История кастета

Данная статься практически полностью скопирована. Написать лучше, чем написал
Истории неизвестно имя первой человекообезьяны первой взявшей в руку камень и тяпнувшей им по черепу своего соплеменника. Самые первые упоминания о кастетах, как об оружии гладиаторов относятся к II н.э. Римские историки оставили описания “Бронзового кулака” в виде бронзовой пластины с прорезью для пальцев зажимаемой в кулаке бойцом. Долгое время историки были уверены, что речь идет о “цестусе” – усиленном бронзовыми накладками ремне, которым античные боксеры обматывали кулаки.

Но в 1923-м году при раскопках цирка в Лионе были обнаружены два бронзовых кастета полностью совпадающих с античными описаниями. Каких либо упоминаний о кастетах или археологических находок в средние века нет и, судя по всему, кастеты были преданы забвению почти на полторы тысячи лет. В качестве оружия их с успехом заменили разнообразные латные перчатки и боевые рукавицы.

Судя по всему, следующие кто вспомнил о кастете, были венецианские моряки 15-16 веков. Во время абордажных боев в тесных корабельных каютах приходилось чаще пользоваться эфесом для нанесения ударов и венецианские моряки усилили гарды своих катлассов шипами.

В результате получилась комбинация клинка и кастета очень часто использовавшаяся впоследствии. Приблизительно в то же время разнообразные кастеты становятся очень популярны в Индии, Японии и Китае. Всевозможные китайские “боевые кольца”, “боевые гребни” и т.д.


Очень интересными кастетами вооружались жители Тихоокеанских островов. Как правило их кастеты были вырезаны из дерева и усилены осколками обсидиана или зубами акулы. На фото два гавайских кастета конца 19-го века:

Судя по всему именно моряки привезли забытую в Европе идею кастета обратно в Европу. Первое европейское упоминание о кастете, как о самостоятельном оружии относится к 1819-му году. В письме губернатору Северной Каролины капитан американского судна USS “Gallant” Джек Питерсон описывает драку в Марсельском порту в которой были убиты два его матроса. Капитан был поражен эффективностью латунных кастетов, которыми пользовались французские матросы и предлагал губернатору в свою очередь вооружать подобным образом сходящих на берег американских матросов. В описании капитана кастет выглядел как три спаянных вместе латунных кольца с Т-образным упором для ладони. В своем письме капитан назвал кастет “Brass Knuckles” – “Латунные костяшки”, это название закрепилось в английском языке по сей день. В следующие 30 лет популярность кастетов росла подобно взрыву. К середине 19-го века кастет стал непременным атрибутом не только портовых бродяг и прочих маргинальных элементов, но и путешественников, джентльменов и даже ученых.
То, что в большинстве стран кастет называют его французским названием подтверждает тезис, что распространение кастетов по Европе началось с Франции. В популярных в середине 19-го века научных обществах доказательства научных теорий часто заканчивались тем, что оппоненты хватались за трости и кастеты. В это время все чаще встречаются кастеты из серебра, украшенные в викторианском стиле и даже позолоченные кастеты. На фото английский серебряный позолоченный кастет конца 19-го века:

В 70-х годах 19-го века в Америке появилась улучшенная версия кастета – с упором в виде подковы. С тех пор кастеты стали делить на “европейские”(с упором в виде перевернутой буквы Т) и “американские” с подковообразным упором.
На первой фотке классический европейский кастет с Т-образным упором. На второй фотке классический американский кастет с подковообразным упором.


На фото один из самых ранних американских кастетов:

Между этими двумя основными типами есть бесконечное количество вариаций. Кастеты типа “Мертвая голова”(с двумя отверстиями рассчитанными на два пальца сразу):

Кастеты усиленные шипами:

Кастеты без упора в ладонь:

Отдельно стоят кастеты рассчитанные не на весь кулак, а только на один-два пальца:


На рубеже 19-20 веков кастеты переживают пик популярности. Кроме традиционных для кастетов материалов вроде латуни, бронзы, ковкого чугуна и железа становятся популярными кастеты из стали и новомодного и очень дорого алюминия. Они продаются практически в любом магазине и каталоге:



Появляется много кастетов комбинированных с револьвером и ножом – попытка создать “универсальное” оружие самообороны.
Первым был радиальный десятизарядный револьвер Chicago Palm Protector:

За ним последовали револьвер “My Friend”

Разнообразнейшие бельгийские и французские шпилечные пистолеты:


И самый знаменитый из комбинированных кастето-револьверов, французский “Апаш”


Наступила пора романтизации кастета. На многих кастетах того времени появляются надписи “Мой лучший друг”, “Мой единственный защитник” и тому подобные.
На кастеты начинают обращать внимание армия и полиция. На фото редкий стальной кастет с клеймом полицейского департамента Чикаго и датой – 1892:


Английский кастет с военной маркировкой и датой 1911

В окопах Первой Мировой Войны кастеты оказались незаменимыми в рейдах в траншеи противника. Немецкие, французские и американские солдаты заказывали их тысячами. Армейские интендантства начали рассматривать кастет как армейское оружие и задумались об официальной постановке их на вооружение. Правда, как всегда, решили сперва улучшить хорошее и объединили кастет со стилетом.
На фото три модификации американского окопного ножа-кастета. Сверху вниз:
1. Модель М1-1917, первая модификация – зубья кастета выштампованы в гарде.
2. Модель М1-1917, вторая модификация – зубья кастета выштампованы по бокам вместе гардой и загнуты вперед.
3. Модель 1918, пожалуй самая знаменитая модификация окопного ножа-кастета.
Правда появилась она слишком поздно и первые ножи этой конструкции поступили в войска в 1941-м году. На второй фотке английский окопный нож-кастет.


После окончания Первой Мировой Войны в Европе и Америке началась послевоенная депрессия. Все больше людей оставалось без работы и естественно резко вырос уровень уличной преступности. Именно в этот период кастет все больше начинает становится из привычного гражданского средства самообороны непременным атрибутом хулиганов, грабителей и гангстеров. Постепенно снижается заводское производство кастетов, все больше на улицах кастетов кустарного производства.
Американские кустарные кастеты 30-х годов:

Первые упоминания о кастетах в России относятся к 50-м годам 19-го века. Вероятнее всего завезены в Россию они были французскими моряками, которые были частыми гостями в южных российских портах. По другой версии кастеты завезли в Россию туристы из той же Франции. По крайней мере до 70-х годов упоминания о кастетах встречается только в трех городах – Одессе, Москве и Ст. Петербурге. Но в любом случае, кто бы не завез кастеты в Россию долгое время они оставались типичным столично-городским оружием. Провинция по старинке предпочитала веками проверенный разбойничий кистень-“гасило”.

Купеческим ответом разбойничьему кистеню был купеческий инструмент – весы-безмен.

Кастет считался “городской придумкой” и “барской забавой” и популярностью в народе не пользовался. К тому же он довольно сложным для кустарного изготовление – гораздо проще было просто повесить гирьку на ремень и айда на тракт промышлять. В городе же ситуация выглядела совсем иначе – кастет легко помещался в карман и быстро завоевал популярность как среди уличных грабителей, так и среди обычных граждан. О популярности кастетов среди всех слоев городского населения говорит то, что упоминания о них встречаются в мемуарах как Великих Князей (Великий Князь Михаил с любовью описывает подаренный ему серебряный кастет работы Василия Семенова, одного из ведущих мастеров фирмы Фаберже), так и в описании оборванцев с Хитровки оставленных Гиляровским. Судя по всему, пик популярности кастетов в России пришелся на 1890-1914-е годы. Известны факты использования кастетов как боевиками-революционерами, так и агентами охранного отделения и жандармерии. Одним из самых известных любителей этого оружия был “террорист-провокатор #1” Азеф. После революции и во время Гражданской войны популярность кастета резко падает – наиболее популярным средством в решении споров становятся наган, обрез и пулемет Максим… Судя по всему, фабричное производство кастетов в России прекращается во время революции. В 30-е годы кастет постепенно опять начинает приобретать популярность в городской среде, но так как промышленного производства и свободной продажи кастетов нет, кастеты изготавливают полукустарным способом в различных слесарных мастерских. Появляются упрощенные формы кастетов, которые не требуют литья, а только механической обработки листового металла.


Желающие узнать, что было дальше с героем повествования –
31 комментарий
Артур Конан Дойл.
«Он отстегнул саблю и, медленно приблизившись к моему товарищу, подал ее ему левой рукой, говоря:
— Передайте это от меня в подарок мисс Руфь. А затем, внезапно выхватив нож, он всадил его моему приятелю в бок, проговорив:
— Передайте ей, кстати, и это!
Сделано это было в одно мгновение. Я не успел прийти на помощь Рувиму, так как догадался о злобном намерении шпиона только после того, как приятель со стоном рухнул на землю. Нож со звоном упал на дорогу к моим ногам. Злодей испустил дикий ликующий вопль и отскочил назад, избегая моего кастета. Затем он повернулся и во весь дух бросился бежать по дороге к неприятельскому лагерю…»
Адриан Конан Дойл (младший сын известного английского писателя )
«Холмс подошел к письменному столу. При свете настольной лампы, прикрытой зеленым абажуром, я увидел, каким суровым стало его лицо, когда он открыл ящик стола и вынул оттуда кастет. — Положите это к себе в карман, Уотсон, — сказал он. — Мне думается, наш противник может оказать сопротивление. Теперь, мистер Мак, поскольку миссис Хадсон, вероятно, давно уже легла спать, если вы готовы, мы спустимся вниз и найдем первый же кэб…»
Владимир Гиляровский.
«…Это был решительный момент. Я успел выхватить из кармана кастет и прямым ударом ткнул в зубы нападавшего. Он с воем грохнулся на пол…»
Джек Лондон
«…Он сделал нечаянно какое-то неудачное движение и в тот же миг получил страшный удар в щеку, пробивший ее до кости. Голый кулак не мог нанести такой рапы. Мартин услыхал возгласы изумления и почувствовал, что кровь хлещет у него из щеки. Но он не подал и виду. Он тотчас же насторожился, так как хорошо знал, с кем имел дело, и мог ожидать всякой низости. Он стал внимательно следить за противником и, уловив блеск металла, сделал ловкий маневр и поймал его за руку.
— Покажи руку! — гаркнул он — Ты меня хватил кастетом!
Обе партии с ревом и руганью бросились друг на друга; еще секунда, и произошло бы общее побоище и Мартин не утолил бы своей жажды мести. Он был вне себя.
— А ну назад! — загремел он.- Все назад! Понятно? — Они расступились. Они были звери, но он был сверхзверь, и ужас, внушенный им, заставил их подчиниться.
— Это мое дело, и никто пусть не мешается. Эй ты! Давай сюда кастет.
Масляная Рожа повиновался, немного испуганный, и отдал предательское оружие.
— Это ты ему дал кастет, рыжая сволочь,- продолжал Мартин, швырнув кастет в воду,- я видел, как ты тут терся, и никак не мог понять, что тебе нужно. Если ты еще раз сунешься, я изобью тебя до смерти. Понял?»
Кроме того, у меня получилось разыскать несколько любопытных изображений по теме нашей истории:
Ссылки по изображениям:
Припоминаю озорное детство… на Руси Советской широко использовались «колесики» вентилей для водопроводных кранов. Существовали различного размера, имели исполнение дюралевое, стальное, латунное (!). Не привлекали особого внимания и элегантно выглядели на руке.
О! слово «текстолит» породило идею — текстолитовый кастет толщиной 16 мм, украшается стразами, часовыми механизЬмами и шестеренками (куда же без них), начиняется флешкой на 16 гиг и тут же становится носителем информации (и заодно носителем спокойствия, справедливости и благости)…
А если по теме — были и просто ошипованные кольца на пальцы («сатинети») — рвали в клочья все, к чему прикасались. Имхо, девушкам подходят больше, чем несуразные когти на рисунке.
Настоящий «рабочий» кастет, в те времена отливали из свинца, добытого из автомобильных аккумуляторов. Проверено.
А тем, кому доступны высокотехнологичные способы обработки металла — всё таки сталь!
Но не хотел бы я оказаться на месте того, кто эту элегантность собирается применять «в деле». Малейшая неловкость — и весьма велика вероятность повредить себе пальцы реализована.
Понимаю еще стенка на стенку кулаками, но вот так, чтобы в усмерть — зачем? =\
В Тверской области в 90х парни друг в друга дохлыми крысами кидались, пардон за неэстетичные подробности.)
Эх, ладно, оставим эту тему.
Особо порадовал моторизированный взвод милиции. Не иначе неподалёку нормативы выполняли, а тут бац — массовая драка.
И, кстати, насчет массовых драк, очень хорошо помню, Васильевский против Петроградской на стрелке… я, по малолетству, участия не принимал, но «старшие товарищи» рассказывали… а когда постарше стали, баталий и нам хватило, может не столь масштабных, надо было быть самоубийцей чтобы одному на Петроградской появиться… а колесики от кранов, на редкость неудобная штука… кастеты же были у самых отчаянных, можно было и срок схлопотать…