Голуби летят над нашей зоной ...
Несколько тысячелетий назад человек заметил у голубей феноменальную привязанность к гнезду, их способность ориентироваться на незнакомой местности и находить дом, преодолевая большие расстояния на высокой скорости полёта (60 – 80 км в час и более). ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%EB%F3%E1%E8%ED%E0%FF_%EF%EE%F7%F2%E0
Впервые почтовые голуби были использованы при осаде г. Модены в 45 году до н. э. для передачи информации военного значения между консулом Гирциусом и комендантом города Дацием Брутом. Почтовые голуби применялись римлянами и греками для оповещения о победах в сражениях и Олимпийских играх.
Первую государственную голубиную почту организовал властелин Египта и Сирии султан Нуреддин (1146-1173 гг). По его указанию в 1167 году была построена огромная сеть почтово-голубиных башен. Высадка крестоносцев в Египте в 1249 году стала известна султану также при помощи голубей. Превосходные гонцы (почтовые голуби) на то время стоили огромных денег и ценились очень высоко – до 1000 динаров за голубя. В то время на Ближнем Востоке и в Египте для почтовой связи применяли карьеров, багдетов и скандерунов. Эти голуби отличались большой привязанностью к дому и хорошо ориентировались на местности, но не имели хорошей выносливости и были слишком тяжелы. В Бельгии и Англии эту породу голубей совершенствовали путём всевозможных скрещиваний и выводили совершенно новые породы почтовых голубей.
В 1818 году в городе Лютихе был создан самый первый кружок любителей почтового голубеводства, а в 1820 году было проведено первое соревнование на дистанции Париж – Лютих на расстояние 350 километров. В тот же день победитель этого соревнования прилетел домой. Его в сопровождении двух небольших пушек и с музыкой носили по всему городу и палили из пушек при каждом повороте улицы.
В 1848 году, когда происходила французская революция, при помощи почтовой голубиной связи редакции бельгийских газет получали сведения с места событий в некоторых случаях раньше парижских газет.
Во время осады Парижа прусскими войсками в 1870-1871 гг. почтовые голуби оказали неоценимую услугу французам по доставке депеш, в которых находилась жизненно важная информация. Этим самым они доказали свою верность, доставив около 150 тысяч депеш. Были созданы почтово-голубиные станции в России, США, Италии, Франции, Бельгии, Германии и в других государствах. В России в 1875 году начали действовать почтово-голубиные станции в Москве, Красном селе, Петербурге, а также в городах Киеве, Варшаве (центральная), чуть позже в Севастополе, Брест-Литовске, Одессе и Смоленске.
Мобильной голубятня, созданная на базе английского автобуса марки «В», которая использовалась во время первой мировой.
Такие передвижные «почтовые сервера» были так же на службе у французской армии. Французы в этом деле по праву занимали лидирующее положение, ведь впервые голуби были официально приняты почтовой администрацией в качестве средств доставки корреспонденции во время осады Парижа в 1870 году.
Следует сказать, что еще до осады Парижа специалисты предлагали вывести всех почтовых голубей Парижа в другие города, где находились почтово-голубиные станции (Лиль, Тур), а голубей из этих городов переправить в Париж. Это позволило бы организовать регулярную голубиную почту. Но такой подготовки правительство не провело. После осады Парижа, почта стала использовать воздушные шары. Однако баллонная почта была односторонней: воздушный шар невозможно было направлять в Париж.
Тогда возникла оригинальная мысль – отправлять из Парижа на воздушных шарах вместе с почтой и голубей, которые могли возвратиться в город и доставить туда почту. Первых голубей взял на борт аэростат «Цитта ди Фиренце» 25 сентября 1870 года. И хотя не все птицы возвращались в Париж – именно голуби стали основным средством доставки почты в осажденный Париж.
При таком большом объёме пересылаемых сообщений возникал вопрос во-первых повышения секретности (приватности) сообщений, а во-вторых «миниатюризации» — голубю не наденешь ведь почтальонский ранец через плечо.
Первоначально письма писались на очень тонкой бумаге, упаковывались в кожаный мешочек и прикреплялись к голубю. Затем некий мосье Дагрон (Dagron) предложил новую технологию обработки писем способом микрофотографии (привет WinZip!). Вся почта для Парижа накапливалась в Туре. Затем тексты писем набирались мелким типографским шрифтом и верстали листами, наподобие газеты. Затем эти листы фотографировались с большим уменьшением.
Пленка помещалась в кусочек полого гусиного пера, заклеивалась воском и привязывалась к почтовому голубю. Голубь нес 15-20 таких пленок. В результате голубь доставлял в Париж текст, объем которых достигал 70 тысяч слов!
В Париже был открыт «голубиный почтамт», где происходила расшифровка получаемых сообщений. Текст пленки с помощью специального аппарата проецировался на экран, с которого почтовые чиновники списывали текст.
При благоприятных условиях письма доставляли в руки адресата уже через 7-8 часов после отправления их из Тура (для нашей российской почты такие результаты и по сей день недостижимы).
12 ноября 1870 года Драгон вылетел на аэростате из Парижа, и уже спустя 2 дня в город прибыл первый голубь с «массовой депешей».
Голуби из осажденного немцами Парижа летели с депешами сквозь шрапнель и ружейную стрельбу. Поэтому птицы прилетали на голубятню порой израненные и даже ослепленные. Для перехвата пернатых курьеров немцы бросили на фронт «эскадрильи» соколов, и голуби стали гибнуть один за другим. Но французам помогло оригинальное решение проблемы – они снабдили голубей оружием устрашения, прикрепив к их хвостам крошечные свистки. И соколы, хотя и были очень голодны, стали бояться нападать на свистящих птиц.
Почта осажденного Парижа доставляла не только государственные сообщения, но и частные письма. 4 ноября 1870 года почтовое ведомство издало специальный декрет, статья 1 которого говорила: «Всякий имеет право, живя на территории республики, сноситься с Парижем при помощи голубей управления почт и телеграфов с уплатой 50 сантимов за слово, взимаемых при отправлении и в пределах, указанных в приказе начальника управления». Во время осады Парижа голуби доставили свыше миллиона только частных писем. Позднее благодарные парижане поставили голубю памятник.
Следует сказать, что Франция не единственная страна, воздавшая почести почтовому голубю. Известен факт присвоения звания полковника английской армии почтовому голубю № 888 за большие заслуги в первой мировой войне. После смерти легендарный голубь был похоронен со всеми воинскими почестями.
«Вопрос о надежности голубиной почты на далеких расстояниях через сушу, и море давно решен в утвердительном смысле. Можно безошибочно сказать, что 80% голубей на расстоянии 150 миль от станции совершат перелет со скоростью 35-40 миль в час…. Голубями теперь пользуются на практике для пересылки важных бумаг. В Германии, Франции, Австрии, Бельгии, Испании, Италии и России голубиные станции для военных целей обставлены очень хорошо. Во Франции, Германии, Италии, России и Испании имеются станции для морских целей, а ныне Великобритания обратила свое внимание на этот прекрасный способ сообщения через море» – писал «Правительственный вестник» 14 октября 1898 года.
Кстати, почтовому голубю приписывают начало колоссального богатства Ротшильдов: известие об исходе сражения при Ватерлоо в 1815 году было получено Натаном Ротшильдом (Nathan Mayer Rothschild) через голубя на двое суток раньше, что дало ему возможность удачно повести кампанию с французскими бумагами и разбогатеть.
Описано множество случаев, когда благодаря своей пространственной памяти и летным способностям они, пролетев тысячи километров, возвращались в свою голубятню. Так, увезенный из Парижа в Германию голубь был выпущен из клетки только через четыре года, и уже на второй день он очутился в родной голубятне. Или, например, отступая из Крыма, гвардейцы барона Врангеля увезли с собой почтовых голубей из севастопольской военной станции. Эти голуби попали в Германию – за 2500 километров от дома.
Голуби долго работали и в печати, например в агентстве «Рейтер».
Даже во время Великой Отечественной войны, несмотря на совершенство технических средств связи, многие военные донесения передавались на голубиных крыльях. Вот один из примеров доставки через пернатых курьеров жизненно важной депеши. Глубинными бомбами в 1942 г. фашисты повредили английскую подводную лодку. Та не могла оторваться от грунта и погибла бы, если бы на ней не плавала пернатая пара – голубь и голубка. Их выпустили на поверхность в маленькой капсуле через торпедный аппарат. Голубя, очевидно, захлестнула штормовая волна, а голубка все-таки сумела добраться до базы. Благодаря голубеграмме экипаж подводной лодки был спасен, и пернатому «почтальону» поставили памятник.
Были все предпосылки для появления объединений и обществ любителей почтовых голубей и в конце девятнадцатого в начале двадцатого века появляются в России любители почтовых голубей. В Киеве в 1890 году было создано первое общество голубиного спорта, которое потом преобразовалось в Русское общество голубиного спорта. С начала 1893 года и по 1904 год издаётся этим обществом специальный журнал «Вестник голубиного спорта». В то время члены киевского общества голубиного спорта имели 277 голубей, которые летали на дистанции более 200 вёрст, а 109 из этих птиц преодолевали свыше 400 вёрст. 2 октября 1897 года Киевское общество организовало состязания молодых голубей на дистанции в 367 вёрст (Попелюхи – Киев). Для проведения соревнований было неудачно выбрано время года и в связи с этим из 38 выпущенных голубей в надлежащее время вернулось только 19. Первые два голубя прилетели со средней скоростью 77 вёрст в час.
В том же 1897 году в Киеве, Москве и в других некоторых городах были проведены состязания старых голубей. Голубеводы Москвы провели три соревнования на дистанциях в 170 вёрст (Гжатск – Москва), 228 вёрст (Гжатск – Вязьма) и 300 вёрст (Гжатск – Дрогобуж). В последней дистанции стали победителями трое голубей братьев Корнеевых. Были проведены выпуски и на Украине Одесса – Киев, ст. Заболотье в районе Бреста – Киев. Участниками первой дистанции были 102 голубей, а на второй 129 голубей. Приобрели широкое распространение соревнования почтовых голубей во множестве городов России по единым правилам, которые были утверждены Русским обществом почтово-голубиного спорта.
После 1905 года в России почтовое голубеводство пришло в упадок и только после Великой Октябрьской революции оно вновь возобновилось.
При Центральном совете Осоавиахима в 1925 году была создана подсекция почтового голубеводства, которая стала центром голубиного спорта страны. Затем были созданы секции почтового голубеводства во многих городах страны. Почтовое голубеводство имело огромный спортивный интерес среди голубеводов-любителей, а также имело военно-прикладное значение. Секции почтового голубеводства в 1928 – 1930 годах вели активную работу в городах Киеве, Москве, Ростове-на-Дону, Ленинграде, Сталинграде, Ярославле, Смоленске, Харькове, Тбилиси…
В 1929 году были утверждены новые правила соревнований почтовых голубей на переходящий приз Центрального совета Осоавиахима СССР. Известный московский голубевод В. Домашнев стал первым обладателем приза. На серьёзной и ответственной работе почтовых голубей использовали во время Великой Отечественной войны. Руководитель отделом голубеводства при Центральной школе связи А. Орлов начал создавать передвижные голубиные станции для разведки армии. Во главе этой работы стоял М. Н. Богданов, ему помогали профессор МГУ В. Ларионов и известный голубевод Москвы П. Фёдоров. В Останкинском питомнике и питомнике голубей при Академии наук СССР было организовано разведение почтовых голубей. За день голуби некоторых станций доставляли до 55 голубеграмм, а в боевых условиях и того больше.
Пытались приспособить голубей и к другой «специальности» — фотографирование местности с воздуха. А там — и до шпионажа не далеко.
Так в 1903 некто Dr. Julius Neubronner запатентовал миниатюрную фотокамеру, управляемую часовым механизмом.
На международных выставках в Dresden, Frankfurt и Paris проходивших в 1909–1911 были представлены фотографии, сделанные, в прямом смысле этого слова — «с высоты птичьего полёта ».
Которые мгновенностали «хитом» и их начали продавать в виде почтовых открыток.
Но в направлении военно-промышленного шпионажа работы заглохли в виду невозможности контролировать момент и обьект сьёмок, аппаратура срабатывала по часовому механизму, а радиоуправление сделать было невозможно. Слишком тяжело было оборудование того времени.
В наше время от голубиной почты остались только регулярные олимпиады почтовых голубей и Международный союз голубиной почты, инициатор этих олимпиад. Иногда появляются даже голубеграммы, как это было в Словакии в 1996 году. Естественно, что в настоящее время, при современном развитии средств связи и интернета, голубиная почта преследует ярко выраженный памятный филателистический характер.
ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%EB%F3%E1%E8%ED%E0%FF_%EF%EE%F7%F2%E0
urpost.info/?p=2282
trendclub.ru/blogs/retrofutur/3809
slovari.yandex.ru/~книги/Военная%20энциклопедия/Военно-голубиная%20почта/
Впервые почтовые голуби были использованы при осаде г. Модены в 45 году до н. э. для передачи информации военного значения между консулом Гирциусом и комендантом города Дацием Брутом. Почтовые голуби применялись римлянами и греками для оповещения о победах в сражениях и Олимпийских играх.
Первую государственную голубиную почту организовал властелин Египта и Сирии султан Нуреддин (1146-1173 гг). По его указанию в 1167 году была построена огромная сеть почтово-голубиных башен. Высадка крестоносцев в Египте в 1249 году стала известна султану также при помощи голубей. Превосходные гонцы (почтовые голуби) на то время стоили огромных денег и ценились очень высоко – до 1000 динаров за голубя. В то время на Ближнем Востоке и в Египте для почтовой связи применяли карьеров, багдетов и скандерунов. Эти голуби отличались большой привязанностью к дому и хорошо ориентировались на местности, но не имели хорошей выносливости и были слишком тяжелы. В Бельгии и Англии эту породу голубей совершенствовали путём всевозможных скрещиваний и выводили совершенно новые породы почтовых голубей.
В 1818 году в городе Лютихе был создан самый первый кружок любителей почтового голубеводства, а в 1820 году было проведено первое соревнование на дистанции Париж – Лютих на расстояние 350 километров. В тот же день победитель этого соревнования прилетел домой. Его в сопровождении двух небольших пушек и с музыкой носили по всему городу и палили из пушек при каждом повороте улицы.
В 1848 году, когда происходила французская революция, при помощи почтовой голубиной связи редакции бельгийских газет получали сведения с места событий в некоторых случаях раньше парижских газет.
Во время осады Парижа прусскими войсками в 1870-1871 гг. почтовые голуби оказали неоценимую услугу французам по доставке депеш, в которых находилась жизненно важная информация. Этим самым они доказали свою верность, доставив около 150 тысяч депеш. Были созданы почтово-голубиные станции в России, США, Италии, Франции, Бельгии, Германии и в других государствах. В России в 1875 году начали действовать почтово-голубиные станции в Москве, Красном селе, Петербурге, а также в городах Киеве, Варшаве (центральная), чуть позже в Севастополе, Брест-Литовске, Одессе и Смоленске.
Мобильной голубятня, созданная на базе английского автобуса марки «В», которая использовалась во время первой мировой.
Такие передвижные «почтовые сервера» были так же на службе у французской армии. Французы в этом деле по праву занимали лидирующее положение, ведь впервые голуби были официально приняты почтовой администрацией в качестве средств доставки корреспонденции во время осады Парижа в 1870 году.
Следует сказать, что еще до осады Парижа специалисты предлагали вывести всех почтовых голубей Парижа в другие города, где находились почтово-голубиные станции (Лиль, Тур), а голубей из этих городов переправить в Париж. Это позволило бы организовать регулярную голубиную почту. Но такой подготовки правительство не провело. После осады Парижа, почта стала использовать воздушные шары. Однако баллонная почта была односторонней: воздушный шар невозможно было направлять в Париж.
Тогда возникла оригинальная мысль – отправлять из Парижа на воздушных шарах вместе с почтой и голубей, которые могли возвратиться в город и доставить туда почту. Первых голубей взял на борт аэростат «Цитта ди Фиренце» 25 сентября 1870 года. И хотя не все птицы возвращались в Париж – именно голуби стали основным средством доставки почты в осажденный Париж.
При таком большом объёме пересылаемых сообщений возникал вопрос во-первых повышения секретности (приватности) сообщений, а во-вторых «миниатюризации» — голубю не наденешь ведь почтальонский ранец через плечо.
Первоначально письма писались на очень тонкой бумаге, упаковывались в кожаный мешочек и прикреплялись к голубю. Затем некий мосье Дагрон (Dagron) предложил новую технологию обработки писем способом микрофотографии (привет WinZip!). Вся почта для Парижа накапливалась в Туре. Затем тексты писем набирались мелким типографским шрифтом и верстали листами, наподобие газеты. Затем эти листы фотографировались с большим уменьшением.
Пленка помещалась в кусочек полого гусиного пера, заклеивалась воском и привязывалась к почтовому голубю. Голубь нес 15-20 таких пленок. В результате голубь доставлял в Париж текст, объем которых достигал 70 тысяч слов!
В Париже был открыт «голубиный почтамт», где происходила расшифровка получаемых сообщений. Текст пленки с помощью специального аппарата проецировался на экран, с которого почтовые чиновники списывали текст.
При благоприятных условиях письма доставляли в руки адресата уже через 7-8 часов после отправления их из Тура (для нашей российской почты такие результаты и по сей день недостижимы).
12 ноября 1870 года Драгон вылетел на аэростате из Парижа, и уже спустя 2 дня в город прибыл первый голубь с «массовой депешей».
Голуби из осажденного немцами Парижа летели с депешами сквозь шрапнель и ружейную стрельбу. Поэтому птицы прилетали на голубятню порой израненные и даже ослепленные. Для перехвата пернатых курьеров немцы бросили на фронт «эскадрильи» соколов, и голуби стали гибнуть один за другим. Но французам помогло оригинальное решение проблемы – они снабдили голубей оружием устрашения, прикрепив к их хвостам крошечные свистки. И соколы, хотя и были очень голодны, стали бояться нападать на свистящих птиц.
Почта осажденного Парижа доставляла не только государственные сообщения, но и частные письма. 4 ноября 1870 года почтовое ведомство издало специальный декрет, статья 1 которого говорила: «Всякий имеет право, живя на территории республики, сноситься с Парижем при помощи голубей управления почт и телеграфов с уплатой 50 сантимов за слово, взимаемых при отправлении и в пределах, указанных в приказе начальника управления». Во время осады Парижа голуби доставили свыше миллиона только частных писем. Позднее благодарные парижане поставили голубю памятник.
Следует сказать, что Франция не единственная страна, воздавшая почести почтовому голубю. Известен факт присвоения звания полковника английской армии почтовому голубю № 888 за большие заслуги в первой мировой войне. После смерти легендарный голубь был похоронен со всеми воинскими почестями.
«Вопрос о надежности голубиной почты на далеких расстояниях через сушу, и море давно решен в утвердительном смысле. Можно безошибочно сказать, что 80% голубей на расстоянии 150 миль от станции совершат перелет со скоростью 35-40 миль в час…. Голубями теперь пользуются на практике для пересылки важных бумаг. В Германии, Франции, Австрии, Бельгии, Испании, Италии и России голубиные станции для военных целей обставлены очень хорошо. Во Франции, Германии, Италии, России и Испании имеются станции для морских целей, а ныне Великобритания обратила свое внимание на этот прекрасный способ сообщения через море» – писал «Правительственный вестник» 14 октября 1898 года.
Кстати, почтовому голубю приписывают начало колоссального богатства Ротшильдов: известие об исходе сражения при Ватерлоо в 1815 году было получено Натаном Ротшильдом (Nathan Mayer Rothschild) через голубя на двое суток раньше, что дало ему возможность удачно повести кампанию с французскими бумагами и разбогатеть.
Описано множество случаев, когда благодаря своей пространственной памяти и летным способностям они, пролетев тысячи километров, возвращались в свою голубятню. Так, увезенный из Парижа в Германию голубь был выпущен из клетки только через четыре года, и уже на второй день он очутился в родной голубятне. Или, например, отступая из Крыма, гвардейцы барона Врангеля увезли с собой почтовых голубей из севастопольской военной станции. Эти голуби попали в Германию – за 2500 километров от дома.
Голуби долго работали и в печати, например в агентстве «Рейтер».
Даже во время Великой Отечественной войны, несмотря на совершенство технических средств связи, многие военные донесения передавались на голубиных крыльях. Вот один из примеров доставки через пернатых курьеров жизненно важной депеши. Глубинными бомбами в 1942 г. фашисты повредили английскую подводную лодку. Та не могла оторваться от грунта и погибла бы, если бы на ней не плавала пернатая пара – голубь и голубка. Их выпустили на поверхность в маленькой капсуле через торпедный аппарат. Голубя, очевидно, захлестнула штормовая волна, а голубка все-таки сумела добраться до базы. Благодаря голубеграмме экипаж подводной лодки был спасен, и пернатому «почтальону» поставили памятник.
Были все предпосылки для появления объединений и обществ любителей почтовых голубей и в конце девятнадцатого в начале двадцатого века появляются в России любители почтовых голубей. В Киеве в 1890 году было создано первое общество голубиного спорта, которое потом преобразовалось в Русское общество голубиного спорта. С начала 1893 года и по 1904 год издаётся этим обществом специальный журнал «Вестник голубиного спорта». В то время члены киевского общества голубиного спорта имели 277 голубей, которые летали на дистанции более 200 вёрст, а 109 из этих птиц преодолевали свыше 400 вёрст. 2 октября 1897 года Киевское общество организовало состязания молодых голубей на дистанции в 367 вёрст (Попелюхи – Киев). Для проведения соревнований было неудачно выбрано время года и в связи с этим из 38 выпущенных голубей в надлежащее время вернулось только 19. Первые два голубя прилетели со средней скоростью 77 вёрст в час.
В том же 1897 году в Киеве, Москве и в других некоторых городах были проведены состязания старых голубей. Голубеводы Москвы провели три соревнования на дистанциях в 170 вёрст (Гжатск – Москва), 228 вёрст (Гжатск – Вязьма) и 300 вёрст (Гжатск – Дрогобуж). В последней дистанции стали победителями трое голубей братьев Корнеевых. Были проведены выпуски и на Украине Одесса – Киев, ст. Заболотье в районе Бреста – Киев. Участниками первой дистанции были 102 голубей, а на второй 129 голубей. Приобрели широкое распространение соревнования почтовых голубей во множестве городов России по единым правилам, которые были утверждены Русским обществом почтово-голубиного спорта.
После 1905 года в России почтовое голубеводство пришло в упадок и только после Великой Октябрьской революции оно вновь возобновилось.
При Центральном совете Осоавиахима в 1925 году была создана подсекция почтового голубеводства, которая стала центром голубиного спорта страны. Затем были созданы секции почтового голубеводства во многих городах страны. Почтовое голубеводство имело огромный спортивный интерес среди голубеводов-любителей, а также имело военно-прикладное значение. Секции почтового голубеводства в 1928 – 1930 годах вели активную работу в городах Киеве, Москве, Ростове-на-Дону, Ленинграде, Сталинграде, Ярославле, Смоленске, Харькове, Тбилиси…
В 1929 году были утверждены новые правила соревнований почтовых голубей на переходящий приз Центрального совета Осоавиахима СССР. Известный московский голубевод В. Домашнев стал первым обладателем приза. На серьёзной и ответственной работе почтовых голубей использовали во время Великой Отечественной войны. Руководитель отделом голубеводства при Центральной школе связи А. Орлов начал создавать передвижные голубиные станции для разведки армии. Во главе этой работы стоял М. Н. Богданов, ему помогали профессор МГУ В. Ларионов и известный голубевод Москвы П. Фёдоров. В Останкинском питомнике и питомнике голубей при Академии наук СССР было организовано разведение почтовых голубей. За день голуби некоторых станций доставляли до 55 голубеграмм, а в боевых условиях и того больше.
Пытались приспособить голубей и к другой «специальности» — фотографирование местности с воздуха. А там — и до шпионажа не далеко.
Так в 1903 некто Dr. Julius Neubronner запатентовал миниатюрную фотокамеру, управляемую часовым механизмом.
На международных выставках в Dresden, Frankfurt и Paris проходивших в 1909–1911 были представлены фотографии, сделанные, в прямом смысле этого слова — «с высоты птичьего полёта ».
Которые мгновенностали «хитом» и их начали продавать в виде почтовых открыток.
Но в направлении военно-промышленного шпионажа работы заглохли в виду невозможности контролировать момент и обьект сьёмок, аппаратура срабатывала по часовому механизму, а радиоуправление сделать было невозможно. Слишком тяжело было оборудование того времени.
В наше время от голубиной почты остались только регулярные олимпиады почтовых голубей и Международный союз голубиной почты, инициатор этих олимпиад. Иногда появляются даже голубеграммы, как это было в Словакии в 1996 году. Естественно, что в настоящее время, при современном развитии средств связи и интернета, голубиная почта преследует ярко выраженный памятный филателистический характер.
ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%EB%F3%E1%E8%ED%E0%FF_%EF%EE%F7%F2%E0
urpost.info/?p=2282
trendclub.ru/blogs/retrofutur/3809
slovari.yandex.ru/~книги/Военная%20энциклопедия/Военно-голубиная%20почта/
17 комментариев
ВОЕННО-ГОЛУБИНАЯ ПОЧТА, назначается, гл. обр., для поддержанія въ воен. время сообщенія съ обложенными крѣпостями; за послѣднія 10—15 лѣтъ, кромѣ того, голубей стали съ успѣхомъ примѣнять для пересылки донесеній отъ разъѣздовъ или мелкихъ передовыхъ частей къ мѣстамъ пост. расположенія В.-гол. станцій; въ нѣк-рыхъ гос-твахъ почт. голубями пользуются и суда флота; наконецъ, въ наст. время голубей приспособляютъ къ фотографированію мѣстности съ высоты ихъ полета. Голубю присуща способность находить дорогу къ его гнѣзду съ большихъ разстояній (до 800 и даже болѣе вер.) и послѣ продолжит. отсутствія (до 2 лѣтъ). Какъ показали многіе опыты (напр., опыты бельг. голубевода Роденбаха, описанные въ «Kriegstechnische Zeitschrift» 1899, IX), эта способность объясняется, кромѣ сильной привязанности къ своей голубятнѣ, гл. обр. хорошей памятью и острымъ зрѣніемъ голубей. Въ почт. голубяхъ эти качества, а также быстрота полета и способность оріентированія, развиты до наивысшей степени, благодаря удачному подбору родителей, искусной дрессировкѣ и тщательному уходу за ними. Породы почтовыхъ голубей: Родоначальниками большинства соврем. разновидностей европ. почтоваго голубя считаются каррьеръ, чайка (и понынѣ сохранившіеся въ довольно чистомъ видѣ первый — въ Англіи, вторая — въ Германіи и Франціи), полевой голубь и турманъ. Каррьеръ (рис. 1), родиной коего д. считать Египетъ и Пруссію, выдѣляется своимъ ростомъ (длина отъ конца клюва черезъ голову до конца хвоста — около 18 дм.), сильнымъ тѣлосложеніемъ, наиб. быстротой полета (до 100—105 клм. въ часъ) и наибол. способностью оріентироваться. Въ Англіи, однако, онъ служитъ лишь красивымъ, цѣннымъ выставочнымъ голубемъ; для почт. службы пользуются родствен. ему и болѣе распростран. «дракономъ» (рис. 3). Чайка (рис. 1) — малый, но очень выносливый и быстрый почтарь; хорошо оріентируется, привязчивъ къ гнѣзду. Пол. голуби и турманъ (рис. 2) не отличаются всѣми качествами хорошаго почтаря, но, благодаря удачнымъ скрещиваніямъ съ другими расами, дали отлич. породы выносливыхъ почт. голубей, среди коихъ наиб. совершенства достигли бельг. голуби (антверпенскіе, брюссельскіе, люттихскіе и др.), населяющіе большинство воен. голубятенъ Европы. Антверпенск. голубь (рис. 3) происшедшій отъ дракона и турмана, — крупная, стойкая и сильная птица, со спокойнымъ темпераментомъ; со значит. развит. вѣками и носовыми наростами; шея длиннѣе, чѣмъ у друг. породъ; голова болѣе вытянута и крылья выступаютъ рѣзко впередъ; онъ быстро развивается и уже въ раннемъ возрастѣ годится для дальнихъ полетовъ. Брюссельскій голубь по своему виду и прекрас. качествамъ близко подходитъ къ антверпенскому. Люттихскій (рис. 4) — небольшая, но крѣпкая птица, съ сильно развитой грудью, короткими лапками, маленькой головкой, короткимъ клювомъ и богатымъ опереніемъ; по быстротѣ, дальности перелетовъ и выносливости непогоды превосходитъ другихъ, но развивается медленнѣе ихъ. Со второй половины прошл. вѣка стали выдѣляться среди бельг. породъ голуби провинціи Вервье, близкіе къ люттихскимъ. Голуби вообще живутъ до 25 л., но служатъ почтарями обык-но не болѣе 15 л.; живутъ они парами, отличаются большой привязанностью другъ къ другу и нѣжнымъ уходомъ за птенцами. Во избѣжаніе ранняго приплода, парованіе допускается лишь ок. 1 мрт.; на 8-ой день послѣ этого самка кладетъ первое яйцо, а черезъ 2 сутокъ второе; черезъ 151/2 сутокъ послѣ того вылупляются птенцы, к-рые черезъ 10 дней начинаютъ сами клевать кормъ, а черезъ 11/2—2 мѣс. получаютъ уже достаточное для лета опереніе. Число кладокъ яицъ, по 2 въ каждую кладку, на воен. голубятняхъ не допускается болѣе 4 въ годъ. Дрессировка голубей, имѣющая главную роль въ подготовкѣ наилучш. почтарей, состоитъ въ пріученіи ихъ, посредствомъ повторяемыхъ и постепенно увеличиваемыхъ перелетовъ, переносить депеши. За правило установлено, что каждый воен. голубь дрессируется лишь по одному напр-нію (съ отклоненіемъ отъ него не болѣе 30 вер.), но и опыты дрессировки голубей съ опредѣлен. площади (до 150 в. въ квадр., какъ, напр., для маневровъ подъ Бѣлостокомъ въ 1897 г., въ Пруссіи въ 1901 г. и подъ Курскомъ въ 1903 г.) увѣнчались полнымъ успѣхомъ. Дрессировку молод. голубей начинаютъ по достиженіи ими 21/2—3-мѣс. возраста (обычно въ іюнѣ) съ 10-верстнаго разстоянія отъ голубятни и постепенно, къ 10-му перелету (къ октябрю), доводятъ это разстояніе до 250 вер. Старые голуби дрессируются съ подобной же постепенностью до разстоянія въ 400 вер. Зимой перелеты совершаются лишь при благопр. погодѣ. Голубь, выпущенный изъ дорожной корзины, взвившись на значит. высоту для оріентировки, летитъ затѣмъ, на высотѣ 100—150 мтр., къ своей голубятнѣ, не останавливаясь до достиженія ея или до наступленія ночи; сред. ск-сть полета — 40—60 вер. въ часъ, но извѣстны такіе случаи перелетовъ, какъ Антверпенъ — Сенкезъ, 800 клм., въ 8 ч., или Даксъ — Брюссель, 900 клм., въ одинъ день. Какъ выдающіеся по разстоянію перелеты должно отмѣтить Мадридъ — Люттихъ (1.600 клм.) и Римъ — Люттихъ (1.100 клм.). При полетѣ голубь избѣгаетъ лѣсовъ съ ихъ хищниками, а горн. страны пересѣкаетъ по долинамъ. Въ 1902 г. б. произведены между итал. станціями Римъ и Чивита-Векія (65 клм.) удачные опыты двойной дрессировки, состоящей въ томъ, что голуби пріучаются къ жительству на одной станціи, а къ корму на другой. Т. обр., кажд. голубь совершаетъ ежедневно 2 рейса отъ своего гнѣзда къ кормушкѣ и обратно, тратя на каждый рейсъ ок. 3 ч. Двойная дрессировка практикуется теперь во Франціи и Германіи; норм. разстояніе между станціями считаются при этомъ въ 50 клм. Голубеграммы. Такъ называются депеши, пересылаемыя съ голубями. Онѣ пишутся на тонкой (хотя бы папиросной) бумагѣ, вкладываются въ стволикъ гусин. пера и прикрѣпляются къ крѣпк. перу въ хвостѣ голубя. Если нужно передать длин. текстъ, то съ него дѣлаютъ микрофотографическій снимокъ (съ уменьшеніемъ до 800 разъ) и переводятъ его на тоненькую пленку изъ коллодія — пелликюлю. (Парижскія пелликюли б. 3 см. на 5 см., вѣсомъ по 0,05 гр.; принятыя у насъ теперь 61/2 на 21/4). Пелликюли вкладываются по двѣ въ стволики гусин. пера; на голубѣ можно укрѣпить до 10 пелликюль; можно также укрѣпить депеши на ножкѣ голубя при помощи резин. колечка. Съ каждой депешей отправляется обык-но, для вѣрности, нѣсколько голубей.
Лично я всюду ставлю «воздержаться», на всякий случаю уточню.
А самое главное — считаю, что знание интересных моментов истории, вполне может вдохновить на изготовление различных (не менее интересных ) вещей. Например кто-то захочет изготовить модель паровой кареты, кто-то птицу механическую…
Земной поклон просветителю, развеивателю мглы невежества стим-молодёжи!
В истории можно ещё упомянуть голубей, которые принесли «послание смерти» от Ольги к древлянам.
Хочу поставить +, но рейтинга мало.