Чехия — родина стимпанка
Термин «стимпанк», как известно, был предложен в конце 1980-х годов Кевином Джетером. Во всяком случае, это считается общепризнанным. Как и то, что предтечами этого культурного направления явились, в первую очередь, Жюль Верн, а также, хоть и в меньшей степени, Уэллс, Твен и другие.
Однако между названными певцами пара, электричества и технического прогресса с одной стороны и нынешним расцветом стимпанка — с другой — обнаруживается немало авторов и явлений, предвосхитивших сегодняшнюю популярность интересующего нас направления.
Ярчайшие их представители творили в Чехии в 50-70-х годах прошлого века. Причём наиболее выдающимся автором, опередившим эпоху стимпанка, следует признать чехословацкого режиссёра Карела Земана.
Карел Земан, как многие до и после него, в детстве заболел Жюлем Верном. Как правило, с возрастом это или излечивается, или переходит в лёгкую неопасную форму. Ваш покорный слуга, например, излечился от Жюля Верна лет в 15-16, прочитав его претенциозную и пропитанную шовинизмом «Историю великих путешествий», в которой из российских первооткрывателей и путешественников краем упомянуты, кажется, лишь Беринг, Чириков и Коцебу. Позднее попытался почитать какой-то из его романов, не подвернувшийся под руку в более нежном возрасте, но быстро понял, что Жюль Верн — плохой писатель. Ощущение этого оказалось тем более явственным, что как раз перед этим произошло расширенное и углубленное знакомство с творчеством Николая Лескова, который, напротив, писатель очень хороший. Верн выдающийся певец пара и электричества, неплохой футуролог, отличный популяризатор научно-технических достижений своего времени, а литератор так себе. Во всех его книгах масса затянутых описаний, гробящих любой сюжет (а сюжеты у него чаще всего тоже не на высоте), характеры героев до ужаса шаблонные и плоские, язык тяжёлый, что чувствуется в любом переводе. Словом, так и прошло…
А у Карела Земана не прошло. У него осталось. Поэтому, когда он стал режиссёром, то принялся снимать фильмы по романам Жюля Верна. И снял их целых три. Причём он не просто перенёс тексты на экран, а добавил при этом изрядную долю стимпанковской сумасшедшинки, которая к тому же прирастает от фильма к фильму, и щедро подмешал фирменный чешский юмор такого качества, что он сделал бы честь Чапеку, Гашеку и Владимиру Неффу.
Визуальный ряд фильмов Земана тоже представляет собой нечто необыкновенное. Это удивительное сочетание живой актёрской игры с рисованной, а кое-где и трёхмерной, анимацией. Причём стилистика рисованного фона, различных механизмов и средств передвижения в точности воспроизводит стиль книжных и журнальных гравюр XIX — начала ХХ века. Если рассматривали работы Альбера Робида или имели счастье держать в руках какой-нибудь из номеров журнала «Вокруг света», изданных в позапрошлом веке, то понимаете, о чём речь.
Первый из фильмов Земана, снятых по роману Жюля Верна, называется «Тайна острова Бэк-Кап», вышел 1958 году. Это экранизация книги «Флаг Родины», причём довольно близкая к тексту. В итоге сюжет вышел по-жюльверновски скучноватым, но это в полной мере искупила визуальная составляющая. Внешний антураж здесь насквозь стимпанковский, да и прочие элементы канона в наличии. Судите сами. Небо с выгравированными на нём облаками бороздят воздушные шары и дирижабли самых разнообразных размеров и форм, море кишит пароходами и подводными лодками причудливых конструкций. Огромные механизмы, гигантские пушки, опасные опыты с электричеством, громоздкие водолазные костюмы — всё присутствует и всего много. Конечно, имеются и злодеи, грезящие мировым господством, и гениальный учёный, совершивший обогнавшее свой век открытие, которое таит опасность для всего человечества, и отважный герой, и похищенная злодеями девица.
Второй фильм — «Украденный дирижабль» — снят в 1967 году.
В отличие от своего чёрно-белого предшественника он цветной… ну, почти. Чаще всего здесь используются оттенки сепии и фиолетового цвета.
Фильм великолепен. В нём в меру и стима, и панка. К тому же, оригинальный сюжет романа «Два года каникул» порядком изменён, что пошло картине только на пользу.
Герои фильма — группа чешских мальчишек — случайно угоняют дирижабль новейшей конструкции, содержащий, по уверениям изобретателя, стратегически важные технологии. Пока мальчишки приключаются в разных частях света, спасают похищенную пиратами девицу (или скорее она их спасает), общаются с престарелым и слегка впавшим в маразм капитаном Немо, в Европе идут судебные разборки и шпионские игры.
Юмор в «Похищенном дирижабле» местами просто зашкаливает. Он острый, многослойный, приправленный сатирой и постмодернизмом. Характерно, что фильм весело и интересно смотреть как детям лет с 6-8, так и людям безнадёжно взрослым. Вот только смеются во время просмотра они не одновременно и над разными ситуациями.
Стимпанковский антураж тут тоже присутствует в немыслимом изобилии. Те же паровозы, дирижабли, первые неуклюжие аэропланы, самобеглые коляски, подводные лодки и броненосцы, а кроме них — механические лошади и совершенно нереальное шпионское оборудование, один вид которого вызывает у зрителей гомерический хохот.
Третий фильм Земан снял в 1970 году по довольно тоскливому роману «Гектор Сервадак». Называется он «На комете», и от сюжета романа там не осталось почти ничего.
Выполнен в той же графической манере, что и предыдущие картины. Стима тут поменьше, панка — наоборот. Социальная и даже политическая сатира в фильме играет едва ли не основную роль, юмор местами превращается в форменный фарс и абсурд.
Оказавшись на пролетавшей мимо Земли комете вместе с куском североафриканского побережья, герои как ни в чём не бывало продолжают предаваться военным действиям, политическим интригам и стяжательству.
Кроме главного героя Сервадака, конечно. Он положительный, то есть ему положено сохранять здравомыслие и моральные принципы.
Ну и без похищенной пиратами девицы тут, само собой, тоже не обошлось.
Помимо названных лент Земан снял ещё немало игровых и мультипликационных фильмов (он вообще если не самый, то один из самых знаменитых чешских режиссёров).
Характерно, что в некоторых его картинах проскальзывают или те же жюльверновские мотивы, или используются такие же технические и художественные приёмы, как в трёх упомянутых выше фильмах. В качестве примеров можно привести «Барона Мюнхгаузена» или «Путешествие к началу времён».
Кроме Земана и некоторые другие чешские режиссёры того времени отдали дань стимпанку, который тогда ещё не носил этого гордого имени.
Так, в 1978 году Олдржих Липский снял фильм «Адела ещё не ужинала». Действие его происходит в начале ХХ века. В Прагу приезжает знаменитый американский сыщик Ник Картер, чтобы расследовать исчезновение одного из близких графини Тумовой.
Детектив, конечно же, привозит с собой целый чемодан спецоборудования, которое могло бы стать гвоздём коллекции любого поклонника стимпанка, и сноровисто принимается за дело.
И всё бы ничего, но в напарники ему местные власти отряжают комиссара полиции Ледвину, который больше всего на свете любит чешское пиво и колбаски.
А тут ещё и пропавший член семьи оказывается не тем, кем представлялся, и похититель вовсе не человек.
Причём стоит за всем этим (кто бы сомневался!) сумасшедший учёный и гений преступного мира в одном лице, лелеющий грандиозные и отнюдь не безобидные планы.
Но, безусловно, главный герой всё равно круче, особенно если ему кто-нибудь походя поможет в самый опасный момент…
О том, что чешского юмора тут ещё больше, чем чешского пива, вы уже и сами наверняка догадались. А вот чего нет во всех этих фильмах, так это королевы Виктории с её викторианством. Да они там и без надобности. :)
23 комментария
Прежде лишь комментировал чужие. :)
P.S. Извиняюсь за качество иллюстраций — в высоком разрешении эти фильмы найти не удалось.
Заинтересовали!
Посему +
К примеру, был также фильм «Я убил Энштейна, господа!» Если не ошибаюсь, того же Липского. Кроме этого что-то ещё попадалось с доброй примесью стимпанка.
Замечательная статья, жаль раньше пропустил, плюсануть уже поздно, разве что в профиль…
Может показалось? Ну считают же некоторые люди что готические соборы мрачные и депрессивные…