Уши войны ... или что было до радара.

В конце 19-го века, в связи с началом применения авиации и, изменившимися в связи с этим, правилами ведения войн, пришла насущная необходимость в обнаружении летающих «юнитов» противника.
Применения рупоров известно человечеству с незапамятных времён, пора стала и им «послужить» на войне…
Первые опытные образцы «усилителей слуха» отмечены примерно в 1860-1870 годах.

Уши войны ... или что было до радара.

В дальнейшем их конструкция только усложнялась и увеличивалась в размерах.

Уши войны ... или что было до радара. (Фото 2)

Ещё больше…

Уши войны ... или что было до радара. (Фото 3)

«Слухач» уже не мог таскать на плечах конструкцию (тяжело и ветром сносит :))

Уши войны ... или что было до радара. (Фото 4)

Уши войны ... или что было до радара. (Фото 5)

Выделили сиденье :)

Уши войны ... или что было до радара. (Фото 6)

А размеры росли…

Уши войны ... или что было до радара. (Фото 7)

увеличивалось колличество рупоров

Уши войны ... или что было до радара. (Фото 8)

Становились уж совсем неподьёмными…

Уши войны ... или что было до радара. (Фото 9)

Чтобы менять положение и перемещаться к месту «прослушки » — механизировали это дело…

Уши войны ... или что было до радара. (Фото 10)

Уши войны ... или что было до радара. (Фото 11)

И сделали ещё больше…

Уши войны ... или что было до радара. (Фото 12)

За время существования таких «звуковых радаров», расцвет которых пришёлся на I Мировую и 1916-1917 годы, радикальным «апгрейдом» была только замена «стетоскопа» на микрофон и дополнительное усиление звука через электро-усилитель.

Дальше всех, в развитии пошли Англичане, да и не мудрено, Ла-Манш — пролив небольшой, того и гляди — налетят супостаты европейские…
В этом правда была и положительная сторона — враг летел только с одной стороны, что позволяло делать бОльшие по размеру стационарные «Звуковые зеркала» — параболические бетонные отражатели прямо на земле.

Уши войны ... или что было до радара. (Фото 13)

Уши войны ... или что было до радара. (Фото 14)

Эта система была эффективна в принципе и большие параболические отражатели, собиравшие звуковые волны в одну точку, позволяли в спокойных воздушных условиях, засечь подлетающий самолёт приблизительно за 15 миль (25 км). Что при тогдашней тихоходности летательных средств, позволяло предупредить население за 15 минут до налёта. Но это оправдывало себя лишь первое время. Самолётостроение развивалось, скорость самолётов увеличивалась, а с возросшей свыше 350 миль\час скоростью и время подлёта снизилось до 3-4-х минут, что уже ничем не могло помочь обороняющейся стороне.

Говорят, что первый демонстрационный опыт для принимавшей коммисии ранним спокойным утром, был напрочь испорчен молочником, громыхавшим бидонами в деревеньке неподалёку :) Скорее всего байка, но в 1916-1917 годах на побережье Англии была возведена целая «система дальнего обнаружения», состоявшая из различных «аккустических зеркал».

Уши войны ... или что было до радара. (Фото 15)

От достаточно «небольших»…

Уши войны ... или что было до радара. (Фото 16)

Уши войны ... или что было до радара. (Фото 17)

Уши войны ... или что было до радара. (Фото 18)

Уши войны ... или что было до радара. (Фото 19)

До гигантского 200-футового вогнутого…

Уши войны ... или что было до радара. (Фото 20)

Уши войны ... или что было до радара. (Фото 21)

В центре таких отражателей находилось помещение, с находившимися в нём «слухачами», вооруженными в начале стетоскопами, а затем и наушниками (звук принимался на микрофон за пределами комнаты ).

Уши войны ... или что было до радара. (Фото 22)

Уши войны ... или что было до радара. (Фото 23)

Уши войны ... или что было до радара. (Фото 24)

Основная часть бетонных «зеркал» была построена в 1920 году на Британском южном побережье.
Цепь их бежала из Хайта полностью окружала устью Темзы, с несколькими постройками внутри страны около главных аэродромов Hendon & Biggin Hill. Построенные между 1928-30 годами, звуковые зеркала были частью британской стратегии национальной обороны. Всего было применено 3 типа «зеркал»: 20 футов в диаметре, 30 футов и 200-футовые (высота 26 футов). Соединённые между собой в комплекс, они позволяли обнаружить медленно летящий бомбандировщик на расстоянии в 24 мили.

Конечно время и бомбёжки их не пощадили. Во время с 1915 по 1916 год, было произведено 15 налётов, успешно предупреждённых этой системой обороны. Использовались они и позже, вплоть до 1938-го года, после чего начал успешно применяться электронный радар. Сама система «дальнего обнаружения» просуществовала до 1948-го года, после чего была снята с баланса вооруженных сил и пришла в упадок.

Уши войны ... или что было до радара. (Фото 25)

Уши войны ... или что было до радара. (Фото 26)

24 комментария

avatar
Вполне могут существовать «где-то в далёкой, далёкой галактике ...»© паралельного стим-мира и до сих пор :))
avatar
Фил кто это должен был выложыть не напомниш ?????:(
avatar
??? Кто ??? Неужели я тебе «перешёл дорогу»? Извини, не хотел.
avatar
Очень интересная статья, спасибо!+
«Кин-Дза-Дза»!)))
avatar
avatar
Видел, но статья больше о Британской линии «звуковых зеркал», остальные фото — «для затравки», у Вас-же наоборот — ничего об этом не сказано.
avatar
+. Интиресно.
avatar
+ за упорство в деле просвещения и подачу, в очередной раз, интересной и новой инфформации(для меня во всяком случае)
avatar
Спасибо, что замечаете мой скромный труд :)
avatar
Как для меня-есть свой стиль узнаваемый, Вы выработали рефлекс интересными статьями.
Но Вы обещали(утрирую) об опиумных домах выложить… Да и прошу прощения, понимаю, что время выделить для нормальной статьи не так просто.
avatar
Собсвна, да, зайдя сегодня тоже хотел спросить-напомнить про опиумные курильни)
avatar
Зацепило? :) Будут… и ещё про детский труд… и…
avatar
В общем жгите, огнемётчик сэр.
avatar
Да :)) интересно.
avatar
Чип и Дейл спешат на помощь!:))



Спасибо Filimon, очень интересная статья!+
avatar
Скорее микимаусы X)
avatar
ИЧСХ вплоть до 2 мировой кое где применялись.
avatar
Бабульки все оснащены такими устройствами и по сей день, нужно же знать об чем внучики лапочуть. :)
avatar
Подобным образом...:)))))
avatar
Спасибо! Очень интересно! +
Я смотрю забавистое название и интересное фото с каким-то изобретением и где-то в подсознании срабатывает-Ваша статья.:) Тематические статьи как кислород.
avatar
Отдельные экземпляры поражают воображение красотой, размерами и конечно же изобретательностью создателей! Вы заслуженный ШАМАН-просветитель ресурса, спасибо!
avatar
Ну что вы! Даже зарделся перед монитором :) Спасибо.
avatar
Если бы увидел второе фото в другом месте, подумал бы, что народ прикалывается.
хочу поставить +, но рейтинга не хватает.
avatar
Можно и я свои 5 копеек вставлю?

Подслушивающие устройства были известны едва-ли не со времён египетских фараонов. Акустические эффекты использовались как для распространения звука, так и для его улавливания. Колизей и стадиумы Древнего Рима и Греции могли донести до «галёрки» самый незначительный звук со сцены — почему же все они имели особую, полусферическую или коническую форму?
В Средневековье любой уважающий себя замок был оснащен специальными «вентиляционными» шахтами и спиралевидными «ходами», чтоб подслушивать даже лёгкий шепот, находясь в другом крыле замка. Не говоря уже о подслушивании через дымоходы. Для обратного эффекта, чтоб никто не мог подслушать, держали в клетках певчих птиц: из-за их беспрестанного щебетания слова было очень трудно разобрать.

Акустические эффекты использовались при постройке храмов, чтоб хор звучал ярче, сочнее и громче. Обратный ход — провести сеть хитрых труб от подвала храма к статуе, нашептать чепухи и объявить о чуде — «говорящей статуе».

В оперных театрах акустика — один из главнейших критериев оценки (когда в Ла-Скала был пожар, после реконструкции повесили новые красивые светильники. Зал стал выглядеть красивше, но звук был уже не тот. Поэтому сейчас первое место в мире из старых театров занимает Одесский оперный, работы Б.Растрелли.)
В г. Белая Церковь, что в Киевской обл., есть дендропарк Александрия. Там стоит коллонада «Эхо» — в форме подковы с колоннами. Стоя на одном конце «подковы», можно чётко услышать, что говорят на другой стороне «подковы», а дяденька-флейтист, стоящий в центре «подковы», слышен во всех уголках парка так, как будто он играет у тебя за спиной.
А в хвойном лесу с высокими кронами щелчок зажигалки слышен яснее и чётче, чем в лиственном.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.