Украшения из дамасской стали.
В стародавние времена, когда не было вокруг шороха деревьев, запаха трав, океанских глубин и горных круч, не было света и тьмы, добра и зла, не было пространства, чтобы понять, как оно пусто, не было солнца и луны, чтобы осветить эту пустоту, не было сознания, чтобы придти в отчаяние от этой пустоты, не было и самого времени, чтобы отмерить, как давно это было, — в ту доисторическую эпоху мир был един, неделим и содержал в себе одном все мириады возможностей, путей, существ, мыслей, которые наполняют его сегодня. Но вдруг что-то произошло. До сих пор первые из мудрейших спорят, было ли начало этого внутри или вне мира, — но так ли это важно? Мир стал двойственным. Возник свет и сказал: «Здравствуй, мрак, брат мой». Родился эфир и воскликнул: «Здравствуй, твердь, сестра моя»! Появилась жизнь, и встала рядом с ней смерть. И Вы, смотрящие сейчас на черные буквы на белом листе, обнаруживаете — все имеет свою противоположность. Ночь и день, тепло и холод, твердое и мягкое, сознание и интуиция, зеркало и зазеркалье, — все в мире дуально, все имеет свое противопоставление.
Дамасская сталь символизирует общие гармоничные законы устройства нашего мира. Она тоже состоит из двух элементов, мягкого железа и твердой стали, соединенных настолько прочно, что внешне они кажутся единым целым, да они и есть одно, — но при обработке мягкие компоненты уходят вниз, а твердые поднимаются наверх, — возникает знаменитый «муар» — рисунок дамасской стали. Его можно сравнить с переплетением древесных волокон, иногда он крупный как на сосновых досках пола, истертых босыми ногами крестьянина, иногда мелкий и замысловатый, как завитые стужей и ветрами волокна карельской березы, иногда четкий и резкий, как годичные кольца на спиле дубового пня, иногда нежный и еле заметный, подобный серебрению осины. В этом рисунке воедино и навсегда сплавляются жар огненной стихии и огонь человеческого сердца мастера, творческая энергия художника и противостоящая ей внутренняя сила стали, …… попытки разума создать узор и воля случая, вносящая свои коррективы.
Обручальные кольца символизируют соединение двух противоположностей, мужчины и женщины, в единое целое – семью, скрепление их воедино брачными узами. Поэтому очень символичной, возвышенной и романтичной, показалась мне идея совмещения в одном предмете двух смысловых пластов, — символики кольца, как предмета скрепляющего и соединяющего людей, и символики дамасской стали, соединяемой мастером при помощи природного и человеческого тепла из двух противоположных элементов – мягкого и твердого. Идея эта, конечно, не нова — такие кольца делают и делали. Железные кольца носили и римские всадники, и индийские раджи, и средневековые феодалы разных частей света. Не говоря уже о том, что когда-то железо стоило дороже золота, но в современном контексте акценты можно расставить следующим образом: золото, имеющее ценность само по себе символизирует силу материального, а дамасская сталь, создаваемая из неценного сегодня железа, но соединенного с частицей души мастера, обретая новое качество, становится символом духовного.
Такие кольца подходят не каждому по многим причинам. Во-первых, предпочесть общепринятому золоту, олицетворению достатка, власти, силы, престижности, кольцо из железа, — для этого необходима некоторая внутренняя смелость, способность «плыть против течения», обладание собственным мнением и своим взглядом на мир. Человек, выбирающий кольцо из дамасской стали, выбирает не внешний блеск, но внутреннюю красоту и достоинство. Он демонстрирует своим выбором умение заглянуть в природу вещей, способность видеть сокрытую среди муара дамасской стали частицу человеческого сердца, чувствовать созвучность ритма узора его кольца и узора звезд во Вселенной или ритма дыхания волн Мирового Океана. Такой человек всегда немного романтик, немного поэт, немного воин — и если это так, то он может выбрать Кольцо, а кольцо сможет выбрать Его.
Следующим критерием, несколько сужающим возможность ношения такого кольца, является окисление железа при контакте с водой, то есть, попросту говоря, ржавчина. Да, современные способы пассивирования поверхности железа, покрытие его различными защитными оксидными пленками, сводят возможность появления ржавчины к минимуму, но не исключают ее полностью. Приведу простой пример: в агрессивных средах, таких как морская вода, ржавеет даже «нержавейка», контакта с ними кольца из дамасской стали следует по возможности избегать, но, даже если это произошло, ничего страшного нет, надо просто промыть его в пресной воде и вытереть насухо.
Поэтому за таким кольцом придется все-таки следить, помнить, что оно у Вас на пальце, — но не боле чем древний воин следил за своим мечом. В благодарность за заботу кольцо отплатит сторицей, и будет долгие годы радовать глаз и согревать душу своего владельца, послужит символом слияния воедино двух сердец, двух душ, соединения «без непроваров», как выражаются кузнецы дамасской стали, как нет непроваров и в кольцах, которые, я надеюсь, Вы будете носить на своих пальцах. С искренними пожеланиями счастья, здоровья, долгой счастливой совместной жизни, художник-кузнец — Владимир Демидов.
36 комментариев
По поводу ржавчины — ну так давно известен нержавеющий дасмасск…
И, таки да — а при чём тут стимпанк?!
Кстати, пишется «насчёт», а не «нащет».
И вопрос «а при чём тут стимпанк?» остался без ответа.
Сделать — не вопрос! Но идти на форум аквариумистов с идеями о ремонте мотоциклетных покрышек… вам самому не кажется это странным?
(менторским тоном) Как известно, настоящим нонконформистом является только тот, кто думает и поступает так же, как и другие нонконформисты!
Про кольца раджей — будем ждать, я вас за язык не тянул!
А что там с кольцами римских всадников и феодалов?
Кстати + за подачу).
Но если ручками в строке браузера убрать лишнее, То можно попасть
На ВК
И в facebook.com/demiddamast
Вам, благородный дон--успехов в творчестве. Ждём полноценного пара! :-)
На фейсбуке давно отметил Ваши работы.