Петербург. Институт Отта.

Петербург. Институт Отта.
Институт ведет свое начало от Императорской родильни, основанной в 1797 году. В 1893 году его директором стал выдающийся врач-гинеколог Д.О. Отт, который инициировал постройку нового здания.
Для составления проекта Отт пригласил известного архитектора Леонтия Бенуа (того самого, из династии знаменитых Бенуа, отец его был архитектор Николай Леонтьевич Бенуа, много строивший в Петергофе, брат — Александр, один из основателей журнала «Мир искусства» и «Русских сезонов » Дягилева, идейный вдохновитель и активнейший участник, ну и в общем вся семья Бенуа-Лансере-Кавос-Серебряковых одна из самых ярких творческих семей Петербурга). Особое внимание уделялось поиску планировочного решения, позволявшего рационально разместить в одном здании учебное, родильное и гинекологическое отделения института. Составленный Бенуа эскизный проект был разослан отечественным и зарубежным специалистам, и затем доработан с учетом их отзывов. Проект был завершен и утвержден весной 1899 года, а с лета началось строительство, к наблюдению за которым Бенуа привлек своих учеников и сотрудников.
В 1900 году здание подвели под крышу. В 1901-1903 годах производились внутренняя и внешняя отделка здания, оснащение и установка медицинского оборудования.
В это же время были построены служебный и квартирный флигель. Торжественное открытие нового здания Института состоялось 24 февраля 1904 года.
Петербург. Институт Отта. (Фото 2)
Открытка издательства «Ришаръ» №986, отправлена из Петербурга летом 1910 года.

«Здесь, — по словам Д.О. Отта, — каждый гвоздь был вбит не случайно, а по тем или иным соображениям».
В помещениях Института не было никаких поверхностей, где бы могла осесть пыль: электропровода и водопроводные трубы скрыты в стенах, все углы закруглены, а сами стены покрыты стекловидной массой. Светлые и чистые коридоры, мягкое искусственное освещение, достигаемое благодаря особо сконструированным светильникам, которые отбрасывали прямой свет к потолку, радовали глаз. Электрическое освещение было регулируемым по яркости.
Особое восхищение вызывала вентиляция: воздух всасывался через вентиляционные башенки, расположенные в саду, в самой гуще зеленых кустов, и проходил через бумазейные фильтры. Увлажняясь над бассейном с фонтанчиками, он согревался до необходимой температуры и поступал далее в каналы, которые освещались через специальные окошки во избежание плесени. Таким образом, даже в ненастные дни пациенты получали в избытке чистый, увлаженный и согретый до нужной температуры воздух. В помещения подавались стерилизованная вода и физиологический раствор. Здание отапливалось пароводяным отоплением, что для того времени было редкостью.

Вновь открытый Институт соответствовал самым высоким требованиям. Он являлся одним из самых передовых подобных медицинских учреждений не только в России, но и в Европе. В научно-учебном корпусе находится главный вестибюль с парадной лестницей, актовый зал с органом фирмы " Walcker", музей, библиотека, две аудитории и две операционные. Палаты родильного и гинекологического отделений выходят окнами в сад.
Петербург. Институт Отта. (Фото 3)
Петербург. Институт Отта. (Фото 4)

Всё было направлено на то, чтобы, как говорил доктор Отт, «дать возможность забыться страждущему, рассеять его мрачные думы и облегчить душевное настроение». И это при высочайшем требовании к медперсоналу.

Особой экзотикой была система звуколечения: к постели каждой больной были подведены «театрофоны», по которым передавалась музыка органа. Здесь хотелось бы остановиться и поговорить о «театрофоне» особо.
Петербург. Институт Отта. (Фото 5)
«Театрофон» — это система Клемента Адера для стереофонической передачи оперных и театральных представлений через телефон. Он был впервые представлен в Париже в 1881 году. Коммерческое производство театрофона продолжалось в Париже с 1890 по 1932 года, с предложением передачи церковных богослужений и последних новостей. Таким образом театрофон стал техническим предшественником трансляций. Другие предприниматели переименовывали технические и рыночные модели театрофона. Таким образом, эта система стала известна в Великобритании в 1895 году под названием Электрофон, который был распространён, в основном, в 1910-е годы и был весьма успешным.
Рекламный плакат «Театрофон»:
Петербург. Институт Отта. (Фото 6)
Ещё давайте поговорим особо об органе в новом комплексе. По словам Д.Отта, орган в нём был предназначен «для изучения влияния различных сочетаний звуковых волн на отправления человеческого организма, являясь в этом отношении наиболее совершенным физическим аппаратом. Орган – наиболее совершенный музыкальный инструмент и его использование станет не развлечением для больных, иногда подолгу вынужденных находиться в постели, а средством лечения и исцеления». Из-за проблем с финансированием накануне войны с Японией судьба органного проекта оказалась нелёгкой. По словам правнучки Д.Отта, спасло проект то, что часть денег на строительство органа была подарена наследницей французской короны по линии Наполеона II, с которой была знакома жена Д.Отта Елена Линевич. Об этом должны были свидетельствовать дарственная надпись и королевский вензель на корпусе инструмента. Для использования органа в медицинской практике внутри него были размещены микрофоны, от которых шли провода в больничные палаты, где роженицы и лежачие больные могли слушать органную музыку посредством новейших технических средств. Институт имел свою телефонную станцию, и в палатах было установлено 33 специальные трубки с длинными рукоятками.
Надо сказать, что именно этот орган, из Акушерского института, летом 1931 года перенесли в Большой зал Филармонии, где он находится и сейчас:
Петербург. Институт Отта. (Фото 7)

Императорский клинический повивально-гинекологический институт. Вид с птичьего полета:
Петербург. Институт Отта. (Фото 8)
Главное здание института состоит из корпуса, обращенного фасадом на Менделеевскую линию (здесь располагались главный вестибюль и парадная лестница, актовый зал с органом, музей, библиотека, две аудитории с амфитеатрами на 200 мест каждая и две операционные, а также административные помещения, кабинеты для приема амбулаторных больных, клиническая лаборатория и водолечебница) и крыльев, примыкающих к его торцам под прямым углом (в северном крыле, скомпонованном по павильонной системе размещалось родильное отделение, в южном — гинекологическое). Из южного крыла переход ведет в отдельный корпус, где жили директор, профессора и ординаторы клиники. Двор между крыльями главного здания замыкается с востока служебным флигелем, где размещались кухня, столовая персонала, механическая прачечная и баня, котельная и электростанция. С восточной стороны расположены и отдельно стоящие строения секционной с часовней, жилого флигеля для писарей и мужской прислуги, конюшни с сараями.
Институт готовил врачей-акушеров, повышал их квалификацию. Он стал первым в России, Европе и мире родовспомогательным и одновременно образовательным и научным учреждением, специально предназначенным для оказания помощи беременным женщинам и их детям и подготовки высококвалифицированных кадров в области повивального искусства. Повивальный институт включал в себя родильный госпиталь (или «императорскую родильню») на 20 коек и при нем повивальную школу на 22 воспитательницы. За первые 30 лет после открытия школы здесь было подготовлено 512 повивальных бабок (с начала XX века — акушерка), значительно больше, чем во всех других учреждениях подобного рода.
Свидетельство о получении звания повивальной бабки 1-го разряда, выданное Санкт-Петербургским императорским клиническим повивально-гинекологическим институтом Сучилиной Наталье. 22 мая 1910 г.:
Петербург. Институт Отта. (Фото 9)
Впервые в России в Повивальном институте были применены акушерские щипцы, использован наркоз для длительного обезболивания родов, эпизиотомия и перинеотомия, обоснованы и внедрены новейшие методы акушерства и гинекологии, многие из которых используются до сих пор. В институте собрана богатая коллекция женских тазов, третья в мире по числу экспонатов.

Как говорит отец достопочтимой барышни, именующей себя в ЖЖ Strogaya Аnna, в окопах и в операционных атеистов не бывает — обратите внимание на натертые до блеска ботинок, нос доктора, кисти рук:
Петербург. Институт Отта. (Фото 10)
Вот отдельно рука доктора (вторая такая же блестящая — Доктор — «Золотые руки»):
Петербург. Институт Отта. (Фото 11)
Ну а теперь предлагаю прогуляться по великолепному зданию. Вот лестница главного входа клиники Отта. Обратите внимание на великолепные колонны полированного гранита (такие же впервые установил на Иорданской лестнице Эрмитажа Стасов после реконструкции Зимненго дворца после пожара 1837 года, и это было первое использование гранита в интерьерах). Очень благородно и сдержанно смотрятся в классических интерьерах.
Петербург. Институт Отта. (Фото 12)
А вот теперь полюбуйтесь чудесной кованой решеткой лестницы. И обратите внимание на плитку, лежащую на полу — которая лежит со времен постройки — прекрасная плитка, красивая, изящная, нескользкая, прочная — не потрескалась и не вылетела за столько лет.
Петербург. Институт Отта. (Фото 13)
Вот второй этаж:
Петербург. Институт Отта. (Фото 14)
Вот коридор. На полу все та же вечная и прекрасная плитка, высокие потолки, большие окна. Двери — в палаты отделения и врачебные кабинеты. Обратите внимание — люстры — те самые, родные.
Петербург. Институт Отта. (Фото 15)
Справа — дверь в операционную:
Петербург. Институт Отта. (Фото 16)
Вот предбанник перед ней (лампа, лампа!):
Петербург. Институт Отта. (Фото 17)
А вот сама операционная – идеальная! Видите, сколько света льется через огромные окна?
Петербург. Институт Отта. (Фото 18)
Вот вам еще две картинки — коридора с лестницей и лампы, которая висит со времени постройки
Петербург. Институт Отта. (Фото 19)
Петербург. Институт Отта. (Фото 20)
Библиотека:
Петербург. Институт Отта. (Фото 21)
Петербург. Институт Отта. (Фото 22)

Люк во дворе института Акушерства и Гинекологии им. Отта:
Петербург. Институт Отта. (Фото 23)

НИИ акушерства и гинекологии, 1936 год:
Петербург. Институт Отта. (Фото 24)

Что сказать в заключении? Приходилось мне бывать в этом здании. Оно поражает! Будет возможность – обязательно зайдите. Отбросьте предрассудки и зайдите полюбоваться как на рубеже прошлых двух столетий умели строить для людей.
Еще вот что расскажу… На рубеже уже тысячелетий нынешнего и прошлого в некоторых помещениях Института Отта решили поменять исторические окна на современные «стеклопакеты». Ох и намаялись! Оказалось, что каждое окно окантовано под штукатуркой металлическими трубами, подключенными к трубам отопления – дабы зимой окна не промерзали. Шедевр – право слово!
Если знать историю этого здания, то наверное, более стимпанковского строения во всём Питере не найти. Меркнет и «Дом книги», и «Елисеевский», и прочия…

Ссылки, что помогли мне:
oboi-812.narod.ru/institut-otta.html
www.orthodox.spbu.ru/photos/otta/a34.html
bcam.spb.ru/traps/page2.html
www.ott.ru
www.encspb.ru
www.oldsp.ru/photo/view/911
www.erbe.ru/kalendarj-meropriyatii/arhiv-meropriyatii/4-i-medjdunarodnyi-nauchnyi-kongress-novye-tehnologii-v-akusherstve-i-ginekologii-.html
walkspb.ru/zd/mendeleevskaya3.html
www.ab.ru/~archiv/vistav9.htm
www.philharmonia.spb.ru/rus/organ.php
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BD
www.jetons-monnaie.net/p/jeton536.html
И особо отмечу и повторюсь — блог strogaya-anna

11 комментариев

avatar
P.S. Обращаю особое внимание любителей винтажных фотографий вот на этот сайт.
Тут можно найти более тысячи исторических фотографий Города на Неве.

P.P.S. При изучении графических отзывов Сети на запрос «Театрофон» попал на эту страницу.
Изобилует она множеством преинтереснейших «незатасканных» гравюрок. Смысл коих мне остался не знаком, поскольку текст на каком-то «ненашем» языке. Похоже на немецкий. Может кто-то что-то сможет представить позднее?
avatar
Спасибо, было очень интересно почитать! Только вот не уверена, что это можно отнести к «Городским стим-пейзажам» =)
Отдельное спасибо за ссылку на сайт с фотографиями, люблю старые виды Петербурга, особенно те, на которых нет всех этих проводов, дорожных знаков и автомобильных пробок =)
  • Ann
  • 0
avatar
К стим-пейзажам можно отнести практически всё при наличии достойной легенды)
avatar
Не поспоришь =)
Однако, в данном конкретном случае, я считаю, этот блог не подходит. Хотя, автору, конечно же виднее, я свое мнение не навязываю.
avatar
Границы блога весьма условны) Как для простых пейзажей, так и для отдельных зданий «с историей». Во всяком случае, когда я его создала, рассчитывала именно на это. Сейчас, кстати, слегка поправлю описание.)
avatar
Ну хорошо, Вы меня убедили =)
avatar
Я рада)
avatar
C удовольствием приму не только критику по месту расположения поста, но и встречные предложения — куда его разместить уместнее.
avatar
Да и не критика то была, просто замечание =) Просто «пейзаж» в моем понимании — это изображение какой-либо местности, перспектива вида и т.д.
Честно пыталась определить ему более подходящее место, но, честно говоря, так и не смогла — очень разносторонняя статья у Вас. Да и уважаемая Zet_Centralia уже добавила в описание блога про отдельные здания и их историю, так что сейчас все на месте.
avatar
Более чем серьезная статья, конечно это больше чем просто пейзаж.Прочитал с большим интересом, приятно сознавать что в нашем городе жили и работали такие люди, которые оставили по себе такую память…
avatar
Присоединяюсь, статья интересна и весома +
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.