Сухопутные монстры . Детство.
Так кто же первым создал танк?
Слово «танк» происходит от английского слова tank, то есть «бак» или «цистерна». Происхождение названия таково: при отправке на фронт первых танков британская контрразведка пустила слух, что в Англии царским правительством заказана партия цистерн для питьевой воды. И танки отправились по железной дороге под видом цистерн Интересно, что в России новую боевую машину первоначально называли «лохань» (один вариант перевода слова tank).
Первая механическая повозка этого рода была изобретена по всей вероятности в 1769 г. французом Кюньо, установившим паровую машину на повозке. Ему удалось добиться скорости в 4 км, но он вынужден был останавливаться каждые 20 мин., чтобы поднимать давление пара. Когда же изобретатель, показывая свое изобретение представителям французского правительства, свалил каменную стену, — он был посажен в тюрьму.
Гусеничный движитель был изобретен выходцем из крестьянского сословия Саратовской губернии, Федором Абрамовичем Блиновым (1827-1902 гг.).
В 1877 году Блинов изобретает «гусеничный вагон», своеобразные гусеничный прицеп, передвигавшийся пароконной упряжкой; опытный образец был построен летом 1880 г. и испытан, в том числе и на болотистой местности. Эффект был весьма и весьма многообещающим, в частности в пароконной упряжке «вагон» мог перевозить груз, для перевозки которого на колесной тележке требовалось не менее десяти лошадей.
Первым реальным шагом по пути создания танка была изобретенная одним американцем в 1888 г. паровая самодвижущаяся повозка на бесконечных гусеничных рельсах; в свою очередь, гусеница была изобретена англичанином Рихардом Ловеллем Идживортом, запатентовавшим ее в 1770 г.
В 1888 году был изготовлен «Самоход», педставлявший по сути первый гусеничный трактор. Двигателем служили две паровые машины по 12 л.с. при 40 оборотах каждая, котел на 6 атм. был с нефтяной топкой. Движение от паровых машин к ведущим звездочкам гусеничного хода передавалось литыми чугунными шестернями. Каждая гусеница приводилась отдельно. Поворот «самохода» обеспечивался выключением или включением соответствующей машины. Машина демонстрировалась на сельхохозяйственной выставке в Саратове в 1889 г., улучшенная модель была представлена на Нижегородской выставке в 1896 г., при этом за свое изобретение автор получил похвальную грамоту; тем не менее массовой постройки гусеничных тракторов в Российской Империи не производилось.
Предшественником танка в отношении многих деталей, особенно механизма управления, явился трактор с созданием двигателя внутреннего сгорания. Его дальнейшее развитие было совершенно ясно, так как комбинация этого двигателя с гусеничной цепью дала возможность сконструировать повозку, способную передвигаться без дорог и по болотистому грунту благодаря распределению веса машины на большой площади.
Но я бы все же признал окончательно и бесповоротно первенство за машиной изготовленой в Англии, 1910 году в единственном экземпляре. Презназначен этот агрегат был для перетаскивания грузов на Аляске — там с дорогами было плохо, колесные тягачи не обладали необходимой проходимостью, а лошади и собаки возить большие грузы не могли. Однако, построенная в Юконе теплоэлектростанция испытывала потребность в угле, а доставлять его зимой при замерзшей реке было нечем. Поэтому Хорнсби, уже имевший к этому моменту опыт постройки чуть менее масштабного гусеничного парового трактора (10 тонн собственной массы с двигателем всего в 20л.с.) — создал такой вот сухопутный локомотив, который должен был возить уголь от моря до станции всю зиму…
Масса гиганта составляла 40 тонн, а паровая машина развивала 80 л.с. По ровной дороге и без нагрузки трактор мог разогнаться до 40км/ч, а полная масса поезда из трактора и восьми(!) прицепов массой по 12,5т составляла, как несложно подсчитать, 140 тонн. Результат для 1910 года не просто хороший, — фантастический! При собственной массе каждого прицепа около 5т., за одну ходку поезд доставлял, как нетрудно подсчитать, 60 тонн угля
Еще до мировой войны военное министерство производило разные опыты с гусеничными тракторами, снабженными двигателями внутреннего сгорания, хотя при этом оно и не преследовало непосредственных боевых целей, а в 1903 г. Писатель Г.Уэллс предсказал и живо описал странные боевые машины, похожие на танки.
В 1912 г. австралиец Моле предложил военному министерству проект ползучей боевой гусеничной машины. Благодаря применению штырей на концах и гибких гусеничных цепей для езды по кривой эта машина, по-видимому, имела преимущества перед танками. Однако, это сенсационное предложение было скоро забыто, и проект Моле не оказал никакого влияния на действительное изобретение танка; военное министерство не принимало в нем никакого участия, а предложение Моле вообще не было известно до конца войны.
Известна также история с водопроводчиком из Ноттингама, представившим военному министерству за несколько лет перед мировой войной проект вездеходной машины. Этот водопроводчик получил несколько обычных в таких случаях писем, но о дальнейшем ничего не слышал. Через несколько лет по окончании войны проект был обнаружен в одном из пыльных шкафов с резолюцией: «Этот человек болен».
Немцы также могут претендовать на изобретение танка, так как в 1913 г. некий Гебель сконструировал бронированный сухопутный крейсер, страшный своими ощетинившимися пушками. Этот крейсер переходил в Познани через треугольные препятствия высотой 90 фут. (около 27 м). В 1914 г. он сделал попытку повторить показ своей машины перед широкой публикой на стадионе в Берлине, но во время преодоления короткого подъема в 30° машина остановилась, и никакие усилия изобретателя не могли заставить ее вновь начать движение. Долгое ожидание надоело публике, она стала протестовать и требовать обратно входную плату; в несчастного изобретателя полетели даже камни, и он больше не осмелился показывать свое изобретение публично.
Задолго до первой мировой войны в русское военное министерство поступил проект необычайной боевой машины, разработанный сыном знаменитого русского химика — Василием Дмитриевичем Менделеевым.
Проект боевой машины Менделеева—это талантливый проект сверхтяжелого танка, конструкция которого на десятилетие опередила все развитие танковой техники. Многие элементы машины Менделеева в наши дни выглядят современными.
Менделеев спроектировал танк весом в 170 тонн» обслуживаемый командой в 8 человек. Он представлял собой огромную бронированную коробку, со скрытыми внутри гусеницами, необходимыми для передвижения, двигателем и боекомплектом.
Во время передвижения гусеницы с помощью сжатого воздуха должны были приподнимать бронированный корпус над землей и обеспечивать движение танка со скоростью до 24 км в час.
Кроме пушки, Менделеев предполагал вооружить танк пулеметом, установленным в специальной выдвижной бронебашне, допускавшей круговой обстрел.
Все эти предварительные попытки не дали никаких результатов, потому что им недоставало страшного импульса войны, но мировая война сделала изобретение танка неизбежным.
В октябре 1914 г. полк. Свинтон — человек с большим кругозором и фантазией, работавший в качестве военного корреспондента в британской экспедиционной армии, — пришел как «очевидец» к сознанию необходимости бронированной машины, которая была бы в состоянии прокладывать себе дорогу через проволочные заграждения, переходить через окопы и разрушать или раздавливать пулеметные гнезда.
Один из его друзей написал ему об американском тракторе Холт, который мог карабкаться на крутые склоны.
Свинтону пришла мысль использовать эту машину, и 20 октября 1914 г. он послал в военное министерство проект гусеничных истребителей пулеметов. Они должны были быть тяжело забронированы, вооружены пушками, пулеметами, иметь способность переходить через окопы и разрушать проволочные заграждения.
Так родилась идея танка. Его история (пока эта идея оформлялась и стала спустя 15 месяцев реальным танком) является историей долгой борьбы с бюрократизмом.Для разработки нового шасси пришлось обратиться к фирме W.Foster & Co. (Линькольншир), которая занималась в те годы сборкой тракторов Hornsby. Эти машины были уникальны тем, что по сути они представляли собой паровозы на гусеничном движителе и использовались в качестве тягачей для “сухопутных поездов”. Помимо этого, фирма производила колёсные тягачи для полевой артиллерии.
Испытания прототипа начались 10 сентября 1915 года и завершились не слишком удачно. Общая длина машины составила 8 метров, масса – 14 тонн. Танк обладал невысокой проходимостью, а ходовая часть оказалась мало приспособленной для повышенных нагрузок. Тем не менее, максимальная скорость Lincoln Machine No.1 составила 5,5 км\ч, что было несколько выше требуемого показателя.
Длины тракторного шасси не хватало для преодоления окопов и воронок, потому его скрестили с колёсной парой, прикрепив её к корпусу сзади.
Два инженера — Триттон и лейтенант Вильсон, — работая днем и ночью, закончили проект «Маленького Вилли». Полк. Свинтон, осмотрев в Линкольне модель его в натуральную величину, так описал ее в своем письме генеральному штабу:
«Моряки изготовили первый экземпляр гусеничной машины, которая способна переходить через канавы шириной 135 см и вращаться вокруг своей оси, подобно собаке, у которой на спине сидит блоха».
«Нейтральные» США стали за время войны настоящим арсеналом для стран Антанты, и «техники» знали о потребностях, вызванных мировой войной, едва ли не лучше военных наблюдателей. К тому же США обладали развитым машиностроением, потенциал которого еще более возрос за счет заграничных заказов. Так что разработки вездеходных боевых машин велись независимо от мнения военного руководства.
Одной из наиболее совершенных, в техническом плане, американских разработок в области гусеничных боевых машин можно считать бензоэлектрический танк Холта.
Танк имел отделение для пехоты и отдельную дверь для её высадки.
Непосредственно сам трактор представлял собой широко известный Holt 75 образца 1909 года, выпускавшийся фирмой C.L.Best по лицензии. Трактор оказался настолько удачным, что его широко использовали в американской и британской армии вплоть до 1919 года включительно, а во время Гражданской войны Holt 75 поставлялся российским “белым” армиям. Последние образцы этих машин, правда уже не армейские, были списаны лишь в 1945 году!
Судьба этого танка, названного Best 75 Tracklayer, осталась достаточно туманной. Ясно было только одно — американская армия после осмотра прототипа из неброневой стали пришли к выводу, что подобный монстр им абсолютно не нужен.
Следующими опять-таки стали американцы из фирмы Holt, разработавшие в конце 1916 года свой проект колесного танка. Работы проводились при непосредственном участии Army Corps of Engineers и при содействии Stanley Steamer. Танк получил массивный корпус, в носовой части которого решили разместить два 2-цилиндровых паровых двигателя системы Double мощностью по 75 л.с. Каждый из двигателей имел индивидуальный привод на одно колесо диаметром 2,4 метра, целиком выполненными из стали, и устанавливался вертикально. Поскольку оба колеса были неуправляемыми для поворота танка было предусмотрено третье колесо “барабанного” типа, крепившееся на поворотном кронштейне в кормовой части корпуса.
Постройка первого опытного образца задержалась и была завершена только зимой 1918 года. Танк отправили на полигон в Абердине, где военные приступили к испытаниям танка, которые… закончились едва успев начаться. Американскую машину постигла та же участь, что и колесный танк Лебеденко – едва сдвинувшись с места Steam Wheeled Tank проехал около 50 футов (15 метров) и прочно увяз в грунте. Было очевидно, что мощности паровых двигателей явно не хватает для того, чтобы танк выбрался из этой “западни”. Присутствовавшие при этом представители от армии были сильно расстроены этим фактом и отказались от дальнейших работ по Steam Wheeled Tank.
Ещё одно чудо американской техники.
Увы, в годы Первой мировой войны наша страна не входила в элитный клуб великих танковых держав. Тот факт, что и Германия, наш главный противник, тоже не была членом этого клуба — слабое утешение (немцы за всю войну произвели 21 (двадцать один) серийный танк собственной постройки).
Но, зато никто не будет оспаривать тот факт, что именно в России в годы Первой мировой создан самый большой в мире танк – 17 метров в длину, 9 метров в высоту, 60 тонн веса!
Идея постройки такой необычной машины возникла у капитана российской армии Николая Николаевича Лебеденко во время службы на Кавказе, еще до войны. Он по достоинству оценил арбу – транспортное средство местных жителей. Дорог в привычном понимании этого слова на Кавказе тогда не было, но арба – тележка с двумя колесами с высокими ободами легко преодолевала все кочки и ухабы на том, что считалось там дорогами.
27 августа 1915 года под Дмитровом состоялись первые ходовые испытания гигантского танка. Первые и последние. Машина прошла десяток метров по гати, но мгновенно застряла на мягком грунте – задняя направляющая тележка застряла в канаве.Большие колёса оказывались неспособны вытащить его, даже несмотря на применение мощнейшей двигательной установки, состоявшей из двух трофейных моторов «Майбах» по 250 л. с. каждый, снятых со сбитого немецкого дирижабля.
Игрушки кончились, началась война.
Слово «танк» происходит от английского слова tank, то есть «бак» или «цистерна». Происхождение названия таково: при отправке на фронт первых танков британская контрразведка пустила слух, что в Англии царским правительством заказана партия цистерн для питьевой воды. И танки отправились по железной дороге под видом цистерн Интересно, что в России новую боевую машину первоначально называли «лохань» (один вариант перевода слова tank).
Первая механическая повозка этого рода была изобретена по всей вероятности в 1769 г. французом Кюньо, установившим паровую машину на повозке. Ему удалось добиться скорости в 4 км, но он вынужден был останавливаться каждые 20 мин., чтобы поднимать давление пара. Когда же изобретатель, показывая свое изобретение представителям французского правительства, свалил каменную стену, — он был посажен в тюрьму.
Гусеничный движитель был изобретен выходцем из крестьянского сословия Саратовской губернии, Федором Абрамовичем Блиновым (1827-1902 гг.).
В 1877 году Блинов изобретает «гусеничный вагон», своеобразные гусеничный прицеп, передвигавшийся пароконной упряжкой; опытный образец был построен летом 1880 г. и испытан, в том числе и на болотистой местности. Эффект был весьма и весьма многообещающим, в частности в пароконной упряжке «вагон» мог перевозить груз, для перевозки которого на колесной тележке требовалось не менее десяти лошадей.
Первым реальным шагом по пути создания танка была изобретенная одним американцем в 1888 г. паровая самодвижущаяся повозка на бесконечных гусеничных рельсах; в свою очередь, гусеница была изобретена англичанином Рихардом Ловеллем Идживортом, запатентовавшим ее в 1770 г.
В 1888 году был изготовлен «Самоход», педставлявший по сути первый гусеничный трактор. Двигателем служили две паровые машины по 12 л.с. при 40 оборотах каждая, котел на 6 атм. был с нефтяной топкой. Движение от паровых машин к ведущим звездочкам гусеничного хода передавалось литыми чугунными шестернями. Каждая гусеница приводилась отдельно. Поворот «самохода» обеспечивался выключением или включением соответствующей машины. Машина демонстрировалась на сельхохозяйственной выставке в Саратове в 1889 г., улучшенная модель была представлена на Нижегородской выставке в 1896 г., при этом за свое изобретение автор получил похвальную грамоту; тем не менее массовой постройки гусеничных тракторов в Российской Империи не производилось.
Предшественником танка в отношении многих деталей, особенно механизма управления, явился трактор с созданием двигателя внутреннего сгорания. Его дальнейшее развитие было совершенно ясно, так как комбинация этого двигателя с гусеничной цепью дала возможность сконструировать повозку, способную передвигаться без дорог и по болотистому грунту благодаря распределению веса машины на большой площади.
Но я бы все же признал окончательно и бесповоротно первенство за машиной изготовленой в Англии, 1910 году в единственном экземпляре. Презназначен этот агрегат был для перетаскивания грузов на Аляске — там с дорогами было плохо, колесные тягачи не обладали необходимой проходимостью, а лошади и собаки возить большие грузы не могли. Однако, построенная в Юконе теплоэлектростанция испытывала потребность в угле, а доставлять его зимой при замерзшей реке было нечем. Поэтому Хорнсби, уже имевший к этому моменту опыт постройки чуть менее масштабного гусеничного парового трактора (10 тонн собственной массы с двигателем всего в 20л.с.) — создал такой вот сухопутный локомотив, который должен был возить уголь от моря до станции всю зиму…
Масса гиганта составляла 40 тонн, а паровая машина развивала 80 л.с. По ровной дороге и без нагрузки трактор мог разогнаться до 40км/ч, а полная масса поезда из трактора и восьми(!) прицепов массой по 12,5т составляла, как несложно подсчитать, 140 тонн. Результат для 1910 года не просто хороший, — фантастический! При собственной массе каждого прицепа около 5т., за одну ходку поезд доставлял, как нетрудно подсчитать, 60 тонн угля
Еще до мировой войны военное министерство производило разные опыты с гусеничными тракторами, снабженными двигателями внутреннего сгорания, хотя при этом оно и не преследовало непосредственных боевых целей, а в 1903 г. Писатель Г.Уэллс предсказал и живо описал странные боевые машины, похожие на танки.
В 1912 г. австралиец Моле предложил военному министерству проект ползучей боевой гусеничной машины. Благодаря применению штырей на концах и гибких гусеничных цепей для езды по кривой эта машина, по-видимому, имела преимущества перед танками. Однако, это сенсационное предложение было скоро забыто, и проект Моле не оказал никакого влияния на действительное изобретение танка; военное министерство не принимало в нем никакого участия, а предложение Моле вообще не было известно до конца войны.
Известна также история с водопроводчиком из Ноттингама, представившим военному министерству за несколько лет перед мировой войной проект вездеходной машины. Этот водопроводчик получил несколько обычных в таких случаях писем, но о дальнейшем ничего не слышал. Через несколько лет по окончании войны проект был обнаружен в одном из пыльных шкафов с резолюцией: «Этот человек болен».
Немцы также могут претендовать на изобретение танка, так как в 1913 г. некий Гебель сконструировал бронированный сухопутный крейсер, страшный своими ощетинившимися пушками. Этот крейсер переходил в Познани через треугольные препятствия высотой 90 фут. (около 27 м). В 1914 г. он сделал попытку повторить показ своей машины перед широкой публикой на стадионе в Берлине, но во время преодоления короткого подъема в 30° машина остановилась, и никакие усилия изобретателя не могли заставить ее вновь начать движение. Долгое ожидание надоело публике, она стала протестовать и требовать обратно входную плату; в несчастного изобретателя полетели даже камни, и он больше не осмелился показывать свое изобретение публично.
Задолго до первой мировой войны в русское военное министерство поступил проект необычайной боевой машины, разработанный сыном знаменитого русского химика — Василием Дмитриевичем Менделеевым.
Проект боевой машины Менделеева—это талантливый проект сверхтяжелого танка, конструкция которого на десятилетие опередила все развитие танковой техники. Многие элементы машины Менделеева в наши дни выглядят современными.
Менделеев спроектировал танк весом в 170 тонн» обслуживаемый командой в 8 человек. Он представлял собой огромную бронированную коробку, со скрытыми внутри гусеницами, необходимыми для передвижения, двигателем и боекомплектом.
Во время передвижения гусеницы с помощью сжатого воздуха должны были приподнимать бронированный корпус над землей и обеспечивать движение танка со скоростью до 24 км в час.
Кроме пушки, Менделеев предполагал вооружить танк пулеметом, установленным в специальной выдвижной бронебашне, допускавшей круговой обстрел.
Все эти предварительные попытки не дали никаких результатов, потому что им недоставало страшного импульса войны, но мировая война сделала изобретение танка неизбежным.
В октябре 1914 г. полк. Свинтон — человек с большим кругозором и фантазией, работавший в качестве военного корреспондента в британской экспедиционной армии, — пришел как «очевидец» к сознанию необходимости бронированной машины, которая была бы в состоянии прокладывать себе дорогу через проволочные заграждения, переходить через окопы и разрушать или раздавливать пулеметные гнезда.
Один из его друзей написал ему об американском тракторе Холт, который мог карабкаться на крутые склоны.
Свинтону пришла мысль использовать эту машину, и 20 октября 1914 г. он послал в военное министерство проект гусеничных истребителей пулеметов. Они должны были быть тяжело забронированы, вооружены пушками, пулеметами, иметь способность переходить через окопы и разрушать проволочные заграждения.
Так родилась идея танка. Его история (пока эта идея оформлялась и стала спустя 15 месяцев реальным танком) является историей долгой борьбы с бюрократизмом.Для разработки нового шасси пришлось обратиться к фирме W.Foster & Co. (Линькольншир), которая занималась в те годы сборкой тракторов Hornsby. Эти машины были уникальны тем, что по сути они представляли собой паровозы на гусеничном движителе и использовались в качестве тягачей для “сухопутных поездов”. Помимо этого, фирма производила колёсные тягачи для полевой артиллерии.
Испытания прототипа начались 10 сентября 1915 года и завершились не слишком удачно. Общая длина машины составила 8 метров, масса – 14 тонн. Танк обладал невысокой проходимостью, а ходовая часть оказалась мало приспособленной для повышенных нагрузок. Тем не менее, максимальная скорость Lincoln Machine No.1 составила 5,5 км\ч, что было несколько выше требуемого показателя.
Длины тракторного шасси не хватало для преодоления окопов и воронок, потому его скрестили с колёсной парой, прикрепив её к корпусу сзади.
Два инженера — Триттон и лейтенант Вильсон, — работая днем и ночью, закончили проект «Маленького Вилли». Полк. Свинтон, осмотрев в Линкольне модель его в натуральную величину, так описал ее в своем письме генеральному штабу:
«Моряки изготовили первый экземпляр гусеничной машины, которая способна переходить через канавы шириной 135 см и вращаться вокруг своей оси, подобно собаке, у которой на спине сидит блоха».
«Нейтральные» США стали за время войны настоящим арсеналом для стран Антанты, и «техники» знали о потребностях, вызванных мировой войной, едва ли не лучше военных наблюдателей. К тому же США обладали развитым машиностроением, потенциал которого еще более возрос за счет заграничных заказов. Так что разработки вездеходных боевых машин велись независимо от мнения военного руководства.
Одной из наиболее совершенных, в техническом плане, американских разработок в области гусеничных боевых машин можно считать бензоэлектрический танк Холта.
Танк имел отделение для пехоты и отдельную дверь для её высадки.
Непосредственно сам трактор представлял собой широко известный Holt 75 образца 1909 года, выпускавшийся фирмой C.L.Best по лицензии. Трактор оказался настолько удачным, что его широко использовали в американской и британской армии вплоть до 1919 года включительно, а во время Гражданской войны Holt 75 поставлялся российским “белым” армиям. Последние образцы этих машин, правда уже не армейские, были списаны лишь в 1945 году!
Судьба этого танка, названного Best 75 Tracklayer, осталась достаточно туманной. Ясно было только одно — американская армия после осмотра прототипа из неброневой стали пришли к выводу, что подобный монстр им абсолютно не нужен.
Следующими опять-таки стали американцы из фирмы Holt, разработавшие в конце 1916 года свой проект колесного танка. Работы проводились при непосредственном участии Army Corps of Engineers и при содействии Stanley Steamer. Танк получил массивный корпус, в носовой части которого решили разместить два 2-цилиндровых паровых двигателя системы Double мощностью по 75 л.с. Каждый из двигателей имел индивидуальный привод на одно колесо диаметром 2,4 метра, целиком выполненными из стали, и устанавливался вертикально. Поскольку оба колеса были неуправляемыми для поворота танка было предусмотрено третье колесо “барабанного” типа, крепившееся на поворотном кронштейне в кормовой части корпуса.
Постройка первого опытного образца задержалась и была завершена только зимой 1918 года. Танк отправили на полигон в Абердине, где военные приступили к испытаниям танка, которые… закончились едва успев начаться. Американскую машину постигла та же участь, что и колесный танк Лебеденко – едва сдвинувшись с места Steam Wheeled Tank проехал около 50 футов (15 метров) и прочно увяз в грунте. Было очевидно, что мощности паровых двигателей явно не хватает для того, чтобы танк выбрался из этой “западни”. Присутствовавшие при этом представители от армии были сильно расстроены этим фактом и отказались от дальнейших работ по Steam Wheeled Tank.
Ещё одно чудо американской техники.
Увы, в годы Первой мировой войны наша страна не входила в элитный клуб великих танковых держав. Тот факт, что и Германия, наш главный противник, тоже не была членом этого клуба — слабое утешение (немцы за всю войну произвели 21 (двадцать один) серийный танк собственной постройки).
Но, зато никто не будет оспаривать тот факт, что именно в России в годы Первой мировой создан самый большой в мире танк – 17 метров в длину, 9 метров в высоту, 60 тонн веса!
Идея постройки такой необычной машины возникла у капитана российской армии Николая Николаевича Лебеденко во время службы на Кавказе, еще до войны. Он по достоинству оценил арбу – транспортное средство местных жителей. Дорог в привычном понимании этого слова на Кавказе тогда не было, но арба – тележка с двумя колесами с высокими ободами легко преодолевала все кочки и ухабы на том, что считалось там дорогами.
27 августа 1915 года под Дмитровом состоялись первые ходовые испытания гигантского танка. Первые и последние. Машина прошла десяток метров по гати, но мгновенно застряла на мягком грунте – задняя направляющая тележка застряла в канаве.Большие колёса оказывались неспособны вытащить его, даже несмотря на применение мощнейшей двигательной установки, состоявшей из двух трофейных моторов «Майбах» по 250 л. с. каждый, снятых со сбитого немецкого дирижабля.
Игрушки кончились, началась война.
34 комментария
books.google.ru/books
www.opoccuu.com/
armor.kiev.ua/
militera.lib.ru/
all-tanks.ru/
tri3-tankista.narod.ru
propagandahistory.ru/
statehistory.ru/
Если это вам так надо.
Если бы я дал полный список используемого материала — занял бы раз в 10 больше места.
steampunker.ru/blog/history/4303.html
И да, Филимон у меня в фаворитах, т.к. иногда копипастил.
Из 100 топиков, опубликованных мною на вашем сайте, я насчитал 2(3), которые можно считать «копипастом» в полной мере. И то — я постарался выразить своё отношение к теме, даже если комментировать было нечего.
2% — огрооомное колличество! Самому-то не смешно?
Ну да ладно, если статьи не нужны — так и скажите.
С праздником всех, особенно служивых!
Детство у танков было тяжелое.:))Жаль, что все начинания гасились в начале…
украиныамерики… это -сильно! +В прочем как всегда!
Плюсъ!:)))
А в целом статья замечательная. :)
ЗЫ. Фамилия Блинова в статье указана. Извиняюсь за неуместное замечание в посте выше.
P.S. Надеюсь на продолжение.
George Minnis из городка Ames, что в штате Айова в 1869 году построил сей сухопутный параход в единственном экземпляре. Судя по следам на земле — машина таки поехала… а вот сидения на ней нет — значит водитель шёл рядом.