Железный Капут
Только представьте: Первая мировая война, раннее утро, расположение германских войск. Тишину прерывает доносящийся издали лязг гусениц, а из-за деревьев виднеются струйки дыма. Ещё несколько мгновений, и из огромных машин из брони в заклёпках вырываются длинные языки пламени, стирающие всё живое…
Первая мировая стала своего рода испытательным полигоном для первых танков. Двигатели внутреннего сгорания в то время имели больше недостатков, чем достоинств, поэтому конструкторы всерьёз рассматривали возможность применения парового двигателя на танках. Ведь в условиях войны возможность парового двигателя работать практически на любом топливе, простота конструкции и обслуживания становятся очень важными факторами. Но сама идея танков в Первую мировую показала себя не с лучшей стороны — оно и понятно, первые шаги всегда самые трудные. И паровые танки остались лишь интересными проектами, а когда мир очнулся от первой войны, и начал усиленно готовиться ко второй, пришли уже другие технологии.
Хотя законодателями мод в тогдашнем танкостроении были Великобритания, Германия и Франция, самое большое развитие паровые танки получили в США:
В 1918-м году Инженерный корпус Армии США начинает разработку парового танка на базе британского Mark IV. Руководил проектом генерал Джон А. Джонсон. Проект, стоимость которого составила $60 000, финансировался бостонскими банкирами. Танк оборудовали железнодорожными котлами и паровыми машинами фирмы Stanley Motor Carriage Company из штата Массачусетс. Суммарная мощность двух двухцилиндровых двигателей составила 500 л. с, а максимальная скорость 6 км/час.
Вооружение состояло из огнемёта и четырёх пулемётов. Причем огнемет выбрасывал пламя на расстояние 80 метров. И двигатели, и огнемет работали на одном топливе — керосине.
Экипаж танка состоял аж из восьми человек: командир экипажа, водитель, механик, огнеметчик и четыре пулеметчика.
Единственный экземпляр достроили в апреле 1918-го. После нескольких парадов на родине танк отправили на фронт во Францию, где ему дали название «Америка».
В том же 1918-м году в США разрабатывался ещё один проект — паровой колёсный танк:
Проект разрабатывался компанией Хольт, специализировавшейся на тракторах. Танк был трёхколёсным. Ведущие задние колёса приводились в движение спаренным двухцилиндровым паровым двигателем. Как и в предыдущем проекте, в качестве топлива использовался керосин. Вооружение — одно 75-мм. орудие и два пулемёта. Экипаж 6 человек. Был создан также лишь один опытный экземпляр, который по многим показателям проигрывал своим конкурентам.
Существовал проект парового танка и в нашей стране, правда немного позже. В июле 1936-го года Коломенскому заводу имени Куйбышева был передан один серийный экземпляр Т-35 для отработки на нём паросиловой установки. Танк в переписке назывался ПТ-35 (паровой танк). Однако довести до работоспособного состояния эту силовую установку, разрабатывающуюся для мото-броневагонов и тяжелых танков завод так и не смог, хотя ее отдельные элементы проходили испытания в 1937-1941 годах. Фото этого эксперимента не сохранилось, а как выглядел серийный Т-35, видно на фото ниже:
А ещё при подготовки данного материала наткнулся на статью с такой вот фотографией:
Скорее всего фотошоп, хотя автор статьи утверждает, что на фото единственный экземпляр немецкого шагающего танка PW-1 (Panzer Werbluder), очень сильно смахивающий на аппарат из Звёздных войн. Оснащался паробензиновым (что за зверь такой?) двигателем, и использовался против белорусских партизан)). Хотел оставить ссылку, но статью уже успели удалить.
Первая мировая стала своего рода испытательным полигоном для первых танков. Двигатели внутреннего сгорания в то время имели больше недостатков, чем достоинств, поэтому конструкторы всерьёз рассматривали возможность применения парового двигателя на танках. Ведь в условиях войны возможность парового двигателя работать практически на любом топливе, простота конструкции и обслуживания становятся очень важными факторами. Но сама идея танков в Первую мировую показала себя не с лучшей стороны — оно и понятно, первые шаги всегда самые трудные. И паровые танки остались лишь интересными проектами, а когда мир очнулся от первой войны, и начал усиленно готовиться ко второй, пришли уже другие технологии.
Хотя законодателями мод в тогдашнем танкостроении были Великобритания, Германия и Франция, самое большое развитие паровые танки получили в США:
В 1918-м году Инженерный корпус Армии США начинает разработку парового танка на базе британского Mark IV. Руководил проектом генерал Джон А. Джонсон. Проект, стоимость которого составила $60 000, финансировался бостонскими банкирами. Танк оборудовали железнодорожными котлами и паровыми машинами фирмы Stanley Motor Carriage Company из штата Массачусетс. Суммарная мощность двух двухцилиндровых двигателей составила 500 л. с, а максимальная скорость 6 км/час.
Вооружение состояло из огнемёта и четырёх пулемётов. Причем огнемет выбрасывал пламя на расстояние 80 метров. И двигатели, и огнемет работали на одном топливе — керосине.
Экипаж танка состоял аж из восьми человек: командир экипажа, водитель, механик, огнеметчик и четыре пулеметчика.
Единственный экземпляр достроили в апреле 1918-го. После нескольких парадов на родине танк отправили на фронт во Францию, где ему дали название «Америка».
В том же 1918-м году в США разрабатывался ещё один проект — паровой колёсный танк:
Проект разрабатывался компанией Хольт, специализировавшейся на тракторах. Танк был трёхколёсным. Ведущие задние колёса приводились в движение спаренным двухцилиндровым паровым двигателем. Как и в предыдущем проекте, в качестве топлива использовался керосин. Вооружение — одно 75-мм. орудие и два пулемёта. Экипаж 6 человек. Был создан также лишь один опытный экземпляр, который по многим показателям проигрывал своим конкурентам.
Существовал проект парового танка и в нашей стране, правда немного позже. В июле 1936-го года Коломенскому заводу имени Куйбышева был передан один серийный экземпляр Т-35 для отработки на нём паросиловой установки. Танк в переписке назывался ПТ-35 (паровой танк). Однако довести до работоспособного состояния эту силовую установку, разрабатывающуюся для мото-броневагонов и тяжелых танков завод так и не смог, хотя ее отдельные элементы проходили испытания в 1937-1941 годах. Фото этого эксперимента не сохранилось, а как выглядел серийный Т-35, видно на фото ниже:
А ещё при подготовки данного материала наткнулся на статью с такой вот фотографией:
Скорее всего фотошоп, хотя автор статьи утверждает, что на фото единственный экземпляр немецкого шагающего танка PW-1 (Panzer Werbluder), очень сильно смахивающий на аппарат из Звёздных войн. Оснащался паробензиновым (что за зверь такой?) двигателем, и использовался против белорусских партизан)). Хотел оставить ссылку, но статью уже успели удалить.
36 комментариев
Наверное там ошибка из-за разных мер длины, уж больно радиус действия нереальный.
а вот похожий на америку корпус, фото из бундесархива за 1917 г
Я думал вы прикалываетесь… О_О
А «паробензиновый двигатель», это одна из недавних разработок: в цилиндр бензинового двс после того, как поршень вытолкнет отработанные газы вместо горючей смеси впрыскивается вода, которая в раскалённом цилиндре вскипает и расширяющийся пар толкает поршень, после чего следует обычный такт с горючей смесью, и так далее. Лень искать, в «Популярной Механике» в этом году статья была. Говорят, сильно повышает кпд и уменьшает вредный выхлоп…
Хотя, в данном контексте, может просто паровой котёл бензиновой гарелкой топили… :)
Отдельно порадовал немецкий АТ-АТ.)
Простите за такую большую фотку, уж очень она мне нравится. Ввернул её здесь.
Несовершенство первых танков объясняется не только недостаточным уровнем развития техники, но и главным предназначением — прорывом позиционной обороны, для самостоятельных действий танки не предназначались, только англичане постороили такой тип танка — MkA «Уиппет», но их построили всего 200, для сравнения, всех ромбовидных тяжёлых танков серий Mk I — V более 3000.
А что касается «Panzer Werbluder», так, по моему скромному мнению, это есть результат глубокой модернизации первого немецкого танка A7V (об этом безусловно свидетельствует форма корпуса данной машины), произведённой путём замены гусеничного шасси подвижными механическими опорами типа «ноги» и замены орудийного каземата с 57 мм орудием, комплексом вооружения в выносном модуле типа «голова».
Во избежание неадекватной оценки психичесого состояния автора данного поста, к вышесказанному стоит относиться с чувством юмора степени не менее средней :)