Сухопутные монстры. "Рабочие лошадки" войны.
I Мировая (28 июля 1914 — 11 ноября 1918) Боевые потери русской армии убитыми в боях (по разным оценкам от 775 до 911 тысяч человек).Германия потеряла на русском фронте примерно 303 тысячи человек, Австро-Венгрия — 451 тысячу и Турция — примерно 151 тысячу.
После относительно краткого начального маневренного этапа боевых действий, на фронтах установилось равновесие (т.н. «окопная война»). Глубоко эшелонированные линии обороны противников было сложно прорвать. Даже длительная артподготовка не могла полностью уничтожить все проволочные заграждения и пулемётные гнёзда, которые затем сильно сковывали действия пехоты.
Великобритания.
Первая модель танка была готова в 1916, когда прошла испытания и первый заказ на 100 машин поступил в производство. Это был танк Mk.1 — довольно несовершенная боевая машина, выпускавшаяся в двух модификациях — «самец» (с пушечным вооружением в боковых спонсонах) и «самка» (только с пулемётным вооружением).Танк представлял собой бронированную коробку ромбовидной формы с обведенной по ее корпусу стальной гусеницей. Толщина бортовой брони составляла 5-10 мм. Броня защищала от винтовочных пуль (небронебойных), шрапнели, лёгких осколков снарядов.
В дальнейшем в течение 1917 – 1918 гг. тяжелые танки серии «Марк МК» англичанами многократно модифицировались (от МК.1 до МК.9). Бензиновые двигатели находились, как и баки внутри машины. Грохот, издаваемый пулемётами и пушками, усугублялся духотой отработанными пороховыми газами, запахом бензина и температурой свыше 52 град. по Цельсию. Адские условия. Средняя скорость по пересеченной местности была 3,2 км/час.
Не смотря на несовершенство этих «стальных гробов», психологическое воздействие их применения было ошеломляющим.
Какую панику произвели танки среди немцев, показывает следующая корреспонденция в одной из немецких газет:
«Все стояли пораженные, как будто потеряв возможность двигаться. Огромные чудовища медленно приближались к нам, гремя, прихрамывая и качаясь, но все время продвигаясь вперед. Ничто их не задерживало. Кто-то в первой линии окопов сказал, что явился дьявол, — и это слово разнеслось по окопам с огромной быстротой».
Самец.
самка
в разрезе
В дальнейших модификациях от колёс отказались. Практически сразу же после начала использования танков МК англичане заметили, что им требуется значительно более скоростной и маневренный танк для действий в полосе за линией неприятельских укреплений. Так появился «Уиппет». «Уиппет» («Борзая») показался англичанам быстроходным, так как его максимальная скорость доходила до 13 км/ч и он был способен отрываться от своей пехоты и действовать в оперативном тылу у противника. При средней скорости 8,5 км/ч танк находился в движении 10 часов, что было рекордным показателем по сравнению с танками Mk.I-Мk.V.
Всего англичане изготовили 3027 танков 13 типов и модификаций, из общего числа которых примерно 2500 приходится на танки Мk.I — Мk.V.
Франция.
Танк, с известным названием — «Шнейдер» («Schneider»), был создан концерном «Шнейдер-Ле Крезо» и получил индекс СА-1 (char d'assaut-1 — «штурмовой танк первой модели»).
У истоков французского танкостроения стоял полковник (позже-генерал) Ж.Б. Этьен. Как и англичанин Суинтон, он обратил внимание на высокую проходимость американских тракторов «Холт», в связи с чем появилась идея создать на его базе боевую гусеничную машину.
Защиту экипажа обеспечивала 11-м м броня, усиленная в передней и боковой частях дополнительным 8-мм листом, благодаря чему обеспечивалась полная защита от пуль и осколков. Вооружение танка «Шнейдер» включало: 75-мм укороченную пушку специальной конструкции, ствол которой не превышал 1 м, использующую обычный 75-мм снаряд и пару пулемётов Гочкинса.
Средний танк «Сен-Шамон» («Saint-Chamond», H-16).
Занимаясь созданием танка, полковник Римальо — Главный конструктор фирмы FAMH, за основу взял узлы ходовой части трактора «Холт».Двигатель работал на электрогенератор, имевший два индуктора, каждый давал напряжение 200 В и ток 260 А. Напряжение с генератора подавалось на два тяговых электромотора — каждый из них приводил в движение гусеницу одного борта.
Вооружение — 75-мм пушка специальной конструкции, которая в дальнейшем была заменена полевой 75-мм пушкой «Шнейдер». Стрельба могла производиться в узком секторе прямо по курсу, так что перенос огня сопровождался поворотом всего танка. Для борьбы с пехотой по периметру корпуса располагались 4 пулемета.
Испытания в 1916 году показали многочисленные недостатки конструкции танка «Сен-Шамон». Эта машина значительно уступала танку «Шнейдер», тоже не отличавшемуся проходимостью и надежностью.
Легкий танк Рено FT-17 (Renault FT-17 -Automitrailleuse à chenilles Renault FT modèle 1917)
Танк, спешно разработанный и пущенный в производство в разгар Первой мировой войны, более четверти века выполнявший боевые задачи от Западной Франции до Дальнего Востока и от Финляндии до Марокко.
Выпускался в трех вариантах:
пулеметном (Char Mitrailler 8 mm)
пушечном (Char Canon 37mm)
командирском или как его называли «радиотанк» (Char signal TSF)
37-мм танковая пушка SA18 «Гочкис» («Пюто»), стрелок усилием плеч и спины с помощью наплечников поворачивал башню, производя грубую наводку.В пулеметные танки «Рено» FT-17 французы ставили, использовавшийся в пехоте, 8-мм станковый «Гочкис» модели 1914 года (Мlе 1914 Hotchkiss). Это первый танк с поворотной башней, производившийся серийно в то время. Плюс к этому танк «Рено» был сравнительно простым и дешевым в производстве. В результате он стал основной машины французских танковых сил и убедительным доказательством перспективности танков как нового вида вооружения.
Германия.
До первой мировой войны не было никакого опыта в производстве вездеходных боевых машин. Однако, в 1911 году обер-лейтенант Г. Бурштын (австрийский железнодорожник) создал реальный проект гусеничной бронированной машины Motorgeschutz («Моторгешютц»), который предложили сначала Военному министерству Австро-Венгрии, а затем Германии.
Военные ведомства им абсолютно не заинтересовались. Танковая атака англичан под Соммой в корне изменила их позиции в этом вопросе.Для организации и объединения работ по созданию германского танка 13 ноября 1916 года была создана техническая комиссия, которую возглавил генерал Фридрихс руководитель 7-го (транспортного) отделения Общего управления Военного министерства. Это отделение, образованное в октябре 1915 года и именуемое сокращенно A7V (AbteiIung 7, Verkehrswesen), выступало в роли заказчика боевых машин. Так родился проект A7V — германская промышленность и научно-технический потенциал позволил выполнить это в кратчайшие сроки.
Прототип А7V испытывался параллельно с полугусеничным «Мариенваген II». Кроме того, свое предложение «боевой артиллерийской машины» K.D.1 представила и фирма «Крупа». Но Главным командованием по результатам испытаний был выбран А7V.
Экипаж 18 (!) человек.
масса 30 т.
толщина брони 30-15 мм.
скорость 10-12 км.ч.
запас хода 35 км.
Средств внешней связи не предусматривалось. Надежность работы имевшихся радиостанций внутри трясущегося корпуса вызывала большие сомнения, не было уверенности и в эффективности световой сигнализации. Семафоры быстро сбивались бы пулями, осколками или взрывной волной. Был, правда, предусмотрен лючок для сигнализации флажками. Однако на практике управление свели к принципу «Делай как я», а при необходимости приказы доставлялись посыльными.
Большие размеры, и особенно высота танка, делали его хорошо видимой мишенью для артиллерии. За громоздкий неуклюжий корпус и две дымящие трубы A7V прозвали в войсках «тяжелой походной кухней». Вентиляция танка, как и на первых английских и французских машинах, оказалась неудовлетворительной. По сведениям одного механика-водителя А7V, температура внутри корпуса во время боя достигала + 86° С.
Как показал боевой опыт, обилие вооружения и слабая подготовка экипажей приводили к тому, что пулеметчики мешали артиллеристам и наоборот.
Что касается терминологии, то немцы в самом начале позаимствовали название «tank» (английское), затем появились «panzerwagen», «panzerkraftwagen» и «kampfwagen». А незадолго до окончания первой мировой войны — 22.09.1918 года появился официально утвержденный термин «sturmpanzerwagen».
Легкий танк LK-I (Leichte Kampfwagen LK-I).
Проект был представлен в сентябре 1917 года. После одобрения начальником Инспекции автомобильных войск, 29 декабря 1917 года было принято решение о постройке легких танков.
Вся конструкция танка представляла собой бронеавтомобиль, как бы помещенный в гусеничный ход. Такая схема позволяла получить вполне прочную конструкцию с упругой подвеской и достаточно большим клиренсом.
Тумбовая установка 37-мм пушки крепилась на вертикальной опоре. Конструкция щита орудия в целом была аналогична 57-мм пушке на танке A7V. Ходовые испытания первого опытного LK-I состоялись в марте 1918 года. Прошли они весьма успешно, но решено было доработать конструкцию — усилить бронезащиту, улучшить ходовую часть и приспособить танк для массового производства.Пока разрабатывалась следующая модификация LK-II и выпускалась пробная партия — война закончилась капитуляцией Германии, танки были вывезены в Швецию под видом сельхозинвентаря.
Нельзя не упомянуть «плод сумрачного тевтонского гения» — сверхтанк «Колоссаль» («К-Wagen»)
Срок разработки и создания первого образца был сокращен до восьми месяцев, хотя вначале был отведен один год. Программа выглядела весьма впечатляюще: постройка ста танков «Kolossal-Wagen» при первоначальном заказе на 10. Не менее 500000 рейхсмарок была расчетная стоимость одного «К-Wagen».В целом схема танка «Kolossal» была позаимствована у англичан:
гусеницы охватывали корпус
вооружение ( 4 пушки и пулеметы) устанавливалось в бортовых амбразурах и широких спонсонах.
Таблица для сравнения различных тяжёлых танков того времени.
Масса 150 т.
Экипаж 22 чел.
броня 30 мм.
вооружение: четыре 77-мм капонирные пушки и шесть-семь 7,92-мм пулеметов MG.08
габариты 13х6хз, з м.
Контракты на постройку пяти «К-Wagen» был заключен с заводом «Рибе» в Берлин-Вайсензее, на другие пять танков — с «Вагонфабрик Вегман» в Касселе. Постройка танков «Колоссаль» была начата в апреле 1918 года. В конце первой мировой войны на заводе в Берлин-Вайсензее один танк был почти достроен, для второго были готовы комплект основных агрегатов и узлов (кроме двигателей) и бронекорпус. Но Германия проиграла войну и был заключен Версальский мир.
Россия.
В Великобритании построили новый бронированный автомобиль, специально под Российские требования. Броневик был вооружен двумя пулеметами в независимых башенках, помещенных рядом с друг другом, с обеих сторон корпуса. Российская Армия заказала 48 автомобилей, и они были произведены к концу 1914. Транспортное средство использовало шасси с двигателем НА 30 Л.С. После первого боевого опыта, все транспортные средства были полностью восстановлены, броня заменена на новую, более толстую 7mm броню. Форма брони осталась той же. С новой более тяжелой броней, двигатель и шасси оказались слишком слабы. Автомобиль мог фактически ехать только по дорогам.
21 декабря 1914 в России начали формировать " автомобильные взводы МГ ". Первоначально, каждый взвод состоял из трех бронированных автомобилей «Остин» с поддержкой 4 грузовиков, передвижного цеха, грузовика с топливом и 4 мотоциклов. Команда взвода была приблизительно 50 человек.Дальнейшие взводы формировались двумя Аустинами и одним вооруженным автомобилем (Garford с мая 1915 или Lanchester с 1916 весны).
Получив боевой опыт с английскими Аустинами, Пулковский завод в Санкт-Петербурге разработал собственный, улучшенный тип бронированного корпуса, с более толстой броней. Существенная особенностью были башенки, помещенные, по диагонали чтобы уменьшить ширину автомобиля.
Первый был поставлен с задержкой, в январе 1917. В течение следующих месяцев, работа шла очень медленно, из-за хаоса в стране. Наконец, когда производство было перемещено на Ижевский завод, 33 бронированных автомобиля были построены 1919- 1920.
Эти автомобили называли в России как " Putilovskiy Ostin ", или «Ostin-Putilovets», в то время как наиболее общее название(имя) в Западных источниках: Putilov. Эти названия не использовались ни в каких Российских документах относительно того времени, хотя в 1918-21 назывались только: " Russkiy Ostin " (Русский Остин).
Последний бой танков во время войны произошел 5 ноября, когда 8 Уиппетов, которые удалось собрать вместе, оказали поддержку гвардии в атаке недалеко от Мормальского леса.
После этого наступило перемирие.
После относительно краткого начального маневренного этапа боевых действий, на фронтах установилось равновесие (т.н. «окопная война»). Глубоко эшелонированные линии обороны противников было сложно прорвать. Даже длительная артподготовка не могла полностью уничтожить все проволочные заграждения и пулемётные гнёзда, которые затем сильно сковывали действия пехоты.
Великобритания.
Первая модель танка была готова в 1916, когда прошла испытания и первый заказ на 100 машин поступил в производство. Это был танк Mk.1 — довольно несовершенная боевая машина, выпускавшаяся в двух модификациях — «самец» (с пушечным вооружением в боковых спонсонах) и «самка» (только с пулемётным вооружением).Танк представлял собой бронированную коробку ромбовидной формы с обведенной по ее корпусу стальной гусеницей. Толщина бортовой брони составляла 5-10 мм. Броня защищала от винтовочных пуль (небронебойных), шрапнели, лёгких осколков снарядов.
В дальнейшем в течение 1917 – 1918 гг. тяжелые танки серии «Марк МК» англичанами многократно модифицировались (от МК.1 до МК.9). Бензиновые двигатели находились, как и баки внутри машины. Грохот, издаваемый пулемётами и пушками, усугублялся духотой отработанными пороховыми газами, запахом бензина и температурой свыше 52 град. по Цельсию. Адские условия. Средняя скорость по пересеченной местности была 3,2 км/час.
Не смотря на несовершенство этих «стальных гробов», психологическое воздействие их применения было ошеломляющим.
Какую панику произвели танки среди немцев, показывает следующая корреспонденция в одной из немецких газет:
«Все стояли пораженные, как будто потеряв возможность двигаться. Огромные чудовища медленно приближались к нам, гремя, прихрамывая и качаясь, но все время продвигаясь вперед. Ничто их не задерживало. Кто-то в первой линии окопов сказал, что явился дьявол, — и это слово разнеслось по окопам с огромной быстротой».
Самец.
самка
в разрезе
В дальнейших модификациях от колёс отказались. Практически сразу же после начала использования танков МК англичане заметили, что им требуется значительно более скоростной и маневренный танк для действий в полосе за линией неприятельских укреплений. Так появился «Уиппет». «Уиппет» («Борзая») показался англичанам быстроходным, так как его максимальная скорость доходила до 13 км/ч и он был способен отрываться от своей пехоты и действовать в оперативном тылу у противника. При средней скорости 8,5 км/ч танк находился в движении 10 часов, что было рекордным показателем по сравнению с танками Mk.I-Мk.V.
Всего англичане изготовили 3027 танков 13 типов и модификаций, из общего числа которых примерно 2500 приходится на танки Мk.I — Мk.V.
Франция.
Танк, с известным названием — «Шнейдер» («Schneider»), был создан концерном «Шнейдер-Ле Крезо» и получил индекс СА-1 (char d'assaut-1 — «штурмовой танк первой модели»).
У истоков французского танкостроения стоял полковник (позже-генерал) Ж.Б. Этьен. Как и англичанин Суинтон, он обратил внимание на высокую проходимость американских тракторов «Холт», в связи с чем появилась идея создать на его базе боевую гусеничную машину.
Защиту экипажа обеспечивала 11-м м броня, усиленная в передней и боковой частях дополнительным 8-мм листом, благодаря чему обеспечивалась полная защита от пуль и осколков. Вооружение танка «Шнейдер» включало: 75-мм укороченную пушку специальной конструкции, ствол которой не превышал 1 м, использующую обычный 75-мм снаряд и пару пулемётов Гочкинса.
Средний танк «Сен-Шамон» («Saint-Chamond», H-16).
Занимаясь созданием танка, полковник Римальо — Главный конструктор фирмы FAMH, за основу взял узлы ходовой части трактора «Холт».Двигатель работал на электрогенератор, имевший два индуктора, каждый давал напряжение 200 В и ток 260 А. Напряжение с генератора подавалось на два тяговых электромотора — каждый из них приводил в движение гусеницу одного борта.
Вооружение — 75-мм пушка специальной конструкции, которая в дальнейшем была заменена полевой 75-мм пушкой «Шнейдер». Стрельба могла производиться в узком секторе прямо по курсу, так что перенос огня сопровождался поворотом всего танка. Для борьбы с пехотой по периметру корпуса располагались 4 пулемета.
Испытания в 1916 году показали многочисленные недостатки конструкции танка «Сен-Шамон». Эта машина значительно уступала танку «Шнейдер», тоже не отличавшемуся проходимостью и надежностью.
Легкий танк Рено FT-17 (Renault FT-17 -Automitrailleuse à chenilles Renault FT modèle 1917)
Танк, спешно разработанный и пущенный в производство в разгар Первой мировой войны, более четверти века выполнявший боевые задачи от Западной Франции до Дальнего Востока и от Финляндии до Марокко.
Выпускался в трех вариантах:
пулеметном (Char Mitrailler 8 mm)
пушечном (Char Canon 37mm)
командирском или как его называли «радиотанк» (Char signal TSF)
37-мм танковая пушка SA18 «Гочкис» («Пюто»), стрелок усилием плеч и спины с помощью наплечников поворачивал башню, производя грубую наводку.В пулеметные танки «Рено» FT-17 французы ставили, использовавшийся в пехоте, 8-мм станковый «Гочкис» модели 1914 года (Мlе 1914 Hotchkiss). Это первый танк с поворотной башней, производившийся серийно в то время. Плюс к этому танк «Рено» был сравнительно простым и дешевым в производстве. В результате он стал основной машины французских танковых сил и убедительным доказательством перспективности танков как нового вида вооружения.
Германия.
До первой мировой войны не было никакого опыта в производстве вездеходных боевых машин. Однако, в 1911 году обер-лейтенант Г. Бурштын (австрийский железнодорожник) создал реальный проект гусеничной бронированной машины Motorgeschutz («Моторгешютц»), который предложили сначала Военному министерству Австро-Венгрии, а затем Германии.
Военные ведомства им абсолютно не заинтересовались. Танковая атака англичан под Соммой в корне изменила их позиции в этом вопросе.Для организации и объединения работ по созданию германского танка 13 ноября 1916 года была создана техническая комиссия, которую возглавил генерал Фридрихс руководитель 7-го (транспортного) отделения Общего управления Военного министерства. Это отделение, образованное в октябре 1915 года и именуемое сокращенно A7V (AbteiIung 7, Verkehrswesen), выступало в роли заказчика боевых машин. Так родился проект A7V — германская промышленность и научно-технический потенциал позволил выполнить это в кратчайшие сроки.
Прототип А7V испытывался параллельно с полугусеничным «Мариенваген II». Кроме того, свое предложение «боевой артиллерийской машины» K.D.1 представила и фирма «Крупа». Но Главным командованием по результатам испытаний был выбран А7V.
Экипаж 18 (!) человек.
масса 30 т.
толщина брони 30-15 мм.
скорость 10-12 км.ч.
запас хода 35 км.
Средств внешней связи не предусматривалось. Надежность работы имевшихся радиостанций внутри трясущегося корпуса вызывала большие сомнения, не было уверенности и в эффективности световой сигнализации. Семафоры быстро сбивались бы пулями, осколками или взрывной волной. Был, правда, предусмотрен лючок для сигнализации флажками. Однако на практике управление свели к принципу «Делай как я», а при необходимости приказы доставлялись посыльными.
Большие размеры, и особенно высота танка, делали его хорошо видимой мишенью для артиллерии. За громоздкий неуклюжий корпус и две дымящие трубы A7V прозвали в войсках «тяжелой походной кухней». Вентиляция танка, как и на первых английских и французских машинах, оказалась неудовлетворительной. По сведениям одного механика-водителя А7V, температура внутри корпуса во время боя достигала + 86° С.
Как показал боевой опыт, обилие вооружения и слабая подготовка экипажей приводили к тому, что пулеметчики мешали артиллеристам и наоборот.
Что касается терминологии, то немцы в самом начале позаимствовали название «tank» (английское), затем появились «panzerwagen», «panzerkraftwagen» и «kampfwagen». А незадолго до окончания первой мировой войны — 22.09.1918 года появился официально утвержденный термин «sturmpanzerwagen».
Легкий танк LK-I (Leichte Kampfwagen LK-I).
Проект был представлен в сентябре 1917 года. После одобрения начальником Инспекции автомобильных войск, 29 декабря 1917 года было принято решение о постройке легких танков.
Вся конструкция танка представляла собой бронеавтомобиль, как бы помещенный в гусеничный ход. Такая схема позволяла получить вполне прочную конструкцию с упругой подвеской и достаточно большим клиренсом.
Тумбовая установка 37-мм пушки крепилась на вертикальной опоре. Конструкция щита орудия в целом была аналогична 57-мм пушке на танке A7V. Ходовые испытания первого опытного LK-I состоялись в марте 1918 года. Прошли они весьма успешно, но решено было доработать конструкцию — усилить бронезащиту, улучшить ходовую часть и приспособить танк для массового производства.Пока разрабатывалась следующая модификация LK-II и выпускалась пробная партия — война закончилась капитуляцией Германии, танки были вывезены в Швецию под видом сельхозинвентаря.
Нельзя не упомянуть «плод сумрачного тевтонского гения» — сверхтанк «Колоссаль» («К-Wagen»)
Срок разработки и создания первого образца был сокращен до восьми месяцев, хотя вначале был отведен один год. Программа выглядела весьма впечатляюще: постройка ста танков «Kolossal-Wagen» при первоначальном заказе на 10. Не менее 500000 рейхсмарок была расчетная стоимость одного «К-Wagen».В целом схема танка «Kolossal» была позаимствована у англичан:
гусеницы охватывали корпус
вооружение ( 4 пушки и пулеметы) устанавливалось в бортовых амбразурах и широких спонсонах.
Таблица для сравнения различных тяжёлых танков того времени.
Масса 150 т.
Экипаж 22 чел.
броня 30 мм.
вооружение: четыре 77-мм капонирные пушки и шесть-семь 7,92-мм пулеметов MG.08
габариты 13х6хз, з м.
Контракты на постройку пяти «К-Wagen» был заключен с заводом «Рибе» в Берлин-Вайсензее, на другие пять танков — с «Вагонфабрик Вегман» в Касселе. Постройка танков «Колоссаль» была начата в апреле 1918 года. В конце первой мировой войны на заводе в Берлин-Вайсензее один танк был почти достроен, для второго были готовы комплект основных агрегатов и узлов (кроме двигателей) и бронекорпус. Но Германия проиграла войну и был заключен Версальский мир.
Россия.
В Великобритании построили новый бронированный автомобиль, специально под Российские требования. Броневик был вооружен двумя пулеметами в независимых башенках, помещенных рядом с друг другом, с обеих сторон корпуса. Российская Армия заказала 48 автомобилей, и они были произведены к концу 1914. Транспортное средство использовало шасси с двигателем НА 30 Л.С. После первого боевого опыта, все транспортные средства были полностью восстановлены, броня заменена на новую, более толстую 7mm броню. Форма брони осталась той же. С новой более тяжелой броней, двигатель и шасси оказались слишком слабы. Автомобиль мог фактически ехать только по дорогам.
21 декабря 1914 в России начали формировать " автомобильные взводы МГ ". Первоначально, каждый взвод состоял из трех бронированных автомобилей «Остин» с поддержкой 4 грузовиков, передвижного цеха, грузовика с топливом и 4 мотоциклов. Команда взвода была приблизительно 50 человек.Дальнейшие взводы формировались двумя Аустинами и одним вооруженным автомобилем (Garford с мая 1915 или Lanchester с 1916 весны).
Получив боевой опыт с английскими Аустинами, Пулковский завод в Санкт-Петербурге разработал собственный, улучшенный тип бронированного корпуса, с более толстой броней. Существенная особенностью были башенки, помещенные, по диагонали чтобы уменьшить ширину автомобиля.
Первый был поставлен с задержкой, в январе 1917. В течение следующих месяцев, работа шла очень медленно, из-за хаоса в стране. Наконец, когда производство было перемещено на Ижевский завод, 33 бронированных автомобиля были построены 1919- 1920.
Эти автомобили называли в России как " Putilovskiy Ostin ", или «Ostin-Putilovets», в то время как наиболее общее название(имя) в Западных источниках: Putilov. Эти названия не использовались ни в каких Российских документах относительно того времени, хотя в 1918-21 назывались только: " Russkiy Ostin " (Русский Остин).
Последний бой танков во время войны произошел 5 ноября, когда 8 Уиппетов, которые удалось собрать вместе, оказали поддержку гвардии в атаке недалеко от Мормальского леса.
После этого наступило перемирие.
26 комментариев
Как долго и мучительно они шли к термину Вундервафля)))
Во первых эпичный провал 1915-го года — Танк Лебеденко.
К сожалению осталось от танка не много. Плохая фотография и следы на земле в историческом месте. Есть версия что этот проэхт был шпиёнской диверсией, которая должна была направить отечественное танкостроение по ложному пути колёсных танков.
А к 1917 году закуплены французские Рено Ft-17. К двадцатым годам по их образцу сделаны отечественные танки под названием «Борец за свободу товарищ Ленин». Впрочем не воевавшие.
И вот ещё фееричный коллапс американцев.
1917 год. Действующий эксперементальный образец с двумя пушками, расположенными с разных сторон башни. Футуризм в чистом виде)))
тут первая часть статьи, как я понимаю — и обе фото, и еще куча другого материала)
Материал подан очень хорошо.
+ (опять же, как всегда:))
steampunker.ru/blog/usersworks/6056.html (танк)
Спасибо!
А7V, экипаж 18 человек, фига себе! :)
За видео отдельное спасибо!+
Люблю танки ПМВ! Произведения исскуства! Потом уже не то… конвейер.Красивые и бесполезные...:)))! Плюсъ!
Танк КВ (Клим Ворошилов) давит немецкую танковую колонну. (1941 год)
а вот и фото.