Наутилус Роберта Фултона.
Сегодня расскажу об еще одном человеке, оставившем след как в создании подводных судов, так и в кораблестроении в общем.
Роберт Фултон — незаурядный инженер и изобретатель американского происхождения. С детства проявлял интерес к технике часто проводя время возле оружейных мастерских, а так же создавал фейерверки и увлекался рисованием и черчением. В 1786 году по совету Б. Франклина переехал в Англию, где учился у известного англо-американского художника Бэнджамина Уэста.
С 12 лет Фултон заинтересовался паровыми двигателями и с тех пор изучал их и обдумывал проекты о использовании их на кораблях. И в 1800 году, по просьбе посла США Роберта Ливингстона, Фултон начал эксперименты с паровыми двигателями. В 1803 году паровое судно длиной 20 м и шириной 2.4 м было испытано на реке Сена, достигнув скорости 3 узлов против течения.
Воодушевлённый успехом, Фултон заказал более мощный паровой двигатель в фирме Болтона и Уатта.
Первое плавание парохода осуществилось 17.08.1807 года. Первый пароход часто называют «Клермонт». Но на самом деле его название «Пароход Северной Реки» (North River Steamboat), а «Клермонтом» называлась усадьба его партнера Ливингстона, на реке Гудзон в 177 км от Нью-Йорка, которую пароход посетил во время первого плавания.
Фултон запатентовал свой пароход 11 февраля 1809 года и в последующие годы построил ещё несколько паровых судов. В 1814 году Фултон заложил 44-пушечный военный пароход «Фултон I», также известный как «Демологос» (англ. Demologos), но не дожил до окончания постройки.
С 1813 года Фултон стал бы обладателем эксклюзивного права на постройку пароходов в России: император Александр I предоставил ему монопольное право на эксплуатацию пароходных судов на линии Санкт-Петербург-Кронштадт, а также на других российских реках в течение 15 лет. Но Фултон не смог воспользоваться договором, так как не выполнил основного условия договора — в течение трёх лет он не ввел в строй ни одного судна и этот контракт достался шотландскому промышленнику Чарльзу Берду.
Теперь перейдем к одному из самых интересных его проектов — подводной лодке «Наутилус»
колоритно выглядит, не находите?
Фултон в своих разработках опирался на опыт Бушнелла, его наутилус так же приводился в движение мускульной силой экипажа, и погружалась заполняя водой специальные отсеки. Название «Наутилус» было обобщающее для трех лодок, которые Фултон построил с 1800 по 1804 годы. по конструкции лодка представляла собой деревянную, с металлическими шмангоутами сигару, оббитую медными листами. Такая форма обеспечивала меньшее сопротивление воды и облегчала передвижение под водой.
Корпус имел размеры: длина 21 фут 4 дюйма и диаметр 7 футов.Интересный факт, что к подобной форме субмарин вернуться лишь после 40-х — 50-х годов 20 века, когда появятся лодки способные долгое время находиться под водой, а до этого лодки были штевневого типа, для большей остойчивости в надводном положении. Так что можно сказать что Фултон опередил свое время в проектировании субмарины. Под водой движение лодки придавал винт, расположенный в корме и приводимый в движение двумя моряками. Он обеспечивал лодке подводную скорость в 1,5 узла. При всплытии экипаж мог поставить мачту, убираемую в специальный контейнер. Таким образом на поверхности лодка могла двигаться одновременно и под парусом и помогая себе винтом. Однако одним из самых значимых нововведений стал горизонтальный руль, позволяющий удерживать лодку на глубине. Для обзора лодка имела небольшую рубку в форме полусферы в которой Фултон позднее добавит стеклянные иллюминаторы.
Хотя Фултон и размышлял о создании торпед, но в дело они не пошли и при вооружении лодки он опирался на опыт Бушнелла. Лодка имела зазубренный шип, который следовало воткнуть в днище корабля и отсоединить его от субмарины. к шипу был привязан бочонок с порохом, который в свою очередь можно было позже взорвать с помощью электрического тока.
Итак, начало XIX века. Фултон имяя разработку подобного «вундерваффе» решает что пора переходить от концептов и моделей к реальной постройке.
Вообще, если проглядеть его жизненный путь, то можно увидеть, что как и большинство изобретателей того времени, Фултон был идеалистом. В то время считалось, что прогресс положит конец всем войнам, потому что с его помощью будет создано различное оружие такой ужасной силы, что человечество в страхе откажется от каких бы то ни было военных конфликтов. Подобные идеи часто можно встретить в ранних работах Г. Уэлса и Ж. Верна. А так как считалось что морская мощь — самое действенное оружие — то уничтожение флотов послужит катализатором мира. Правда после альтруизм и идеализм разбились о реальность, и мы видим Фултона уже как предприимчивого дельца. Но по порядку…
В 1897 г. Фултон предложил французской Директории построить подводную лодку, которую он назвал «Наутилус».
«13 сентября 1797 г.
Гражданин Директор.
Поскольку все проявляют огромный интерес к уменьшению мощи английского флота, я планирую построить механическое приспособление, которое, я в этом совершенно уверен, уничтожит этот флот. Однако требуются определенные опыты, чтобы довести аппарат до совершенства. Величие этого проекта вызывает у меня горячее желание продемонстрировать это приспособление. Чтобы избавить вас от лишних забот, я создал для этой цели компанию, которая будет нести все расходы и выполнит все работы на следующих условиях:
1. Французское правительство обязуется выплатить компании «Наутилуса» 4000 франков за орудие каждого корабля (более чем 40-пушечного), уничтоженного изобретателем, и 2000 франков за орудие каждого корабля (менее чем 40-пушечного). Выплата производится в течение 6 месяцев со дня уничтожения корабля.
2. Все захваченные английские корабли, военные и торговые, становятся собственностью компании без возражений со стороны правительственных агентов, если доказано, что они были английской собственностью.
3. Правительство выдает компании «Наутилуса» монополию на изобретение во всех французских портах, если правительство не пожелает само строить такую лодку. В этом случае правительство имеет право строить столько «Наутилусов», сколько пожелает, выплатив по 10000 франков за каждый «Наутилус», использованный правительством.
4. Будучи гражданином Соединенных Штатов, я желаю получить гарантии правительства, что это изобретение или любое аналогичное не будет использовано французским правительством против Соединенных Штатов. В крайнем случае требуются гарантии, что американцы также могут использовать его против Франции, если эти гарантии будут нарушены.
5. Если в течение 3 месяцев с настоящего дня будет подписан мир с Англией, правительство возместит компании все расходы. Выплаты должны быть произведены в течение 3 месяцев со дня подписания мира.
6. Как в случае с брандерами и другими изобретениями для уничтожения кораблей, которые считаются нарушающими законы войны, люди, участвующие в предприятии, могут быть повешены или расстреляны. Чтобы воспрепятствовать этому, Директория дает гарантии компании «Наутилуса», что каждый человек, захваченный на «Наутилусе» во время экспедиций компании, будет считаться военнопленным, с ним будут обращаться как с военнопленным, а любой причиненный вред повлечет за собой репрессалии в отношении английских пленных.
Граждане, я твердо уверен, что это приспособление принесет свободу мореплавания. Крайне важно провести эксперименты как можно быстрее, чтобы в случае их успеха, посеять ужас перед угрозой вторжения в Англию, а потом использовать лодки в ходе этого вторжения.
Представив эти соображения на ваше благоусмотрение, и ожидая ваших распоряжений, свидетельствую вам совершенное уважение.
Роберт Фултон
556, Рю-де-Бак».
Как видим, мотивы, которые когда-то заставили его обратиться к идее подводной войны как способу разоружения, были забыты.
Директория отряжает комиссию, для изучения модели лодки Фултона. После нескольких испытанийкомиссия дала благоприятный отзыв. Но морской министр не сделал ничего для реализации проекта. Фултон был вынужден искать поддержку в другом месте.
Последующие 3 года он путешествует по Европе, предлагая подводную лодку различным правительствам. Все они проявляли интерес, но никто не желал начать строить «Наутилус».
В 1800 году Фултон вернулся во Францию. Директории больше не существовало, ее место заняло новое правительство, которое возглавлял первый консул Наполеон Бонапарт. Фултон послал свои чертежи ему. Наполеон понимает, что в грядущих войнах, особенно с «владычицей морей» — Англией, вопрос противодействию ее флоту стоит очень остро. Поэтому он приказывает выдать Фултону 10000 франков на постройку субмарины. Лодка спущена на воду на Сене в мае 1801.
Первые испытания «Наутилуса» прошли в Париже, напротив Дворца инвалидов, в присутствии самого Наполеона. После этого, Фултон перевез свою лодку в Брест для опытов в открытом море. в конструкцию был внесен ряд изменений, например, что интересно, Фултон впервые попытался использовать сжатый воздух, чтобы увеличить время пребывания под водой.
Наконец настал день, когда он решил продемонстрировать, как будет проводиться атака. На рейде Бреста была установлена старая шхуна. «Наутилус», имея подрывной заряд, пошел в атаку. Испытания завершились триумфальным успехом.
Однако, несмотря на абсолютный успех, Франция передумала использовать лодку. Это произошло отчасти от того, что Наполеон отказался от высадки в Англию, а так же от того, что морское ведомство совневалось в честности и благородстве нового типа оружия.
Кстати, интересный факт. По некоторым данным, подобная субмарина могла бы спасти Наполеона. Бонапартисты вынашивали план спасения императора из заточения, и частью плана был вывоз императора с острова Св. Елены именно на подлодке, чтобы потом перейти на корабль и скрыться. И даже стали строить лодку. Однако вскоре Наполеон скончался, план не был реализован, и лодку забросили. Но это из разряда городских легенд. Хотя история занятная.
После этого Фултон пересекает Ла-Манш и прибывает в Англию. Здесь мы уже видим, что Фултон перестал видеть в Англии главного врага мира, он просто хочет заработать деньги.
Фултон сумел заинтересовать премьер-министра Уильяма Питта и лодку было решено испытать. Как и в Бресте, испытания завершились успехом. Бриг «Дороти» был поставлен на якорь возле Фалмера, и Фултон разнес его на куски с первой же попытки. Его успех привел комиссию в ужас, так как сразу стали ясны безграничные возможности подводной лодки. Поэтому комиссия, несмотря на протесты Питта, отвергла изобретение, отказавшись вообще иметь дело с этой смертоносной новинкой. Окончательный приговор произнес Первый Морской Лорд, великий адмирал лорд Сент-Винсент:«Питт был величайшим в мире идиотом, так как мог начать развитие того рода военных действий, который совершенно не нужен обладающему господством на море, и который, оказавшись успешным, сразу лишит его этого господства».
(Как видим, Англия уже тогда начала понимать, что подобное оружие способно полностью подорвать ее морскую мощь, что кстати и продемонстрировал немецкий подводный флот в будущем, за 2 мировые войны)
Но подобные удары судьбы не смогли сломить изобретателя. В 1810 году он убедил конгресс выделить ему 5000 долларов на постройку еще одной подводной лодки. Это был более крупный корабль длиной 80 футов и шириной 21 фут. Он имел осадку 14 футов. Лодка была оснащена паровым двигателем (!!! впервые была произведена механизация подводного движителя !!!!), который спроектировал сам Фултон. Верхняя палуба была забронирована железными плитами для защиты от орудийного огня атакованного корабля. Лодка была названа «Мьют» (немой), потому что паровая машина работала совершенно бесшумно.
Но злой рок все таки настиг Фултона. На сей раз судьба нанесла ему последний удар. Во время испытаний лодки Фултон умер, а кроме него никто не мог завершить дело. Про «Мьют» забыли, лодка сгнила и затонула прямо у причала.
Роберт Фултон
Вообще, делая выводы можно судить, что Фултон был талантливейшим кораблестроителем, сильно опередившим свое время. в конструкции его лодки мы видим ряд довольно передовых для того времени нововведений: горизонтальный руль, попытки увеличить автономность за счет сжатого воздуха, и как итог создания субмарины с механическим паровым двигателем. Возможно если бы не смерть, то Фултон в итоге сумел протолкнуть свой корабль в какой нибудь флот мира (настойчивости ему было не занимать), и не известно как бы изменилась в результате мировая морская летопись. Однако, идеи Фултона не были приняты современниками. В то время считалось что подобные действия на море являются бесчестными и с моряками с субмарины, если они попадут в плен будут обращаться не как с военнопленными, а как с шпионами, диверсантами и пиратами. В таком случае экипаж ждала виселица и бесчестье. Кстати в будущем многие изобретатели военных субмарин будут сталкиваться с подобным отношением, моряки будут отказываться от их изобретений аргументируя, что подобный стиль ведения войны лишен рыцарства и чести.
Роберт Фултон — незаурядный инженер и изобретатель американского происхождения. С детства проявлял интерес к технике часто проводя время возле оружейных мастерских, а так же создавал фейерверки и увлекался рисованием и черчением. В 1786 году по совету Б. Франклина переехал в Англию, где учился у известного англо-американского художника Бэнджамина Уэста.
С 12 лет Фултон заинтересовался паровыми двигателями и с тех пор изучал их и обдумывал проекты о использовании их на кораблях. И в 1800 году, по просьбе посла США Роберта Ливингстона, Фултон начал эксперименты с паровыми двигателями. В 1803 году паровое судно длиной 20 м и шириной 2.4 м было испытано на реке Сена, достигнув скорости 3 узлов против течения.
Воодушевлённый успехом, Фултон заказал более мощный паровой двигатель в фирме Болтона и Уатта.
Первое плавание парохода осуществилось 17.08.1807 года. Первый пароход часто называют «Клермонт». Но на самом деле его название «Пароход Северной Реки» (North River Steamboat), а «Клермонтом» называлась усадьба его партнера Ливингстона, на реке Гудзон в 177 км от Нью-Йорка, которую пароход посетил во время первого плавания.
Фултон запатентовал свой пароход 11 февраля 1809 года и в последующие годы построил ещё несколько паровых судов. В 1814 году Фултон заложил 44-пушечный военный пароход «Фултон I», также известный как «Демологос» (англ. Demologos), но не дожил до окончания постройки.
С 1813 года Фултон стал бы обладателем эксклюзивного права на постройку пароходов в России: император Александр I предоставил ему монопольное право на эксплуатацию пароходных судов на линии Санкт-Петербург-Кронштадт, а также на других российских реках в течение 15 лет. Но Фултон не смог воспользоваться договором, так как не выполнил основного условия договора — в течение трёх лет он не ввел в строй ни одного судна и этот контракт достался шотландскому промышленнику Чарльзу Берду.
Теперь перейдем к одному из самых интересных его проектов — подводной лодке «Наутилус»
колоритно выглядит, не находите?
Фултон в своих разработках опирался на опыт Бушнелла, его наутилус так же приводился в движение мускульной силой экипажа, и погружалась заполняя водой специальные отсеки. Название «Наутилус» было обобщающее для трех лодок, которые Фултон построил с 1800 по 1804 годы. по конструкции лодка представляла собой деревянную, с металлическими шмангоутами сигару, оббитую медными листами. Такая форма обеспечивала меньшее сопротивление воды и облегчала передвижение под водой.
Корпус имел размеры: длина 21 фут 4 дюйма и диаметр 7 футов.Интересный факт, что к подобной форме субмарин вернуться лишь после 40-х — 50-х годов 20 века, когда появятся лодки способные долгое время находиться под водой, а до этого лодки были штевневого типа, для большей остойчивости в надводном положении. Так что можно сказать что Фултон опередил свое время в проектировании субмарины. Под водой движение лодки придавал винт, расположенный в корме и приводимый в движение двумя моряками. Он обеспечивал лодке подводную скорость в 1,5 узла. При всплытии экипаж мог поставить мачту, убираемую в специальный контейнер. Таким образом на поверхности лодка могла двигаться одновременно и под парусом и помогая себе винтом. Однако одним из самых значимых нововведений стал горизонтальный руль, позволяющий удерживать лодку на глубине. Для обзора лодка имела небольшую рубку в форме полусферы в которой Фултон позднее добавит стеклянные иллюминаторы.
Хотя Фултон и размышлял о создании торпед, но в дело они не пошли и при вооружении лодки он опирался на опыт Бушнелла. Лодка имела зазубренный шип, который следовало воткнуть в днище корабля и отсоединить его от субмарины. к шипу был привязан бочонок с порохом, который в свою очередь можно было позже взорвать с помощью электрического тока.
Итак, начало XIX века. Фултон имяя разработку подобного «вундерваффе» решает что пора переходить от концептов и моделей к реальной постройке.
Вообще, если проглядеть его жизненный путь, то можно увидеть, что как и большинство изобретателей того времени, Фултон был идеалистом. В то время считалось, что прогресс положит конец всем войнам, потому что с его помощью будет создано различное оружие такой ужасной силы, что человечество в страхе откажется от каких бы то ни было военных конфликтов. Подобные идеи часто можно встретить в ранних работах Г. Уэлса и Ж. Верна. А так как считалось что морская мощь — самое действенное оружие — то уничтожение флотов послужит катализатором мира. Правда после альтруизм и идеализм разбились о реальность, и мы видим Фултона уже как предприимчивого дельца. Но по порядку…
В 1897 г. Фултон предложил французской Директории построить подводную лодку, которую он назвал «Наутилус».
«13 сентября 1797 г.
Гражданин Директор.
Поскольку все проявляют огромный интерес к уменьшению мощи английского флота, я планирую построить механическое приспособление, которое, я в этом совершенно уверен, уничтожит этот флот. Однако требуются определенные опыты, чтобы довести аппарат до совершенства. Величие этого проекта вызывает у меня горячее желание продемонстрировать это приспособление. Чтобы избавить вас от лишних забот, я создал для этой цели компанию, которая будет нести все расходы и выполнит все работы на следующих условиях:
1. Французское правительство обязуется выплатить компании «Наутилуса» 4000 франков за орудие каждого корабля (более чем 40-пушечного), уничтоженного изобретателем, и 2000 франков за орудие каждого корабля (менее чем 40-пушечного). Выплата производится в течение 6 месяцев со дня уничтожения корабля.
2. Все захваченные английские корабли, военные и торговые, становятся собственностью компании без возражений со стороны правительственных агентов, если доказано, что они были английской собственностью.
3. Правительство выдает компании «Наутилуса» монополию на изобретение во всех французских портах, если правительство не пожелает само строить такую лодку. В этом случае правительство имеет право строить столько «Наутилусов», сколько пожелает, выплатив по 10000 франков за каждый «Наутилус», использованный правительством.
4. Будучи гражданином Соединенных Штатов, я желаю получить гарантии правительства, что это изобретение или любое аналогичное не будет использовано французским правительством против Соединенных Штатов. В крайнем случае требуются гарантии, что американцы также могут использовать его против Франции, если эти гарантии будут нарушены.
5. Если в течение 3 месяцев с настоящего дня будет подписан мир с Англией, правительство возместит компании все расходы. Выплаты должны быть произведены в течение 3 месяцев со дня подписания мира.
6. Как в случае с брандерами и другими изобретениями для уничтожения кораблей, которые считаются нарушающими законы войны, люди, участвующие в предприятии, могут быть повешены или расстреляны. Чтобы воспрепятствовать этому, Директория дает гарантии компании «Наутилуса», что каждый человек, захваченный на «Наутилусе» во время экспедиций компании, будет считаться военнопленным, с ним будут обращаться как с военнопленным, а любой причиненный вред повлечет за собой репрессалии в отношении английских пленных.
Граждане, я твердо уверен, что это приспособление принесет свободу мореплавания. Крайне важно провести эксперименты как можно быстрее, чтобы в случае их успеха, посеять ужас перед угрозой вторжения в Англию, а потом использовать лодки в ходе этого вторжения.
Представив эти соображения на ваше благоусмотрение, и ожидая ваших распоряжений, свидетельствую вам совершенное уважение.
Роберт Фултон
556, Рю-де-Бак».
Как видим, мотивы, которые когда-то заставили его обратиться к идее подводной войны как способу разоружения, были забыты.
Директория отряжает комиссию, для изучения модели лодки Фултона. После нескольких испытанийкомиссия дала благоприятный отзыв. Но морской министр не сделал ничего для реализации проекта. Фултон был вынужден искать поддержку в другом месте.
Последующие 3 года он путешествует по Европе, предлагая подводную лодку различным правительствам. Все они проявляли интерес, но никто не желал начать строить «Наутилус».
В 1800 году Фултон вернулся во Францию. Директории больше не существовало, ее место заняло новое правительство, которое возглавлял первый консул Наполеон Бонапарт. Фултон послал свои чертежи ему. Наполеон понимает, что в грядущих войнах, особенно с «владычицей морей» — Англией, вопрос противодействию ее флоту стоит очень остро. Поэтому он приказывает выдать Фултону 10000 франков на постройку субмарины. Лодка спущена на воду на Сене в мае 1801.
Первые испытания «Наутилуса» прошли в Париже, напротив Дворца инвалидов, в присутствии самого Наполеона. После этого, Фултон перевез свою лодку в Брест для опытов в открытом море. в конструкцию был внесен ряд изменений, например, что интересно, Фултон впервые попытался использовать сжатый воздух, чтобы увеличить время пребывания под водой.
Наконец настал день, когда он решил продемонстрировать, как будет проводиться атака. На рейде Бреста была установлена старая шхуна. «Наутилус», имея подрывной заряд, пошел в атаку. Испытания завершились триумфальным успехом.
Однако, несмотря на абсолютный успех, Франция передумала использовать лодку. Это произошло отчасти от того, что Наполеон отказался от высадки в Англию, а так же от того, что морское ведомство совневалось в честности и благородстве нового типа оружия.
Кстати, интересный факт. По некоторым данным, подобная субмарина могла бы спасти Наполеона. Бонапартисты вынашивали план спасения императора из заточения, и частью плана был вывоз императора с острова Св. Елены именно на подлодке, чтобы потом перейти на корабль и скрыться. И даже стали строить лодку. Однако вскоре Наполеон скончался, план не был реализован, и лодку забросили. Но это из разряда городских легенд. Хотя история занятная.
После этого Фултон пересекает Ла-Манш и прибывает в Англию. Здесь мы уже видим, что Фултон перестал видеть в Англии главного врага мира, он просто хочет заработать деньги.
Фултон сумел заинтересовать премьер-министра Уильяма Питта и лодку было решено испытать. Как и в Бресте, испытания завершились успехом. Бриг «Дороти» был поставлен на якорь возле Фалмера, и Фултон разнес его на куски с первой же попытки. Его успех привел комиссию в ужас, так как сразу стали ясны безграничные возможности подводной лодки. Поэтому комиссия, несмотря на протесты Питта, отвергла изобретение, отказавшись вообще иметь дело с этой смертоносной новинкой. Окончательный приговор произнес Первый Морской Лорд, великий адмирал лорд Сент-Винсент:«Питт был величайшим в мире идиотом, так как мог начать развитие того рода военных действий, который совершенно не нужен обладающему господством на море, и который, оказавшись успешным, сразу лишит его этого господства».
(Как видим, Англия уже тогда начала понимать, что подобное оружие способно полностью подорвать ее морскую мощь, что кстати и продемонстрировал немецкий подводный флот в будущем, за 2 мировые войны)
Но подобные удары судьбы не смогли сломить изобретателя. В 1810 году он убедил конгресс выделить ему 5000 долларов на постройку еще одной подводной лодки. Это был более крупный корабль длиной 80 футов и шириной 21 фут. Он имел осадку 14 футов. Лодка была оснащена паровым двигателем (!!! впервые была произведена механизация подводного движителя !!!!), который спроектировал сам Фултон. Верхняя палуба была забронирована железными плитами для защиты от орудийного огня атакованного корабля. Лодка была названа «Мьют» (немой), потому что паровая машина работала совершенно бесшумно.
Но злой рок все таки настиг Фултона. На сей раз судьба нанесла ему последний удар. Во время испытаний лодки Фултон умер, а кроме него никто не мог завершить дело. Про «Мьют» забыли, лодка сгнила и затонула прямо у причала.
Роберт Фултон
Вообще, делая выводы можно судить, что Фултон был талантливейшим кораблестроителем, сильно опередившим свое время. в конструкции его лодки мы видим ряд довольно передовых для того времени нововведений: горизонтальный руль, попытки увеличить автономность за счет сжатого воздуха, и как итог создания субмарины с механическим паровым двигателем. Возможно если бы не смерть, то Фултон в итоге сумел протолкнуть свой корабль в какой нибудь флот мира (настойчивости ему было не занимать), и не известно как бы изменилась в результате мировая морская летопись. Однако, идеи Фултона не были приняты современниками. В то время считалось что подобные действия на море являются бесчестными и с моряками с субмарины, если они попадут в плен будут обращаться не как с военнопленными, а как с шпионами, диверсантами и пиратами. В таком случае экипаж ждала виселица и бесчестье. Кстати в будущем многие изобретатели военных субмарин будут сталкиваться с подобным отношением, моряки будут отказываться от их изобретений аргументируя, что подобный стиль ведения войны лишен рыцарства и чести.
6 комментариев
+!