Колёсный Левиафан - "Великий Восток".
Eastern Steam Navigation Company была организована в январе 1851 с целью увеличения торговли и эмиграции в Австралию после того, как там обнаружили месторождения золота. Для того, чтобы осуществить эту идею, были заключены контракты с центральным почтамптом Великобритании об осуществлении почтовых перевозок и получены субсидии на строительство самого большого океанского корабля того времени.
Осуществлением задуманного занялся очень талантливый и плодотворный инженер Isambard Kingdom Brunel ru.wikipedia.org/wiki/Брюнель,_Изамбард_Кингдом
За свою жизнь Брюнель построил 25 железных дорог в Англии, Ирландии, Италии, Индии. Проектировал и руководил постройкой — 8 пирсов и сухих доков, 5 висячих мостов, 125 железнодорожных мостов, в том числе Клифтонский мост у г. Бристоль, Великобритания,
3 крупных парохода. В 1855 году опубликовал проект строительства Панамского канала.
По свидетельствам современников Брюннеля, спал он 4 часа в сутки, остальное время отдавая работе.
Долгое время Брюнель боролся за осуществление своей идеи увеличить ширину железнодорожной колеи с 1413 до 2103 мм, убеждая предпринимателей, что на широкой колее можно будет значительно повысить скорость поездов и сделать вагоны более удобными для пассажиров. Но только потому, что в шахтах, где впервые появились железные дороги, ширина колеи была 1413 мм, владельцы «наземных» железных дорог отвергли предложение Брюнеля, и до сих пор современные поезда бегут по таким же путям, какие были проложены в английских шахтах в начале прошлого столетия.
При постройке Хрустального дворца он помогал и советом, и делом, и по его указаниям предприниматель Пакстон сделал некоторые поправки в первоначальном плане.Узнав об экспериментах с первым винтовым пароходом «Архимед» установил винт на «Грейт Бритн», что послужило популяризации винта.
Во время Крымской войны, в 1854 г. ему была поручена постройка военного госпиталя в Ренкиойе у Дарданелл; для постоянного снабжения его свежей водой он устроил водопровод, провёл рельсовый путь для перевозки больных от места их высадки. Тогда же предлагал построить канонерскую лодку для высадки боевых машин для атаки крепости Кронштадт.
Брюнель, Чарльз Гич и Джон Йейтс приступают к привлечению капитала, продав 40 000 акций по 20£ каждая заинтересованным инвесторам.
Первый оборотный капитал составил 120 000£. К декабрю 1853 все это достигнуто.
Сам проект корабля — революционен для того времени.
Корабль мог двигаться как под парусами (общая площадь парусов 6500 квадратных ярдов), так и используя паровые установки, вращавшие огромные гребные колёса.
Использовались двигатели с четырьмя цилиндрами, каждый 74 дюйма в диаметре. У каждого колеса имелось своё сцепление и потому они могли вращаться не зависимо друг-от-друга.
680 футов длины, 83 фута ширины (гребные колёса), 58 футов высоты (корпус без мачт). Двойной корпус с промежутком в 1 метр (!), двойные проклёпаные швы и герметичные переборки каждые 60 футов корпуса.
Однажды корабль получил пробоину длиной 23 метра и остался на плаву.Интересным фактом является то, что получив пробоину превосходящую ту, которая прикончила «Титаник», «Great Eastern» благодаря революционной на то время конструкции не только не затонул, а даже особо не убавил в скорости передвижения.
Переборки возвышались на 5 футов над линией максимального погружения корпуса, 2 продольных перегородки разделяли корпус корабля на 350 футов. 2 тоннеля располагались в самом низком уровне корпуса. Один использовался для обслуживания паровых установок, по второму проходили дымовые трубы и вентиляция.
Между ними располагалась паровая установка, таким образом, двигатель был защищен от возможного прорыва воды, чтобы не произошёл вузрыв. В конструкции применялась только сталь. Чугун (по специальному разрешению инженера ) применяли только в клапанах сброса давления. Постройка корпуса продолжалась 1000 дней с 1854 по 1857. По подсчётам, было установлено свыше 3 млн заклепок на ~30 тыс. железных листов корпуса массой ~300 кг каждый. Масса корпуса при спуске ~11 тыс. тонн. Во время работ верфь посетили королева Виктория, Альберт Саксен-Кобург-Готский, Леопольд I.
Строился корабль в сухом доке, для того, чтобы изготовить и собрать паровую установку, понадобилось построить здание высотой 40 футов.
Сам док обошёлся в £8-10 000, цена по тем временам — огромная.
На земле были укреплены около 1000 квадратных брёвен (они сохранились до сих пор на месте постройки). Для того, чтобы сырость от земли не мешала строительству.
По своему тоннажу «Грейт Истерн» в момент создания был в пять раз крупнее самого большого судна того времени.
В носовой части судна, до второй мачты, находились каюты пассажиров, кубрики экипажа и служебные помещения. В средней части корабля были размещены котельные и машинные отделения, а также поперечные угольные ямы. Уголь хранился и на платформе, находящейся над котельным и машинным отделениями. В кормовой части, сразу же за машинным отделением гребного винта, также располагались помещения для пассажиров. Каюты и различные салоны были размещены также над хранилищами угля.
Он мог принять на борт 4 000 пассажиров, что позволило одному из ораторов на церемонии спуска сказать облетевшую весь мир фразу: «Грейт Истерн» принимает на борт столько людей, что он может выставить своего представителя в парламент».
Корабль помимо двух больших гребных колес оснащался и подводными винтами, что предавало ему отличную маневренность. Каждое колесо имело 56 футов в диаметре, лопасти каждая в 13 футов длины. Руль состоял из 4-х блоков стального листа по 8 футов каждый. Подводный винт 24 фута в диаметре. Длина вала 44 фута. Вес винта — 36 тонн.
Судно Брюнеля имело пять труб и шесть мачт. Для удобства мачты называли по дням недели: «Понедельник», «Вторник»… и так до «Субботы», а когда спрашивали, почему на корабле нет «Воскресенья», то обычно отвечали, что «воскресных дней в море не бывает». Все мачты были изготовлены из стали, кроме центральной — деревянной.
На его строительство были наняты более 1000 людей. Часть из них погибла.
Ходят слухи, что после разборки корабля на металлолом в пространстве между корпусами были обнаружены скелеты нескольких людей, запертых в замкнутом пространстве и там погибших. Одной из причин неудачной судьбы корабля как раз и называли тот факт, что «куда бы ни плыл корабль, он вёз с собой 2 трупа».
Частые падения с большой высоты также приводили к гибели работающих.
Проблемы с кораблём начались ещё до спуска на воду. Дело в том, что спустить судно носом или кормой не получилось бы, в связи с огромной длиной корпуса. В случае продольного спуска он врезался бы в противоположный берег реки. Поэтому впервые для кораблей большого водоизмещения был применён боковой спуск. Ширина спусковой платформы составила 324 м, а уклон — 4,7°.
Когда корпус закончили, настал день спуска на воду. Брунель настаивал на отсутствии зрителей, но пароходство, испытывая денежные трудности, продало более трех тысяч билетов на этот спуск.
В этот холодный ноябрьский день спуска корабля на воду 1857 года снова погиб человек. Корабль решено было спускать на цепях, плавно. Одна из цепей порвалась, а лебедка другой, получив дополнительную нагрузку начала быстро раскручиваться и четыре человека получили травмы, а один погиб спустя несколько дней в больнице от внутренних повреждений. В тот день корабль весом в 12000 тонн продвинулся только на один метр.
Почти три месяца его пытались спустить на воду. Использовали новейшие по тому времени гидравлические лебедки, но и они не выдерживали огромного давления. В конце концов корабль оказался на плаву — 31 января 1858 года очень большой прилив, вместе с ураганным ветром, достигнув корабля, спустил корабль на воду. Ещё более года потребовалось на достройку судна — установку котлов и машин, мачт и труб, отделку салонов и кают.
Запуск стоил 170 000£, одна треть оценки Брунеля для целого судна. Это окончательно подорвало доверие инвесторов и они начали требовать свои деньги назад. Финансовое положение компании окончательно пошатнулось.
Судно было продано Great Ship Company и переименовано из Левиафана в Грейт Истерн. До августа 1859 продолжалось оснащение корабля. 7 сентября 1859 Грейт Истерн был отправлен в испытательный рейс из Лондона в Холихед на западе Англии. Брюнель из-за болезни не присутствовал на проводах.
Сильное напряжение сил во все время исполнения его любимого проекта содействовало преждевременной смерти инженера; к тому времени он уже давно болел и все свои важные работы исполнял, будучи болен.
Брунель уехал в Египет, и отделку корабля заканчивали без него. На первых ходовых испытаниях взорвался один из котлов. Один человек погиб сразу, а четверо позже от ожогов.
Вот как описывает эти события один из участников — «Я хотел вытащить обварившегося человека на палубу, взявшись за его плечо. Кожа с плеча слезла как чулок и осталась в моих руках». Как показало расследование, авария произошла из-за неисправного предохранительного клапана.
Брунеля, который узнал о случившемся хватил удар и он, спустя несколько дней умер, так и не узнав, что его судно никогда не пройдет по маршруту, для которого оно разрабатывалось. www.brunel-museum.org.uk/
Огромный корабль, построенный Брунелем, предназначался для перевозки 4 000 пассажиров или 10 000 солдат.
12 перегородок от низа корпуса до палубы, образовывали 10 отделений, не соединяющихся между собой. Из них — 5 были отданы под пассажирские каюты, комнаты отдыха, бары и т.д. Таким образом получались как бы 5 отдельных отелей. Галереи по бокам вдоль бортов имели ажурные баллюстрады и колонны с покрытием из серебра и золочением. Представляя таким образом образцы прекрасного дизайна.Стены помещений окрашены в белый и зелёный цвета, кругом зеркала, картины, повсеместно используется лепнина и позолота. Портьеры из красного бархата и шёлка дополняли ковры на полу. Мебель из древесины грецкого ореха. Каждая каюта имела размеры 17 на 8 футов и 6 футов высоты. В каждой каюте имелось всё необходимое, в том числе под одним из диванов располагалась ванна, по желанию её можно было наполнить тёплой пресной или морской водой. Для нужд пассажиров предоставляется 2 60-ти футовых трюма по 1000 тонн измещения каждый. Полная загрузка всех грузовых трюмов составляла 6000 тонн.
Инженер считал, что с помощью этого парохода решится проблема плаванья в Индию и Австралию без дозаправки углем по дороге. Для принятия грузов на нижней палубе имелось 20 портов (по 10 с каждого борта) в виде квадрата 5х5 футов. Что позволяло загружать не только вагонетки с углём, но и живых коров, уток, кур для запаса свежего мяса для пассажиров. Вот процесс дозагрузки углём парохода.
По иронии судьбы, пароход так никогда и не был полностью заполнен пассажирами.
«Great Eastern» отправился в свой первый рейс в 7:30, 7 сентября 1859 года по темзе, буксируемый 4-мя буксирами и сопровождаемый множеством мелких кораблей.
Стоимость одного билета составляла 6£ или 10£ в зависимости от выбора каюты.
Судно достигло Гастингса, когда произошёл взрыв одной из паровых установок. 13 человек команды обварились паром, пятеро в последствии умерли. По счастливому стечению обстоятельств, пассажиры не пострадали.
Капитан Харрисон решил закончить поездку в Уэймут, где корабль встал на ремонт. Ремонт обошёлся в 5 000£ и время в течении трех недель.
Величайший пароход современности 17 июня 1860 с 43 пассажирами и 418 членами экипажа отправился через недавно открытый Суэцкий канал. Скорость судна 11-14 узлов.
Когда же в конце-концов, судно произвело своё первое плавание в Америку, там всем желающим за 1 доллар разрешали посетить корабль и отобедать в ресторанах корабля. За несколько дней судно посетили 140 000 экскурсантов.
Продолжение во второй части…
22 комментария
Плюс за статью.
Спасибо! Плюсище!!!
Это просто «апофегиоз» стимпанка!:)))
Жаль упущена информация про тоннаж(но кажется есть инфа на билете — 20000) и максимальная скорость.