Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1.

Этот проект созревал… А ведь получается, что более сорока лет! :-) Потому что начало его, несомненно лежит в детской книжке, которую мне читала мама.
"… У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Я такого никогда не видал. Он был совсем настоящий, только маленький. У него была труба: желтая и на ней два
черных пояса. И две мачты. А от мачт шли к бортам веревочные лесенки. На
корме стояла будочка, как домик. Полированная, с окошечками и дверкой. А уж
совсем на корме — медное рулевое колесо. Снизу под кормой — руль. И блестел
перед рулем винт, как медная розочка. На носу два якоря. Ах, какие
замечательные! Если б хоть один у меня такой был!
… Я все смотрел на пароходик. Влезал на стул, чтобы лучше видеть. И все
больше и больше он мне казался настоящим. И непременно должна дверца в
будочке отворяться. И, наверно, в нем живут человечки. Маленькие, как раз
по росту пароходика. Выходило, что они должны быть чуть ниже спички. Я стал
ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко. Наверно, поглядывают. А когда
дома никого нет, выходят на палубу. Лазят, наверно, по лестничкам на мачты.
А чуть шум — как мыши: юрк в каюту. Вниз — и притаятся. Я долго
глядел, когда был в комнате один. Никто не выглянул. Я прятался за дверь и
глядел в щелку. А они хитрые, человечки, знают, что я поглядываю. Ага! Они
ночью работают, когда никто их спугнуть не может. Хитрые…
… А потом я вскочил с постели как был, в рубахе. Я вскочил на стол, взял
с полки пароходик. Сразу, руками понял, что он железный, совсем настоящий.
Я прижал его к уху и стал слушать: не шевелятся ли? Но они, конечно,
примолкли. Поняли, что я схватил их пароход. Ага! Сидите там на лавочке и
примолкли, как мыши. Я слез со стола и стал трясти пароходик. Они
стряхнутся, не усидят на лавках, и я услышу, как они там болтаются. Но
внутри было тихо.
Я понял: они сидят на лавках, ноги поджали и руками что есть сил
уцепились в сиденья. Сидят как приклеенные… "
Борис Житков. «Как я ловил человечков».

Наверное, где-то в глубине, во мне все еще есть тот мальчик, мечтающий о кораблике с человечками.
Второй мощный импульс пришел, когда я уже стал художником-ювелиром. И изучая историю декоративно-прикладного искусства, обнаружил, что оказывается был отдельный классический жанр предметов интерьера, настольные скульптуры в виде моделей кораблей, из серебра, перламутра и драгоценных камней:
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1.
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 2)
И я любовался фотографиями этих шедевров и думал, что кода-нибудь надо обязательно попробовать сделать что-то в этом направлении. Потому что, в отличие от обычного наблюдателя-обывателя, я ясно видел – я МОГУ сделать такое! Ни в одном элементе этих произведений для меня нет технологической загадки, все вполне достижимо. Либо самостоятельно, либо в кооперации со знакомыми литейщиками и прочими мастерами. Нужно только грамм 500 свободного серебра, и несколько месяцев свободного времени… И вот именно со временем главная засада, серебро и то проще изыскать в необходимом количестве :-)
А кораблики периодически всплывали в моей жизни то тут то там, как бы ненавязчиво напоминая о том, что проект все-таки нуждается в воплощении, а отговорки о нехватке времени однажды перестанут срабатывать. Польша, Гданьск, кораблик на куске янтаря, современная работа:
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 3)
Но в качестве предварительной пристрелки, я все-таки сделал два больших кулона-подвески из агатовых пластин, в виде подводной лодки — Наутилуса с вращающимся винтом.
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 4)
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 5)
Третьим слагаемым послужили мои стимпанк-флешки, с краниками, манометрами, кривошипами, и прочей паровой атрибутикой. Флешка — благодатное поле для дизайна, однако на ей не так уж много места. А в механическом арте положительно работает именно сложность объекта, в каждой новой модели хочется все бОльшей навороченности, бОльшего количества манометров, и шестеренок…
И четвертый вдохновляющий импульс — увиденный проект лампы-ночника-маяка с комнатой внутри, которую можно рассматривать сквозь иллюминатор.
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 6)
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 7)
И вот, в сентябре 2011 года, все детали плана окончательно сложились:
1. Я начинаю строить большой арт-объект, настольную лампу, центральным элементом которой будет модель корабля.
2. Это будет стимпанк-подводная лодка в духе Жюля Верна, с максимально реалистичным внутренним интерьером, и может быть даже с Капитаном, стоящим за штурвалом в рубке управления.
Это будет длинный проект, без спешки, не для денег, а для души. Но в работе над таким проектом, все будут довольны. Мальчик, мечтающий о волшебном кораблике, населенном маленькими человечками. И художник по металлу, идеям которого стало уже тесно на флешках.
Проект такой сложности нет необходимости заранее прорабатывать до мелочей. Лучше позволить ему развиваться вольно, согласно его внутренним потребностям, как дерево растет. Начну с корпуса лодки, а на чем она будет стоять, будет ли над ней лампа с абажуром, как все это будет увязано в целостное произведение – все это родится, когда ему срок придет.
Итак, корпус. Это должна быть не хищная, несущая смерть субмарина, а нечто доброе, может быть немного неуклюжее… В то же время, не оставляющее сомнений в своей пригодности к полноценной жизни в океанских глубинах. Поэтому, базовая форма — капля. Ассоциативный ряд- не щука или акула, а скорее — золотая рыбка. Или еще знаете, есть такая из коралловых, рыба-кузовок, очень позитивный персонаж :-)
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 8)
Рисуем корпус, с примерным расположением основных выступающих узлов:
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 9)
И достраиваем еще две проекции, вид спереди и вид сбоку.
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 10)
На базе этих трех проекций, строю набор «срезов», в судостроении это называется линиями теоретических шпангоутов.
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 11)
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 12)
Распечатал, напилил согласно этим шаблонам 12-мм фанеры:
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 13)
и склеил, вставив три металлические шпильки в отверстия, идущие сквозь все кусочки. Одна шпилька задает центр большого переднего иллюминатора, а другие две, это будущие оси гребных винтов.
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 14)
Теперь обдирка и придание формы. Диск из самой крупной наждачки на «липучке», и высокооборотный движок от стиральной машины. В деревне, на свежем воздухе. Съедает фанеру очень быстро, главное е перестараться. Обтачиваю до точного профиля каждого шпангоута, а потом вывожу плавно-криволинейную поверхность, до исчезновения «ступенек» между соседними пластинами. В деревянном судостроении эта операция называется малкование :-)
Вот и готова симпатичная, гладенькая болваночка, которую надо одеть в металл.
Передней шпилькой поджимаю диск, который потом станет рамкой для большого обзорного иллюминатора. Вдоль по будущей линии разъема корпуса на верхнюю и нижнюю половины, закрепляю щурупами полосу.
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 15)
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 16)
И задними шпильками закрепляю будущий транец – к этим трем опорным элементам буду последовательно подваривать выколоченные до требуемой криволиейности листы обшивки. Каждый из листов имеет совсем небольшую криволинейность. Либо это часть цилиндра, либо часть конуса, либо фрагмент сферы (выколачиваю стальным шаром, либо молотком со специально закругленным бойком, на деревянном бруске с ямкой):
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 17)
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 18)
Так, из небольших элементов небольшой кривизны, можно быстро и точно составить весьма сложные и красивые поверхности, теперь я с таким ценным опытом, могу хоть скульптуру «Рабочего и колхозницы» сваять:-)
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 19)
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 20)
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 21)
Когда весь корпус обварен, извлекаю внутренний болван-шаблон. Он слегка обуглился, но в принципе, вполне пригоден для изготовления еще одного корпуса, поэтому прячу его на всякий случай, вдруг это у меня не последний проект такого рода.
И провариваю швы с внутренней стороны:
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 22)
А потом удаляю все прихватки с лицевой стороны, и шлифую корпус начисто:
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 23)
Верхняя рубка.
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 24)
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 25)
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 26)
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 27)
Все три части корпуса:
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 28)
Из гвоздей на простейшем шаблоне гну ступеньки лестниц-трапов:
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 29)
И привариваю точками с внутренней стороны:
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 30)
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 31)
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 32)
Не могу удержаться от соблазна на маленькую мистификацию. Делаю несколько специальных кадров во дворе, чтобы был непонятен истинный масштаб объекта. И объявляю на парусно-туристическом форуме, где давно тусуюсь и где меня хорошо знают, что приступил к глобальному проекту. Постройке корпуса для настоящего личного подводного корабля:
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 33)
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 34)
Большой проект. Подводная лодка. Начало, ч.1. (Фото 35)
Народ в шоке :-)

Продолжение следует.

26 комментариев

avatar
Восхищаюсь. Плюсы Вам!
avatar
Я в восторге!
Если (верней когда) сам доберусь до цельнометаллических корпусов, скорей всего, листовую медь применю. Они и формуется приятней и паяется легко и соответствует старине, когда медью всё подводное шили
avatar
Ну, насчет «паяетсялегко» — это вы пребываете в оптимизме по опыту спаивания небольших деталек:-) А вот моделисты, которые из меди и трубок котлы для паровых машин паяют, хотя бы со стакан объемом — вот они буквально рыдают на форумах:-) Потому что на вещах большого объема, замечательная теплопроводность меди уже начинает отрицательную роль играть. Ой как не просто прогреть большую вещь, не перегрев непосредственную зону пайки. И заливать нужный шов так, чтобы при этом не распаивались соседние.
avatar
Нет слов! С нетерпением буду ждать продолжение! Плюсище!
avatar
сколько вижу Ваших работ, не перестаю восхищаться многогранностью! от колечка до катамарана! Ждем продолжения!
  • holm
  • 0
avatar
Не представляю себе оценки иной, кроме положительной. В высшей степени интересно смотреть и приятно читать. В качестве материала, в итоге, сталь, а не серебро, я так понимаю?
Думаю, мистификацию всё же раскроют — волокнистость дерева подпорок, ширина следов шлифовки металла и величина точек пайки указывает на реальный масштаб. Хотя, может это так кажется только тогда, когда знаешь подоплёку?

В любом случае, вам явно понадобится опыт во всех областях — металл сварной на корпус, ювелирная пайка машинерии и приборов в рубке, дерево, ткань и кожа на интерьер, наконец, кукольные технологии для капитана, если он будет. А значит, проект со всех сторон интересен! Буду следить обязательно.
Сознаюсь, летучий корабль в планах есть. :)
avatar
В любом случае, вам явно понадобится опыт во всех областях — металл сварной на корпус, ювелирная пайка машинерии и приборов в рубке, дерево, ткань и кожа на интерьер, наконец, кукольные технологии для капитана, если он будет
— Истинно так. Еще не уверен насчет кожи в интерьере, и фигурка Капитана заказана профессионалу микро-скульптору. А в остальном все так и есть. Плюс еще радиомонтаж и основы электроники пришлось на днях вспоминать: в лодке почти два десятка разных светящихся элементов. Ходовые прожектора, навигационные огни, плафоны внутреннего освещения, подсветка приборов… И все это можно зажигать в разных сочетаниях и независимо от основной, верхней лампы :-)
avatar
(слышен шелест текущих слюней) :)
avatar
Интригующе) Да и преподнесено весьма лирично. +
А размер- что-то около 18-20 см?)
avatar
Да, 205 мм по металлу корпуса. Полная, с учетом выпуклости переднего окна и хвостового руля, 265 мм
avatar
Жуть как сложно! Такое дело как железные корпуса судов/п.лодок делаются го-о-раздо проще...:)))Из жести 0.3-0.5мм, как от консервных банок так и кровельная оцинковка идёт в дело… Паяется отлично, выколачивается, и без таких сложностей… Но, что ж, обьём работ произведён, в варианте «зачем просто, когда можно сложно»...:)))Плюс, за самоотверженный труд...:)))
avatar
Быстро и дешево выколоченная жестянка и вид будет иметь дешевой жестянки. Я в курсе всех этих технологий, от пионерских консервно-судомодельных до реальных судостроительных. И совершенно осознанно принял решение работать ближе ко вторым, чем к первым.
avatar
Тут Вы неправы, вид будет зависеть не от технологии, а от качества исполнения...:)))Лет десять назад изготовленная из жести п.лодка была раздавлена на глубине 10метров, опускаясь по спирали в бассейне дельфинария… Это я проводил испытания на предельную глубину погружения...:)))Вторая лодка, двух-корпусная, выдержала все глубины… что были в бассейне… Привёз их в прошлом году с дачи, предварительно подняв со дна пруда...:))))Ой, что это я… у Вас же «декор»...:)))Тогда, вообще не понимаю, зачем такой толстенный металл и сварка… пайка намного чище даёт швы, даже встык...:)))
avatar
Кому что. Мне проще и быстрее сварить полуавтоматом, и зачистить шов если он лицевой. Чем лудить\паять. Меньше операций. Дальше корпус будет ворониться, со сварным это опять-таки проще чем с паяным, нагрел и в масло.
И продолжаю считать, что толстый металл дает вещи особый шарм, «энергетику», «кондовость», «настоящесть», которой не добиться (или добиться, но сильно сложнее и дольше) на жести.
avatar
Завараживат ))
Надеюсь, обойдётся без бумаги :)
avatar
Бумага будет! :-) Как всегда, циферблаты всяких показометров.
avatar
нувооот :/
avatar
Да, народ в шоке+
Сам делаю летучий корабль, буду мотать на ус Ваш топик)
avatar
Увлекательно! Процесс рождения завораживает!… ждем продолжения )
avatar
(+) несомненный.
avatar
ЗА ТРУДЫ КОНЕЧНО(+)! Но для меня немного дико смотрелся спорсоб(ПОЛОЙ ЛОДКИ)… Я обычно такое в ВОСКЕ вылепливаю… И ЛИТЬЕ! А ТУТ, груша из дерева(НАКЛАДНАЯ)… чикан со сваркой по форме!!! ЧУДО! :))))
avatar
Это ничего :-) Надеюсь, я еще немалым количеством диких способов и приемов работы смогу порадовать местную публику :-)
avatar
Слишком ровно, да? :)
avatar
«Yellow Submarine» ©,:) очень интересно!+
avatar
Классное начало создания подводного стим-панк флота.+
А опосля и надводного.
avatar
Интересная работа!!!))) Жду продолжения!!!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.