Победа техники над разумом (62+61).

Это у тебя получилась победа техники над разумом — говорят в нашей тусовке надувных парусных катамаранов, когда кто-то начинает очередной «гениальный мега-проект», сложность реализации которого получается несоразмерна достигаемому выигрышу.
Расскажу, просто чтобы показать, в какие тупики иногда заводит неугомонная творческая мысль:-)
Наверное, это закономерный этап у любого строителя зажигалок — задуматься об автомате. Чтобы искра высекалась одновременно с открытием колпачка, а не в два действия, открыл — поджег. Промышленных вариантов масса. Но даже если тупо копировать промышленные решения, далеко не любое пригодно для наколеночного воспроизведения. Делая другие зажигалки, я уже достаточно длительное время, «в фоновом режиме» прикидывал разные варианты. И несколько дней назад, мне показалось, что «паззл сложился», можно пробовать в металле.
Переднее и заднее донышко корпуса:

Отрезок трубки от «гусака»:

Горелка с уплотнительным колечком:

Пайка горелки и подкременной трубки на корпус:

Колпачок. Расточка внутренней фаски шабером из надфиля.

Примерка к горелке:

Внешняя обработка колпачка:

Ось кресала. Стальная ножка от толстой вытяжной заклепки, проточена на пару десяток, до прохода в колесико:

Заготовка храповика:

Снимаю со станка, и бормашиной, врукопашную, без делительной головки, нарезаю косые зубы:

Разрезал — получилось две одинаковых, но «зеркальные» зубчатки:

Примерка на ось:

Эта сборная деталь должна вращаться вот в такой раме:

А эта рама должна быть припаяна на корпус:

И на этой же оси откидывается колпачок:

Проверка. Действительно, откидывается:

Следующая деталь. Условно назовем «кнопка», т.к. на нее по идее надо будет нажимать, чтобы колпачок открылся:

Чтобы палец не соскальзывал с наклонной гладкой поверхности, сажаю на кнопку крысика:

Запаяны полуоси шарнира:

Опора задней части кнопки:

Задняя ось:

Советская копеечка выбита шариком в свинцовой анке:

Все детали отполированы, патинированы, и опять полированы:

Это пружина от будильника:

Отрезал кусочек, и тонким абразивным диском выпилил пружинку-толкатель храповика:

Пружинка зажимается под гайку колпачка:

Установка кресала с храповиком. Эту операцию можно сравнить… во если кто-то перебирал самостоятельно коробку передач Запорожца или ЛУАЗа- вот очень похоже. Изнутри, и с подвыподвертом. Когда все три колеса вставлены, продевается стальная ось, и слегка расклепывается по концам. Обратной разборке не подлежит:

Заключительным этапом, натягиваются две пружинки, которые давят на закрытие колпачка:

После сборки узла кресала, их зацепление уже не кажется сильно сложной задачей:

Дальше как обычно. Кремень, фитиль, вата, бензин.

Горим:

Несколько общих ракурсов:


Открывается нажатием на крысика:

Только вот засада, открывается-то она хорошо, а вот зажигается не очень. Через три раза на пятый. Ставил кремни разных производителей, желтые, черные, серебристые- одня фигня. Менял силу прижима — колесо аж крупную стружку с кремня режет, а искры нет. Обидно, да. Такая замороченная система, а работает через пень-колоду. Вобщем, не всегда усложнение идет на пользу — это и называется Победа техники над разумом :-)

А это № 61, очередной тренч-арт мореманский:

Безпроблемная и безотказная, а вот при строительстве наоборот, попила крови. Улетали и терялись уже полностью готовые детали, трубку кремня припаял неправильно, и пришлось отрывать с переделкой… Вобщем, нелегко далась, несмотря на лаконичность вида.



Запирание пружинки кремня тоже решил на этот раз попробовать байонетом, для разнообоазия:

Механика колпачка аналогична моему первому крысенышу:
steampunker.ru/blog/10873.html




А к автоматическим я может быть еще вернусь. Идея рабочая, только может быть колесо надо было большое ставить, а не маленькое.
58 комментариев
З.Ы. видел промышленные образцы- на них косые зубья прям на самом кресале.
Насчет ресурса храповиков из латуни — в больших часах работают десятки лет.
Колесо кресала не побитое, все зубы острые.Чуть-чуть ржавенькое, я часто подбираювыброшенные одноразовые зажигалки на улице. Неужели могло так повлиять? Под микроскопом выглядит вполне прилично. И повторяю: бодро пилит кремень, прямо видно как стружка сыплется.
Второй момент: обратите внимание, при нажатии кнопки, после того как система пройдет половину своего хода, дальше пружина начинает помогать дальнейшему открыванию, то есть ускорять движение колпачка и кресала.
Если уменьшить расстояние между осями — этот эффект разгона тоже ослабнет.
Не забывайте, в системе есть приличный тормозящий эффект, трение кремня о кресало. Его нельзя уменьшить.
На самом деле, несмотря на кажущуюся простоту, узла мы тут имеем комплекс из нескольких сильно взаимо-влияющих друг на друга параметров. Советы в стиле «а вот уменьши это расстояние- и будет счастье»- как раз грешат не учетом влияния остальных величин и сил…
— Как зачем, для анализа и постройки более совершенной конструкции! :-) Впрочем, еще не все способы испробованы. У меня недавно была ситуация с нестабильно срабатывающей зажигалкой, когда хороший поджиг быд достигнут после установки BIC-овского кремня. А все остальные варианты почему-то сбоили через раз.
А с искрой как раз понятно. Колечко маленького диаметра, а привод через больше — теряем в скорости на поверхности искрового кольца. Немного, но теряем. Угол проворота колеса — градусов 70 (на глаз). У моей «имки» — уверенные 90, если не больше, плюс колесо большого диаметра (где-то в два раза больше). А это в сумме — более высокая скорость на ободе колеса. При том же движении пальца.
А при числе «пи»=3,14 скорость поверхности с увеличением диаметра в два раза растёт в три (с хвостиком) раза!
Вывод — колесо побольше, а вот храповичок — может даже и поменьше внешнего диаметра рабочего колеса. Да, усилие на холке крысика несколько подрастёт, но искрить будет уверенние.
:)
1. ход колеса (кресального) немного больше 90 градусов, иногда достигает 120.
2. маленький храповик, дает твердость нажима, не очень приятную.
3. большой храповик, потеря скорости вращения. Ну и мягкость хода.
m-i-s-t-e-r-x-1.livejournal.com/1073540.html сдесь можно рассмотреть механизм (поверхностно правда)
Оптимальный вариант храповик размером с колесико, а вот колено вынести (относительно упора) на 90 градусов.
Первая работа превосходная. Вторая — также замечательная!
В сентябре прошлого года были всей семьёй в Австрии и там на блошином рынке увидел несколько экземпляров с механизмом, как у Вашей первой зажигалки. Одну удалось приобрести :)
Спасибо большое за ворклог! Буду продумывать конструкцию.
Прошу не обижаться, просто это мой взгляд)))
с большим вниманием прочитал обсуждение кас. «дОбычи искры»… не буду встревать в середину творческого спора… обе стороны показывают глубокое понимание сути проблемы! я в подобных случаях спасаюсь только использованием кремней производства СССР. Досталось как-то несколько упаковок… они чуть толще и «мягче» и выдают искру от практически стертых колес. Незаменимы в деле собирательства и реставрации зажигалок.
А работа великолепна по своей «закрученности». Браво мастер!!!
Ну вот, я их однажды купил оптом, со скидкой. Ну и ставлю теперь периодически, для украшения.
Размерчик у нее (мышки) очень удачный для поделок оказался.
Третье фото сверху.Может такая информация будет полезна…
За ворк отдельное спасибо и как всегда +.
Кстати на первой (автомат) патина смотрится на экране как пламя, красиво.
Проблема решается системой «Easy Start» (лёгкий старт). Стартер крутит не напрямую коленвал, а через дополнительную пружину.
Стартер уже не надо дёргать резко и сильно.
Достаточно просто натянуть пружину.
При достаточном усилии, коленвал проворачивается и от пружины продолжает набирать скорость.
Решение простое и эффективное, и по моему вполне применимое к зажигалкам (где-то уже было?...). Осталось только красиво (технически и художественно) реализовать :)
И всё же чем проще, тем надёжней:) Но и поэксперементировать тоже нужно:) +.
вопрос к вам — у вас в «победе» предусмотрена смена фитиля? Или она не требуется?
Заглянул по случаю и посмотрел, что вынесло в первый материал. Прикольно и доходчиво. Однако механика в первом изделии по всей видимости «хромает». При сильном поджиме кремень не высекает искру, а как заметил мастер — режет стружку… :-(
Далее — зубчатые приводы рабочего колёсика взаимодействуют между деталями гладким фрикционом, допускающим некоторое проскальзывание и ослабление искрообразование. С этим связано нестабильное срабатывание.
На колёсике от современных зажигалок типа зиппо, и прочих, колёсико меньшего диаметра и даже при полном ходе даёт меньший объём искр, да и их выброс более короток, могут просто не долетать до фитиля! Даже на старых, заводского изготовления зажигалках, с более крупным колёсиком — крессалом, это была «основная болячка».
Ещё один момент — грубовато выполнен винт поджима пружинки кремня. При общем КЛАССНОМ исполнении слегка режет глаз.
С эстетической точки зрения зажигалка понравилась, особенно крысик и симпатичен и функционально оправдан.
Как новый участник, плюсовать пока не могу, но заочно плюс честно отработан. Хорошие работы… :-)
Да! Ни в коем случае не воспринимайте мои высказывания как наезды и желание выпендриться. Прежде всего присутствует желание помочь собратьям сделать более качествено.