Роторные двигатели древности.

Роторные двигатели древности.Поршневые машины давно не устраивают прогрессивное человечество. И всем известный изобретатель Феликс Ванкель, первым создавший реальный образец роторного двигателя был, оказывается, далеко не первым человеком, поставившим себе задачу избавиться от привычной и надежной, но, тем не менее, изначально порочной схемы поршневой машины с классическим кривошипно- шатунным механизмом. Были и другие, не менее гениальные изобретатели, среди которых есть и наши соотечественники.Разумеется в этой статье при всем желании не удастся рассказать все, представленные машины- лишь малая толика известных конструкций. Итак, знакомьтесь: роторные паровые машины, существовавшие как в чертежах, так и в металле, неудачные и реально работавшие.

ПАРОВАЯ МАШИНА БРАМЫ И ДИКЕНСОНА

.

Всем хороша схема шиберной паровой машины- и надежна, и герметизацию хорошую обеспечивает. Только вот… неработоспособна она на мало- мальски серьезных оборотах. Перегрузки создают усилия, намного превышающие предел прочности не только древних, но и современных материалов. Потому и нашла она применение лишь в качестве… водяного насоса. А вот работающей паровой машины по этой схеме создать так и не удалось…

ПАРОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ КАРТРАЙТА

Роторные двигатели древности. (Фото 3)

Попробовал схитрить изобретатель- сделал шиберы откидными. Только и проблему ударов этим не решил, и уплотнение еще более ухудшил. Плохо!

Роторные двигатели древности. (Фото 4)

РОТОРНАЯ МАШИНА ФЛИНТА
Роторные двигатели древности. (Фото 5)Роторные двигатели древности. (Фото 6)
Здесь проблема «исчезновения» шиберов в момент прохождения лопасти решается уже более красиво и рационально- поворотными заслонками в виде полумесяцев- i и k на схеме. Но улучшив одно, создатель сего девайса не смог справиться с другой проблемой- уплотнение рабочих полостей здесь просто отвратительное! Точность обработки в те времена была не ахти, материалы также не блистали ни прочностью, ни износостойкостью. Поршневая схема этот «букет» со скрипом, но прощала, а вот роторная машина не смогла. В итоге- неработоспособная конструкция.

РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТРОТТЕРА
Роторные двигатели древности. (Фото 7)

Еще одна попытка уйти от проблем за счет… дальнейшего усложнения конструкции. Здесь роторов уже не один, а два- лопасть и кольцо. В итоге и новые уплотнения, и новые трущиеся поверхности, и несбалансированные инерционные нагрузки. Результат предсказуем…

ПАРОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ДОЛГОРУКОВА

Роторные двигатели древности. (Фото 8)

А вот это уже реальная машина- работала, крутила генератор и даже успела побывать на Международной Выставке d'Electricit. Где и была оценена по достоинству. Оно и понятно- схема ее даже на сегоднящний день вполне современна: это классический двухроторный объемный нагнетатель.

Роторные двигатели древности. (Фото 9)

Пара синхронизированных роторов взаимно «обкатывает» друг друга, поджимая рабочее тело и перемещая его от нагнетательной полости к выпускной. Уплотнение терпимое, рывков и ударов нет. Ну чего ей не работать!

Все изображения и отчасти материалы взяты с сайта npopramen.ru/information/story
При наличии интереса эту тему можно продолжить, а пока рекомендую заглянуть и на этот сайт. Не пожалеете!

26 комментариев

avatar
Вменяемый обзор, вполне. Чисто технический, конечно, но кое-что новое я почерпнул.
avatar
Рад. Может быть разовью эту тему, есть о чем порассказать.Машин много было, и все по своему интересны!
avatar
Познавательная информация, прочитал с удовольствием, спасибо вам за расширение кругозора…
avatar
Да не за что… постараюсь расширить еще)
avatar
Очень интересно,+
avatar
Спасибо, конечно продолжайте, интересно! +
  • Trou
  • 0
avatar
Продолжу чуть позже.
avatar
Нашёл оригинальный источник статьи на английском. Роторных двигателей конечно там гораздо больше (на порядок), но всё равно спасибо. Заинтересовали.
avatar
Видел, хоть и давно, классификатор по роторникам. Конструкций- море! Рад, что заинтересовались, они того стоят.
avatar
Вспомнились огромные винтовые амиачные компрессоры на молокозаводе) Бывал я там, и амиака нюхнул не мало) +
avatar
Немного коллеги по аммиаку, хоть и в другом его применении… сочувствую.)
avatar
Интересно! +
Немного покоробил тон статьи, ощущение такое что вы то свой работающий образец изобрели еще в 1705 году… мне кажется изобретатели заслуживают большего уважения.
И еще, вы бы перенесли в специальный блог«паровые двигатели», было бы логично.
avatar
Спасибо за такую оценку! Рад, что статья получилась интересной, а вот по поводу неуважения к изобретателям- ни в коем случае!!!.. хотя бы потому, что сам этим страдаю)) Здесь лишь отношение к инженерным решениям (а не к их авторам!) того времени с позиций сегодняшнего дня… все ведь познается в сравнении. А по поводу переноса статьи не получается пока- предлагается публикация только в личном блоге. Возможно не хватает рейтинга: я здесь пока новичок.
avatar
Что бы интересующий блог появился в списке выбора места публикации, нужно в него вступить (подключить), см. п.7 — steampunker.ru/page/about/blog/
avatar
Спасибо за подсказку!
avatar
Спасибо за статью!+
avatar
Рад, что вам понравилось.
avatar
Чертежи больше напоминают вакуумный насос, спасибо! +
avatar
Ну да, многие машины «обратимы». Например, электромотор и генератор электричества. И также, многие (если не большинство) моторов могут работать как компрессоры, вакуумные насосы и т.п., если их принудительно крутить.
avatar
Роторные двигатели древности., как бы, двигателей древности не заметил, больше относится к гидравлике!(имхо)
avatar
Ну почему же, гидравлический мотор — тоже вполне распространенная машина. Прокачиваем масло — крутится вал.
Или наоборот, крутим вал — прокачивается масло. Тогда называется насос. Это и называется принцип обратимсти :-)
avatar
Не представляю себе вакуумный насос «лепесткового» типа работающий как двигатель(движитель),! Жидкость да!
avatar
Кста, о вакуумниках: конструктивных схем объемных машин наплодили море и почти все работают в качестве компрессоров, насосов, двигателей, детандеров и прочих аналогичных девайсов… даже самые примитивные шестеренчатые… причем на любых средах.А что именно смущает в применимости крыльчатых машин как паровых расширительных?- поделитесь если желание есть…
avatar
В деревне паровой двигатель реально выгоден. Взять бы рабочие модели для производства.
Есть варианты?
avatar
Стирлинг на дровах и всевозможных горючих отходах — еще эффективнее и выгоднее.
avatar
Вспомнил довольно старый Чехословацкий Стимпанк-фильм «Тайна острова Бэк-Кап» 58г.
Та много похожих(1е фото) агрегатов.
Кто не видел -советую посмотреть.Одна педально-ластовая подлодка чего стОит.
Чехи в стимпанке преуспели.
Взять того же Якуба Дворски с его игрухой Саморост.
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.