такая «француженка»))
а
Так как она сама нуждалась в ремонте, было решено сделать и пару копий с имеющегося оригинала.
В предыдущей статье я описывал изготовление формы из стоматологического материала… в настоящем случае будем использовать специальный силикон украинского пр-ва.
Итак… разбираем зажигалку
оригинальные накладки изготовлены методом штамповки. Чистим, моем, немного шлифуем торец для плотного прилегания к поверхности. Переходим к изготовлению ванночки для заливки формы.
Я использовал обрезки полиэстера. «Спайка» производилась гелевым пистолетом. Этот способ прост и дает возможность многократного использования а также можно разобрать конструкцию и изменить параметры ванночки
теперь переходим к гелю. Это специальный, двухкомпонентный гель для изготовления гальванических форм. Его особенность это эластичность, что дает возможность изготовления более сложных форм, хорошая текучесть и, после застывания, его легко покрыть графитом. Он хорошо держится. Дабы не делать «скрытой» рекламы, за которую все равно не заплатят))) его название и место, где его можно купить в Киеве сообщу только в частном порядке.
Укладываем в ванночку обезжиренные детали. Желательно их чем либо зафиксировать на дне ванны чтобы они не всплыли при заливке. Я использовал кусочки пластилина.
плотное прилегание всей поверхности к основанию есть обязательным условием т.к. обладая хорошей текучестью, гели заполняет все мельчайшие полости и запросто затечет под форму. Из-за этого края самой формы будут иметь «заливы» которые нужно будет срезать а это и лишнее время и возможность испортить уже полученную форму. Наличие же таких неубранных литничков препятствует качественной затяжке металлом формы.
Разводим гель и заливаем его в форму
Но опять же все делаем согласно инструкции))) я в данном случае поторопился и «поимел результат» своей нетерпеливости. Гель должен полностью покрыть деталь и иметь в самом тонком месте (над деталью) толщину не менее 5-8 мм. Если будет толще не страшно а если тоньше то в процессе дальнейшей работы с формой может нарушится геометрия (перекосит) Так вот, я развел слишком крутой раствор и он застыл ооооочень быстро(( и в мелких деталях остались пузырьки воздуха… которые в обычном варианте нужно выгнать.Выгоняют их легким постукиванием снизу… т.к. вибро-стол вряд ли найдется в хозяйстве)) Ну что сделано то сделано, идем дальше. Через пол-часа форма застыла окончательно и ее можно вынимать. Вот тут и пригодилась особенность нашей формы которая легко разбирается. Имеем вот такой результат
теперь прокладываем проводник на форме. К сожалению, я с горечью обнаружил, что запас медной проволоки иссяк и пришлось выкручиваться обрезками
ну а вообще лучше проводник укладывать замкнутым.
Дальше идет графитирование
тщательно удаляем все излишки графита, иначе при покрытии медью, те места где остались излишки не затянутся и останутся раковины.
вот на фото видим «проблемные» места на форме, из-за пузырьков воздуха.
Обращаю внимание, что графитовое покрытие должно соприкасаться с проводником как можно на большей площади.
Дальше собираем установку. Весь этот процесс был подробно описан ранее и нет смысла его повторять.
напомню только пару моментов
1. форму в ванну погружают под напряжением
2. после полного погружения убедиться, что не осталось пузырьков воздуха на поверхности. Если таковые есть убрать их с помощью кисточки не вынимая формы из электролита
ну и набираемся терпения на пару суток… постоянно лезем с фонариком посмотреть «ну шо там?»)) покачиваем форму… это будет полезно и даже рекомендовано…
стараемся рассказать коту что там НИЧЕГО интересного нет и не надо туда лазить… хотя он орет и требует полного отчета)))
потом, на некоторое время ажиотаж спадает и физика спокойно делает свое дело…
и вот полученный результат
Лицевая сторона. Видны все мои ошибки))) ну правда некоторые легко убираются а некоторые вроде так и надо)))
обратная сторона. Толщина металла получилась от 0,5 до 0,8 мм(у основания)
вот и все. Дальше идет механическая обработка, полировка, изготовление корпуса самой зажигалки и собственно сборка. После окончательной сборки и обработки все зажигалки будет покрыта латунью методом похожим на гальванику только с использованием другого электролита и гораздо быстрее (весь процесс латунирования занимает до 5-7 минут)
Да, и еще, в предыдущий раз я говорил об использовании вместо графита бронзовой пудры так вот, она подходит для покрытия крупных деталей которые потом будут дополнительно обрабатываться а для данного случая нет т.к. много мелких фрагментов барельефа. Сама пудра уже металл и затягивание первого слоя проходит быстро и по этому мелочь теряется… но если нужно сделать просто шар — то бронзовая пудра рулит!)))
Готов ответить на все вопросы. Надеюсь что данная информация поможет расширить круг возможностей. С ув.
добавлю пару фото после первичной обработки
Изготавливаем копию накладок зажигалки времен первой мировой войны.
Есть в моей коллекции вот такая «француженка»))
а
Так как она сама нуждалась в ремонте, было решено сделать и пару копий с имеющегося оригинала.
В предыдущей статье я описывал изготовление формы из стоматологического материала… в настоящем случае будем использовать специальный силикон украинского пр-ва.
Итак… разбираем зажигалку
оригинальные накладки изготовлены методом штамповки. Чистим, моем, немного шлифуем торец для плотного прилегания к поверхности. Переходим к изготовлению ванночки для заливки формы.
Я использовал обрезки полиэстера. «Спайка» производилась гелевым пистолетом. Этот способ прост и дает возможность многократного использования а также можно разобрать конструкцию и изменить параметры ванночки
теперь переходим к гелю. Это специальный, двухкомпонентный гель для изготовления гальванических форм. Его особенность это эластичность, что дает возможность изготовления более сложных форм, хорошая текучесть и, после застывания, его легко покрыть графитом. Он хорошо держится. Дабы не делать «скрытой» рекламы, за которую все равно не заплатят))) его название и место, где его можно купить в Киеве сообщу только в частном порядке.
Укладываем в ванночку обезжиренные детали. Желательно их чем либо зафиксировать на дне ванны чтобы они не всплыли при заливке. Я использовал кусочки пластилина.
плотное прилегание всей поверхности к основанию есть обязательным условием т.к. обладая хорошей текучестью, гели заполняет все мельчайшие полости и запросто затечет под форму. Из-за этого края самой формы будут иметь «заливы» которые нужно будет срезать а это и лишнее время и возможность испортить уже полученную форму. Наличие же таких неубранных литничков препятствует качественной затяжке металлом формы.
Разводим гель и заливаем его в форму
Но опять же все делаем согласно инструкции))) я в данном случае поторопился и «поимел результат» своей нетерпеливости. Гель должен полностью покрыть деталь и иметь в самом тонком месте (над деталью) толщину не менее 5-8 мм. Если будет толще не страшно а если тоньше то в процессе дальнейшей работы с формой может нарушится геометрия (перекосит) Так вот, я развел слишком крутой раствор и он застыл ооооочень быстро(( и в мелких деталях остались пузырьки воздуха… которые в обычном варианте нужно выгнать.Выгоняют их легким постукиванием снизу… т.к. вибро-стол вряд ли найдется в хозяйстве)) Ну что сделано то сделано, идем дальше. Через пол-часа форма застыла окончательно и ее можно вынимать. Вот тут и пригодилась особенность нашей формы которая легко разбирается. Имеем вот такой результат
теперь прокладываем проводник на форме. К сожалению, я с горечью обнаружил, что запас медной проволоки иссяк и пришлось выкручиваться обрезками
ну а вообще лучше проводник укладывать замкнутым.
Дальше идет графитирование
тщательно удаляем все излишки графита, иначе при покрытии медью, те места где остались излишки не затянутся и останутся раковины.
вот на фото видим «проблемные» места на форме, из-за пузырьков воздуха.
Обращаю внимание, что графитовое покрытие должно соприкасаться с проводником как можно на большей площади.
Дальше собираем установку. Весь этот процесс был подробно описан ранее и нет смысла его повторять.
напомню только пару моментов
1. форму в ванну погружают под напряжением
2. после полного погружения убедиться, что не осталось пузырьков воздуха на поверхности. Если таковые есть убрать их с помощью кисточки не вынимая формы из электролита
ну и набираемся терпения на пару суток… постоянно лезем с фонариком посмотреть «ну шо там?»)) покачиваем форму… это будет полезно и даже рекомендовано…
стараемся рассказать коту что там НИЧЕГО интересного нет и не надо туда лазить… хотя он орет и требует полного отчета)))
потом, на некоторое время ажиотаж спадает и физика спокойно делает свое дело…
и вот полученный результат
Лицевая сторона. Видны все мои ошибки))) ну правда некоторые легко убираются а некоторые вроде так и надо)))
обратная сторона. Толщина металла получилась от 0,5 до 0,8 мм(у основания)
вот и все. Дальше идет механическая обработка, полировка, изготовление корпуса самой зажигалки и собственно сборка. После окончательной сборки и обработки все зажигалки будет покрыта латунью методом похожим на гальванику только с использованием другого электролита и гораздо быстрее (весь процесс латунирования занимает до 5-7 минут)
Да, и еще, в предыдущий раз я говорил об использовании вместо графита бронзовой пудры так вот, она подходит для покрытия крупных деталей которые потом будут дополнительно обрабатываться а для данного случая нет т.к. много мелких фрагментов барельефа. Сама пудра уже металл и затягивание первого слоя проходит быстро и по этому мелочь теряется… но если нужно сделать просто шар — то бронзовая пудра рулит!)))
Готов ответить на все вопросы. Надеюсь что данная информация поможет расширить круг возможностей. С ув.
добавлю пару фото после первичной обработки
54 комментария
1) Насколько бронзовая пудра скрадывает мелочи?
Такую деталь (к примеру) повторить можно? img.alibaba.com/photo/210841827/Nice_flower_copper_findings_copper_cap_brass_item.jpg
(А потом отшлифовать-отполировать).
2) За счет чего держится графит и не осыпается?
3)Пробовали ли нарастить 2-3 мм? Это реально так много времени занимает? 0_о
2.графит держится за счет своих свойств (маслянистости, хотя к маслу это никак не относится) слой графита измеряется в микронах
3. Даже на этой детали в некоторых местах толщина меди до 1,5 мм (между деталями) но, для равномерного наращивания необходимо сделать механизм который будет постоянно покачивать форму в электролите. В противном случае неизбежно начнут расти «шишки» и «силовые линии» из-за которых металл будет рыхлый и негодным для обработки. По времени это может занять от 4 до 7 дней… в зависимости от качество электролита, анода и блока питания. С ув.
Помнится ещё в школе, мы окунали цветы (не мясистые) в парафин и быстро стряхивали излишки. Потом эти цветы всю зиму стояли как живые. Просто вспомнилось.
В меди простояли бы наверно по сей день(?)
В восторге!
А вот гальванить пробовать буду не скоро…
Зарядка от мобилы — и все? Без амперметра/вольтметра/реостата?
З.Ы: Насколько я знаю — обычно часто неплохо осаждается сначала, разница виднее ближе к концу.
Только зарядка от мобилного и всё. Меднение проходит медленно, но верно и аккуратно. Самое главное хорошо подготовить поверхность обмедняемой детали.
Телефонная зарядка, 5V.
Такого как на фотках яркого и блестящего покрытия не увидел, сначала красно-серое покрытие, потом вообще обросло рыхлым бурым налётом.
Кислоты мало?
VoVka_BC — та реакция, которую описали Вы, говорит о том, что на деталь просто осаждается медь из электролита а не с Анода…
Первое что нужно проверить это электролит. Если в моем рецепте приведено 250 гр на литр… то на пол-литра 33гр маловато… и т.д.
Все мои эксперименты с телефонными зарядками не увенчались успехом… СИЛЫ (Ампер) тока не хватает
Мне много ампер пока не надо, вчера экспериментировал с одной копейкой, потом с бижутерией такого же размера. Бижу, кстати, удалось восстановить (по бокам слезло покрытие и хотели выбрасывать, а я реанимировал. Горд.).
Дополнительные вопросы:
1) пластины-аноды надо зачищать? Каждый раз?
2) можно ли использовать электролит второй раз? Через день? Через месяц?
Анод нужно промыть. Зачищать до блеска не нужно
можно ли прерывать процесс? Т.е. включать не на двое суток беспрерывно, а по 5 часов вечерами? Пока простой будет — не вылезет ли боком? Окисление там или коррозия…
Самый первый раз деталь поставил под ток, вроде начало покрытие ровненько ложиться… а через несколько минут хоп! и во всем районе свет отключили. Утром пошли пятна коррозии (деталь была стальная). Потом как ни зачищал — ничего уже хорошего не вышло. Там, где в первый раз пошла коррозия, образовывались пузыри со шлаком внутри.
Касаемо реостата — попробуйте включить последовательно с источником тока переменный резистор ом эдак на 400 и ватт на 50
Типа такого.
Я, когда экспериментировал, у меня был на 10 Ом и 15 Вт, кажется. Мне было мало, он грелся и регулировал ток в очень небольших пределах. Потом я купил ППБ-50Г на 470 Ом, но эксперименты пока не продолжил.
Блок питания использовал от IP-камер на 5 и 12 вольт. А то можно попробовать зарядку для автомобильных аккумуляторов.