Парусные танки Никиты Хохолкова.

Парусные танки Никиты Хохолкова.
Натолкнулся на этот странный матерьял, случайно как водится, если не рассматривать парусный танк как арт объект, идея безумная, без сомнения, не случайно создатель угодил в психушку.Мне кажется что при всем своем безумии идея очень красивая и вполне стимпанковая… Привожу статью с небольшими сокращениями…
Никита Сергеевич Хохолков попал в психиатрическую больницу НКВД в 1937 году прямиком с одного из полигонов Главного Автобронетанкового Управления Красной Армии, в котором он занимал должность заместителя председателя одной из технический подкомиссий. На этой должности Н.С. Хохолков занимался оценкой предоставляемых на рассмотрение в ГАБТУ проектов новой техники, главным образом бронетанковой, с целью уточнения целесообразности выделения средств и материалов на постройку опытных образцов. День и ночь корпя над расчетами, просматривая сотни листов эскизных проектов, Никита Сергеевич постепенно стал сам интересоваться конструированием бронетехники и в 1935-м году он предоставил председателю своей комиссии докладную записку «О проектах специальных экономичных танков для среднеазиатского ТВД», содержавшую несколько листов эскизных проектов с расчётами и обоснованием. Содержимое записки настолько впечатлило председателя комиссии, бригадного инженера Б.Т.Пархатых, что он немедленно засекретил её содержимое, а Хохолкову предоставил внеочередной отпуск на месяц с курортным лечением в Крыму.
Что же хотел скрыть этот маленький винтик репрессивного режима? К сожалению, сегодня сохранились только эскизы предложенной Хохолковым бронетехники, однако даже беглый взгляд на них позволяет оценить гениальность конструктора. Никита Сергеевич предложил комплектовать бронетанковые части, находящиеся в Средней Азии, специальными парусными танками, которые, по мысли конструктора, должны были обеспечить экономию топлива и моторесурса обычных танков, в то же время выполнять разведывательно-дозорные функции и служить резервом БТТ на случай возникновения военных конфликтов. Хохолков предлагал строить танки и бронемашины из дерева и легких сплавов, и вооружать их пулемётами. Среди предложенных им проектов был лёгкий парусный бронеавтомобиль ПБНХ-35
Парусные танки Никиты Хохолкова. (Фото 2)

предназначенный для действий в пустынной и степной местности, вооружённый пулемётом ДТ, с экипажем из 5 человек. Пулемётчик-башнер одновременно должен был выполнять функции командира экипажа, в который входили помимо него механик-рулевой и так называемые «танкисты-матросы» (термин, предложенный Хохолковым для обозначения членов экипажа, ответственных за спуск и подъём парусов на танке или бронеавтомобиле). Для усиления действий разведдозоров из ПБНХ-35, Хохолков предложил проект парусного полугусеничного двухбашенного танка ПТНХ-35, с более тяжелым вооружением, состоявшим из 3-х пулемётов ДТ и с экипажем в 7 человек.
Парусные танки Никиты Хохолкова. (Фото 3)

Командир танка располагался в средней башне, проект предусматривал установку в ней спаренных пулемётов ДТ, еще один пулемёт должен был находиться в передней башне. За подьём парусов на танке должны были отвечать 5 танкистов-матросов.
Отдохнув в Крыму, Н.С.Хохолков вернулся в родное управление, где его ждал болезненный удар по самолюбию — в частной беседе Б.Т. Пархатых дал конструктору буквальное указание «выбросить из головы говно и заняться делом»… Душа русского дворянина не выдержала столь грубых указаний от вчерашнего крестьянина, Затаив обиду на начальника комиссии, Хохолков, как и было велено, занялся делом, однако в перерывах между расчетами он продолжал проектировать свои необычные танки. В конце 1936-го года, окончательно устав от бессмысленной работы по обработке чужих идей, Хохолков воспользовался служебным положением и выписал сам себе разрешение на постройку опытного образца своего очередного проекта — парусного двухмачтового девятибашенного танка ПДТНХ-36.
Парусные танки Никиты Хохолкова. (Фото 4)

Танк был вооружен 37мм короткоствольным орудием, 7-ю пулемётами ДТ и пулемётом «Максим», его экипаж состоял из 25 человек, в числе которых был танкист-марсовый. Хохолков направил заказы на изготовление деталей танка различным предприятиям, через знакомых обеспечил их доставку на один из танковых полигонов в Крыму, куда и прибыл сам в августе 37-го года для осуществления контроля над сборкой. Сборка танка проходила трудно, поскольку по сопроводительным документам значилось, что собирать предстоит прогулочный катер для одного из крымских санаториев и инженеры, ответственые за сборку, никак не могли понять, почему вообще им, танкистам, приходится заниматься какой-то яхтой.
Понемногу, однако, замысел Хохолкова начал до них доходить и кое-кто, обуреваемый завистью к гениальному конструктору, накропал донос в НКВД. По мере завершения сборки количество доносов увеличивалось и в конце-концов их поток просто захлестнул местное отделение сталинских гебешников. Не в силах больше игнорировать этот бумажный вал зависти к конструктору, начальник краевого отделения НКВД вызвал Б.Т.Пархатых и, вручив ему пачку доносов на подчиненного, отправил с сопровождающими на крымский полигон.
Прибыв на полигон и войдя в один из ангаров, бригинженер в изумлении остановился. Перед ним высилась громада девятибашенного танка с двумя мачтами, задевавшими верхушками крышу ангара. Величественный, словно линкор эпохи парусников, ПДТНХ-36 подавлял уже одним своим внешним видом, алые паруса его трепетали под порывами ветра и вселяли ужас в сердца бездарных завистников. Перед танком стоял его конструктор и лицо его светилось от счастья и предвкушения предстоящего зрелища в процессе ходовых испытаний.
Парусные танки Никиты Хохолкова. (Фото 5)

Пархатых подошёл к Хохолкову и срывающимся голосом потребовал «прекратить и разобрать». После минутного молчания в ангаре разыгралась безобразная сцена. Хохолков кричал, что он русский дворянин, что при царе холопов пархатых пороли на конюшнях и гнали за 101-й километр, что он ненавидит бригинженера, жидов, продавших Россию, Советскую власть и лично товарища Сталина. В довершение тирады он попытался ударить бригадного инженера ногой в живот, но Пархатых оказался проворнее и просто сильнее. Когда подоспевшие сотрудники НКВД оттащили бригинженера от Хохолкова, конструктор представлял собой уже довольно жалкое зрелище. Извлечённый из угла, с разбитыми губами, он, тем не менее, продолжал сипеть сквозь выбитые зубы проклятия в адрес тиранов и живодёров. В таком состоянии Хохолкова доставили в психиатрическую больницу НКВД, где его пытались безуспешно лечить в течение следующих 6 лет. Хохолков упорно сопротивлялся коновалам из НКВД, гордо заявляя о своём дворянстве и постепенно утверждаясь в мысли, что он не просто дворянин, а еще и потомок царской семьи. К 1943-у году, когда в одну палату к нему попал А.Г.Черенков, Никита Сергеевич уже объявил себя Императором Святой Руси и часто по ночам слезливо взывал к Столыпину, которого называл «милым другом и спасителем». Встреча с Черенковым. который в отличие от Хохолкова всё-таки сумел добиться принятия на вооружение своего изобретения, окончательно помутила рассудок Никиты Сергеевича и в начале мая 1944г., он, объявив себя Богом, трагически повесился при попытке вознесения на небо.
Так нелепо закончилась жизнь конструктора самых оригинальных танков, которые когда-либо являла миру человеческая мысль.
исходный матерьял

39 комментариев

avatar
Огромный плюс:)
avatar
Пара нет, но вполне стимово. Паруса и гусеничные траки, настоящее панковское сочетание.
avatar
Спасибо, очень интересный материал, интересно, может кто-нибудь и миниатюры сделает :)
avatar
Сделать то можно, но зачем? )
avatar
смотрятся красиво, но — не взлетит
avatar
Меня то эта идея очень вдохновила, будет время хочу сделать в матерьяле свой вариант…
avatar
Это мистификация. Т.е. ни автора, ни таких проектов никогда не существовало. Придумал это кто-то из блоггеров по АИ.
  • VON
  • 0
avatar
даже не сомневаюсь
avatar
Паровой робот тож мистификация, ведь это и вправду, не так уж важно.
Стим-мир — альтернативная версия нашего с вами мира, с альтернативной историей, и в этой альтернативной истории вполне найдется место и парусным танкам, и паровым роботам… да и многого другого.
avatar
I Want to Believe! :P
http://imgur.com/V1Xf6.jpg
avatar
avatar
сразу же хочется изобрести какой-нить гусеничный бронесамолет для наземных атак на труднопроходимой местности…
avatar
Во-во! Мне кажется что смысл стимпанка как раз в в подобных красивых но не реальных проектах…
avatar
Чудный материал! Какой простор для фантазии!
Но как же с «подводными лодками» этого флота быть?
avatar
Как то так:



oct1000.narod.ru/krot.html
avatar
«Шаг за шагом железный крот вгрызался в оливиновый пояс...»
(гиперболоид инженера Гарина)
avatar
Весь стим — это мистификация, по своей сути. Придуманная параллель нашего мира :).
Автору +
avatar
Даже если так, все равно досадно. До боли знакомый сюжет: загубили изобретателя… :(
avatar
У меня возникло такое подозрение… но, если честно, не думаю что это так уж важно…
avatar
В 20 — 30 годы в СССР множество всяких изобретателей бредовые идеи пыталось реализовать, а, поскольку у органов безопасности с юмором было как-то не очень, довольно многих отправили в лагеря, типа за вредительство. Но до такого никто и тогда не додумался, наверно даже психи понимали, что подобное предложение есть прямой путь к стенке :)
А вообще проект скорее к дизелю относится, подобные многобашенные танки своеобразная примета танкостроения 30-х годов, из реально существовавших советских танков можно вспомнить двухбашенные Т26, Т-28, Т35, СМК, Т100.
avatar
Времечко в тридцатые было сумашедшее. Можно во многое поверить.
avatar
Не, парусный танк — это бред уж совсем феерический, а в штиль он на вёслах передвигаться будет или педальным приводом? Это не говоря уже об остальных чисто технических вопросах.
Возможно статья написана под впечатлением от УС2, там, правда, танки на парусной тяге у немцев были, а, учитывая явную симпатию к мифическому душевнобольному дворянину и ненависть к пархатым комиссарам, закрадываются некие догадки относительно автора данного опуса.
Если что, последняя фраза размещена на правах юмора :)
avatar
а в штиль он на вёслах передвигаться будет или педальным приводом?

На паровой тяге, как «пароходофрегат»!
avatar
А деревянная броня или броня из лёгких сплавов очевидно в расчёте на стрелы и дротики планировалась? :)
avatar
Противопульное бронирование, вполне в духе того времени.
Хотя дерево — и правда, совсем оригинально.
avatar
Танки вообще, если мне не изменяет память, немного не стимпанк по времени. Первые танки англичане вывели в бой в 1916, что уже не викторианская эпоха. Но это уже строго мое занудство, а вот по характеру конструкции это больше стим, чем дизель, парус — элемент скорей XIX века нежели XX.

П.С. Ребята, которые делают эти фейки, хотя бы озаботились пролистать чертежные стандарты 35-40х годов. Чертеж (с намеком, ИМО, озаглавленный «ПТНХ») удручает.

П.П.С. А вот если сделать ему колесную тягу и поставить где-то по центру небольшие воздушные шары, возможно что-нибудь и получится. Правда, боюсь, за дальнейшее развитие идеи уже мне будет пора в психушку.
avatar
Ну это смотря как к периодизации подходить, если с точки зрения характера боевых действий, то, ИМХО, стимпанк — позиционная война, дизельпанк (хотя «бензопанк» более подходящее название, как мне кажется, по распространённости безиновые двигатели дизельные значительно опережали) — маневренная моторизованная воина. Первые танки в контекст позиционной воины только и вписываются, для маневренной войны они приспособлены не были, так что и для стимпанка сгодятся, ну разве что можно их для антуража паровыми двигателями вместо бензиновых оснастить.
А если сию конструкцию ещё и шарами воздушными оснастить, то это только против туземцев каких-нибудь с дубинами, которые ещё высшей ступени дикости не достигли, по Энгельсу, т.е. луков не изобрели :)
avatar
+ за прекрасную историю) Просветили)
avatar
Вдруг вспомнился супертанк Глеба Андросова :)
avatar
Всё может быть. Ведь такое же было.

К сожалению, не могу за давностью поставить плюс. Поэтому спасибо автору на словах.
avatar
Да, не видел… а это не фотошоп, часом? что то у него ни двигателей, ни пропеллеров…
Насчет самой статьи, почти уверен что «утка», но я сразу и написал, что рассматриваю эту идею как артобъект…
avatar
Если верить Вики, то:
«А-40 («Летающий танк», «Крылья танка») — летательный аппарат, созданный Олегом Константиновичем Антоновым на базе танка Т-60. Работа над планером велась с декабря 1941 г. по февраль 1943 г., когда танк сняли с производства.… Первый полёт «КТ» состоялся 2 сентября 1942 г. Самолётом-буксировщиком ТБ-3 с четырьмя усиленными (по 970 л. с.) моторами АМ-34РН командовал Павел Арсентьевич Еремеев, в прошлом конструктор пилотажных планеров. Планером управлял летчик-испытатель опытно-испытательного полигона воздушно-десантных войск Красной Армии Сергей Николаевич Анохин. Из-за большой массы и малой обтекаемости «КТ» буксировка велась на близкой к максимальной мощности двигателей ТБ-3 со скоростью 130 км/ч.[источник не указан 342 дня] Несмотря на это, скорость подъёма аэропоезда оказалась недостаточной. Самолёт едва достиг высоты 40 м.
avatar
Спасибо, очень любопытный проект, словосочетание«летающий танк» я слышал, но как то никогда не интересовался специально…
С точки зрения изобразительной, они действительно, вполне под стать парусным танкам.
То что наши конструкторы перед войной увлекались планерами, известно, но танк — планер… это круто :))
avatar
Уважаемый Zamorok ответил за меня. Но если вы не доверяете Вики, то я отсканирую вам страницу из книги прочитанную мной в далёких 80-х:)
avatar
Я не сразу понял что это планер, когда понял все на место встало… :))
avatar
И вообще, погуглив на тему «летающий танк», получил забавные результаты:














avatar
:)))
Вот это, очень даже убедительно…
avatar
А это — замечательный пример очень убедительного техногенного бреда! на чем, собственно, стимпанк и держится… :))
avatar
А вот следующая за ней, хоть технически и не убедительна, но мне нравится больше…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.