Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1.
Этот проект созревал… А ведь получается, что более сорока лет! :-) Потому что начало его, несомненно лежит в детской книжке, которую мне читала мама.
"… У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Я такого никогда не видал. Он был совсем настоящий, только маленький. У него была труба: желтая и на ней два
черных пояса. И две мачты. А от мачт шли к бортам веревочные лесенки. На
корме стояла будочка, как домик. Полированная, с окошечками и дверкой. А уж
совсем на корме — медное рулевое колесо. Снизу под кормой — руль. И блестел
перед рулем винт, как медная розочка. На носу два якоря. Ах, какие
замечательные! Если б хоть один у меня такой был!
… Я все смотрел на пароходик. Влезал на стул, чтобы лучше видеть. И все
больше и больше он мне казался настоящим. И непременно должна дверца в
будочке отворяться. И, наверно, в нем живут человечки. Маленькие, как раз
по росту пароходика. Выходило, что они должны быть чуть ниже спички. Я стал
ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко. Наверно, поглядывают. А когда
дома никого нет, выходят на палубу. Лазят, наверно, по лестничкам на мачты.
А чуть шум — как мыши: юрк в каюту. Вниз — и притаятся. Я долго
глядел, когда был в комнате один. Никто не выглянул. Я прятался за дверь и
глядел в щелку. А они хитрые, человечки, знают, что я поглядываю. Ага! Они
ночью работают, когда никто их спугнуть не может. Хитрые…
… А потом я вскочил с постели как был, в рубахе. Я вскочил на стол, взял
с полки пароходик. Сразу, руками понял, что он железный, совсем настоящий.
Я прижал его к уху и стал слушать: не шевелятся ли? Но они, конечно,
примолкли. Поняли, что я схватил их пароход. Ага! Сидите там на лавочке и
примолкли, как мыши. Я слез со стола и стал трясти пароходик. Они
стряхнутся, не усидят на лавках, и я услышу, как они там болтаются. Но
внутри было тихо.
Я понял: они сидят на лавках, ноги поджали и руками что есть сил
уцепились в сиденья. Сидят как приклеенные… "
Борис Житков. «Как я ловил человечков».
Наверное, где-то в глубине, во мне все еще есть тот мальчик, мечтающий о кораблике с человечками.
Второй мощный импульс пришел, когда я уже стал художником-ювелиром. И изучая историю декоративно-прикладного искусства, обнаружил, что оказывается был отдельный классический жанр предметов интерьера, настольные скульптуры в виде моделей кораблей, из серебра, перламутра и драгоценных камней:
И я любовался фотографиями этих шедевров и думал, что кода-нибудь надо обязательно попробовать сделать что-то в этом направлении. Потому что, в отличие от обычного наблюдателя-обывателя, я ясно видел – я МОГУ сделать такое! Ни в одном элементе этих произведений для меня нет технологической загадки, все вполне достижимо. Либо самостоятельно, либо в кооперации со знакомыми литейщиками и прочими мастерами. Нужно только грамм 500 свободного серебра, и несколько месяцев свободного времени… И вот именно со временем главная засада, серебро и то проще изыскать в необходимом количестве :-)
А кораблики периодически всплывали в моей жизни то тут то там, как бы ненавязчиво напоминая о том, что проект все-таки нуждается в воплощении, а отговорки о нехватке времени однажды перестанут срабатывать. Польша, Гданьск, кораблик на куске янтаря, современная работа:
Но в качестве предварительной пристрелки, я все-таки сделал два больших кулона-подвески из агатовых пластин, в виде подводной лодки — Наутилуса с вращающимся винтом.
Третьим слагаемым послужили мои стимпанк-флешки, с краниками, манометрами, кривошипами, и прочей паровой атрибутикой. Флешка — благодатное поле для дизайна, однако на ей не так уж много места. А в механическом арте положительно работает именно сложность объекта, в каждой новой модели хочется все бОльшей навороченности, бОльшего количества манометров, и шестеренок…
И четвертый вдохновляющий импульс — увиденный проект лампы-ночника-маяка с комнатой внутри, которую можно рассматривать сквозь иллюминатор.
И вот, в сентябре 2011 года, все детали плана окончательно сложились:
1. Я начинаю строить большой арт-объект, настольную лампу, центральным элементом которой будет модель корабля.
2. Это будет стимпанк-подводная лодка в духе Жюля Верна, с максимально реалистичным внутренним интерьером, и может быть даже с Капитаном, стоящим за штурвалом в рубке управления.
Это будет длинный проект, без спешки, не для денег, а для души. Но в работе над таким проектом, все будут довольны. Мальчик, мечтающий о волшебном кораблике, населенном маленькими человечками. И художник по металлу, идеям которого стало уже тесно на флешках.
Проект такой сложности нет необходимости заранее прорабатывать до мелочей. Лучше позволить ему развиваться вольно, согласно его внутренним потребностям, как дерево растет. Начну с корпуса лодки, а на чем она будет стоять, будет ли над ней лампа с абажуром, как все это будет увязано в целостное произведение – все это родится, когда ему срок придет.
Итак, корпус. Это должна быть не хищная, несущая смерть субмарина, а нечто доброе, может быть немного неуклюжее… В то же время, не оставляющее сомнений в своей пригодности к полноценной жизни в океанских глубинах. Поэтому, базовая форма — капля. Ассоциативный ряд- не щука или акула, а скорее — золотая рыбка. Или еще знаете, есть такая из коралловых, рыба-кузовок, очень позитивный персонаж :-)
Рисуем корпус, с примерным расположением основных выступающих узлов:
И достраиваем еще две проекции, вид спереди и вид сбоку.
На базе этих трех проекций, строю набор «срезов», в судостроении это называется линиями теоретических шпангоутов.
Распечатал, напилил согласно этим шаблонам 12-мм фанеры:
и склеил, вставив три металлические шпильки в отверстия, идущие сквозь все кусочки. Одна шпилька задает центр большого переднего иллюминатора, а другие две, это будущие оси гребных винтов.
Теперь обдирка и придание формы. Диск из самой крупной наждачки на «липучке», и высокооборотный движок от стиральной машины. В деревне, на свежем воздухе. Съедает фанеру очень быстро, главное е перестараться. Обтачиваю до точного профиля каждого шпангоута, а потом вывожу плавно-криволинейную поверхность, до исчезновения «ступенек» между соседними пластинами. В деревянном судостроении эта операция называется малкование :-)
Вот и готова симпатичная, гладенькая болваночка, которую надо одеть в металл.
Передней шпилькой поджимаю диск, который потом станет рамкой для большого обзорного иллюминатора. Вдоль по будущей линии разъема корпуса на верхнюю и нижнюю половины, закрепляю щурупами полосу.
И задними шпильками закрепляю будущий транец – к этим трем опорным элементам буду последовательно подваривать выколоченные до требуемой криволиейности листы обшивки. Каждый из листов имеет совсем небольшую криволинейность. Либо это часть цилиндра, либо часть конуса, либо фрагмент сферы (выколачиваю стальным шаром, либо молотком со специально закругленным бойком, на деревянном бруске с ямкой):
Так, из небольших элементов небольшой кривизны, можно быстро и точно составить весьма сложные и красивые поверхности, теперь я с таким ценным опытом, могу хоть скульптуру «Рабочего и колхозницы» сваять:-)
Когда весь корпус обварен, извлекаю внутренний болван-шаблон. Он слегка обуглился, но в принципе, вполне пригоден для изготовления еще одного корпуса, поэтому прячу его на всякий случай, вдруг это у меня не последний проект такого рода.
И провариваю швы с внутренней стороны:
А потом удаляю все прихватки с лицевой стороны, и шлифую корпус начисто:
Верхняя рубка.
Все три части корпуса:
Из гвоздей на простейшем шаблоне гну ступеньки лестниц-трапов:
И привариваю точками с внутренней стороны:
Не могу удержаться от соблазна на маленькую мистификацию. Делаю несколько специальных кадров во дворе, чтобы был непонятен истинный масштаб объекта. И объявляю на парусно-туристическом форуме, где давно тусуюсь и где меня хорошо знают, что приступил к глобальному проекту. Постройке корпуса для настоящего личного подводного корабля:
Народ в шоке :-)
Продолжение следует.
"… У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Я такого никогда не видал. Он был совсем настоящий, только маленький. У него была труба: желтая и на ней два
черных пояса. И две мачты. А от мачт шли к бортам веревочные лесенки. На
корме стояла будочка, как домик. Полированная, с окошечками и дверкой. А уж
совсем на корме — медное рулевое колесо. Снизу под кормой — руль. И блестел
перед рулем винт, как медная розочка. На носу два якоря. Ах, какие
замечательные! Если б хоть один у меня такой был!
… Я все смотрел на пароходик. Влезал на стул, чтобы лучше видеть. И все
больше и больше он мне казался настоящим. И непременно должна дверца в
будочке отворяться. И, наверно, в нем живут человечки. Маленькие, как раз
по росту пароходика. Выходило, что они должны быть чуть ниже спички. Я стал
ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко. Наверно, поглядывают. А когда
дома никого нет, выходят на палубу. Лазят, наверно, по лестничкам на мачты.
А чуть шум — как мыши: юрк в каюту. Вниз — и притаятся. Я долго
глядел, когда был в комнате один. Никто не выглянул. Я прятался за дверь и
глядел в щелку. А они хитрые, человечки, знают, что я поглядываю. Ага! Они
ночью работают, когда никто их спугнуть не может. Хитрые…
… А потом я вскочил с постели как был, в рубахе. Я вскочил на стол, взял
с полки пароходик. Сразу, руками понял, что он железный, совсем настоящий.
Я прижал его к уху и стал слушать: не шевелятся ли? Но они, конечно,
примолкли. Поняли, что я схватил их пароход. Ага! Сидите там на лавочке и
примолкли, как мыши. Я слез со стола и стал трясти пароходик. Они
стряхнутся, не усидят на лавках, и я услышу, как они там болтаются. Но
внутри было тихо.
Я понял: они сидят на лавках, ноги поджали и руками что есть сил
уцепились в сиденья. Сидят как приклеенные… "
Борис Житков. «Как я ловил человечков».
Наверное, где-то в глубине, во мне все еще есть тот мальчик, мечтающий о кораблике с человечками.
Второй мощный импульс пришел, когда я уже стал художником-ювелиром. И изучая историю декоративно-прикладного искусства, обнаружил, что оказывается был отдельный классический жанр предметов интерьера, настольные скульптуры в виде моделей кораблей, из серебра, перламутра и драгоценных камней:
И я любовался фотографиями этих шедевров и думал, что кода-нибудь надо обязательно попробовать сделать что-то в этом направлении. Потому что, в отличие от обычного наблюдателя-обывателя, я ясно видел – я МОГУ сделать такое! Ни в одном элементе этих произведений для меня нет технологической загадки, все вполне достижимо. Либо самостоятельно, либо в кооперации со знакомыми литейщиками и прочими мастерами. Нужно только грамм 500 свободного серебра, и несколько месяцев свободного времени… И вот именно со временем главная засада, серебро и то проще изыскать в необходимом количестве :-)
А кораблики периодически всплывали в моей жизни то тут то там, как бы ненавязчиво напоминая о том, что проект все-таки нуждается в воплощении, а отговорки о нехватке времени однажды перестанут срабатывать. Польша, Гданьск, кораблик на куске янтаря, современная работа:
Но в качестве предварительной пристрелки, я все-таки сделал два больших кулона-подвески из агатовых пластин, в виде подводной лодки — Наутилуса с вращающимся винтом.
Третьим слагаемым послужили мои стимпанк-флешки, с краниками, манометрами, кривошипами, и прочей паровой атрибутикой. Флешка — благодатное поле для дизайна, однако на ей не так уж много места. А в механическом арте положительно работает именно сложность объекта, в каждой новой модели хочется все бОльшей навороченности, бОльшего количества манометров, и шестеренок…
И четвертый вдохновляющий импульс — увиденный проект лампы-ночника-маяка с комнатой внутри, которую можно рассматривать сквозь иллюминатор.
И вот, в сентябре 2011 года, все детали плана окончательно сложились:
1. Я начинаю строить большой арт-объект, настольную лампу, центральным элементом которой будет модель корабля.
2. Это будет стимпанк-подводная лодка в духе Жюля Верна, с максимально реалистичным внутренним интерьером, и может быть даже с Капитаном, стоящим за штурвалом в рубке управления.
Это будет длинный проект, без спешки, не для денег, а для души. Но в работе над таким проектом, все будут довольны. Мальчик, мечтающий о волшебном кораблике, населенном маленькими человечками. И художник по металлу, идеям которого стало уже тесно на флешках.
Проект такой сложности нет необходимости заранее прорабатывать до мелочей. Лучше позволить ему развиваться вольно, согласно его внутренним потребностям, как дерево растет. Начну с корпуса лодки, а на чем она будет стоять, будет ли над ней лампа с абажуром, как все это будет увязано в целостное произведение – все это родится, когда ему срок придет.
Итак, корпус. Это должна быть не хищная, несущая смерть субмарина, а нечто доброе, может быть немного неуклюжее… В то же время, не оставляющее сомнений в своей пригодности к полноценной жизни в океанских глубинах. Поэтому, базовая форма — капля. Ассоциативный ряд- не щука или акула, а скорее — золотая рыбка. Или еще знаете, есть такая из коралловых, рыба-кузовок, очень позитивный персонаж :-)
Рисуем корпус, с примерным расположением основных выступающих узлов:
И достраиваем еще две проекции, вид спереди и вид сбоку.
На базе этих трех проекций, строю набор «срезов», в судостроении это называется линиями теоретических шпангоутов.
Распечатал, напилил согласно этим шаблонам 12-мм фанеры:
и склеил, вставив три металлические шпильки в отверстия, идущие сквозь все кусочки. Одна шпилька задает центр большого переднего иллюминатора, а другие две, это будущие оси гребных винтов.
Теперь обдирка и придание формы. Диск из самой крупной наждачки на «липучке», и высокооборотный движок от стиральной машины. В деревне, на свежем воздухе. Съедает фанеру очень быстро, главное е перестараться. Обтачиваю до точного профиля каждого шпангоута, а потом вывожу плавно-криволинейную поверхность, до исчезновения «ступенек» между соседними пластинами. В деревянном судостроении эта операция называется малкование :-)
Вот и готова симпатичная, гладенькая болваночка, которую надо одеть в металл.
Передней шпилькой поджимаю диск, который потом станет рамкой для большого обзорного иллюминатора. Вдоль по будущей линии разъема корпуса на верхнюю и нижнюю половины, закрепляю щурупами полосу.
И задними шпильками закрепляю будущий транец – к этим трем опорным элементам буду последовательно подваривать выколоченные до требуемой криволиейности листы обшивки. Каждый из листов имеет совсем небольшую криволинейность. Либо это часть цилиндра, либо часть конуса, либо фрагмент сферы (выколачиваю стальным шаром, либо молотком со специально закругленным бойком, на деревянном бруске с ямкой):
Так, из небольших элементов небольшой кривизны, можно быстро и точно составить весьма сложные и красивые поверхности, теперь я с таким ценным опытом, могу хоть скульптуру «Рабочего и колхозницы» сваять:-)
Когда весь корпус обварен, извлекаю внутренний болван-шаблон. Он слегка обуглился, но в принципе, вполне пригоден для изготовления еще одного корпуса, поэтому прячу его на всякий случай, вдруг это у меня не последний проект такого рода.
И провариваю швы с внутренней стороны:
А потом удаляю все прихватки с лицевой стороны, и шлифую корпус начисто:
Верхняя рубка.
Все три части корпуса:
Из гвоздей на простейшем шаблоне гну ступеньки лестниц-трапов:
И привариваю точками с внутренней стороны:
Не могу удержаться от соблазна на маленькую мистификацию. Делаю несколько специальных кадров во дворе, чтобы был непонятен истинный масштаб объекта. И объявляю на парусно-туристическом форуме, где давно тусуюсь и где меня хорошо знают, что приступил к глобальному проекту. Постройке корпуса для настоящего личного подводного корабля:
Народ в шоке :-)
Продолжение следует.
26 комментариев
Если (верней когда) сам доберусь до цельнометаллических корпусов, скорей всего, листовую медь применю. Они и формуется приятней и паяется легко и соответствует старине, когда медью всё подводное шили
Думаю, мистификацию всё же раскроют — волокнистость дерева подпорок, ширина следов шлифовки металла и величина точек пайки указывает на реальный масштаб. Хотя, может это так кажется только тогда, когда знаешь подоплёку?
В любом случае, вам явно понадобится опыт во всех областях — металл сварной на корпус, ювелирная пайка машинерии и приборов в рубке, дерево, ткань и кожа на интерьер, наконец, кукольные технологии для капитана, если он будет. А значит, проект со всех сторон интересен! Буду следить обязательно.
Сознаюсь, летучий корабль в планах есть. :)
А размер- что-то около 18-20 см?)
И продолжаю считать, что толстый металл дает вещи особый шарм, «энергетику», «кондовость», «настоящесть», которой не добиться (или добиться, но сильно сложнее и дольше) на жести.
Надеюсь, обойдётся без бумаги :)
Сам делаю летучий корабль, буду мотать на ус Ваш топик)
А опосля и надводного.