Литье в сухую формосмесь, продолжение опытов.

Литье в сухую формосмесь, продолжение опытов.
Первая часть тут:
steampunker.ru/blog/forsteammaker/9807.html
Думаю, многим знакома проблема снятия копий с небольших металлических изделий. Например, имеем годный к нашему творчеству значок, или монету, или даже пуговицу… Но металл не тот, и портить жалко. Или есть всего один экземпляр, а для проекта требуется несколько.
Для решения этой задачи, тут у нас уже была тема по гальваническому наращиванию металла, и по изготовлению оттисков из тонкой медной фольги, с последующей заливкой припоем. У каждого способа есть плюсы и минусы. Я же вчера удачно опробовал вариант с литьем.
Итак, исходник. К дешевым китайским Зиппам, что я покупаю в табачном магазинчике, приклеены большие пошлые «значки» на разные околосоветские темы. Раскрашенный люминь, совершенно бестолковые. А вот если бы они были латунные… это было бы совсем другое дело! Для тренч-арта многое бы стало стилистически и идейно годным.
Одна из бляшек:
Литье в сухую формосмесь, продолжение опытов. (Фото 2)
Выпилил центральную звездочку:
Литье в сухую формосмесь, продолжение опытов. (Фото 3)
Для максимально четкого рельефа, необходимо удалить лак. Замочил на несколько минут в 646-м растворителе, и вычистил слегка размягчившуюся массу лака скальпелем и иголкой:
Литье в сухую формосмесь, продолжение опытов. (Фото 4)
Кладу в опоку:
Литье в сухую формосмесь, продолжение опытов. (Фото 5)
Одна половинка опоки забита формосмесью:
Литье в сухую формосмесь, продолжение опытов. (Фото 6)
Затем забита вторая половинка, и прорезан литник.
Попробовал расплавить вторичную латунь. Обрезки прутка, остающиеся от токарных работ. Плавится, но… не надо быть проф. литейщиком, чтобы увидеть, что для качественного мелкого литья и плавки горелкой этот металл не годится. Недостаточно текучий, с активно выгорающим прямо на глазах цинком — вобщем, фигня полная. Однако, добавка совсем небольшой части грязного, низкопробного, уже не годного для ювелирных работ серебра, решила проблему. Получился вполне приятный, жидкотекучий и относительно легкоплавкий сплавчик, при этом нормального желтого латунного цвета. Что-то типа колокольной бронзы:-) Итоговая доля серебра там получается не более 10 проц., для мелких штучных деталей такое удорожание металла можно считать несущественным.
Залилось:
Литье в сухую формосмесь, продолжение опытов. (Фото 7)
Открываем…
Литье в сухую формосмесь, продолжение опытов. (Фото 8)
По-моему, большой успех! Для ювелирных изделий такое качество не очень, а вот для украшательства тренч-артовских зажигалок, по-моему, вполне приемлимо.
Один из минусов этого метода литья заключается в том, что в отличие от вакуумного или центробежного, металл задавливается в форму исключительно под весом металла, содержащегося в литнике. То есть, литник должен быть достаточно высоким (40-50 мм). И главное, достаточно широким. Примерно диаметром с карандаш.
С тонкими изделиями типа якоря и звездочки, это не сразу поймешь, как должно сочетаться… У меня с первого раза не получилось, и металл застыл в слишком тонком литнике, подходившем в край звезды, не заполнив всех подробностей формы. Пришлось расширить литник, и подвести полноценное питание с обратной стороны:
Литье в сухую формосмесь, продолжение опытов. (Фото 9)
А потом спиливать этот нарост лобзиком.
Ну и вот что в итоге, после удаления приливов и матирования фона звездочки:
Литье в сухую формосмесь, продолжение опытов. (Фото 10)
Пластичность металла достаточная, чтобы выгнуть такую звезду по цилиндрической поверхности (например, для напаивания на гильзу).
Главное, что относительно быстро. Затрамбовать такую форму, и подготовить к отливке, занимает минут 10. И еще 5 минут, расплавить металл и залить. То есть за час можно 3-4 отливки получить, без учета последующей косметической обработки.

62 комментария

avatar
2 см. вполне достойного результата :)
Дык так же Вы теперь можете и суда маленькие лить. +
avatar
Могу. Как говорил в таких случаях порутчик Ржевский, могу и туда, могу и суда:-)
avatar
Лозунг по поводу…
<Отлей кораблик, спаси монетку> :))
avatar
У меня несколько иной взгляд на работу с монетками. Напаивая на зажигалки я их не убиваю, а как раз наоборот, новую жизнь даю. А как монетки, их бы в лучшем случае прозябание в безликой нумизматической коллекции ожидало б, каких на свете тысячи… А в худшем — переплавка.
avatar
Золотые слова!
avatar
"Для ювелирных изделий такое качество не очень". Опыт дело наживное.
Повторное плавление металла как то изменило его текучесть?
avatar
Чуть хуже стало. Мне кажется, в таких микро-плавках полезно поступать как зуботехники: каждый раз добавлять процентов 30 свежего.
Если лить без брака, так оно и получается, само собой. Переплавляется старый литник, с добавкой свежего.
avatar
звёздочка неплохо получилась!
avatar
и по изготовлению оттисков из тонкой медной фольги, с последующей заливкой припоем
Опа-опа… ссылку можно?
avatar
У меня ссылки нет. Флешку со скульптурными львиными головами кто-то делал, кажется. Так что ищи среди флешек, или в технологиях. Но идею ты понял, разве этого не достаточно? :-)
avatar
Но идею ты понял, разве этого не достаточно? :-)
Конечно не достаточно, тонкости, бывает, вылазят боком.

Флешку со скульптурными львиными головами кто-то делал, кажется. Так что ищи среди флешек, или в технологиях.
В том то и дело, что там было сначала
Отжигаю фольгу. Прикладываю к зажиму и разглаживаю спичками.
Фольга тонкая, планирую залить ее твердоплавким припоем или же нарастить толщину гальваникой. Пока поиски припоя результата не дали
steampunker.ru/blog/our_workshop/3497.html
А потом:
нашлись нужные мне пуговицы
steampunker.ru/blog/our_workshop/5570.html
:)
avatar
Честно говоря, я не понял, почему автор не залил обычным ПОС-ом.
А вот твердосплавным скорее всего не получилось бы — фольга либо сгорит в процессе нагрева, либо припой её просто сожрет.
avatar
Тут главное быстро и не очень сложно. Для разных целей- разные способы.
Гальванокопию не больших размеров можно пропаять с изнанки серебряным припоем, хорошо упрочняет.
Спасибо за урок. +
avatar
Имхо кривовато конечно. С огнеупорыми смесями (да хотя бы гипс, даже не огнеупорный), да на вибростолике конечно точнее выйдет. Но для домашнего непритязательного литья без центрифуги — сойдёт. Мы так классе в 5-6-ом всякую мелочёвку отливали.
avatar
+++ Джентельмены Вас читать, душа ликует.Всем плюсы бы поставил
avatar
Так надо поставить!
avatar
Алексей, вот случайно наткнулся:
www.aliexpress.com/store/114865
Готов услышать про подлинность используемого. :))
Еще цена напрягла. Жадными становятся. :))
avatar
А что именно вы хотели бы услышать про подлинность? Там же ясно написано, копии. Для нашего дела вполне годно, а вот нумизматы не все любят копии, я слышал…
avatar
Я о том что любите подлинные вещи. Давать им вторую жизнь.
avatar
А что с ценой вас напрягло, 2-3 доллара за приличную копию, это разве плохая цена? По-моему, это близко к голой цене металла…
avatar
Металла там на 5 рублей максимум.
avatar
Ну, не знаю, я не настолько еще пока нумизмат :-)
avatar
У меня рейтинг маленький(И покраснел)
avatar
Тогда нужно что то доброе народу сделать. (Флешку, рисунок, сказку...) А уж народ в долгу не останется… :)))
avatar
Доброго времени и крепкого пара!!! Джентльмены поделитесь опытом литья в домашних условиях…
avatar
(озадаченно)
Хммм…
А я в каких сейчас поделился?
avatar
Сэр, я извинясь что не уточнил))). Меня интересует сами печки и тигли литейные. СВЧешки я по здоровью(кардио стоит) применять не могу, а муфельные слишком габаритные для квартиры(((.
avatar
Я плавлю газовой горелкой, в т.наз. «полузакрытом» тигле. Дополнительно утепленном, чтобы не терял тепло через наружные стенки
(Факел греет непосредственно металл, а не через тигель).
avatar
это та же горелка, которой паяете или больше? с кислородом?
avatar
Та же. Просто баллонный газ.
avatar
аха, без кислорода?! а фотку можно горелки? ну или похожую
avatar
Третий номер из советского набора «Факел». Это вам что-то говорит?
avatar
сейчас погуглю, просто давно размышляю про горелку. и никак не приду к консенсусу с собой, то есть как бы так купить, чтоб не оказалось, что мне оказывается не хватает ее мощности :)))
avatar
Да, пролететь с мощностью, это запросто. Но не расстраивайтесь, все равно для нормальной и разнообразной работы, мастеру полезно иметь как минимум 2-3 горелки разной мощности. Так что если первая и не получится самой мощной, не беда. Зато появится больше понимания, на что смотреть при выборе следующей.
avatar
Спасибо!
avatar
Хороший результат, если учесть что почти «наколенная» технология!
  • Trou
  • 0
avatar
И ещё вопрос, какой приспособой вырезали звезду?
avatar
Лобзиком выпилил.
avatar
ЭЛЕКТОРО или вручную))))?
avatar
Вручную, конечно.
avatar
Манияк.
avatar
Да ладно, там дел на 3 минуты.
avatar
Просто я бы к чертям отрезал-отломил бы все лишнее кусками, не вырезал дырку в форме звезды, а отрезал бы пять частей между лучами.
А у вас так ровненько, аккуратненько, как будто то что осталось — очень ценное и надо сохранить.
avatar
Вов, я ж не бобер и не крыса, чтобы кусками отгрызать то, что можно отпилить «одним росчерком пера» :-)
«Ответная часть пошла на выброс», но когда пилишь ровно, потом меньше доводки надфилем. Чем когда пилишь абы как, лишь бы побыстрее.
avatar
Я бобёр и крыса :D
avatar
Ок. Буду иметь в виду :-)
avatar
Я бы тоже покромсал бы изрядно, правда дремелом, даже стачиваю лишний метал часто отрезным кругом. )))
Меня тоже очень поразило как вы выпилили, только при внимательном и близком рассмотрении на фото заметил место, где вы заводили лобзик. :)))
avatar
Разумеется, возможных способов «извлечения» звездочки — вагон. Можно вообще, все лишнее сточить на наждаке, превратив в пыль.
Но если уж взялся пилить, то ИМХО выгоднее пилить аккуратно, как говорится «в чистый размер». Чем абы как, а потом еще доводить до ума опиловкой.
avatar
А вот интересно, БРОНЗА должна литься лучше, чем латунь? Чтобы без серебра обойтись. Думаю тоже в будущем опробовать технологию.
avatar
Это все надо лично, брать и пробовать.
avatar
Понравилась идея расширить литник, чтоб металл протекал в форму+, надо с шестеренками попробовать, а то у меня они половинчатыми все выходят.
avatar
1.Серебра в колокольной бронзе не более долей процента и то как примеси в меди. Колокольная бронза содержит 20% олова, марка БО20.
2.Для мелкого литья по выплавляемым моделям есть специальная литейная бронза в гранулах, стоит дороже, но при соответствующих параметрах плавления, отливки из неё получаются качественные.
avatar
Вполне возможно. Я просто поделился опытом, как я вышел из затруднения (с недостаточной жидкотекучестью сплава), не выходя из дома.
А гранулы литейной бронзы, их еще где-то искать\покупать надо… Небось, еще и, как всегда, минимальная партия несколько килограмм…
avatar
Хорошая статья, доходчиво объясняете! Я как то сделал небольшой кузнечный горн, сталь до бела разогревалась… надо будет попробовать литье.
Спасибо.+
avatar
На здоровье :-)
avatar
Успехов в работе и творчестве!))
avatar
Спасибо. Это для меня в одном флаконе :-)
avatar
А каким способом сделана матированая поверхность как в кратерах?
avatar
Настучал электромагнитной матовкой.
avatar
А где можно поподробнее об этом методе узнать?
avatar
Думаю, у ювелиров. Еще бывают специальные насадки на бормашину. А идея одна, нанести много-много ударов инструментом, с рабочей частью в виде керна.
avatar
Спасибо.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.