Сухопутные монстры. "Рабочие лошадки" войны.

I Мировая (28 июля 1914 — 11 ноября 1918) Боевые потери русской армии убитыми в боях (по разным оценкам от 775 до 911 тысяч человек).Германия потеряла на русском фронте примерно 303 тысячи человек, Австро-Венгрия — 451 тысячу и Турция — примерно 151 тысячу.
После относительно краткого начального маневренного этапа боевых действий, на фронтах установилось равновесие (т.н. «окопная война»). Глубоко эшелонированные линии обороны противников было сложно прорвать. Даже длительная артподготовка не могла полностью уничтожить все проволочные заграждения и пулемётные гнёзда, которые затем сильно сковывали действия пехоты.

Сухопутные монстры. "Рабочие лошадки" войны.
Великобритания.
Первая модель танка была готова в 1916, когда прошла испытания и первый заказ на 100 машин поступил в производство. Это был танк Mk.1 — довольно несовершенная боевая машина, выпускавшаяся в двух модификациях — «самец» (с пушечным вооружением в боковых спонсонах) и «самка» (только с пулемётным вооружением).Танк представлял собой бронированную коробку ромбовидной формы с обведенной по ее корпусу стальной гусеницей. Толщина бортовой брони составляла 5-10 мм. Броня защищала от винтовочных пуль (небронебойных), шрапнели, лёгких осколков снарядов.
В дальнейшем в течение 1917 – 1918 гг. тяжелые танки серии «Марк МК» англичанами многократно модифицировались (от МК.1 до МК.9). Бензиновые двигатели находились, как и баки внутри машины. Грохот, издаваемый пулемётами и пушками, усугублялся духотой отработанными пороховыми газами, запахом бензина и температурой свыше 52 град. по Цельсию. Адские условия. Средняя скорость по пересеченной местности была 3,2 км/час.

Не смотря на несовершенство этих «стальных гробов», психологическое воздействие их применения было ошеломляющим.
Какую панику произвели танки среди немцев, показывает следующая корреспонденция в одной из немецких газет:
«Все стояли пораженные, как будто потеряв возможность двигаться. Огромные чудовища медленно приближались к нам, гремя, прихрамывая и качаясь, но все время продвигаясь вперед. Ничто их не задерживало. Кто-то в первой линии окопов сказал, что явился дьявол, — и это слово разнеслось по окопам с огромной быстротой».

Самец.

Сухопутные монстры. "Рабочие лошадки" войны. (Фото 2)

самка

Сухопутные монстры. "Рабочие лошадки" войны. (Фото 3)

в разрезе

Сухопутные монстры. "Рабочие лошадки" войны. (Фото 4)
Сухопутные монстры. "Рабочие лошадки" войны. (Фото 5)

В дальнейших модификациях от колёс отказались. Практически сразу же после начала использования танков МК англичане заметили, что им требуется значительно более скоростной и маневренный танк для действий в полосе за линией неприятельских укреплений. Так появился «Уиппет». «Уиппет» («Борзая») показался англичанам быстроходным, так как его максимальная скорость доходила до 13 км/ч и он был способен отрываться от своей пехоты и действовать в оперативном тылу у противника. При средней скорости 8,5 км/ч танк находился в движении 10 часов, что было рекордным показателем по сравнению с танками Mk.I-Мk.V.

Сухопутные монстры. "Рабочие лошадки" войны. (Фото 6)

Сухопутные монстры. "Рабочие лошадки" войны. (Фото 7)

Всего англичане изготовили 3027 танков 13 типов и модификаций, из общего числа которых примерно 2500 приходится на танки Мk.I — Мk.V.

Франция.

Танк, с известным названием — «Шнейдер» («Schneider»), был создан концерном «Шнейдер-Ле Крезо» и получил индекс СА-1 (char d'assaut-1 — «штурмовой танк первой модели»).

У истоков французского танкостроения стоял полковник (позже-генерал) Ж.Б. Этьен. Как и англичанин Суинтон, он обратил внимание на высокую проходимость американских тракторов «Холт», в связи с чем появилась идея создать на его базе боевую гусеничную машину.

Защиту экипажа обеспечивала 11-м м броня, усиленная в передней и боковой частях дополнительным 8-мм листом, благодаря чему обеспечивалась полная защита от пуль и осколков. Вооружение танка «Шнейдер» включало: 75-мм укороченную пушку специальной конструкции, ствол которой не превышал 1 м, использующую обычный 75-мм снаряд и пару пулемётов Гочкинса.

Сухопутные монстры. "Рабочие лошадки" войны. (Фото 8)

Сухопутные монстры. "Рабочие лошадки" войны. (Фото 9)

Средний танк «Сен-Шамон» («Saint-Chamond», H-16).
Занимаясь созданием танка, полковник Римальо — Главный конструктор фирмы FAMH, за основу взял узлы ходовой части трактора «Холт».Двигатель работал на электрогенератор, имевший два индуктора, каждый давал напряжение 200 В и ток 260 А. Напряжение с генератора подавалось на два тяговых электромотора — каждый из них приводил в движение гусеницу одного борта.
Вооружение — 75-мм пушка специальной конструкции, которая в дальнейшем была заменена полевой 75-мм пушкой «Шнейдер». Стрельба могла производиться в узком секторе прямо по курсу, так что перенос огня сопровождался поворотом всего танка. Для борьбы с пехотой по периметру корпуса располагались 4 пулемета.

Сухопутные монстры. "Рабочие лошадки" войны. (Фото 10)

Сухопутные монстры. "Рабочие лошадки" войны. (Фото 11)

Испытания в 1916 году показали многочисленные недостатки конструкции танка «Сен-Шамон». Эта машина значительно уступала танку «Шнейдер», тоже не отличавшемуся проходимостью и надежностью.

Легкий танк Рено FT-17 (Renault FT-17 -Automitrailleuse à chenilles Renault FT modèle 1917)
Танк, спешно разработанный и пущенный в производство в разгар Первой мировой войны, более четверти века выполнявший боевые задачи от Западной Франции до Дальнего Востока и от Финляндии до Марокко.
Выпускался в трех вариантах:
пулеметном (Char Mitrailler 8 mm)
пушечном (Char Canon 37mm)
командирском или как его называли «радиотанк» (Char signal TSF)

Сухопутные монстры. "Рабочие лошадки" войны. (Фото 12)

Сухопутные монстры. "Рабочие лошадки" войны. (Фото 13)

37-мм танковая пушка SA18 «Гочкис» («Пюто»), стрелок усилием плеч и спины с помощью наплечников поворачивал башню, производя грубую наводку.В пулеметные танки «Рено» FT-17 французы ставили, использовавшийся в пехоте, 8-мм станковый «Гочкис» модели 1914 года (Мlе 1914 Hotchkiss). Это первый танк с поворотной башней, производившийся серийно в то время. Плюс к этому танк «Рено» был сравнительно простым и дешевым в производстве. В результате он стал основной машины французских танковых сил и убедительным доказательством перспективности танков как нового вида вооружения.

Германия.

До первой мировой войны не было никакого опыта в производстве вездеходных боевых машин. Однако, в 1911 году обер-лейтенант Г. Бурштын (австрийский железнодорожник) создал реальный проект гусеничной бронированной машины Motorgeschutz («Моторгешютц»), который предложили сначала Военному министерству Австро-Венгрии, а затем Германии.

Сухопутные монстры. "Рабочие лошадки" войны. (Фото 14)

Военные ведомства им абсолютно не заинтересовались. Танковая атака англичан под Соммой в корне изменила их позиции в этом вопросе.Для организации и объединения работ по созданию германского танка 13 ноября 1916 года была создана техническая комиссия, которую возглавил генерал Фридрихс руководитель 7-го (транспортного) отделения Общего управления Военного министерства. Это отделение, образованное в октябре 1915 года и именуемое сокращенно A7V (AbteiIung 7, Verkehrswesen), выступало в роли заказчика боевых машин. Так родился проект A7V — германская промышленность и научно-технический потенциал позволил выполнить это в кратчайшие сроки.

Прототип А7V испытывался параллельно с полугусеничным «Мариенваген II». Кроме того, свое предложение «боевой артиллерийской машины» K.D.1 представила и фирма «Крупа». Но Главным командованием по результатам испытаний был выбран А7V.

Сухопутные монстры. "Рабочие лошадки" войны. (Фото 15)

Сухопутные монстры. "Рабочие лошадки" войны. (Фото 16)

Экипаж 18 (!) человек.
масса 30 т.
толщина брони 30-15 мм.
скорость 10-12 км.ч.
запас хода 35 км.

Средств внешней связи не предусматривалось. Надежность работы имевшихся радиостанций внутри трясущегося корпуса вызывала большие сомнения, не было уверенности и в эффективности световой сигнализации. Семафоры быстро сбивались бы пулями, осколками или взрывной волной. Был, правда, предусмотрен лючок для сигнализации флажками. Однако на практике управление свели к принципу «Делай как я», а при необходимости приказы доставлялись посыльными.
Большие размеры, и особенно высота танка, делали его хорошо видимой мишенью для артиллерии. За громоздкий неуклюжий корпус и две дымящие трубы A7V прозвали в войсках «тяжелой походной кухней». Вентиляция танка, как и на первых английских и французских машинах, оказалась неудовлетворительной. По сведениям одного механика-водителя А7V, температура внутри корпуса во время боя достигала + 86° С.
Как показал боевой опыт, обилие вооружения и слабая подготовка экипажей приводили к тому, что пулеметчики мешали артиллеристам и наоборот.
Что касается терминологии, то немцы в самом начале позаимствовали название «tank» (английское), затем появились «panzerwagen», «panzerkraftwagen» и «kampfwagen». А незадолго до окончания первой мировой войны — 22.09.1918 года появился официально утвержденный термин «sturmpanzerwagen».

Легкий танк LK-I (Leichte Kampfwagen LK-I).
Проект был представлен в сентябре 1917 года. После одобрения начальником Инспекции автомобильных войск, 29 декабря 1917 года было принято решение о постройке легких танков.

Сухопутные монстры. "Рабочие лошадки" войны. (Фото 17)

Сухопутные монстры. "Рабочие лошадки" войны. (Фото 18)

Вся конструкция танка представляла собой бронеавтомобиль, как бы помещенный в гусеничный ход. Такая схема позволяла получить вполне прочную конструкцию с упругой подвеской и достаточно большим клиренсом.
Тумбовая установка 37-мм пушки крепилась на вертикальной опоре. Конструкция щита орудия в целом была аналогична 57-мм пушке на танке A7V. Ходовые испытания первого опытного LK-I состоялись в марте 1918 года. Прошли они весьма успешно, но решено было доработать конструкцию — усилить бронезащиту, улучшить ходовую часть и приспособить танк для массового производства.Пока разрабатывалась следующая модификация LK-II и выпускалась пробная партия — война закончилась капитуляцией Германии, танки были вывезены в Швецию под видом сельхозинвентаря.

Нельзя не упомянуть «плод сумрачного тевтонского гения» — сверхтанк «Колоссаль» («К-Wagen»)
Срок разработки и создания первого образца был сокращен до восьми месяцев, хотя вначале был отведен один год. Программа выглядела весьма впечатляюще: постройка ста танков «Kolossal-Wagen» при первоначальном заказе на 10. Не менее 500000 рейхсмарок была расчетная стоимость одного «К-Wagen».В целом схема танка «Kolossal» была позаимствована у англичан:
гусеницы охватывали корпус
вооружение ( 4 пушки и пулеметы) устанавливалось в бортовых амбразурах и широких спонсонах.

Таблица для сравнения различных тяжёлых танков того времени.

Сухопутные монстры. "Рабочие лошадки" войны. (Фото 19)

Сухопутные монстры. "Рабочие лошадки" войны. (Фото 20)

Сухопутные монстры. "Рабочие лошадки" войны. (Фото 21)

Масса 150 т.
Экипаж 22 чел.
броня 30 мм.
вооружение: четыре 77-мм капонирные пушки и шесть-семь 7,92-мм пулеметов MG.08
габариты 13х6хз, з м.

Контракты на постройку пяти «К-Wagen» был заключен с заводом «Рибе» в Берлин-Вайсензее, на другие пять танков — с «Вагонфабрик Вегман» в Касселе. Постройка танков «Колоссаль» была начата в апреле 1918 года. В конце первой мировой войны на заводе в Берлин-Вайсензее один танк был почти достроен, для второго были готовы комплект основных агрегатов и узлов (кроме двигателей) и бронекорпус. Но Германия проиграла войну и был заключен Версальский мир.

Россия.

В Великобритании построили новый бронированный автомобиль, специально под Российские требования. Броневик был вооружен двумя пулеметами в независимых башенках, помещенных рядом с друг другом, с обеих сторон корпуса. Российская Армия заказала 48 автомобилей, и они были произведены к концу 1914. Транспортное средство использовало шасси с двигателем НА 30 Л.С. После первого боевого опыта, все транспортные средства были полностью восстановлены, броня заменена на новую, более толстую 7mm броню. Форма брони осталась той же. С новой более тяжелой броней, двигатель и шасси оказались слишком слабы. Автомобиль мог фактически ехать только по дорогам.
21 декабря 1914 в России начали формировать " автомобильные взводы МГ ". Первоначально, каждый взвод состоял из трех бронированных автомобилей «Остин» с поддержкой 4 грузовиков, передвижного цеха, грузовика с топливом и 4 мотоциклов. Команда взвода была приблизительно 50 человек.Дальнейшие взводы формировались двумя Аустинами и одним вооруженным автомобилем (Garford с мая 1915 или Lanchester с 1916 весны).
Получив боевой опыт с английскими Аустинами, Пулковский завод в Санкт-Петербурге разработал собственный, улучшенный тип бронированного корпуса, с более толстой броней. Существенная особенностью были башенки, помещенные, по диагонали чтобы уменьшить ширину автомобиля.

Сухопутные монстры. "Рабочие лошадки" войны. (Фото 22)

Первый был поставлен с задержкой, в январе 1917. В течение следующих месяцев, работа шла очень медленно, из-за хаоса в стране. Наконец, когда производство было перемещено на Ижевский завод, 33 бронированных автомобиля были построены 1919- 1920.
Эти автомобили называли в России как " Putilovskiy Ostin ", или «Ostin-Putilovets», в то время как наиболее общее название(имя) в Западных источниках: Putilov. Эти названия не использовались ни в каких Российских документах относительно того времени, хотя в 1918-21 назывались только: " Russkiy Ostin " (Русский Остин).

Последний бой танков во время войны произошел 5 ноября, когда 8 Уиппетов, которые удалось собрать вместе, оказали поддержку гвардии в атаке недалеко от Мормальского леса.

После этого наступило перемирие.

26 комментариев

avatar






avatar
любопытная статья, танки классные, одного не пойму неужели мой + так единственным и остался?
avatar
Нет, не единственным :)
avatar
у французов интересные танки были и после первой мировой: AMX 38, AMX 40
avatar
а amx 13-90 вообще все живое разрывает в клочья )))
avatar
Filimon, отличный ликбез! И первая, и вторая статья! читаю с удовольствием, спасибо, что для нас стараетесь.
avatar
Благодарю за статьи — интересно, кое-что новенькое узнаю. Правда «Русский Остин» зря сюда поставлен: это классический бронеавтомобиль, никак не танк. Даже «Остин-Кегресс» тоже броневик, хотя и полугусеничный.
avatar
Что касается терминологии, то немцы в самом начале позаимствовали название «tank» (английское), затем появились «panzerwagen», «panzerkraftwagen» и «kampfwagen». А незадолго до окончания первой мировой войны — 22.09.1918 года появился официально утвержденный термин «sturmpanzerwagen»

Как долго и мучительно они шли к термину Вундервафля)))
avatar
Про отечественное танкостроение как-то бедно.
Во первых эпичный провал 1915-го года — Танк Лебеденко.
загрузить фото,загрузить картинку
К сожалению осталось от танка не много. Плохая фотография и следы на земле в историческом месте. Есть версия что этот проэхт был шпиёнской диверсией, которая должна была направить отечественное танкостроение по ложному пути колёсных танков.

А к 1917 году закуплены французские Рено Ft-17. К двадцатым годам по их образцу сделаны отечественные танки под названием «Борец за свободу товарищ Ленин». Впрочем не воевавшие.

И вот ещё фееричный коллапс американцев.
загрузить фото,загрузить картинку
1917 год. Действующий эксперементальный образец с двумя пушками, расположенными с разных сторон башни. Футуризм в чистом виде)))
avatar
Smeian, посмотрите тут — steampunker.ru/blog/answers/6145.html

тут первая часть статьи, как я понимаю — и обе фото, и еще куча другого материала)
avatar
Прошу прощения, я был невнимателен) Както пропустил первую часть. Очень подробный и интересный обзор. Узнал много нового.
avatar
Отличная статья, впрочем как всегда:).
Материал подан очень хорошо.
+ (опять же, как всегда:))
  • AlD
  • 0
avatar
Как всегда + :)
avatar
Отличная статья, как и всегда)) +
avatar
Большое спасибо, очень интересно!!!
avatar
Легкий танк LK-I (Leichte Kampfwagen LK-I) — это как раз модель того танка который есть у меня в коллекции!!! А я думал, что это просто полет фантазии мастера!
steampunker.ru/blog/usersworks/6056.html (танк)
Спасибо!
avatar
Спасибо всем за добрые слова.
avatar
Бедные танкисты(первые), они ж задыхались там!
А7V, экипаж 18 человек, фига себе! :)
За видео отдельное спасибо!+
avatar
+. Ещё пожалуйста.
avatar
Прекрасная статья! Однако, про русские потери, можно бы и уточнить… около 250 т. убитыми и умершими от ран, 480 т. раненых… за 4 года войны!(сказки про миллионы убитых, уже большевики напридумали… известно для чего...)Самые жуткие потери германцев происходили на «восточном фронте»… аж у Ремарка есть об этом...:)Про австияков вообще молчу...:)))
Люблю танки ПМВ! Произведения исскуства! Потом уже не то… конвейер.Красивые и бесполезные...:)))! Плюсъ!
avatar
«Сухопутные монстры» глазами «продажных западных журналюг» писать? :)
avatar
:)А как же, «нехай клевещут»!:):))
avatar


Танк КВ (Клим Ворошилов) давит немецкую танковую колонну. (1941 год)
avatar
:)Да, «ах, если бы»!:)))«Журнал сообщает, что два этих»Сухопутных линкора" атаковали колонну немецкой бронетехники «спереди и сзади»(и в хвост и в гриву:))и уничтожили 50 лёгких танков и 10 бронемашин.":)))
avatar
avatar
Нашёл и не мог не поделиться! Самый «первый» немецкий «танк». Это ни что иное, как танк (точнее, ходовой невооруженный макет) конструкции немецкого инженера, которого звали Hugo G. Bremer. Да-да, тот самый, автор Мариенвагена. В 1915 году он так-таки выкатил на испытательный полигон машину.Ее приписывали т.н. «танку Бурштыня» и много еще кому…



а вот и фото.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.