Военно-морской бардак, паровые турбины и номер «13».
Подводный флот конца 19 начала 20 века представлял из себя очень интересное зрелище. Так как строить подводный флот не только не умели, но и не вполне понимали его предназначение — умы конструкторов реализовывали поразительные, в некоторых случаях даже сумасшедшие идеи.
Считаю что наиболее пристально следует рассмотреть подводный флот Британии, страны, мощь которой всегда основывалась на господстве в море.
Кто-то довольно ехидно назвал французский флот конца 19 века военно-морским бардаком — на том резонном основании, что французы сумели построить 7 броненосцев 9 типов. В Британии всё складывалось ещё более феерично.
Французский флот развернул массовое строительство подводных лодок и закрывать на это глаза Британцам было глупо и опасно. В 1900 году американская компания «Electric Boat Company» предложила Британскому Адмиралтейству строительство нескольких подводных лодок Холланда (Holland) и в ноябре 1900 года договор на строительство был заключен.
На фото изображена подводная лодка этого же класса, принадлежащая США.
Строительство подводных лодок производилось не на американских верфях, а на Британской верфи в Баррой, по той причине, что Британские лорды сочли позором строить суда на чужих верфях. Затем развитие шло стремительно: после подводных лодок типа Holland появился тип А, B, C, D, E и так далее. На фоне всех этих лодок Русские лодки типа «Барс», строившиеся в то время, выглядели пришельцами из будущего, даже если принимать во внимание все их недостатки. За подводными лодками типа Е последовали лодки типов S, V, W, F, которые оказались столь неудачными, что Британское Адмиралтейство в 1916 году продало их Италии.
Британцы тогда ещё не понимали что главное оружие подводной лодки это скрытность и торпеда. Адмиралы и Морские Лорды считали что подводные лодки должны использоваться совместно с надводными кораблями. Такое мнение укрепилось после битвы в Гельголандской бухте в 1914 году, даже не смотря на то что действия подводного флота совместно с надводными кораблями были провальными. В 1915 году адмирал Джон Рашуорт Джеллико потребовал создать подводную лодку, надводная скорость которой достигала бы 24 узлов, что было необходимо для того чтобы лодка не отставала от линкоров в походе.
Проблема заключалась в том, что Британские дизельные двигатели не позволяли лодкам развивать такую скорость. Адмиралтейство пошло на кардинальный шаг: установить на лодки паровые турбины! Решить данную задачу за хорошую плату было не сложно.
Британская компания Vickers Ltd., создала проект, в соответствии с которым в этом же году были заказаны лодки типа К: К3 и К4. Стоит отметить что подводная лодка К1 была заказана несколько позднее! На лодки устанавливались по 2 котла Yarrow.
Случаи установки паровых машин на подводные лодки бывали и ранее. Первой на этом поприще отличилась Франция, построившая лодку Нарвал. Англичане построили лодку Суордфиш (не путать с одноименным классом американских подводных лодок времен 2 мировой) и её испытания закончились полным провалом. Провал был на столько полный, что британцы переоборудовали её в сторожевик. По некоторым данным этот сторожевик позднее затонул в не боевой обстановке.
Подводные лодки типа К оказались неудачными во всех отношениях. Не смотря на усилия конструкторов, которое смогли добиться перекрытия дымоходов всего за 30 секунд, любая, даже самая мелкая вещь попавшая в механизм запирания могла привести к гибели лодки при её погружении. Данных за то что лодке удавалось развить требуемую скорость не обнаружено. Во время ходовых испытаний подводная лодка К13 села на мель. «Чёртова дюжина» ещё раз подтвердила свою репутацию и Британское Адмиралтейство запретило использовать номер 13, а саму лодку переименовали в К22.
Судьба лодок с паровой турбиной была недолгой и несчастной. Заказ на лодки К21 и К18 был аннулирован. В конце 1 мировой войны все подводные лодки типа К (с паровой турбиной) пошли на слом.
Вот так вот, столь хорошая, надежная и развитая в то время вещь как паровой двигатель — показала свою полную несостоятельность в качестве двигателя подводной лодки. Проблема была конечно не в самих двигателях, а в ошибочности самой идеи устанавливать их на подводные корабли. Надводный флот ещё долго использовал паровые двигатели, однако первые ласточки конца эпохи пара уже расправили крылья.
P.S. Да простят меня люди, прошу перенести сообщение в блог «оружие», если есть такая возможность.
Считаю что наиболее пристально следует рассмотреть подводный флот Британии, страны, мощь которой всегда основывалась на господстве в море.
Кто-то довольно ехидно назвал французский флот конца 19 века военно-морским бардаком — на том резонном основании, что французы сумели построить 7 броненосцев 9 типов. В Британии всё складывалось ещё более феерично.
Французский флот развернул массовое строительство подводных лодок и закрывать на это глаза Британцам было глупо и опасно. В 1900 году американская компания «Electric Boat Company» предложила Британскому Адмиралтейству строительство нескольких подводных лодок Холланда (Holland) и в ноябре 1900 года договор на строительство был заключен.
На фото изображена подводная лодка этого же класса, принадлежащая США.
Строительство подводных лодок производилось не на американских верфях, а на Британской верфи в Баррой, по той причине, что Британские лорды сочли позором строить суда на чужих верфях. Затем развитие шло стремительно: после подводных лодок типа Holland появился тип А, B, C, D, E и так далее. На фоне всех этих лодок Русские лодки типа «Барс», строившиеся в то время, выглядели пришельцами из будущего, даже если принимать во внимание все их недостатки. За подводными лодками типа Е последовали лодки типов S, V, W, F, которые оказались столь неудачными, что Британское Адмиралтейство в 1916 году продало их Италии.
Британцы тогда ещё не понимали что главное оружие подводной лодки это скрытность и торпеда. Адмиралы и Морские Лорды считали что подводные лодки должны использоваться совместно с надводными кораблями. Такое мнение укрепилось после битвы в Гельголандской бухте в 1914 году, даже не смотря на то что действия подводного флота совместно с надводными кораблями были провальными. В 1915 году адмирал Джон Рашуорт Джеллико потребовал создать подводную лодку, надводная скорость которой достигала бы 24 узлов, что было необходимо для того чтобы лодка не отставала от линкоров в походе.
Проблема заключалась в том, что Британские дизельные двигатели не позволяли лодкам развивать такую скорость. Адмиралтейство пошло на кардинальный шаг: установить на лодки паровые турбины! Решить данную задачу за хорошую плату было не сложно.
Британская компания Vickers Ltd., создала проект, в соответствии с которым в этом же году были заказаны лодки типа К: К3 и К4. Стоит отметить что подводная лодка К1 была заказана несколько позднее! На лодки устанавливались по 2 котла Yarrow.
Случаи установки паровых машин на подводные лодки бывали и ранее. Первой на этом поприще отличилась Франция, построившая лодку Нарвал. Англичане построили лодку Суордфиш (не путать с одноименным классом американских подводных лодок времен 2 мировой) и её испытания закончились полным провалом. Провал был на столько полный, что британцы переоборудовали её в сторожевик. По некоторым данным этот сторожевик позднее затонул в не боевой обстановке.
Подводные лодки типа К оказались неудачными во всех отношениях. Не смотря на усилия конструкторов, которое смогли добиться перекрытия дымоходов всего за 30 секунд, любая, даже самая мелкая вещь попавшая в механизм запирания могла привести к гибели лодки при её погружении. Данных за то что лодке удавалось развить требуемую скорость не обнаружено. Во время ходовых испытаний подводная лодка К13 села на мель. «Чёртова дюжина» ещё раз подтвердила свою репутацию и Британское Адмиралтейство запретило использовать номер 13, а саму лодку переименовали в К22.
Судьба лодок с паровой турбиной была недолгой и несчастной. Заказ на лодки К21 и К18 был аннулирован. В конце 1 мировой войны все подводные лодки типа К (с паровой турбиной) пошли на слом.
Вот так вот, столь хорошая, надежная и развитая в то время вещь как паровой двигатель — показала свою полную несостоятельность в качестве двигателя подводной лодки. Проблема была конечно не в самих двигателях, а в ошибочности самой идеи устанавливать их на подводные корабли. Надводный флот ещё долго использовал паровые двигатели, однако первые ласточки конца эпохи пара уже расправили крылья.
P.S. Да простят меня люди, прошу перенести сообщение в блог «оружие», если есть такая возможность.
6 комментариев
Хочу добавить, что эти лодки получили прозвище «calami-tous», и из 18 построенных образцов 9 попали в серьезные аварии (насколько я помню, одну протаранил дредноут на учениях). Позднее были созданы подводные лодки серии «М», вооруженные 305мм орудиями(