Артиллерия Нового Времени, часть 1.

Всем примерно известна история огнестрельного оружия — монах Бертольд Шварц изобрёл порох в четырнадцатом веке, после чего идея была подхвачена, растиражирована и применена в любимом занятии человекообразных — истреблении себе подобных в статусных играх. Известно, что изначально пушки делались уникальными, из чего ни попадя от дерева и камня до дамаска и булата, и боеприпасы под них не калибровались — значительно позже пошла унификация калибров и зарядов. Но вот уже история артиллерии нового времени не является общераспространённым знанием.

Деревянная пушка из музея в Германии, XVI век

В классической российской школе истории началом нового времени считается 1640 год, увязанный с английской революцией. Иные школы сдвигают период раньше, к середине 16 века и захвату Константинополя, или позже — к французской революции. В этой статье я буду придерживаться версии российской школы. Годом окончания практически единогласно все называют 1918. Конец Первой Мировой Войны. Единственным противоречивым голосом звучит советская школа, относящая его к 1917 году, к печально известной октябрьской революции.

Итак, середина семнадцатого века, начало нового времени. К этому моменту преимущества огнестрельного оружия известны давно, и даже самые бедные государства стремятся снабдить свои армии какой-никакой артиллерией. В государствах достаточно развитых начинается переход к более технологичным литым гладкоствольным орудиям и создания полевых батарей, начатый французским королём Карлом VIII; окраинные государства, вроде допетровской России или османской Турции, по-прежнему довольствуются разносортными орудиями. Тому есть объективные причины — Европа в то время представляет собой практически непрерывно кипящий котёл разногласий и противоречий, вот уже которую сотню лет выливающийся в вооружённые конфликты. При этом высокая, в сравнении с остальным миром, степень урбанизованности населения и наличие знаковых центров распространения знаний — от монастырей и церковно-приходских школ до академий и университетов — приводят к тому, что именно в Европе техническая и военная мысль начинают развиваться семимильными шагами. Окраинные же империи сталкиваются в основном с дикими и слабовооружёнными противниками, вроде казанских татар для России или разномастных курдов для Турции. Или друг с другом, соблюдая паритет сил. Всё это отнюдь не способствует развитию военной мысли. Любое столкновение с эталонными армиями Европы приводило к значительным потерям.

Отдельно следует отметить общераспространённое заблуждение о том, что дульнозарядные пушки на сотни лет предшествовали казнозарядным. На самом деле казнозарядные пушки известны с 1380 года как минимум, то есть всего на полвека младше собственно изобретения пороха в Европе. Однако несовершенство технологий того времени делало применение казнозарядной артиллерии опасным прежде всего для самой стороны, применяющей его. Изготовление деталей с требуемой точностью отнимало неоправданно много времени, а грубое литьё способствовало прорыву газов с казённой стороны орудия, или даже его разрыву. Так же общее несовершенство этого метода заряжания в то время, отличавшееся использованием с казённой части ствола металлической затычки и клина, не давало никаких преимуществ перед дульнозарядными орудиями. Именно поэтому сперва Карл VIII, а вслед за ним и все остальные монархи Европы, отказались от казнозарядных орудий, отдав предпочтение литым из бронзы дульнозарядным пушкам стандартных калибров.

К этому же времени, 1640 году, уже почти полвека известна развесовка зарядов пороха в унифицированные картузы — холщовые мешочки. Подобное введение позволяет увеличить точность ведения огня и скорость перезаряжания пушки. Так же важными нововведениями этого времени являются унифицированная картечь, вязаная картечь и полые снаряды, начиняемые порохом — бомбы, каркасные снаряды и калённые ядра. В 1671 году во Франции пушкари из отдельной гильдии были выделены в род войск (ранее они не считались военными и были приглашаемыми мастерами, как много ранее — осадные инженеры) и, к описываемому моменту, были сформированы полковые батареи, просуществовавшие до начала двадцатого века.

Опишем кратко состав артиллерии на полях европейских сражений тех лет. Прежде всего это приданные пехоте полковые батареи, состоящие первоначально, по замыслу Густава Адольфа, из двух четырёхфунтовых пушек длиной в 16 калибров, снабжённых каждая повозкой с боеприпасами. Изначально данные пушки были приспособлены почти исключительно для стрельбы картечью, простой или вязаной, но к рассматриваемому времени они стреляют и ядрами. Более тяжёлые орудия, преимущественно 8ми и 12ти фунтовые для полевой артиллерии, формировали отдельные батареи. В зависимости от армии и поставленных задач, батареи могли быть смешанного или одного калибра, примерная численность пушек на поле боя для тех времён — от 100 до 300 пушек на каждые 20000 человек.

В 1650 году изобретают лафет с подъёмным винтом, который в практически неизменном виде существует вплоть до 1774 года, момента принятия французской артиллерией системы Грибоваля, к которой мы вернёмся чуть позже. Это нововведение позволило легко корректировать дальность стрельбы пушек. В 1695 году изобретают запальную трубку, которые повсеместно вводятся уже к 1697 году. В том же 1697 году выходит справочник артиллерийской науки, изданный Сан-Реми, знаковый для своего времени.

Основным отличием артиллерии начала того времени от более поздних эпох было значительное превышение веса метательного заряда над весом снаряда. То, что сейчас часто называют английским словом overkill. В отдельных случаях вес пороха превосходил вес ядра в два раза. Поэтому пушки имели очень толстые стенки и были избыточно тяжелы — частенько в 250-400 раз тяжелее, чем ядро соответствующего калибра. Причиной этого являлось неразвитое пороховое производство и отсутствие как такового гранулированного, или «зернённого», чёрного пороха — менее гигроскопичного и более однородного в своём составе, чем «мякоть» негранулированного. Однако, потребность в более лёгкой артиллерии и значительность средств, выделяемых на покупку более качественного пороха и соответствующие исследования, привели к тому, что уже к 1700 году снаряжаемый вес заряда составлял редко половину, чаще треть от веса ядра. Соответственно, уменьшилась толщина стенок пушек и их вес. К этому же году повсеместно завершается выделение пушкарей из гильдий в отдельный род войск и начинается стремительная унификация орудий и калибров, для чего переплавляются старые пушки. Стратегически выигрышней оказалось иметь меньше унифицированных по калибрам и размерам пушек, чем управлять большим числом разносортной артиллерии. Одним из проводников этой идеи в жизнь стал прусский император Фридрих Великий, в первой половине XVIII века снарядивший полевые баталии короткими и лёгкими орудиями (4х, 8ми и 12ти фунтовыми пушками длиной 14-18 калибров и весом от 80 до 150 весов ядра), и позже добавивший к ним в резерв артиллерии более тяжёлые и длинные орудия.

В 1774 году новое слово в истории унификации артиллерии говорит генерал Грибоваль, добившийся введения во Франции разработанной им системы. Отслуживший в австрийской армии во время Семилетней войны, он знал её достоинства и недостатки. Прежде всего Грибоваль унифицировал все пушки и лафеты французской армии, сведя всё разнообразие орудий к 3м калибрам пушек (4, 8 и 12) длиной в 16 калибров и весом в 150 снарядов, одному калибру гаубиц в 6 фунтов, и всё разнообразие лафетов к семи типам колёс и трём типам осей, что позволило легко производить полевой ремонт путём замены соответствующей части на аналогичную из обоза. Им же был введён отвесной подъёмный винт, упростивший вертикальное наведение пушек. Зарядные ящики, известные к тому моменту, он вводить не стал. Окончательно была отделена от полевой осадная артиллерия, в которую вошли все старые двенадцатифунтовые пушки и пушки больших калибров. Уже каждый батальон, а не каждый полк, получил по два 4хфунтовых орудия. При каждой батарее была организована полевая кузница. Описанные нововведения позволили вывести французскую артиллерию на лидирующие позиции в мире, и стать эталоном для других армий. Даже сорок лет спустя система Грибоваля не утратила своей актуальности и современности.

Генерал Грибоваль

Английская артиллерия, в сравнении с материковой, находилась в полном запустении вплоть до 1800 года, когда накопившийся негативный опыт использования устаревших в момент создания в Англии артиллерийских войск не позволил майору Спирману провести её реформу на базе системы Грибоваля, но с собственными нововведениями, вроде однобрусного лафета, позже ставшего стандартом во всём мире.

Число орудий на войско так же повсеместно сокращается — от семи пушек на тысячу пехоты к началу XIX века, до трёх пушек на тысячу человек к 1810м годам, при росте количества снарядов на пушку от 10 до 200, причём не меньше четверти от общего числа — картечью.
В 1827 году французы проводят очередную реорганизацию артиллерии. Для полевых пушек были установлены следующие нормы: 8- и 12-фунтовый калибр, длина 18 калибров, заряд 1/3 веса снаряда, вес металла пушки приравнен увеличенному в 150 раз весу снаряда. Приняты были английские лафеты и зарядные ящики; ящики на передках были впервые введены во французской армии. Два типа гаубиц, с дулом в 15 и 16 сантиметров, были присоединены соответственно к 8- и 12-фунтовым батареям. Эта новая система полевой артиллерии отличалась значительной простотой. Для всех пушечных повозок, применявшихся во французских полевых батареях, существовало всего два размера лафетов, один размер передков, один размер колес и два размера осей. Кроме того, была введена особая горная артиллерия, состоявшая из гаубиц дулом в 12 сантиметров в диаметре. Английская артиллерия состоит практически исключительно из 9-фунтовых пушек, прусская — из 6ти и 12ти. Все орудия были гладкоствольными. В это же время от ядер постепенно отказываются в пользу сведённых на конус цилиндрических снарядов более привычной нам формы. Таким был состав артиллерии к началу эпохи пара.

Артиллерия Нового Времени, часть 1.
Ствол 12-фунтовой (121 мм)австрийской полевой пушки, бронзовый, масса — 1257 кг; отлит в 1756г. в Вене

Ствол 18-фунтовой (145 мм) персидской пушки, бронзовый, масса — 1500 кг; отлит в XVIII веке

Артиллерия Нового Времени, часть 1. (Фото 2)
Ствол 6-фунтовой (95 мм) 1-пудовый (203 мм) датской пушки-гаубицы, бронзовый, масса — 3920 кг; отлит в 1701г.

Ствол 12-фунтовой (122 мм) баварской пушки «Лителлус», бронзовый, масса — 795 кг; отлит в 1805г.

Артиллерия Нового Времени, часть 1. (Фото 3)
Ствол 18-фунтовой (140 мм) шведской осадной пушки, бронзовый, масса — 2520 кг; отлит в 1720г.

Ствол 6-фунтовой (99 мм) шведской пушки, бронзовый, масса — 772 кг; отлит в 1730г. в Стокгольме

Артиллерия Нового Времени, часть 1. (Фото 4)
Ствол 12-фунтовой (121 мм) польской пушки, бронзовый, масса — 146 кг; отлит в XVII веке

Ствол 24-фунтовой (146 мм) польской пушки «Святой Моисей», бронзовый, масса — 1919 кг; отлит в 1640г.

Эти 4 фотографии взяты из блога clubs.ya.ru/4611686018427398317/posts.xml?tag=2592581

Вторая часть статьи здесь.

11 комментариев

комментарий был удален
комментарий был удален
комментарий был удален
комментарий был удален
avatar
Из намеченного остались паровые двигатели и дирижабли — самое вкусное ;))
avatar
На будущее, можно писать статью в две части. Первая — начало, в ней ссылка на продолжение — вторую статью.
Во второй статье ссылка на первую.
avatar
Это я только сейчас сообразил. Сразу не подумал. Потом так и сделаю.
avatar
Написал в личку.
avatar
Теперь фраза «застрелиться из деревянного ружья» приобретает новый смысл))
avatar
Вспомнилось из детства:

И не в тему — неизбитый образ.
avatar
Ооо… Волков великий шаман, однако. Вот этот справа деревянный дуболом в синем потнике не из убежища номер 3 часом?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.