В Лондоне в последний раз открыли туннель под Темзой, чтобы вскоре закрыть навсегда...
В Лондоне впервые за 145 лет открылся для посетителей туннель под Темзой.
Открылся — чтобы вскоре закрыться навсегда.
Блистательное инженерное решение родом из Викторианской эпохи, которое современники окрестили «восьмым чудом света», стало подарком участникам и гостям фестиваля «Восточный Лондон» (4–9 марта).
Туннель проложен между районами Ротерхайт (Rotherhithe) и Уоппинг (Wapping) под руководством осевшего в Великобритании французского инженера Марка Изамбара Брюнеля и его сына Изамбара Кингдома Брюнеля. Открытый в 1852 году, он поразил воображение всей нации, ибо до той поры в мире не было ничего подобного. Говорят, уже через неделю после открытия половина Лондона не поленилась заплатить за право прогуляться по ярко освещенной 400-метровой подводной улице. Вскоре здесь появились торговый пассаж и театр, и туннель приобрел репутацию увеселительного заведения.
В 1865 году он был приобретен компанией East London Railway и, увы, закрыт для пешеходов. Через несколько лет по нему пустили первые поезда, а части старого перехода отправили в музей Брюнеля — в том числе Большой зал, который соорудили над водой, после чего он затонул под собственным весом в 1867 году.
Во второй половине XX века эта старейшая часть инфраструктуры лондонского метро стала вызывать вопросы по поводу безопасности, ее несколько раз пытались ремонтировать, а теперь решили закрыть. Для последних посетителей воссоздана атмосфера Викторианской эпохи: в туннеле выступают воздушные акробаты и жонглеры, а в ларьках продается то, что ели и пили более полутора столетий назад.
7 комментариев
ссылка:
В Лондоне теперь можно прогуляться под Темзой. Тоннель, которому больше 160 лет, на время открыт для пешеходов.
Чудо-тоннель инженера Брунеля лишь в XIX веке был пешеходным. И сейчас у лондонцев есть ровно два дня, чтобы пройтись пешком под Темзой.
Счастливчикам, купившим тур в подземелье, выдают резиновые перчатки, чтобы не касаться вековой плесени. Путешествие в прошлое начинается на платформе станции «Розерхайд», потом приглашают на рельсы. Последние 145 лет сюда спускались только путевые проходчики.
Для викторианской Англии тоннель был предметом национальной гордости. А для главного проектировщика Марка Брунеля — страданием длиной в 19 лет. Пробивая первый в мире тоннель под рекой, он потерял деньги и здоровье. А его сына, работавшего инженером, чуть было не смыли подземные воды.
Ричард Снорри, турист: «Да, такое увидишь раз в жизни, я совершенно не жалею, что сюда попал!»
Майк Стайкс, инженер-метростроитель: «Откровенно говоря, я удивился, что так много людей пришло посмотреть на этот легендарный тоннель. Надеюсь, они оценят нашу работу».
Последние полгода в Брунельском тоннеле шли ремонтные работы. Когда станцию сдали, строители предложили мэрии устроить день открытых дверей. Мэрия решила, что лучше сделать два дня — ведь кто знает, может, следующую экскурсию ещё полтора века ждать.
Элен Харрис, куратор проекта «Брунельский тоннель»: «Люди всегда стремятся заглянуть за кулисы, увидеть что-то новое, поэтому меня, между нами говоря, такое количество гостей не удивляет».
Курить и выпивать в тоннеле нельзя, предупреждают экскурсоводы. Как же не выпить по такому случаю, возмущаются гости. Ведь, когда тоннель открывали, банкет королевская семья устроила прямо под землёй.
Дмитрий Сошин