броненосцы вице-адмирала Попова

Изучая историю кораблестроения эпохи пара постоянно находишь упоминания о все более и более необычных проектах и идеях. Инженеры всего мира, получив новые материалы и новые возможности создания кораблей явили на свет огромное количество разнообразных концепций новых типов судов, порой удивительных и парадоксальных…

Сегодня я расскажу вам об одних из самых необычных кораблях эпохи пара в Российской Империи — броненосцах береговой обороны конструкции вице-адмирала Попова, этих двух «исчадиях стимпанка», до сих пор приводящих в недоумение историков, кораблестроителей и моделистов))

Итак, представьте — 1877 год, в разгаре Русско-Турецкая война. Генерал Скобелев в зените своей славы готовится к штурму Плевны, вокруг него плетет паутину неуловимый Анвар-эфенди, по следам которого в тоже время идет прозорливый сыщик всея Руси Эраст Фандорин. А в это время, на побережье Одессы в море дымя трубами медленно выходят пара абсолютно круглых кораблей вооруженных тяжелыми орудиями, установленными прямо по центру судна. Да-да, полностью круглые. Не обращая внимания на недоумение или насмешки других кораблей, они прилежно несут свою службу, охраняя черноморское побережье от действий турецкой эскадры, и надо сказать с честью выполняют свое предназначение.
Исчадие стимпанка, или броненосцы вице-адмирала Попова

Итак, попробуем разобраться, откуда взялись эти два черепахоподобных монстра — для этого нам необходимо вернуться в более давние времена, а именно в 1869 год, когда морское ведомство задумалось об усилении защиты берегов черного моря за счет постройки кораблей береговой обороны. В 1870 году император Александр II выдал техническое задание, от которого моментально пришли в уныние все проектировщики. Посудите сами — осадка новых кораблей не должна была быть более 4,3 м, толщина брони должна быть: (цитата императора)«… более, чем на существующих самых грозных иностранных броненосцах», а калибр артиллерии — не менее 280-мм (это для нарезных орудий, в случае использовании гладкоствольных пушек — не менее 503 мм), а еще они должны быть как можно дешевле — страна еще не оправилась от поражения в Крымской войне и с финансами было туго. От обилия взаимоисключающих параметром конструкторы впали в ступор и никак не могли предложить подходящее решение… Выход нашел председатель кораблестроительного отделения контр-адмирал А. А. Попов. Его судно было низкобортным, небольшим и … круглым. Несмотря на невообразимый для всех моряков того времени вид эти суда тем не менее полностью укладывались в поставленное тех. задание. Приведем цитату самого автора проекта, убеждающего морскую коллегии в целесообразности постройки подобного чуда.

«Неприятель, решившийся атаковать наши укрепленные береговые пункты, может отважиться на это не иначе как при помощи орудий самого большого калибра, который в данную минуту будет возможен для употребления на практике. Чтобы отразить его, мы должны иметь такие же орудия, а следовательно, проектируя суда, которые дополняли бы нашу береговую защиту как станки для орудий, надо для их вооружения артиллериею избрать наибольший из существующих у нас калибров: поэтому на проектированное судно предлагается поставить 11 д (280-мм — авт.) нарезные или 20 д (508-мм — авт.) гладкие пушки. Уменьшая длину и увеличивая ширину судна можно не только уменьшить его денежную стоимость, но и увеличить водоизмещение. Доведя эту аксиому до конечной степени, то есть сделав длину равной его ширине, мы достигнем наиболее благоприятных условий как в отношении стоимости так и водоизмещения. Поэтому все ватерлинии его образованы из кругов. Из всех судов, тип монитора наименее подвержен качке и представляет наименьшую площадь для покрытия бронею; проектированное судно, как станок для орудий, есть монитор; оно имеет в центре неподвижную башню которая покрыта бронею, так же как палуба и борт судна… Хотя круговые образования ватерлиний не представляют благоприятных условий для скоростей хода, но зато этот недостаток вознаграждается отсутствием препятствий для поворотливости судна и избытком водоизмещения. Чтобы вполне воспользоваться первым из этих благоприятных качеств, проектированному типу дано два винта, а избыток водоизмещения загружен машиною...»

Насколько округлились глаза морской комиссии, которой адмирал представил проект своего броненосца история умалчивает. Однако, Попов, будучи весьма неплохим инженером грамотно провел все необходимые расчеты при проектировании, а в качестве финального аргумента в свою пользу построил круглую шлюпку «Камбала» диаметром 7,3 м с четырьмя двигателями, которая отлично поворачивала, хорошо держала качку и в итоге доказала функциональность его идеи.
Сборку первого корабля этой серии — «Новгорода» производили в Николаевском адмиралтействе (нач. 29.03.1872 г.). Проблемы возникли сразу — так как узлы для сборки привозили из Петербурга по железной дороге — сроительство было очень зависимо от графика движения поездов и любых проблем на ж/д транспорте.
Да и рабочим было не сладко — сроки спуска на воду «Новгорода» привязать к дате приезда на Черное море генерал-адмирала морского ведомства — в итоге 2000 рабочих ежедневно, без перерыва на выходные и праздники, круглосуточно вели сборку корабля. В марте генерал-адмирал обьявил о переносе своего приезда и работа пошла спокойнее. 23.05.1873 года броненосец был торжественно спущен на воду (кстати, это был первый корабль который в России спускали на воду с броней и всеми установленными на берегу механизмами), а в августе этого же года заложили второй корабль — теперь уже создавай его с самого начала в Николаеве. На новом корабле установили более крупные орудия — 305-мм орудия и увеличили до 406 мм броню, усилили палубную защиту и увеличили диаметр корпуса до 30 м. В результате всех переделок осадка увеличилась на 0,3 м, но все еще укладывалась в тех. условия.
Исчадие стимпанка, или броненосцы вице-адмирала Попова
Исчадие стимпанка, или броненосцы вице-адмирала Попова

Броненосцы на стапелях в Николаеве

Рассмотрим же конструкцию Новгорода — как головной корабль серии.
По конструкции «Новгород» был вполне обычным броненосцем, только шпангоуты и стрингеры имели отличную от обыкновенных кораблей форму. В частности, стрингеры замыкались внутри корпуса кольцом. Каркас обшивался наружным и внутренним слоями железа, верхний пояс брони имел толщину 229, а нижний — 178 мм. Барбет на «Новгороде» был один и располагался точно посередине. На барбете крепились два 280-мм нарезных орудия Круппа. Наводились и заряжались пушки независимо друг от друга. Каюты офицерского состава, матросов и механиков были распределены по судну, но большинство жилых помещений расположилось в палубной надстройке на носу броненосца. Практически все подпалубное пространство занимало машинное отделение — точнее, два машинных отделения по обе стороны от оси симметрии судна. В каждом располагалось по котельной и по три паровых машины двойного действия. Что примечательно — практически все элементы кораблей были изготовлены на российских заводах.
Исчадие стимпанка, или броненосцы вице-адмирала Попова

После спуска через три дня броненосец развел пары и пошел своим ходом. При неопытной машинной команде и половинных оборотах машин (вместо 100—120 об/мин — 62) он развил скорость 6 узлов. На официальных испытаниях, которые были проведены в самом начале августа, при 104 оборотах в минуту корабль развил скорость в 7 узлов. Испытания в полном объеме так и не выполнили, торопясь подготовить к царскому смотру «Новгород»; не определили даже индикаторную силу машин, комиссия в спешке ее признала удовлетворительной.
Однако в дальнейшем все вскрывшиеся недостатки учли при закладке следующего корабля серии — «Киеве». 27.08.1874 г. возобновили работу над «Киевом», переименованным в «Вице-адмирала Попова» (к тому моменту конструктора повысили в звании). Вторая немного отличалась от первой — она была значительно крупнее — диаметр ее достигал 36 м, а палуба была выше поднята над водой, что улучшало мореходность судна. Вооружение тоже увеличили: два 305-мм орудия по центру и четыре 87-мм в надстройке составляли, казалось бы, грозную силу. Кроме того, доработки в конфигурации корпуса позволили с первого же раза побить скоростной рекорд «Новгорода» и довести максимум до 8 узлов.
Практически всю русско-турецкую войну оба корабля Попова стояли на рейде Одессы. Только однажды возникла необходимость совершить упредительный удар по турецким кораблям, но броненосцы… так и не смогли догнать корабли противника. По данному инциденту была созвана комиссия, которая заключила, что круглые суда не могут вести бой вдали от берега. Хотя это показывает то, что свою функцию — сдерживание турецкого флота — корабли выполнили, турки так и не решились вступить в бой с этими монстрами. Тем не менее 27−28 июля 1877 года суда совершили боевой рейд по Дунаю, прикрывая транспортники Нижне-Дунайской флотилии.
После войны броненосцы Попова продолжили свою службу, будучи приписаны к плавучим крепостям — классу кораблей, коим они и являлись — то есть служа стационерам вблизи берега. В 1903 году они были списаны и разобраны на металл.

Исчадие стимпанка, или броненосцы вице-адмирала Попова

Исчадие стимпанка, или броненосцы вице-адмирала Попова

Исчадие стимпанка, или броненосцы вице-адмирала Попова

Исчадие стимпанка, или броненосцы вице-адмирала Попова

Орудия броненосца крупным планом:

Исчадие стимпанка, или броненосцы вице-адмирала Попова
вот так, поднимаясь над барбетом, орудие могло произвести выстрел по противнику.

Исчадие стимпанка, или броненосцы вице-адмирала Попова

24 комментария

avatar
Спасибо большое! +
avatar
рад что понравилось) в следующем выпуске поищу еще какое нибудь морское чудо-юдо)
avatar
Паровые подлодки, Нарвал, Сирена, Архимед, работы Норденфельдта, немецкие ПЛ на перикиси водорода. Американские полупогруженные корабли. Собирайте, это дело нужное, а то весь инет засран всякой фигней а исторические и технические достопримечательности увы уходят…
avatar
про англичан паровых писал ранее, историю первых ПЛ тоже освещал тут. Насчет двигателя Вальтера сомнения гложат если честно, все таки эпоха уже другая.
Вообще думал в следующий раз осветить часть коллекции — есть подборка наград 19- нач. 20 века, думаю интересно будет?
avatar
А как насчет паровых самолетов? ://istarik.ru/blog/texnica/25.html
avatar
Немного не моя тема, но попробовать в будущем можно будет. У меня в основном по флоту подборки, что в коллекции, что в литературе
avatar
Эх, про паровые лодки маловато. А там куча интересного особенно чисто паровые! Может флот начну пилить, лодки первые будут, за одно и историю подыму.
avatar
Это да, я англичан только описал. А ещё турки с «Абдул Гамидом» отметились как минимум.
avatar
Сперва Греки, норденфельдт 1, потом турки норденфельдт 2 и вроде как и мы втихоря купили норденфельдт 3. Французский Нарвал вроде неплох, они по его типу серию Сирена сделали. И потом несколько моделей еще было. Поищите книгу " история подводных лодок 1624-1904" Тарас.
avatar
Обязательно гляну, спасибо!)
avatar
Спасибо! Очень интересно! Удачи! Плюс!
avatar
спасибо!
avatar
Видел модель этого судна у нас в музее «Судостроения и флота», симпатичный кораблик.
  • Yura
  • 0
avatar
Благодарю, очень интересно…
avatar
Э-м-м… Судя по предпоследнему чертежу, горизонтальная наводка всей платформы осуществлялась… ВРУЧНУЮ?!

Пы.Сы. Да и вертикальная, если внимательно смотреть на оба чертежа…
Последний раз редактировалось
avatar
Вполне) времена были суровые, все вручную
avatar
Спасибо! Очень интересный материал! Плюс.
avatar
Прикольный броненосец.Сын такой на судомоделировании делал, Балдел, так торопился его сделать))Броненосец
Последний раз редактировалось
avatar
Плюс.
avatar
А про «Ливадию» будет отдельно? можно было бы сюда добавить ее
  • MoZg
  • 0
avatar
Да, про нее будет следующая статья
avatar
Интересная статья, спасибо, плюс. Попов, вообще, мыслил нетривиально. Если не ошибаюсь, «бычок, оседлавший камбалу» тоже его рук дело :)
avatar
всем хороши были мониторы Попова, вот только на курсе держаться могли только при помощи машин — рули были в «мёртвой» зоне аква-турбулентности… Об этих «корабелях» ещё в журнале «Техника-Молодёжи» году эдак в 1979 писали… А вообще идея размещения мощной артиллерии береговой охраны на морском стационаре — великолепна…
avatar
Ну да, еще погружающимся сделать и вообще шедевр! Там с мореходностью и высотой борта большая проблема, схожести на волну вообще нет, волна тупо бьет как молот в корпус(и все трясется!). Ему только в тиши берега за волноломом стоять и выползать в идеальную погоду. Были большие статьи об особенностях сего чуда, хотя вот для стимпанка вполне уместно. Но пока никаких идей, где и как сие использовать…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.