Парореактивная лодка (с)

Начал предновогоднюю уборку и в самом далёком и тёмном углу нашёл выпуск журнала «Юный техник», который немножко старше меня. Там была статейка, которая лично мне показалась довольно интересной — руки зачесались, но уборка плавно переростает в ремонт, и времени немножко нэту. Но, может быть кому-то пригодится.
Парореактивная лодка (с)
«Мой дедушка, вспоминая свое детство, рассказывал мне, — пишет нам восьмиклассник Валя Локтев из Киева, — что в 30-е годы очень популярной среди его сверстников была маленькая лодочка, работавшая на реактивной тяге. Дедушка говорил, что ее строили в кружках и даже продавали в магазинах.
Не могли бы вы хотя бы изредка рассказывать в «Юном технике» об игрушках наших дедушек и бабушек? Думаю, что это будет интересно не только мне, но и многим другим ребятам».
Что же, Валя, ты. подсказал нам хорошую рубрику.
Заглянем в журналы и книги 20—30-х годов. Достижения юных техников тех лет на первый взгляд кажутся скромными. Тогда не было шагающих планетоходов, мини-тракторов и стереорадиол, которые строят сегодняшние ребята. Но юные техники 20—30-х годов тоже умели многое. Они, например, могли вырастить в пробирке полупроводниковый кристалл. Они умели делать из жести от консервной банки и гильзы от патрона для охотничьего ружья паровую машину. Уже тогда у них были модели радиоуправляемых судов и автомобилей. Да, много было интересных моделей и игрушек у наших дедушек и бабушек. Об одной из них мы и поговорим сегодня.
Итак, начнем с модели, о которой упомянул в своем письме Валя Локтев.
Рассказать о лодке мы попросили инженера Александра Николаевича Ильина. Он нашел старые публикации, сделал по ним лодку, внес некоторые коррективы в конструкцию (время все-таки берет свое!) и теперь предлагает ее вашему вниманию.
Парореактивная лодка (с) (Фото 2)
Основной узел модели — парореактивный двигатель. Он собирается из миниатюрного парового котла с тонкой упругой диафрагмой и двух тонких трубочек, выведенных за корму лодки и опущенных в воду.
Чтобы двигатель заработал, в одну из трубочек пипеткой заливают воду. Как только из другой трубочки вода начнет выливаться, значит, котел полон. Модель ставят на воду, под котел кладут таблетку сухого горючего и разжигают его. Под действием огня в котле образуется пар, который начинает выталкивать воду из трубок — так создается импульс реактивной тяги.
Давление в котле повышается до тех пор, пока тонкая упругая диафрагма не щелкнет — избыточное давление выгибает ее во внешнюю сторону. Как только диафрагма щелкнет, давление уменьшается и в котел по трубкам заливается холодная вода из водоема. Находящийся в котле пар конденсируется, давление падает ниже атмосферного, и диафрагма снова щелкает — принимает прежнее положение. Потом цикл повторяется. Двигатель будет работать до тех пор, пока не кончится горючее. Интересно, что когда лодка плывет по воде, то щелканье диафрагмы напоминает стук настоящего лодочного мотора.
Теперь о том, как сделать лодку. Начнем с парового котла.
Он собирается из корпуса и диафрагмы (рис. 1). Корпус можно выколотить из жести от консервной банки на торце деревянного чурбака (рис. 2). Должна получиться чашеобразная заготовка. Переверните ее и на наковальне или толстом куске металла сделайте плоским молоточком отбортовку (рис. 3).
Не забудьте пробить в заготовке отверстие под трубочки (лучше всего взять медные трубочки диаметром 2,5—3 мм, они легко гнутся и хорошо припаиваются к жести). Диафрагма вырезается из латуни толщиной 0,1—0,2 мм. Чтобы её можно было закрепить на котле, как показано на рисунке 1, она должна быть по размеру больше, чем диаметр котла.
Диафрагма, если вы помните, должна щелкать — выгибаться. Операция эта будет происходить легче, если на заготовке сделать две овальные ямки: одну с одной стороны, другую — с противоположной. Выполнить это можно на резине обычным мягким (он лучше скользит по металлу) карандашом (рис. 4).
Выдавливая ямки, добейтесь, чтобы диафрагма щелкала при легком нажатии пальцем — с обеих сторон. Готовую диафрагму закрепите на корпусе котла закаткой, как показано на рисунке 1. Старайтесь действовать осторожно, чтобы не порвать заготовку, используйте плоскогубцы без насечки. Припаяйте трубочки к котлу и приступайте к проверке его на герметичность. Делается это так. Намажьте швы жидким мылом и подуйте в трубочки. Если появился пузырь — значит, котел пропускает воздух. Исправить дефект можно молотком.
Двигатель готов, приступаем к корпусу лодки. Сложите кусок жести пополам и обрежьте заготовку, как показано на рисунке 5. Зажмите заготовку в тиски и разогните ее молотком так, чтобы получился киль (рис. 6). Теперь нужно спаять носовую часть корпуса. Плавно согните и соедините обе половинки заготовки, в двух местах проколите их шилом и свяжите проволокой (рис. 7). После пайки проволоку удалите, отверстия запаяйте.
Дно в районе кормы должно быть плоским. Проще всего это сделать руками на бруске. Использовать молоток не советуем, от него на корпусе могут остаться вмятины.
Остается припаять транец с отверстиями, впаять в него трубки двигателя и поставить руль, Чтобы трубочки не распаивались, замажьте место их крепления к котлу глиной или оберните фольгой. Лодка готова. Приступайте к испытанию. Как это делается, было рассказано в начале статьи.
Если хотите, чтобы лодка имела более привлекательный вид, сделайте каюту, сиденья.
В заключение отметим, что многое в работе двигателя пока неясно. Например, неизвестно, как влияет на его тягу длина трубок или их диаметр, а также размер котла. Каждому, кто пожелает поэкспериментировать, советуем оборудовать несложный испытательный стенд, например, такой, как на рисунке 8.
А. ИЛЬИН, инженер

38 комментариев

avatar
плюсую потому что сам когда-то делал катера на паровой тяге, правда они работали по другому принципу. долгое время выписывал Юный Техник — полезный журнальчик был…
avatar
Журнальчик действительно был шикарный. Я рассказы и повести читал, фокусы пытался повторить (7-8 лет было) =) Было больше, но отправили на дачу, а её обнесли, а что не унесли поломали, порвали, пожгли… Шаль, ошень шаль… Осталось всего 2 или 3 номера, но из более-менее стимпанкового только эта вот статейка.
avatar
Плюсую! Вы вызвали у меня приступ ностальгии:)))
avatar
Журнал помню, вот где была масса идей! Спасибо!
avatar
ООоо! Вспоминается мульт «рыбка Поньо с утеса»)))
avatar
Да да, тоже первая мысль просокчила, щелкал он там так загадочно, все таки Миядзаки стимпанкер еще тот.
avatar
да, тоже самое… я когда увидел, просто челюсть упала. думаю, ну блин, как все просто…
avatar
во кого я столет не видел! ку :)
avatar
Поп-поп лодка! Я в первые узнал о таких лодочках с тытруба.ру, когда смотрел роллики о морских паровых двигателях. Например
www.youtube.com/watch?v=pFInGJKmMWk
В поиске идёт как Putt-putt или pop-pop boat. Лень искать, там же был красивый роллик про изготовление такой лодочки из дерева.
avatar
Да, прикольная движка ))
Я, когда этот ролик — www.youtube.com/watch?v=_HbrObmLQcI — увидал, тоже полез такую чтокалку паять. Ну до лодки не дошёл (не до неё совсем было), но сама движулька отлично чпокала и плевалась волнами — обязательно бы поплыла :)
avatar
Ха, ностальгия, конструировал, помню, за что от папика получал по полной, он паял радиаторы от авто(было такое время, сейчас всё из пластика), а я пользовал его инстрУменты, и бросал там же, за это получал, но пошло на пользу, я ему благодарен.Сам выписывал «Юный техник»,«Моделист конструктор» и «Радио_любитель», кстати очень помогало.Хорошая статья, встряхнуло.
avatar
ну у меня такого насыщенного детства не было, но парореактивным двигателем восхищен.
avatar
Не глядя в текст сразу узнал «Юнный техник», кстати есть еще в каком то номере паравой двигатель. Я помню в детстве с отцом его делали…
avatar
блин очепятку в названии допустил :))))
avatar
Там паровой двигатель с качающимся цилиндром был. И котёл не самый надёжный. Много нюансов вообще пропущено. Собственно меня только на котёл и хватило. Совсем мелкий был, ни опыта работы с инструментом, ни станков, ни помощи от взрослых… А сделать хотелось. Теперь вот восполняю.
avatar
Да-да именно этот паравой двигатель…
avatar
Кстати, при уборке накопал ещё фокусы из ЮТ. Их я собрал, так как показались интересными, и они сохранились. Мож кому нужны? =)
avatar
Относительно Юного Техника, я их когда-то судоржно искал в инете и набрел на полную коллекцию в djvu формате. Проверил, сайт досихпор живой.
jt-arxiv.narod.ru
avatar
Большое спасибо за ссылку Алексей!
avatar
СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!! Полез качать. Полезный журнал, однако.
avatar
Где-то у меня вся моя подписка валяется с 89-го года и часть подписки друга покойного этак с 79-го или чуть позже. Точно помню два чёрных полиэтиленовых мешка…
avatar
nnm-club.ru/forum/viewtopic.php?t=229609

раздача не моя, тем кто интересуются журналом, думаю поможет) а журнал и правда хорош! жаль в киоске фиг найдешь… ток если по подписке…
avatar
я уже гдето видел вдома есть книга и вней енти рисунки
avatar
А можно здесь вместо диафрагмы использовать поликарбонат?
avatar
Нет. Но есть варианты этого движка вообще без диафрагмы! Просто два-три витка трубки, проходящие через пламя горелки.
А вот еще одна статьс, из «Моделиста-конструктора»:
sudomodeli.masteraero.ru/kater_model-10.php
avatar
Вот, безмембранный вариант:
www.nmia.com/~vrbass/pop-pop/buildpop.htm
А вообще, среди западных самодельщиков штука мега-популярная. Чтобы убедиться — надерите в Гугле «Pop-pop boat» — и наслаждайтесь тысячами ссылок с чертежами, видеороликами и пр.
avatar
Тут намного проще. Одна спираль.
avatar
Количество спиралей влияет только на мощность движителя. Суть одна.
avatar
Очень понравился такой кораблик в Рыбке Поньё.
Жаль уже не сезон, к следующему лету своему смострячу.
  • Barm
  • 0
avatar
делал из любопытства такой «движок»… Забавно блюмкало ))
хорошая штука получилась. Но не помешал бы какой-никакой декор :)
avatar
так я не понял… теме 2 года?
или нет?
то-то смотрю я, будто знакомое что-то…

не знал, что тут темы поднимать можно…
avatar
Не далее, как вчера, тоже сделал такую игрушку. Как правильно заметили, мембрана вовсе не обязательна. Я использовал просто рассверленный баллончик из-под углекислого газа и нержавеющую трубку 6*1. Работает вполне стабильно и без мерзкого «рор- рор».

www.youtube.com/watch?v=vWvgcwrXO_M
Последний раз редактировалось
avatar
Да, баллоны, это тема )) Я видел видео испытания такого движка из 40-литрового баллона. С периодом повтора импульсов, секунд 40 :-))
avatar
Очень полезная информация. Я как раз задавался вопросом, до каких пор эту штуку можно масштабировать? А диаметр и длину «выхлопной» трубы не помните? Хотя-бы приблизительно.
avatar
Помню. На глаз, 2-2,5 дюйма, и длина метра 4
avatar
Очень хорошо. Кстати, заметил, период «чихания» сильно зависит от материала трубки. Когда в своей модели заменял стальную трубку на пластиковую тех же размеров, система делала 1 «чих» примерно в 10 секунд. Но стабильно. Думаю, дело в теплопроводности материала и скорости конденсации пара в трубке.
Последний раз редактировалось
avatar
Последний вопрос забыл: чем этого монстра обогревали?
avatar
Этого не помню. Но там не запредельная моща была, не пол-баллона холодной воды вскипятить за минуту)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.