Часы. Художественное травление (первый опыт)
Давно чесались руки сделать чего-нибудь этакое с металлом, а тут подвернулся замечательный повод — новоселье у друзей. Было решено делать подарок своими руками.
В загашниках был найден вот такой латунный диск диаметром 125мм.
Диск был очищен, ошкурен и практически отполирован.
Сама форма заготовки и особенно отверстие в центре предопределило назначение изделия.
Часы, а точнее циферблат часов. Оговорюсь сразу на механизм я не замахивался и оный был взят у дешевой китайской поделки из ближайшего магазина.
Рисунок на циферблате сделан методом химического травления в хлорном железе.
Первоначально рисунок для травления предполагалось подготовить с помощью плёночного фоторезиста, но за не имением нормальных УФ-ламп от этой идеи пришлось отказаться. Но на выручку пришла техника ЛУТ (лазерно-утюжная технология).
Помучившись с подбором бумаги для переноса рисунка (глянцевая бумага разной толщины от журналов) и остановился на подложке от клейкой бумаги фирмы Sinel.
Добившись более-менее приемлемого результата и доработав в некоторых местах рисунок с помощью маркера для оптических дисков приступил к травлению сего латунного диска.
Травление производилось в два захода для получения более объёмного результата. Общее время травления немногим более 1 часа. Раствор переодически подогревался с помощью строительного фена.
Был получен вот такой результат:
Чёрный фрагмент — это попытка посмотреть как изделие будет смотреться с тёмным фоном. Ретушировалось с помощью обычного чёрного маркера и впоследствии было удалено.
В дальнейшем покрытие было искусственно состарено с помощью 10% водного раствора аммиака (нашатырный спирт) и зачернено или скорее закопчено на кончике пламени газовой зажигалки. Учитывая обработку нашатырем чернение получилось достаточно устойчивым к стиранию, а после лакирования так и вообще прекрасно защищеным.
Протравки за внешним кругом произошли из-за плохого укрытия поверхности клейкой лентой. Каюсь, поленился. Но в результате получилось даже в тему. Не зря говорится «что не делается, все к лучшему», но впредь буду аккуратнее.
После на изделие был установлен часовой механизм. Донором послужили дешевые китайские часы за пару евро. К сожалению фотографию донора не сделал, так как он был моментально разобран.
Стрелочки на фотографии ещё от «донора». В оригинале черные, но в поисках лучшего цвета покрашены светлым лаком для ногтей с блеском (стянуто у жены).
У «донора» крепежная гайка и шайба были блестящими. Состарены с помощью нашатырного спирта и закопчено на кончике пламени.
Собственно механизм.
Стрелки были сделаны из алюминия.
Всё-таки без бор-машины тяжело. Надфилями замучился делать стрелки.
Предполагалось сделать стрелки сначала черными, но потом склонился к варианту оливкового цвета. Нашел информацию о придании цвета алюминию с помощью растительного масла. Решил попробовать.
Честно говоря технология может быть и интересная, но видимо где-то я ошибся и тонирование получилось чертовски неравномерным. При попытке исправить ситуацию удалось лишь добиться эффекта потёртости. По уму следовало бы всё зачистить и переделать, но в связи с катастрофической нехваткой времени (утром уже надо ехать в гости и дарить сей предмет) оставил в таком виде.
Изделие покрыто бесцветным глянцевым лаком и собрано.
Если вам понравился результат и (или) может быть пригодился приведенный здесь опыт, то я искренне этому рад.
С уважением, Юрий Рыбалов ака Monah_Tuk
В загашниках был найден вот такой латунный диск диаметром 125мм.
Диск был очищен, ошкурен и практически отполирован.
Сама форма заготовки и особенно отверстие в центре предопределило назначение изделия.
Часы, а точнее циферблат часов. Оговорюсь сразу на механизм я не замахивался и оный был взят у дешевой китайской поделки из ближайшего магазина.
Рисунок на циферблате сделан методом химического травления в хлорном железе.
Первоначально рисунок для травления предполагалось подготовить с помощью плёночного фоторезиста, но за не имением нормальных УФ-ламп от этой идеи пришлось отказаться. Но на выручку пришла техника ЛУТ (лазерно-утюжная технология).
Помучившись с подбором бумаги для переноса рисунка (глянцевая бумага разной толщины от журналов) и остановился на подложке от клейкой бумаги фирмы Sinel.
Добившись более-менее приемлемого результата и доработав в некоторых местах рисунок с помощью маркера для оптических дисков приступил к травлению сего латунного диска.
Травление производилось в два захода для получения более объёмного результата. Общее время травления немногим более 1 часа. Раствор переодически подогревался с помощью строительного фена.
Был получен вот такой результат:
Чёрный фрагмент — это попытка посмотреть как изделие будет смотреться с тёмным фоном. Ретушировалось с помощью обычного чёрного маркера и впоследствии было удалено.
В дальнейшем покрытие было искусственно состарено с помощью 10% водного раствора аммиака (нашатырный спирт) и зачернено или скорее закопчено на кончике пламени газовой зажигалки. Учитывая обработку нашатырем чернение получилось достаточно устойчивым к стиранию, а после лакирования так и вообще прекрасно защищеным.
Протравки за внешним кругом произошли из-за плохого укрытия поверхности клейкой лентой. Каюсь, поленился. Но в результате получилось даже в тему. Не зря говорится «что не делается, все к лучшему», но впредь буду аккуратнее.
После на изделие был установлен часовой механизм. Донором послужили дешевые китайские часы за пару евро. К сожалению фотографию донора не сделал, так как он был моментально разобран.
Стрелочки на фотографии ещё от «донора». В оригинале черные, но в поисках лучшего цвета покрашены светлым лаком для ногтей с блеском (стянуто у жены).
У «донора» крепежная гайка и шайба были блестящими. Состарены с помощью нашатырного спирта и закопчено на кончике пламени.
Собственно механизм.
Стрелки были сделаны из алюминия.
Всё-таки без бор-машины тяжело. Надфилями замучился делать стрелки.
Предполагалось сделать стрелки сначала черными, но потом склонился к варианту оливкового цвета. Нашел информацию о придании цвета алюминию с помощью растительного масла. Решил попробовать.
Честно говоря технология может быть и интересная, но видимо где-то я ошибся и тонирование получилось чертовски неравномерным. При попытке исправить ситуацию удалось лишь добиться эффекта потёртости. По уму следовало бы всё зачистить и переделать, но в связи с катастрофической нехваткой времени (утром уже надо ехать в гости и дарить сей предмет) оставил в таком виде.
Изделие покрыто бесцветным глянцевым лаком и собрано.
Если вам понравился результат и (или) может быть пригодился приведенный здесь опыт, то я искренне этому рад.
С уважением, Юрий Рыбалов ака Monah_Tuk
58 комментариев
А как друзьям — понравилось?
Да и «Дарёному коню в зубы не смотрят» :)).
По работе: травление вам не удалось-совсем. А вот чернение очень хорошо получилось.
По травлению посмотрите работу PerpetumMobile брелок стимпанкера-исключительное травление(глубокое и ровное).
Дальше ИМХО (может перед дарением стоит потренироваться, что бы это не была первая работа, а то как известно «первый блин всегда комом»)
Если бы не сказали то ничего бы и не заметил.Да и сейчас не заметил:)
«Ты суслика видишь? Нет? А он есть...» :)
ДМБ конечно не лучший пример -но весело:))
Можно поподробней?
А часики очень симпатичные получились. К ним бы еще оправу/рамку из дерева красного…
Впрочем этот способ описывается в разных местах.
На счёт оправы вы абсолютно правы. Так что буду стремиться расширять (вспоминать) методы работы с деревом. В следующих работах исправлюсь.
Подвес будет на цепочке (крепеж вокруг часового механизма) с владельцами сей вопрос оговорен.
2.bp.blogspot.com/-ZQXVkMYEek8/T9Gpe5QogcI/AAAAAAAABw0/uHSlfRDCO8w/s1600/2012-06-07+20.39.13.jpg
Сделаете ещё подарок кому нибудь, ещё лучше. Только этим хозяевам не показывайте :)
PS Стрелки, особенно большие и металлические, должны быть сбалансированны на оси, иначе механизм не потянет. На стрелке с другого конца не только для красоты «набалдашник».
uFo_LoG
Что травить собираетесь?
Подумывал как-то о косплее, может там использовать.:)
Я не так выразился:)). Какой металл?
А если серьёзно то медь в любом варианте травить хорошо (обычном, электрохимическим).Никаких проблем с ней не возникает.Единственное это идеально ровная деталь, иначе приглажке утюгом мельчайшие впадинки и бугорки (даже не заметные глазом)мешают переносу тонера.
А вот латунь — это сложнооооо.
Даже архисложно:)
электроникойрадиотехникой, часто травил платы: фольгированный гетинакс+азотная кислота, вот и всё познание в травлении.мешают переносу тонера
Насколько я понял у большинства проблемы с подбором подложки.
латунь — это сложнооооо.
А вот отсюда подробнее пожалуйста!:)
Травление -что электрохимическое, что химическоеуже описаны не раз.Ничего сложного, методом тыка найдёте необходимые пропорции:))
А вот результат травления меди и латуни- разный.
Медь травится исключительно ровно, практически до глубины — 1мм дальше не пробовал.Патинируется исключительно ровно, как положено т.е состаривание получается оооочень близко к натуральному.
Латунь-эта ззззараза:)) бывает разных марок, И тут очень важно сначала попробовать в виде экперимента на небольшом кусочке.Свыше 0,2 мм начинает травится неравномерно -буграми, после где-то 0,1 мм начинает протравливаться пятна меди, (смотрится отвратительно, жёлтый металл с неравномерными рыжими пятнами), а при патинировании медные пятна начинают темнеть не так как латунь, получается совсем не красиво.
Здесь есть два выхода, либо протравливать неглубоко, либо делать густой (частый рисунок чтобы протравливаемого места было как можно меньше).
Я делал обычной серной мазью (от вшей:))))из аптеки))
Так у меня наоборот медные разводы аж почернели, а латунь чуть пожелтела.Сплошная ерунда получилась.
Другими словами, можно и на режущем плоттере сделать?
Еще думаю, стрелки лучше было бы тоже рельефными сделать. Или середину выбрать в них.
www.pam65.ru/postimg/GP1966_MinuteRepeater_3.jpg
На иллюзию не замахивался прикинув свои силы (для иллюзии надо было травить не менее 6 уровней).