Петербургский шарманщик в Глазго. Эдуард Берсудский

Я не совсем уверен что это стимпанк, тм более что автор активно работает с тех времен когда стимпанка не было и в помине, поэтому публикую здесь, хотя художник на мой взгляд, замечательный…
Петербургский шарманщик в Глазго.  Эдуард Берсудский
Дата публикации: 06.02.2006
Источник: Журнал Антик.Инфо є 32
Автор: Юрий Гоголицын

Над крышами Глазго возвышается фигура Святого Мунга. Ее автор Ч петербургский скульптор Эдуард Берсудский. Выставки работ мастера с успехом прошли в Лондоне, Иерусалиме и Голландии, но по-настоящему оценить диапазон его творчества можно только в Музее современного искусства в Глазго.
Петербургский шарманщик в Глазго.  Лев Берсудский (Фото 2)


Экспозиция ЂПетербургский шарманщикї. Глазго, Музей современного искусства
[увеличить (31k)]
В свете цветных прожекторов тянутся к потолку деревянные сказочные башни, поблескивают большие и маленькие шестеренки занятных механизмов, соединяющих в себе колеса, топоры, пики, ножи и другие инструменты. Среди скульптур-композиций выделяется фигура трехметрового шарманщика Ч грустного одинокого бродяги.
Посетителю музея может повезти, и он окажется на одном из редких сеансов-представлений. ЂШарманщикї открывает представление кинематического театра, переселившегося в Глазго с берегов Невы. Деревянная рука на скрытых шарнирах начинает крутить ручку музыкального ящика, издающего протяжную мелодию. В такт движению руки начинает двигаться фигура музыђканта: она качается, медленно поворачивает массивную голову в шутовском колпаке, увенчанном нахохлившимся вороном с колокольчиком. К звукам шарманки присоединяются и другие инструменты Ч колокольчики в лапках обезьянки, сидящей на ладони левой руки артиста; литавры, укрепленные на верхней крышке музыкального ящика, которыми гремит крохотный Пьеро. Некоторые из посетителей рассматривают механическую скульптуру как гигантскую ожившую игрушку, в то время как это, прежде всего, профессионально исполненная скульптура из дерева, сохраняющая теплоту и простоту, присущую данному материалу.
Петербургский шарманщик в Глазго.  Лев Берсудский (Фото 3)

Берсудский Э. Кинемат. 1997. Великобритания
[увеличить (59k)]
Эдуард Леонидович Берсудский Ч создатель музыкальной скульђпђђтуры Ч относится к числу ленинградских жителей довоенной, доблокадной поры, видевших в детские годы бродяг-музыкантов на улицах города. Исполнив свои первые скульптурные кинематические композиции в 1969Ц1970 годах, он сразу включил шарманщика в число любимых героев. Долгие годы деревянные скульптуры были невелики по размерам и умещались на поверхности стола или крышке шкафа. Они поражали тонко проработанной пластической поверхностью и блестящим использованием текстуры разных пород дерева. Некоторые скульптуры остались самостоятельными произведениями, но большая часть фигур была собрана в группы, в композиции. И автор стал создавать для них архитектурную среду.
Первое кинематическое представление из скульптур разыгрывалось у подножья распятия и демонстрировало периоды жизни человека Ч от младенчества до глубокой старости. В ЂКругах жизниї скульптуры двигались мимо уличных фонарей, звонниц и средневековых башенок. Позднее автор неоднократно возвращался к теме Ђвозрастовї человека, тонко ощущая все происходящее в человеческой душе и воздействующее на внешнюю оболочку Ч тело. Самым удачным исполнением темы стала башня с зеркальным театром, открывающим занавес под звук колоколов. Движущиеся фигуры актеров, отражаясь в зеркалах, создают некое столкновение реального и теневого действия, выталкивая на зрителя то скульптуру, то ее мистическое, почти потустороннее отражение в тусклом стекле. Нужно обладать тонкой интуицией и художественным чутьем, чтобы одним приемом введения в кинематическую композицию зеркальных поверхностей втянуть зрителя представление, где художественное начало борется с колдовђским миром зазеркалья. В этой композиции скульптуры насмешливо гротескны, но ирония не разрушает пластичности.
Петербургский шарманщик в Глазго.  Лев Берсудский (Фото 4)

Выставка кинематической скульптуры Э. Берсудского. Лондон, Театральный музей. 2002
[увеличить (31k)]
В 1972Ц1973 годах мастер создает серии скульптур Ч Ђгрустных музыкантовї и Ђскомороховї. Фигурки из сухой сосны были декорированы Ђнарядамиї из разводов текстуры, для каждой была найдена такая поза, которая соответствовала мелодии, звучавшей в голове создателя. Один из музыкантов вытянулся в струну и поднял голову к небу, будто прислушиваясь к высокой ноте. Другой Ч дудочник Ч бежит на полусогнутых ногах, исторгая низкие звуки, стелющиеся по земле.
Для скоморохов придумана оригинальная опора-подставка. С помощью друзей Берсудский собрал люстру c основой из латунной ленты, извивающейся по всему периметру. Люстра крепилась к потолку, маленький мотор приводил ее в движение, и тогда фигурки музыкантов как будто двигались по неровной дороге. Именно люстра со скоморохами подтолкнула автора к созданию еще нескольких композиций на подвесах. Одновременно он вырезает из дерева достаточно большие скульптуры. Среди созданного Ч ЂВакх на свиньеї, ЂВенера на козлеї, ЂСтарик с бюстом молодой женщиныї.
Особенно выразительна серия портретов из дерева. Так, портреты художников В. Ватенина и В. Гаврильчика, исполненные из дуба, предельно просты. Материал продиктовал строгую вертикальную постановку фигур и минимум деталей. Все внимание зрителя сосредоточено на лицах и руках изображенных. Лики того и другого по-крестьянски просты, а намеренно тяжелые кисти рук подчеркивают основательность труда талантливых людей.
Петербургский шарманщик в Глазго.  Лев Берсудский (Фото 5)

Берсудский Э. Композиция ЂОркестрї. 1982. Глазго, Музей современного искусства
[увеличить (46k)]
К этой же серии образов относятся портреты поэта К. Кузминского, В. Максимова, Д. Сагакского. Скульптуры исполнены в виде цельных фигур с подчеркнутым выделением характерных черт или примет, отражающих состояние моделей. Некоторые из скульптур мастер резкими размашистыми движениями, почти не прибегая к тонким инструментам, рубил на станке острым топором, с другими подолгу и тщательно работал тонкими самодельными стамесками и резцами.
Наступило время, когда кинематические композиции поглотили все время Берсудского, превратив процесс создания скульптуры в инженерно-художественное творчество. Фигурам постепенно уделяется все меньше внимания, зато сложные технические и музыкальные эффекты придают им неповторимость и загадочность. ЂШарманщикї (1980) открыл вереницу произведений, которые можно рассматривать часами, поражаясь выразительности движений и поз.
Создатель ЂПоследнего шарманщика Санкт-Петербургаї выђ-ехал с выставкой своих работ в Голландию, Израиль и Англию: началась зарубежная жизнь автора и его работ. Директор Музея современного искусства Глазго Юлиан Спалдинг Ђпоселилї у себя русского ЂШарманщикаї, добился того, чтобы было из чего и чем заменять быстро трущиеся и изнашивающиеся детали кинематических композиций. Английские музеи приобрели несколько скульптур, большой интерес к работам Берсудского проявили американцы и голландцы. Политехнический музей Израиля заказал скульптору композицию ЂЛетающее яйцої. Скульптуры из дерева пополнили собой зарубежные музейные и частные собрания. К бесконечной веренице скитальцев мира искусства, которыми был богат ХХ век, прибавился еще один, отправившийся искать пристанища для своих замыслов и произведений, сочетающих мечты и возможности современности.


4 комментария

avatar
Талантливый художник, судя по тексту… Жаль, но немногочисленные «пожатые» фотографии не дают представления о его работах :(
avatar
Не знаю по каким причинам найти приличные фото не удалось, но, учитывая что он кинематист, видео даже предпочтительнее…
avatar
Извините за вмешательство — Берсудского зовут Эдуард, в статье Гоголицына куча фактических ошибок, фотки во множестве можете найти на Фликре — но искать надо на Bersudsky, Sharmanka, или же пройдите прямо сюда www.sharmanka.com
avatar
вы правы, конечно… я прошу извинить меня за чужие ошибки которые я перетащил сюда… с именем, так уж совсем глупость получилась… обидно тем более, что Эдуард Берсудский — художник которого я очень уважаю…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.