Прототип парового двигателя и котла к нему

Здравствуйте.
Мне всегда хотелось заиметь паровой двигатель. Тип был выбран еще в далеком детстве — с качающимся цилиндром. На выбор повлиял школьный кабинет физики, в котором была такая модель, только поломатая, и журнал «Моделист-конструктор».
Почему прототип, потому что это проверка своих возможностей и отработка технологий. Если все получится и желание не пропадет, то будет вторая серия двигателя с установкой ее на модель парового судна.
Начал писать топик еще толком не зная что выйдет, потому и фото мало, снимал только более менее готовое изделие
Приступил.
Спустя три цилиндра и сломанную державку для притира поршня к цилиндру вот что получилось.

Прототип парового двигателя и котела к нему



Прототип парового двигателя и котела к нему

Видео работы от компрессора.


Двигатель прекрасно работает при давлении 1 кг*см2. Обороты не известны.

Дальше нужен котел.
Расчеты показали, что для цилиндра диаметром 15 мм и ходом поршня 24 мм на 1000 об/мин необходима площадь испарения около 280 см2. Трубы из латуни или подходящего листа у меня нет, пришлось разворачивать трубки и собирать котел из кусков. Выходит несколько коряво, планировал его загнать под кожух, если при испытаниях не рванет.

Прототип парового двигателя и котела к нему

Прототип парового двигателя и котела к нему

Опресовал на 4 кг/см2. Два часа удалял протечки, до сих пор не уверен, что все. Флюс затекает в мелкие отверстия и затыкает их. После очистки от флюса снова появляются свищи. Последняя проверка дала 30 мин без потери давления. Но будет очередная очистка.

Прототип парового двигателя и котела к нему

Очистка, опресовка, все в порядке. Можно приступать к опробыванию.
Греть собирался газовой горелкой, но она под кожухом работать категорически отказалась. Кожух выкинул, потому на видео он и не попал.


Ну что. Прототип рабочий. Замечаний масса. Например, пожадничал и сделал слишком узкую золотниковую доску, в результате впускной канал полностью не перекрывается, что приводит к неоправданным потерям пара. Конструкция котла обеспечивает образование достаточного количества пара, но слишком он высокий, не в каждую модель можно установить. Кроме того, конструкция его не технологична, слишком сложна в изготовлении. Совмещать сухопарник с заправочной горловиной тоже не лучшая идея, вода так и норовит пойти в паропровод.
Получив опыт можно будет приступить к новому двигателю и котлу. Движок планирую четырехцилиндровый с реверсором и системой смазки, а котел жаротрубный, он покомпактнее будет.
Если будут вопросы, постараюсь ответить по мере сил.
За сим откланиваюсь.

34 комментария

avatar
Виталий, жму руку, начало положено! +
avatar
Котёл:
-баллон цельнотянутый от дезодоранта;
— литровый газовый баллон made in USSR:
— армейская алюминиевая или стальная фляжка…
avatar
Была такая мысль. Тем более, что газовых литровиков как грязи, но отказался. Интересно было попробовать изготовить клепаный вариант. Больше на такое не поведусь, сильно трудоемко и неудобно. Максимум из цельного листа.
avatar
Вот что мне припомнилось — а не бахнет? Обязательно бахнет!)))
И ещё немного отниму места) "… А Малыш уже перестал горевать по поводу пятен на полке. Он был счастлив, что у него есть такая чудесная паровая машина и что он познакомился с Карлсоном, лучшим в мире специалистом по паровым машинам, который так искусно проверил её предохранительный клапан.
— Ну, Малыш, — сказал Карлсон, — вот это действительно «фут-фут-фут»! Вот это я понимаю! Лучший в мире спе…
Но закончить Карлсон не успел, потому что в этот момент раздался громкий взрыв и паровой машины не стало, а обломки её разлетелись по всей комнате.
Малыш и Карлсон взрыв паровой машины
— Она взорвалась! — в восторге закричал Карлсон, словно ему удалось проделать с паровой машиной самый интересный фокус. — Честное слово, она взорвалась! Какой грохот! Вот здорово!.. "
Пароход весомый будет чувствую, почти" Титаник ") держите плюс, но берегите себя.
avatar
Вот из этого произведения мечта и родилась.
А насчет бабахнуть, при испытаниях котла были приняты меры безопасности в виде оцинкованного ведра и металлической пластины вместо крышки.
avatar
На кораблик этот не пойдет, сейчас он работает артобъектом — подпоркой для книг. Для модели нужно что-то более компактное, легкое и мощное. Подумываю о четырехцилиндровой машине с диаметром цилиндра 10 мм.
avatar
Плюс.
Но с качающимся цилиндром, на мой взгляд, не комильфо.
avatar
Не могу спорить. Классический вариант значительно симпатичнее, но и требует больших трудозатрат и оборудования. У меня это первая работа такой сложности. А все основные операции в том числе и фрезеровка были выполнены на школьном токарнике ТВ-4. При этом два резца я ушатал.
«Подрасту» попробую другой вариант.
avatar
Честно говоря хотел пройти мимо из-за грамматических ошибок.)Не, я сам иногда даю бульку, но таких...)А прочитав дальше понял, вы наверно специально так сделали.)Тогда выделяйте «ошибки» заглавными буквами.)
По теме, это офигительно.Сложный работающий механизм, да ещё в таком масштабе.Браво.
avatar
Спасибо.
Ошибки стараюсь не допускать, но в силу подсевшего зрения иногда «промахиваюсь» по клавишам, а при вычитке, опять же, могу и не заметить. Вот с пунктуацией у меня с детства проблемы. Прошу прощения за свою неграмотность.
На самом деле, ничего особо сложного в нем нет. Труднее всего было выточить маховик. С теми расточными резцами, что у меня есть, пришлось изрядно поломать голову, как подлезть во внутрь, чтобы выточить ступицу. Пришлось даже на обратном вращении шпинделя работать. Ну и посадку под подшипник я просадил, сверлильный станок недостаточно точный инструмент. Пришлось прижим сочинять.
avatar
Расточные резцы «малого калибра»))) делаю из старых или сломанных свёрел, метчиков.Режущую часть можно делать под свои причуды и нужды.
А вот сверлильный станок тоже с люфтами, буду переделывать и устранять, благо в ютубе полно информации.
avatar
Пока до изготовления еще не дошел, но материал заготавливаю. Заодно еще и резцы ф 6 и 8 мм недавно прикупил, но оправки под них еще не сделал.
А со сверлилкой бороться или нет пока не решил. Там один сплошной косяк, делали ее птушники-двоечники, ни одной нормальной посадки нет. Нужно пиноль со шпинделем и приводную втулку по новой делать. А так как в планах фрезерно-сверлильный нужно ли так заморачиваться?
avatar
Заморачиваться можно и нужно.Много станков не бывает.)
avatar
Классно!
+!
Если что--здесь есть специальный блог: Паровые двигатели. Коли желаете, можете обновить его Вашими работами. :-)
Удачи в творчестве!
avatar
Как-то не сообразил. Как появятся новые работы — обязательно.
avatar
Плюс непременно.
avatar
Шикарно!!! Удачи в дальнейшем творчестве! Плюс!
avatar
Круто!!! Большой+!
avatar
Отлично! +
Взрывной клапан на котле не будете делать, на всякий пожарный?
avatar
Пока нет. Кроме того, резиновый шланг при высоком давлении сорвет с трубки. На ней специально нет ни расширения ни хомута.
А вот если задумаю сделать макет, тогда на котел сделаю топку, мерное стекло, предохранительный клапан и нормальную заправочную горловину. Заправка через сухопарник оказалась ошибкой, вода попадает в магистраль.
avatar
Пересмотрел видео. Оказывается я злостный нарушитель техники безопасности :-) Хомуты то я поставил! Правда могло бы бахнуть если б не косяк с впускным отверстием.
avatar
Ого! Да, батенька, потрудились отменно, плюс громадный!
avatar
Сам паровой двигатель — круто! А котёл мне очень понравился =) ПЛЮС
avatar
Придется котел до ума доводить :-)
avatar
Оу! Так мы скоро поедем-полетим! Ура! ;)))+
avatar
Да мы уже летаем. Только к стиму это имеет отдаленное отношение :-)
avatar
Не, ну а что? Я вижу нормальный такой эксперимент и нормальные руки… Правда конечно на счет «е@анёт или нет», вопрос хороший. Я боюсь этого всего, так как у нас в детстве во дворе взорвался поинт, которым в мерзлоте паром ямы делали. А всё из за того, что клапан был сломан…
За работу плюс :)
avatar
Испытания емкости высокого давления были проведены согласно всем требованиям Котлонадзора :-)
avatar
Брутально.
Помню публикацию в ЮТ про такой тип двигателя.)
zhurnalko.net/=sam/junyj-tehnik/1987-02--num70
avatar
Это был как раз один из чертежей использованных для изготовления двигателя.
avatar
Котёл крутой! Выглядит просто бомбически! +
avatar
Это не главное, главное пара дает с избытком, даже при сильной утечке двигатель весело крутится.
avatar
По видео неясно, но вроде как на оси цилиндра просто две гайки?
Я для оси качающегося цилиндра использовал гайки через пружину.
Во первых при нагреве\остывании узел «рястягивался» и появлялся зазор.
Во вторых работало как предохранитель, при избытке давления отжимало пластину цилиндра и сифонило.
avatar
У меня аналогично: гайка, шайба, пружина. Просто видно плохо.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.