Горелка бензиновая, с поджигом.

Горелка бензиновая, с поджигом.
Эта горелка была построена в первый год моего занятия ювелиркой, кажется в 92-м году, когда я еще сам толком не знал, какие из качеств для горелки важнее, а какими можно спокойно пожертвовать. От этого много избыточных регулировок, которые оказались не востребованы.

Легкая горелка для тонкой работы, умеренной тепловой мощности. Цепочки чинить, кастики 3-4 мм диаметром паять, зернь сажать на филигрань, и все такое. Для плавки металла я с самого начала на газ ориентировался. К тому же, начинали мы учиться с мельхиора, а там плавка и не нужна была, поскольку с готовой проволокой работали. И на стандартное юв. изделие — серьги, кольцо спаять — её хватало.
С первых же дней упражнений с пайкой я понял, что самая нужная мне фишка, это автоматический поджиг. Многие мастера горелку просто ставят в спец. зажим, не выключая в промежутках между частыми пайками. А я так не люблю. Предпочитаю короткими включениями паять — сильно экономится бензин, но еще важнее — воздух в помещении остается чище, чем при долгой холостой работе горелки. Хоть и вытяжка у меня построена принудительная с зонтиком. Хоть и любят мастера говорить, типа «да пустяки, она у меня совсем не пахнет!», а все равно не хочется мне этим выхлопом, ни одной лишней секунды дышать. И вот, ты приготовился к пайке: в одной руке пинцетом сложены\зафиксированы спаиваемые детали, или приготовлена полоска припоя. А в другую берешь горелку — и именно в этот момент надо, чтобы компрессор заработал, а на сопле горелки сработало что-то поджигающее. Вобщем, часто получается нехватка рук. Щелкнуть компрессором и взять зажигалку — нужна третья рука. Я знаю людей, которые под ногу себе выключатель компрессора делали. Видел и тех, кто постоянно горящую свечу, или специальную спиртовку на столе держит, и от нее «прикуривает» горелку. Но я пошел по другому пути. С высоковольтным разрядом мне связываться не хотелось, такие системы, бывает, пребольно кусаются ) Дешевые пьезо-зажигалки, откуда можно выломать систему поджига, как-то тогда тоже не слишком были распространены. Ну и наблюдение за газовыми плитами с пьезо-поджигом, наводили на мысли о не слишком высокой надежности… Обычно 2-3 раза щелкнуть приходится, чтобы поток газа загорелся. Поэтому, задумано было зажигать нихромовой спиралью.
Но, эксперименты показали, что спираль надежно поджигает бензиновые пары, когда она разогрета до желтого свечения. Красным нагревом не поджигает. Но в длительном режиме, нихром на желтом нагреве жить не будет. Значит, это должен быть короткий импульс тока через спираль. Например, разряд большого конденсатора. И одновременно должен включаться компрессор.
В процессе пайки бывает, что пламя срывается. Особенно когда бедная смесь. Значит, должна быть возможность повторного поджига, при работающем компрессоре. Значит, приходим к необходимости двух-кнопочной системы с «залипанием», типа магнитного пускателя для движков с пусковой обмоткой. Кнопка «пуск» — включает компрессор и дает разряд на спираль. Повторные нажатия дают разряды на спираль, а компрессор продолжает работать. И кнопка «стоп» — останавливает компрессор.
Ну и наконец, схема должна быть дуракоустойчива, то есть не ломаться при одновременном нажатии на обе кнопки, и безразличная к длительности нажатия. С этим тоже непросто оказалось… Были красивые решения, но не обладающие этим свойством.
Ну и наконец, хотелось бы обойтись минимальным числом проводов, подходящих вдоль шланга к горелке. Целый жгут проводов, как-то не изящно… В итоге, провода удалось сократить до трех, меньше уже никак. Была даже идея, пропустить тонкие фторопластовые провода внутри шланга. Но в итоге поленился делать специальные гермо-вводы, и пустил обычные провода снаружи. Пологой спиралью вокруг шланга.
В итоге, родилась вот такая схема:
Горелка бензиновая, с поджигом.
Как она работает — разобраться, думаю, легко. Контакты реле соединены таким образом, что когда катушка реле под током, одной парой контактов происходит самоблокировка, «залипание» — и компрессор в это время отключен. А когда реле обесточено — компрессор работает. Главный момент, должны быть согласованы между собой три параметра: емкость конденсатора, напряжение, до которого он заряжается, и сопротивление спирали. Чтобы при замыкании, спираль вспыхивала желто-оранжевым светом, но не перегорала. Подбирается методом тыка, и значение имеет не только сопротивление спирали в омах, но и чисто геометрические параметры намотки, и даже расстояние между витками. Чем плотнее сложена спиралька, тем выше её нагрев.
Трансформатор специально выбран слабенький, маломощный. Обмотки подобраны так, что конденсатор заряжается примерно до 35 вольт. А когда на него закорачивается спиралька, напряжение падает примерно до 15. Поэтому если держать кнопку ПУСК нажатой дольше чем нужно — ничего страшного не происходит, спираль не перегревается. Чтобы погасить разницу, между рабочим напряжением реле и максимальным питающим, в схему добавлен стабилитрон.
Рассмотрим подробно горелку:
Во-первых, два входа. Думал, может быть захочется питать центральное сопло и боковые поджигающие, смесью с разным содержанием воздуха, по двум трубкам. Для максимально «сухого» пламени, подавать обедненную смесь в центр, и побогаче на периферию:
Горелка бензиновая, с поджигом.
У стеклодувов есть такие горелки, в которые одновременно несколько смесей разного состава подаются. Думал, мало ли, и мне вдруг понадобится?
Оказалось не актуально, поэтому две трубки соединены через тройник, и дальше к бачку идет один общий шланг.
На обоих каналах стоят краники. Конусно-самоварного принципа, притерты с тонким шлиф-порошком, как положено:
Горелка бензиновая, с поджигом.
Тоже избыточно, на самом деле достаточно регулировать периферийную подачу.
Два микрика. Те самые ПУСК и СТОП:
Горелка бензиновая, с поджигом.
Горелка бензиновая, с поджигом.
Ввод спирали в сопло горелки. Изоляция — фторопласт и керамические трубочки от термопар:
Горелка бензиновая, с поджигом.
И вот она, поджигающая спиралька. Сейчас она перегорела и сместилась немного, на самом деле в рабочем режиме она уложена плотнее:
Горелка бензиновая, с поджигом.
Горелка бензиновая, с поджигом.
Как видите, она находится в зоне короткого периферийного пламени, и когда обесточена, греется от пламени всего лишь до умеренно-красного. При ежедневной плотной работе (десятки поджигов в день) — стойкость спирали около полугода. Потом надо менять на свежую.
Компрессор обычный аквариумный:
Горелка бензиновая, с поджигом.
Главный его плюс — тихий. И недорогой, в сравнении с профессиональными. Электрическая мощность всего несколько ватт. Производительность не высока, около 5-6 л\мин, но мне его хватало. При необходимости, воздушную производительность легко наращивать, включая 2-3 таких компрессора в параллель.
Бачок:
Горелка бензиновая, с поджигом.
Банка от сухого детского питания, у меня как раз младенец в доме был в то время ))
Горелка бензиновая, с поджигом.
Два краника, общий на входе и перепускной, регулирующий обогащение смеси:
Горелка бензиновая, с поджигом.
Общий на входе тоже не нужен на самом деле) Краники игольчатые, но делались в отсутствие токарного станка, на дрели. Конструкция без сальника уплотняющего шток, с большими утечками по резьбе. Поэтому сверху одеты внешние уплотнения, из кусочков мягкой резиновой медицинской трубки. Их хватает на пару лет работы, потом требуют замены.
Распылитель воздуха в бачке — тоже стандартный аквариумный, дает очень мелкие пузырьки:
Горелка бензиновая, с поджигом.
Заливная горловина — из мощного предохранителя, весь бачок паян ПОС-ом, 100-ваттным паяльником.
Вот так система закреплена под рабочим столом, чтобы случайно не завалить бачок:
Горелка бензиновая, с поджигом.
Бензин пользовал обычный автомобильный 80-й. Чем машину заправлял, тем и работал. Он в отличие от Галоши, не выгорает до конца. После недели работы, в бачке остается темно-желтый отстой, который уже не дает нормальных паров. Я его сливал, и использовал для промывки всякой грязной механики, запчастей для машины. Вобщем, не смотря на повышенную геморройность, при ежедневной работе все равно получалось сильно дешевле, чем Галошу искать.
А это сбоку на вытяжном зонтике, закреплена электрическая часть системы поджига:
Горелка бензиновая, с поджигом.
Здоровая банка — тот самый разрядный электролитический конденсатор, 15 000 мкф на 80 вольт. Сейчас такими уже никого не удивишь, а 20 лет назад была достаточно редкая и трудно-доставаемая вещь.
Сверху понижающий трансформатор, под ним релюшка, обеспечивающая «залипание», включение компрессора. Розетка — в нее как раз копрессор и включается. И светодиод, чтобы не забыть выключить систему по окончании работы.

Лет 6 я этой горелкой очень плотно работал, практически каждый день. С десятками, а может и сотнями включений в день. За этот период, пару раз пришлось менять микрик. Комутация разряда такого конденсатора ему на пользу, конечно, не идет. Но я решил, что лучше периодически менять маленький и мягкий, чем ставить крупногабаритный и тугой. Один раз сдохла релюшка, сварились контакты. Ну и само собой, поджигающая спиралька — расходный материал, раз в 6-8 месяцев приходилось её менять на свежую. Причем, как правило, повреждение спирали происходит не от разряда, а когда лезешь чистить дырочки рассекателя от налипших частиц буры.
А потом, то ли квалификация выросла, но вобщем, как-то оказалось, что я и газовой горелкой, поставив сопло для тонкого пламени, могу выполнять ровно те же операции. И не надо возиться с бензином, постоянно подстраивать состав смеси, возиться со сливом отстоя и т.п. И в итоге, совсем перестал ею пользоваться. Сейчас храню чисто как память, о Победе техники над Разумом )

26 комментариев

avatar
хороший агрегат, видно что много работал.
avatar
Скорее уж, видно, что много лет НЕ работал ))
avatar
Хорошо рассказано и показано. Теперь бы так же о газовых горелках…
avatar
Отличная горелка, сложная, но ради удобства в работе стоило повозиться.+
avatar
Горелка хорошая, но очень страшная, не аккуратная.В руки такую брать, себя не уважать.Не ужели у Вас весь инструмент в таком виде.
avatar
Нет, конечно не весь. Есть красивее, а есть еще страшнее )
avatar
И вовсе не страшная! А сделанная из подручных советских материалов. Это вам не импортная красявошная одноразоворемонтонепригодная финтифлюшка. Да некрасиво и неэстетично, зато дешево надёжно и на века.
Последний раз редактировалось
avatar
Так это она тебя укусила в полночь, Алексей и ты стал делать гениальные бензиновые зажигалки?
avatar
Наверное, да ))
avatar
Видишь, ты человек без напряга.Ценю!
)) а с Вовкой у нас бы до утра был спор, кто кого укусил, в какое место и сколько вампирской крови было в калоше ))
Последний раз редактировалось
avatar
а с Вовкой у нас бы до утра был спор
— Вот даже ни разу не сомневаюсь )
avatar
Вот политически взвешенный ответ!
avatar
А я простите грешен.Люблю красивый инструмент.
avatar
Ну, прошу прощения, что оскорбил ваше эстетическое чувство своей страшной горелкой )
avatar
а мне кажется, горелка ничего.А вот электрическая часть системы поджига похожа на труп робота, показывающего фак.Что тоже красиво!
avatar
Да мне не привыкать.Видел и страшнее.
avatar
скажите пожалуйста, если в системе банка-шланг-горелка, кругом присутствует горючая смесь- бензин с воздухом, может ли пламя с горелки по шлангу попасть в банку???
знаю что газовые трубы варят сваркой не выключая газ, так как там мол нет кислорода, значит гореть не будет. а тут??? есть кислород с воздуха, есть бензин, почему не взрывается???
avatar
может ли пламя с горелки по шлангу попасть в банку???
— Теоретически — да, если скорость распространения фронта пламени, будет больше чем скорость газового потока в шланге. Один ювелир мне рассказывал, что был у него такой факт, видно было, как внутри прозрачного шланга, в сторону бачка побежал бодрый огонек. И если бы человек не пережал быстро шланг, мог быть хлопок в бачке.
Но! Важный момент! Шланг был толстый, порядка больше 10 мм внутренний диаметр. В таком шланге, во-первых скорость прямого движения потока получается низкая. А во-вторых, стенки шланга не отбирают у пламени достаточно тепла, благодаря чему пламя не гаснет.
В тонких шлангах и трубках, ситуация принципиально иная. По-первых скорость потока выше, а во-вторых, стенки отбирают тепло.
Пример: занесите горящую спичку в самоварную трубу. Она будет гореть без помех.
Теперь вставьте горящую спичку в железную трубку диаметром 5 мм. Будет гореть? Нет, погаснет. А почему? Не только потому что ей воздуха не хватит. А и потому что металл тепло у пламени отберет.
Последний раз редактировалось
avatar
большое спасибо за разъяснение!!!+
как двигатель на холодную без- «подсоса», обогащения смеси, не заводится, нету нормального горения.
тут получается смесь пламени всегда обедненная — мало топлива, и много воздуха,
для максимальной температуры факела пламени, но не для горения в трубке от горелки к банке.
Последний раз редактировалось
avatar
тут получается смесь пламени всегда обедненная — мало топлива, и много воздуха,

— Скорее. как раз, наоборот. Подумайте: смесь вылетает из сопла горелки, и отлично горит, смешиваясь с воздухом. Если бы она уже в шланге была обедненной до невозможности гореть, то на выходе из горелки она бы тем более не горела! ))
avatar
точно, все правильно, я немного запутался. спасибо за объяснение.
avatar
только что вспомнил как читал когда то про лампу Дэви, шахтерскую лампу, суть в том что пламя горит в сетчатом цилиндре, сетка настолько мелкая что не позволяет зажечь самое страшное в шахте- гремучий газ, пламя не проходит через сетку.
наталкивает на идею что если поставить на пути к горелке маленький дизельный фильтр от авто- а он внутри имеет мелкую металлическую сетку, то можно обезопасить себя от возможного возгорания бензиновоздушной смеси?
Последний раз редактировалось
avatar
В водородных горелках, где опасность подрыва на порядок выше, именно так и делают. В бензиновой достаточно тонкого шланга.
avatar
Алексей, спасибо за интересный материал! +!
avatar
На здоровье
avatar
У меня тоже была бензиновая горелка, простая, с камерой от жигулей вместо ресиверного бачка, а вместо компрессора поначалу были старые меха- насос от старой надувной лодки и бачок из какой то автомобильной приблуды. Я толком даже и не научился тогда всем этим работать — жизнь внесла свои коррективы. и только по прошествии почти двадцати лет снова возвращаюсь к этому.
Спасибо )) "+"
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.