История воздухоплавания. часть-3. Детство.

И так, продолжим!

История воздухоплавания. часть-3. Детство.

В 1883 Александр Гупиль построил похожий на птицу планер. Он намеревался привести это в действие со своим новым паровым двигателем, который весил приблизительно 1000 фунтов мощностью 15 лошадиных сил.

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 2)

Киевский губернский инженер Федор Романович Гешвенд (1841-1890 гг.), занимаясь вопросами летания, изложил свои мысли в двух брошюрах — «Общие основания устройства воздухоплавательного парохода (паролета)» и «Дополнение об упрощении в устройстве воздухоплавательного парохода», — выпущенных в Киеве в 1887 г. В том же году он представил проект своего «парохода».

Аппарат Ф. Р. Гешвенда — это по существу реактивный самолет. Как видно из проекта, аппарат должен был иметь крыло малого удлинения, корпус, заостренный спереди и тупой сзади, котел в его передней части (для центровки), четырехместную кабину, рули и колесное шасси. Площадь крыла 18м2, тяга создавалась в результате реакции струи пара, выходящего с большой скоростью из отверстия трубы и проходящего через ряд конических сопел постепенно возрастающего диаметра для «подхватывания» окружающего воздуха. Ф. Р. Гешвенд считал, что мощность его двигателя достигнет 199 л. с.

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 3)

Проект не был осуществлен, но интересно, что через три десятилетия такая же схема двигателя была выдвинута как новая французским инженером Мело.

Приблизительно в 1888 человек по имени Herard ( Херард) построил своего рода колесный пароход самолёт с 5 вращающимися секциями крыла. Колесо с крыльями вращалось выше шасси на горизонтальной оси.

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 4)

Перси Пилчер со своим четвертым и последним планером-бесхвосткой Hawk (Глазго, начало 1896 года). Аппарат оснащен двухколесным шасси с амортизационными стойками. После знакомства с Лилиенталем Пилчер оснастил свой планер Bat хвостовым оперением.

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 5)
Планер «Хоук» П.Пильчера, 1896г.

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 6)

Кандидатом на роль создателя первого успешного самолёта с ДВС стал эмигрант из Германии в США. На родине он именовался Густав Вайскопф, а в Америке перевёл свою фамилию на английский и стал Вайтхедом. В 1901 построил аэроплан Whitehead 21. Это был лёгкий моноплан со складным крылом криволинейных очертаний.

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 7)

Оригинальным, но неудачным было решение снабдить аэроплан двумя двигателями, один из которых был бесполезен в полёте и служил исключительно для разгона по земле. Основной же двигатель, вдвое большей мощности (предположительно 20 лошадиных сил), приводил в движение два пропеллера впереди крыла. Причём они могли вращаться с разной скоростью, посредством чего не имевший вертикального оперения аппарат должен был поворачивать в воздухе.

В 1901 году газета Bridgeport Sunday Herald сообщила о якобы успешном полёте дальностью в полмили, совершённом Вайтхедом в окрестностях Бриджпорта (штат Коннектикут) ночью 14 августа. В 1902 он якобы совершил ещё более впечатляющие полёты на своем самолёте Whitehead 22.
Густав Уайтхед с дочкой на фоне своего самолета в 1901г. Он так и не смог доказать, что летал.

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 8)

Первые самолёты с двигателем внутреннего сгорания строили венгр Немети в 1899 и наш соотечественник Фёдоров в 1896-1903. В 1895 г. Е. С. Федоров выдвинул проект самолета-пятиплана, модель которого удачно летала на привязи, подобно воздушному змею. В 1896 г. в Петербурге он приступил к постройке такого самолета на свои средства.Самолет строился очень долго (1897-1903 гг.), был закончен, но не испытывался.

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 9)

Схема самолета — пятиплан-тандем одноместный. Крылья (Е. С. Федоров их называл «перьями») — сильно вогнутого профиля с вертикальной фермой-лонжероном под передней кромкой, с обтяжкой только поверху — были установлены на равных расстояниях на наклонном деревянном брусе, поставленном под углом 30° к направлению полета, хорда их 0,8 м, размах около 6,5 м, общая площадь 26 м2. Поперечная управляемость и повороты должны были достигаться перекашиванием концов крыльев. Под главным брусом была «каретка» — незакрытая кабина с сиденьем. Самолет был оснащен двигателем «Бюше» в 10 л. с.
История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 10)

Самолет К.Ято. 1903г.

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 11)

Более серьёзный аппарат построил в Австро-Венгрии в 1899 русский эмигрант Кресс. Он представлял собой поплавковый самолёт-амфибию оригинальной схемы: имел три крыла, расположенных не друг над другом, а одно за другим, с небольшим смещением по вертикали.

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 12)

Впервые на реально построенном самолёте все управляющие поверхности могли отклоняться одной ручкой, притом одновременно.

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 13)

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 14)

Амфибия «Аэровелас» В.Кресса. 1901г.

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 15)

Этот тандемный моноплан был материальным результатом изобретений Томаса Моема, машина приводилась в действие паровым двигателем, мощьностью 3 лошадиных силы. Летала по кругу без пилота и на привязи.

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 16)

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 17)

С куда большим основанием оспаривать приоритет Райтов мог бы новозеландский фермер Ричард Пирс. Этот инженер-самоучка сделал ряд изобретений и создал в 1902 году оригинальный двухцилиндровый двигатель, развивавший мощность в 15 лошадиных сил при массе всего 57 кило. В том же году Пирс оснастил этим двигателем сконструированный им аэроплан.

Однако есть еще один претендент на изобретение первого в мире самолета. Это бразилец Альберто Сантос-Дюмонт.

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 18)

Это был воздухоплаватель с большим теоретическим и практическим опытом, много занимавшийся вопросом управления воздушными шарами и дирижаблями. Хорошо понимая будущность аппаратов тяжелее воздуха, он стал заниматься и ими тоже. Самым главным его достижением был полет на аппарате собственной конструкции под названием «14-bis» 23 октября 1906 года на летном поле Аэроклуба Франции в Багатель.

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 19)

Это был первый полет на аэроплане с двигателем в Европе, он выполнялся при большом количестве свидетелей (в том числе и официальных) и был хорошо задокументирован. Но самое главное то, что 14-bis летал уже как настоящий самолет, без каких-либо специальных внешних приспособлений. Этот странный на вид коробчатый аппарат с помощью только тяги собственного двигателя, в безветренную погоду, на собственном несъемном шасси самостоятельно взлетел и, пролетев на высоте 2-3 метра расстояние в 60 метров, благополучно приземлился.

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 20)

Увы, в отличие от Райтов, Пирс не позаботился о доказательной базе своих опытов. Не существует ни одной фотографии его аэроплана в воздухе. Но, в отличие от Вайтхеда, полёты Пирса подтверждены достаточным количеством свидетелей. Правда, в описаниях и датировках есть расхождения. Некоторые полагают, что он впервые оторвался от земли 31 марта 1902 года, но более вероятно, что первый полёт произошел ровно год спустя. Все полёты кончались авариями; обычно самолёт просто цеплялся за живые изгороди, и лишь однажды причиной аварийной посадки стал перегрев двигателя.

Ещё один француз Л.Левавассер и самолет с ДВС. 1903г.

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 21)

Лейтенант Чарльз Ренард так и не преуспел в том, чтобы построить полномасштабный аэроплан, но его эксперименты были примечательны. В 1872 году он ппредставил свой 10-крылый планер с обтекаемым фюзеляжем, элеронами на каждой стороне фюзеляжа, и крестообразным хвостом. Перенард проверил его модель из башни в Св. Элои в 1873. Ни кто не ожидал, что планер с эффектностью плавающего топора ринется вниз.

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 22)

В 1904, однако, он построил по крайней мере одну почти полноразмерную модель своего вертолета, с 2 роторами 2.5 метров диаметром.

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 23)
1896: американский математик и физик Сэмюэль Пирпонт Лэнгли (родился в Массачусетсе в 1834 году, умер в 1906-м) осуществил первый подтвержденный полет беспилотного летательного аппарата тяжелее воздуха. Модели планеров Aerodrome 5 с размахом крыльев 4,25 м (на фото) и Aerodrome 6, запущенные со второго этажа плавучего дома на реке Потомак возле Куантико, набирали высоту до 1280 м. Каждая модель была оснащена паровым двигателем, установленным в средней части фюзеляжа и приводившим во вращение два воздушных винта. В 1898 году Лэнгли получил государственную субсидию $50000 на разработку полномасштабного летательного аппарата Aerodrome с размахом крыльев 14.6 м, который был закончен к 1903 году.
Аппараты Aerodrome Лэнгли.

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 24)

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 25)

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 26)

Неудачный старт аппарата «Аэродром» С.Ленгли с баржи на р.Потомак

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 27)

Ну и наконец «официальные изобретатели» самолёта…
Американские механики-самоучки Уилбер (1867- 1912) и Орвилл (1871- 1948) Райты заинтересовались авиацией в последние годы 19 века.

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 28)

Летом 1900г. Райты занялись конструированием летательных аппаратов. Планер братьев Райт не имел хвостового оперения, пилот располагался лёжа на нижнем крыле. У. Райт объяснял такое положение пилота тем, что это могло очень заметно уменьшить аэродинамическое сопротивление.

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 29)

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 30)

Испытания первого аэроплана были проведены на берегу океана в Кити Хок (где братья испытывали все свои планеры). Здесь 14 декабря 1903 года Уилбер Райт совершил первый моторный полет — он продолжался 3,5 секунды. Пролетев 32 м, аэроплан упал.

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 31)

До братьев Райт еще ни один аппарат тяжелее воздуха не смог не то что пролететь сотню-другую метров, но и просто подняться в воздух. Райт стали немедленно строить второй аэроплан, который был закончен в апреле 1904 года, и изготовили для него новый мотор в 16 л.с. Испытания аэроплана провели прямо в Дейтоне, используя в качестве аэродрома большое пастбище. Для подъема в воздух они придумали специальное устройство, представлявшее собой вышку, к вершине которой подвешивался груз весом около полутонны. Груз с помощью тросов соединялся с самолетом и во время своего падения создавал усилие, ускоряющее взлет.
Катапульта для запуска.

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 32)

Зимой 1905 года был построен третий аэроплан с 20-сильным двигателем. Осенью, освоив все секреты управления, Райт приступили к длительным полетам. 5 октября аэроплан находился в воздухе до тех пор, пока не кончился бензин — 38 минут, и налетал за это время по кругу 39 км.

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 33)

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 34)

Братья Райт сохранили установленный перед крыльями руль высоты, хотя он оказался неэффективным и был демонтирован. Переднее горизонтальное оперение оказалось востребованным сравнительно недавно и большинство современных истребителей построено по схеме с ПГО.
В 1905 году они были вынуждены из-за финансовых затруднений прекратить свои полеты. Три года никто не вспоминал об их изобретении. Только в 1907 году шумиха, поднятая во Франции слухами об их успехах, обратила наконец на них внимание местных чиновников. В том же году они получили заказ на летательный аппарат от военного министерства США, которое выплатило им за это 100 тысяч долларов. В аэроплане 1908 года было уже два сидячих места для пилота и пассажира. В связи с этим были переделаны рычаги управления. В том же году новый аэроплан демонстрировался во Франции и произвел настоящий фурор в Европе. Уилбер Райт шутя побил на нем все рекорды, которые успели установить к этому времени французские летчики и конструкторы. 21 октября он установил абсолютный рекорд, продержавшись в воздухе целых 1,5 часа, а 31 декабря побил его с результатом 2 часа 20 минут. Это было временем триумфа Райт.

История воздухоплавания. часть-3. Детство. (Фото 35)

18 комментариев

avatar
Вот и продолжение «авиа»-темы.
avatar
avatar
(+)
  • AlD
  • +1
avatar
Интересно! (+). По моему младшего Райта звали Орвил…
avatar
Прошу прощения, конечно же Orville и Wilbur Wright. Очепятался :)
avatar
Да это я так...:)) Из любви к точности и врожденного занудства.:)))
avatar
очень интересны такие вот статьи
спасибо на словах плюсую
avatar
Поклон за труд! + :)
avatar
Познавательно! Особенно про паро-реактивный аэроплан...!!! ПлюсЪ!
avatar
Очень много ещё не вошло моделей, планеров, махолётов и прочей экзотики. Вот можете по годам и странам посмотреть. Переводить самим :)
flyingmachines.ru/Site2/Indexes/Crafts4-1.htm
avatar
Благодарствуйте! Поглядим, «через пень колоду» переведём...:)))
avatar
Ещё есть ссылочки. Что-то здесь встречается, что-то в других галереях. crimso.msk.ru/Site/Indexes/Crafts1.htm
avatar
Очень интересно) Мне тоже паровой реактивный аэроплан приглянулся)) +
avatar
Вот же времечко было — каждый изобретал самолёт! :)
Спасибо, интересно! +
  • Trou
  • +1
avatar
Пока для военных целей что нибудь не пригодится никому ничего не надо.....+… очень интересно…
avatar
Война — двигатель прогресса.
avatar
Была детская мечта стать лётчиком(папа был военным лётчиком), но….Тема про самолёты, как личное! :) +
avatar
По моему нет ничего красивей самолетов этого времени.!.. Спасибо большое, много нового для меня, я уж прям и не знаю куда бы вам еще плюс воткнуть… :))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.