Изготовление цепочки
Покажу как делается цепочка, производящая впечатление плетеного четырехгранного шнура.
1. Выбирается проволока, соответствующая «калибру» будущей цепочки. На самом деле, диапазон, пригодныйдля ручной работы не так уж широк, приметно 0,7-1,2 мм. Я в данном случае беру латунь 0,9 мм.
2. Выбирается оптимальная оправка для намотки колечек. Четкой таблицы правильных размеров тут тоже нет, мне пришлось сделать несколько пробных колечек разного размера, и проверить, как они сцепляются. Больше кольцо — сборка цепи существенно легче, но плетение получается «рыхлым». Меньше кольцо — имеем более красивый вид изделия, но сборка идет тяжело. Хотя еще зависит и от мягкости примененной проволоки. Вобщем, экспериментальным путем остановился на оправке из сверла диаметром 10,2 мм. Плотно мотаю на хвостовик сверла несколько десятков витков проволоки, разрезаю на колечки, и запаиваю каждое.
Свинцово-оловянный припой не годится — не хватит прочности стыка. Только серебряный.
Теперь беру тонкие круглогубцы, и растягиваю кольцо. Одновременно это тест пайки на качество\прочность, если порвалась — улучшаем технику пайки.
И еще раз складываю колечко. Обратите внимание, гну так, чтобы стык не пришелся ни на первый, ни на второй перегиб.
Гну еще одно колечко, и вкладываю их одно в другое:
Третье колечко:
Дальше тяжелее. Нужно расширить канал металлическим конусом (например, тем же концом круглогубцев), чтобы вставить следующее кольцо:
Ну и дальше, каждое следующее кольцо должно быть пропущено в два предыдущих. Четвертое проходит в 2 и 3, пятое проходит в 3 и 4, шестое проходит в 4 и 5…
Если просвета в плетении вообще нет, вначале нужно расширить канал совсем тонким острием:
А затем уже конусом круглогубцев:
Продеваем в расширенное отверстие следующее колечко:
Сгибаем его и расправляем смятую петлю:
Готовим проход для следующего кольца:
Вставляем:
Сгибаем:
И так до полного удовлетворения:-) То есть, пока длинна не покажется достаточной. Последние колечки с обоих концов имеет смысл сделать нестандартными, уменьшенного размера:
Это делается, чтобы последнее и предпоследнее сошлись на одно концевое «ушко»:
Затем я аккуратно отжигаю, чтобы проволока обратно стала мягкая. Главное, не перегреть до т-ры плавления припоя, поэтому отжигаю в полумраке, чтобы чуть засветилось красным.
И затем прокатываю в квадратном ручье вальцов, постепенно сближая ролики и поворачивая цепочку на 90 град после каждого прогона:
В результате, плетение уплотняется и выравнивается:
Все, цепочка готова. Финишный отжиг, и можно оформлять концы, соответственно проекту. Например, толстым концевым кольцом:
Ну и дальше, вместе с изделием, финиш. Отбел, патинирование, полировка и т.п.
1. Выбирается проволока, соответствующая «калибру» будущей цепочки. На самом деле, диапазон, пригодныйдля ручной работы не так уж широк, приметно 0,7-1,2 мм. Я в данном случае беру латунь 0,9 мм.
2. Выбирается оптимальная оправка для намотки колечек. Четкой таблицы правильных размеров тут тоже нет, мне пришлось сделать несколько пробных колечек разного размера, и проверить, как они сцепляются. Больше кольцо — сборка цепи существенно легче, но плетение получается «рыхлым». Меньше кольцо — имеем более красивый вид изделия, но сборка идет тяжело. Хотя еще зависит и от мягкости примененной проволоки. Вобщем, экспериментальным путем остановился на оправке из сверла диаметром 10,2 мм. Плотно мотаю на хвостовик сверла несколько десятков витков проволоки, разрезаю на колечки, и запаиваю каждое.
Свинцово-оловянный припой не годится — не хватит прочности стыка. Только серебряный.
Теперь беру тонкие круглогубцы, и растягиваю кольцо. Одновременно это тест пайки на качество\прочность, если порвалась — улучшаем технику пайки.
И еще раз складываю колечко. Обратите внимание, гну так, чтобы стык не пришелся ни на первый, ни на второй перегиб.
Гну еще одно колечко, и вкладываю их одно в другое:
Третье колечко:
Дальше тяжелее. Нужно расширить канал металлическим конусом (например, тем же концом круглогубцев), чтобы вставить следующее кольцо:
Ну и дальше, каждое следующее кольцо должно быть пропущено в два предыдущих. Четвертое проходит в 2 и 3, пятое проходит в 3 и 4, шестое проходит в 4 и 5…
Если просвета в плетении вообще нет, вначале нужно расширить канал совсем тонким острием:
А затем уже конусом круглогубцев:
Продеваем в расширенное отверстие следующее колечко:
Сгибаем его и расправляем смятую петлю:
Готовим проход для следующего кольца:
Вставляем:
Сгибаем:
И так до полного удовлетворения:-) То есть, пока длинна не покажется достаточной. Последние колечки с обоих концов имеет смысл сделать нестандартными, уменьшенного размера:
Это делается, чтобы последнее и предпоследнее сошлись на одно концевое «ушко»:
Затем я аккуратно отжигаю, чтобы проволока обратно стала мягкая. Главное, не перегреть до т-ры плавления припоя, поэтому отжигаю в полумраке, чтобы чуть засветилось красным.
И затем прокатываю в квадратном ручье вальцов, постепенно сближая ролики и поворачивая цепочку на 90 град после каждого прогона:
В результате, плетение уплотняется и выравнивается:
Все, цепочка готова. Финишный отжиг, и можно оформлять концы, соответственно проекту. Например, толстым концевым кольцом:
Ну и дальше, вместе с изделием, финиш. Отбел, патинирование, полировка и т.п.
35 комментариев
Ну а сколько рядов отверстий выбрать, и на сколько шагов делить каждый ряд -это уже на личный художественный вкус и чувство меры :-)
Быстро поймете, что к чему, и что путем подбора это делать быстрее и проще, чем путем рассчета.
Как проводите «Отбел»?
А можно и наоборот :-)