Вопросы по обработке металлов (в частности, меди)
Доброго времени суток завсегдатаям сайта!
Прежде всего хочу поблагодарить всех вас за прекрасное сообщество и наполнение сайта! Решил на голом энтузиазме при нулевых знаниях заняться работой руками, нашел здесь просто тонну полезной информации для новичков и идей для воплощения. Всю прошлую неделю рыскал по сайту, каждый день открывая для себя много нового. Однако, некоторые вещи так и остались для меня тайной, поэтому вынужден все спросить напрямую.
По какой-то причине во многих ворклогах и мастер-классах этапы цветовой обработки металлов либо рассматриваются очень бегло, либо опускаются вовсе. Как человеку с нулевым опытом, для меня остается совершенно непонятно, как именно черновая деталь становится с итоге блестящей, меняет цвет и в целом приобретает вид завершенности. Конечно, много раз упоминаются термины «чернение», «травление» и прочие, но что именно означает каждое из этих действий, с какой целью выполняется, и какое влияние оказывает на внешний вид деталей, хотелось бы услышать подробнее.
Ну и чуть более конкретный вопрос: помимо прочего вычитал, что ношение медных изделий на теле является вредным из-за ее окисления, поэтому медь сперва нужно «нейтрализовать». Но что именно это означает и как сие осуществляется?
P.S. Заранее прошу простить, если эти вопросы уже неоднократно рассматривались ранее, но мои поиски плодов не принесли. Если сможете ткнуть носом в конкретную ссылку, буду весьма признателен.
Прежде всего хочу поблагодарить всех вас за прекрасное сообщество и наполнение сайта! Решил на голом энтузиазме при нулевых знаниях заняться работой руками, нашел здесь просто тонну полезной информации для новичков и идей для воплощения. Всю прошлую неделю рыскал по сайту, каждый день открывая для себя много нового. Однако, некоторые вещи так и остались для меня тайной, поэтому вынужден все спросить напрямую.
По какой-то причине во многих ворклогах и мастер-классах этапы цветовой обработки металлов либо рассматриваются очень бегло, либо опускаются вовсе. Как человеку с нулевым опытом, для меня остается совершенно непонятно, как именно черновая деталь становится с итоге блестящей, меняет цвет и в целом приобретает вид завершенности. Конечно, много раз упоминаются термины «чернение», «травление» и прочие, но что именно означает каждое из этих действий, с какой целью выполняется, и какое влияние оказывает на внешний вид деталей, хотелось бы услышать подробнее.
Ну и чуть более конкретный вопрос: помимо прочего вычитал, что ношение медных изделий на теле является вредным из-за ее окисления, поэтому медь сперва нужно «нейтрализовать». Но что именно это означает и как сие осуществляется?
P.S. Заранее прошу простить, если эти вопросы уже неоднократно рассматривались ранее, но мои поиски плодов не принесли. Если сможете ткнуть носом в конкретную ссылку, буду весьма признателен.
51 комментарий
Вдобавок, я придерживаюсь мнения, что разговор с живым собеседником по искомым вопросам всегда гораздо эффективнее чтения огромных трактатов, содержащих слишком много избыточных данных, не представляющих интереса в конкретный момент.
По теме: много вещей за неделю поисков на сайте я действительно нашел, осмыслил, поэтому вопросов не задаю. А что «проморгал» — вынужден задавать напрямую. Не хочу, чтобы у вас сложилось неверное мнение, что я даже не пытался искать ответы самостоятельно. Пытался, затем запутался в терминах. Многие статьи прекрасно описывают выполнение того или иного процесса, но редко где удосуживаются пояснять, зачем это вообще нужно, и какого результата автор пытается этим достичь.
— Знаете, как это называется? Интеллектуальное иждивенчество. Статьи я читать не буду, потому что в них 99% — то что мне в данный момент не нужно. Лучше дайте мне прямой конкретный ответ, на мой конкретный вопрос, а то мое время чертовски дорого. Короче, разжуйте и положите мне в рот в готовом виде.
С таким подходом вы рискуете так и остаться неучем и невеждой. И не лгите про дороговизну своего времени. Чтобы стать дорогостоящим специалистом в любой области, ваш «способ» добычи знаний увы не годится :-)
К примеру, если вы спросите меня, почему у вас не открывается какой-то сайт, по вашей логике, я должен отправить вас читать статьи о модели OSI, устройстве интернета, протоколах маршрутизации, и не забыть приправить все это толстым слоем терминов, вроде PAT, TCP, ISP, eBGP, IANA и т.д. Что вы сделаете в этом случае: смиренно пойдете все это читать или же просто обратитесь с тем же первоначальным вопросом к другому человеку, который не станет смотреть на вас сверху вниз из-за разницы познаний в конкретной сфере деятельности?
Подчеркиваю свои слова, в чтении огромных трактатов содержится слишком много избыточных данных, не представляющих интереса в конкретный момент. В конкретный момент, я не вижу для себя смысла читать углубленный материал про вещи, в которых я не понимаю ровным счетом ничего. Сейчас меня интересуют очень базовые вопросы, и на них, к сожалению, я ответ так просто найти не смог. В противном случае я бы не стал спрашивать.
— Нет, мне не нужно про четыре действия! Я уже просмотрел её по-диагонали, и понял, что три четверти информации мне в данный конкретный момент не нужны! Не вижу смысла! Расскажите мне как делить, и я отстану…
Как-то так :-)
Прошу уточнить, мы ведем конструктивную беседу, в конце которой нас ожидает какой-либо итог (например, абсолютная переоценка жизненных ценностей), или же попросту потихоньку пытаемся опуститься до взаимного обсуждения личностных качеств? Второго я бы предпочел избежать. :-)
А подвергните ли вы её в результате нашей беседы переоценке — это уж извините, только от вас зависит )
«вы говорите не: «Вот учебник, глава про патинирование» (что, кстати, является вполне достаточным)» — то есть, поиск этого учебника в Сети я должен выполнить для вас, так? Видимо, мое время жизни, потраченное на поиск, априори считается менее ценным, чем ваше… А почему?
Да, я ценю свое время, потому что мне его зачастую не хватает. Да, я стараюсь минимизировать время выполнения побочных задач, чтобы потратить его с большей пользой. При всем уважении, я не вижу в этом ничего зазорного. Другие люди могут дать мне необходимый минимум информации, который я хочу получить, потому как для них это очень просто и быстро. Это плохо, что я обращаюсь к ним за помощью? Я трачу минуту на формулировку вопроса, другой человек тратит еще минуту на ответ. В итоге получается две минуты вместо нескольких часов, которые я мог бы провести, беспорядочно читая одну за другой статьи в надежде найти именно то, что мне нужно. Прошу отметить, что я не принуждаю других тратить эту самую драгоценную минуту на написание мне ответа, ведь это личный выбор каждого. Если человек предпочтет взамен потратить полчаса на препирания, то кто я такой, чтобы его винить? Это его личное время, он распоряжается им так, как ему будет угодно.
Возвращаясь к истокам: я просил простой ответ — я его получил. Нравоучений я не просил, но их я тоже получил. Оскорблений в свой адрес я тоже не просил, но и их умудрился получить. Покорнейше благодарю.
Насчет получения информации… Смотрите не только сами ворки, но и комментарии к ним. Зачастую в комментариях информации не меньше чем в топике. Не стесняйтесь задавать конкретные вопросы в темах, если и не ответят, то и по голове за это не дадут. Хотя вероятнее всего ответят, да еще и не один человек.
По поводу чернения, травления и пр:
Чернение: В основном этот термин подразумевает нанесение на деталь слоя защищающего ее от коррозии и дающего визуальный эффект потемнения или окрашивающий в черный цвет. Слои чернения могут быть различного состава, например оксидные, фосфатные, сернистые и пр.
Травление: Химическое или Электрохимическое удаление части меди с детали. Обычно применяется для нанесения рисунков и надписей. Также используется для подготовки детали к некоторым типам обработки.
1. Чернение — это один из видов патинирования?
2. Деталь не может считаться законченной даже после полировки до тех пор, пока не будет патинирована?
3. Без патинирования деталь в скором времени подвергнется коррозии и потеряет свой внешний вид?
4. Патинирование всегда влечет за собой изменение цвета детали?
Так что я бы рискнул предположить, что ответ на первый вопрос — «Да».
2.Деталь без патинирования и чернения вполне может считаться законченной.
3.Кроме патинирования есть и другие способы нанесения на медь и ее сплавы защитных покрытий.
4.Обычно да, патина сама по себе влечет изменение цвета. Это скорее декоративно-защитное покрытие, тогда как есть еще и защитные и защитно-декоративные покрытия.
Просто патинирование — это искусственное старение с контролируемым процессом и контролируемым результатом.
Есть и другие процессы для защиты меди.
Например пассивирование бихроматом калия, фосфатирование (применяется только после борфтористых и пирофосфатных электролитов, достаточно редко используемый тип защитного покрытия для меди), различные способы оксидирования (с одновременным окрашиванием).
Вот примеры из моей «Поваренной тетрадки» для оксидирования и окрашивания меди:
Синевато-черные цвета
1. Едкий натр — 600-650г/л.
2. Азотнокислый натрий — 100-200г/л.
3. Температура раствора — 140°С
4. Время обработки — 2ч
______________________________________
1. Едкий натр — 550
2. Азотистокислый натрий — 150-200г/л.
3. Температура раствора — 135-140°С
4. Время обработки— 15-40 мин
______________________________________
1. Едкий натр — 700-800г/л.
2. Азотнокислый натрий — 200-250г/л.
3. Азотистокислый натрий —50-70г/л.
4. Температура раствора — 140-150°С
5. Время обработки — 15-60 мин
______________________________________
1. Едкий натр — 50-60г/л.
2. Персульфат калия — 14-16г/л.
3. Температура раствора — 60-65 С
4. Время обработки — 5-8 мин
______________________________________
1. Сернистый калий — 150г/л.
2. Температура раствора — 30°С
3. Время обработки — 5-7 мин
Зеленый цвет
1. Азотнокислая медь — 200г/л.
2. Аммиак (25%-ный раствор) — 300г/л.
3. Хлористый аммоний — 400г/л.
4. Уксуснокислый натрий — 400г/л.
5. Температура раствора — 15-25°С
6. Интенсивность окраски определяют визуально.
Коричневый цвет
1. Хлористый калий — 45г/л.
2. Сернокислый никель — 20г/л.
3. Сернокислая медь — 100г/л.
4. Температура раствора — 90-100°С
5. Интенсивность окраски определяют визуально.
Буровато-желтый цвет
1. Едкий натр — 50г/л.
2. Персульфат калия — 8г/л.
3. Температура раствора — 100°С
4. Время обработки — 5-20 мин
Голубой цвет
1. Тиосульфат натрия — 160г/л.
2. Уксуснокислый свинец — 40г/л.
3. Температура раствора — 40-100°С
4. Время обработки — до 10 мин
а нет ли в Вашей тетрадки рецепта по патинированию современных монет из белого металла. хочется сделать кончо из монет, медяки вроде получаются, десятки латунные вроде тоже, но хуже, а вот «серебро» совсем не слушается меня ;( может подскажите рецепт «заварки»?
— 1 рубль с 1997 по наше время,
— 2 руьля с с 1998 по 2013 г.г.
— 5 рублей разные — две монеты явно медные покрыты белым металлом 1997 и 1998 гг, и 2003 по 2014 совсем другие.
— 5 копеек с 2001 по 2011 гг
— 1 копейка почему то только 2004 и 2005 гг.
1/2 руб 1997 по 2009 года.- Медно-никелевый сплав
1/2/5 руб с 2009 года. Сталь с никелевым гальванопокрытием
5 руб с 1997 по 2009 года. — Биметалл (медь, плакированная мельхиором)
1/5 копеек с 1997 — 2014 года. Биметалл (сталь, плакированная мельхиором)
По Биметалл (медь, плакированная мельхиором) и Биметалл (сталь, плакированная мельхиором) пока никаких рекомендаций дать не могу, пока… Нужно копаться в справочниках, так как это сплав сплав меди с никелем, с добавками железа, магния, марганца и даже цинка. Какой из сплавов мельхиора используется — еще нужно выяснять…
Напомни если не трудно числа третьего, чтобы не забыл.
Для медно-никелевых сплавов и никелевого гальванопокрытия:
Раствор:
Персульфат аммония — 200г/л,
Сернокислый натрий — 100г/л,
Сернокислое железо — 9г/л,
Роданистый аммоний — 6г/л.
Температура раствора — 20-25°С,
Время обработки — 1-2 мин.
Цвет окрашивания — блестяще-черный.
Цвета старой бронзы не добиться…
Ну, да не так все страшно как кажется.
Лично я построил такую цепочку операций:
Обезжиривание, травление, нанесение тонкослойного медного покрытия, патинирование.
Причем на монеты после обезжиривания и травления медь сядет на ура, ну и разницы нет, что там за монета и какой год… Один черт все они сверху — никель.
Очень Вам благодарен, Ваши советы способны любого сподвигнуть на химические опыты, а Ваша бесценная тетрадка рецептов, вероятно достойна того, что бы ее опубликовать для широкой публики истинных любителей стимпанка!!!
Спасибо за теплый отзыв. На самом деле вы скорее всего получили на железной монете налет контактной меди, на остальных возможно и тонкий слой электролитической меди, так как любой металл имеет определенный электрический потенциал и держит небольшой заряд, то зачастую этого достаточно для нанесения тончайших слоев в несколько десятков атомов практически из любых растворов содержащих 2х и 3х валентную медь.
Обжиг горелкой скорее всего отпустил слой меди, так-что теперь он достаточно гибкий и пластичный.
Насчет тетрадки, так это и есть реальная тетрадь, я просто очень люблю делать записки, вот и завел привычку писать всякие умные мысли, рецепты и прочее в тетрадки. Тем более у меня свойство памяти такое, что через моторику руки при написании — запоминаю почти 70% написанной информации на всегда… Публиковать тетрадку без разбора — дело просто бесполезное, там куча моих расчетов, мыслей, описаний экспериментов, короче то, что не представляет ни для кого интереса.
Электролитическая медь оказалась не прочно сидит на доноре. есть ли способ усилить ее связь с металлом на который она осела? Понимаю правильно ли, что произошел не полноценный процесс гальванопластики? Так получилось, что мне пришлось покинуть мою мастерскую ненадолго, а по прошествии нескольких дней, я обнаружил, что этот слой немного стирается пальцами (вынимал пинцетом, следов на монете не оставалось, вплоть до момента пока не взял в руки и не потер). Буду пробовать с таким тонким слоем запатинировать.
Насчет тетрадки — теперь мы все знаем, что существует некий кондуит с химическими откровениями, но вот общение может происходить только через Оракула)))
Только не ищите в моих словах иронию, простой вопрос — простой ответ.
Много работы наждаком (убираем царапины и делаем гладкую поверхность) и шерстью/войлоком с пастой ГОИ (полировка).
Ну а для новичка лучше просто нанести блестящее гальваническое покрытие, естественно не без удаления крупных царапин и т.д.
А еще есть очень хорошие импортные полировальные составы (правда очень дорогие)… Если не забуду, завтра гляну на работе название или сфоткаю. Вместо нудной полировки пастагои — нанес, подождал пару секунд, стер, блестит как у кота… нос.
Но мы не ищем легких путей! Ручная работа — наше все!
Вот пример самодельного качающего устройства для катодного подвеса…
Смотреть страшно…
страшногокачающего устройства… и я заметил лучшее качество покрытия с качанием, чем барботированием воздухом… да и мелких брызг меньше )))Главное это шестерня с эксцентриком, на которую и упирается штанга. Сзади противовес на пружине, не дает сильно нагружать мотор и шестерни, нагрузка регулируется дополнительным весом на противовесе. Мотор асинхронный со старого принтера 2-12в, напряжением регулируется скорость вращения, обычно выставляю примерно на 3 качка в секунду.
Покрытие конечно лучше с качением, так как деталь движется относительно не только ионов в растворе, но и относительно электрических полей, что создает дополнительное сглаживание. Хотя если добавить еще и перемешивание раствора, то хуже точно не будет. На данном снимке у меня в качестве качалки сама обмедняемая деталь, у нее нижняя часть как весло…
Впрочем, я особым терпением как раз и не отличаюсь.
Поэтому советую определитесь, что хотите сделать и сразу начинайте. По ходу работы будете учится. Многие вопросы отпадут, но возникнет гораздо больше новых вопросов о которых вы даже не догадываетесь. Не думайте, что для того чтобы начать нужно много какого то особенного инструмента. Здесь на сайте есть много мастеров которые делают прекрасные вещи с минимальным набором инструментов.