Зелёная фея абсента, ядовитая муза богемы.
Сразу предупреждаю, что эта статья — не популяризация напитка и не сборник алкогольных рецептов для «ценителей». Это лишь попытка приоткрыть влияние абсента на культурную жизнь того времени. Потому, прошу не соревноваться в попытках отыскать здесь «крамолу» или описания способов употребления абсента.
Абсе́нт (фр. absinthe — полынь, Absinthium, Абсинт (греч. απίνθιον — невыпиваемый)) — крепкий алкогольный напиток, содержащий обычно около 70% (иногда 75% или даже 85% и 86%) алкоголя. Важнейший компонент абсента — экстракт горькой полыни (лат. Artemisia absinthium), в эфирных маслах которой содержится большое количество туйона. ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E1%F1%E5%ED%F2
Туйон — это токсичное природное вещество с ментоловым запахом. Он содержится и в соке пижмы, в туе но особенно высока его концентрация в полыни горькой (артемизии абсинтиум). Вытяжка из полыни может содержать до 50-65% туйона, основная часть которого — это психоактивный альфа-туйон. На данный момент альфа-туйон считается токсичным.
Туйон обладает очень сильным галлюциногенным действием. Он вызывает чувство легкости и эйфорию в малых дозах, блокирует рецепторы центральной нервной системы и губительно действует на головной мозг. Так же при долгом его употреблени и развивается зависимость, которую называют — «синдромом абсентизма», при этой зависимости характерно депрессивное состояние, нарушение координации движений, озноб и тошнота.
В качестве лекарственного средства абсент использовали еще в древнем Египте. Позже Гиппократ и Пифагор, Плиний и Гален советовали употреблять его в качестве лекарств. Хотя ранее это была просто полынная настойка, далекая от современного абсента. Рецепт напитка, каким мы его знаем сейчас, известен с XVIII в. Появился абсент в Швейцарии в небольшом городе Куве, расположенном неподалеку от границы с Францией. Его рецепт изобрел лекарь и исследователь Пьер Ординьер.
Своим пациентам Пьер Ординьер прописывал абсент едва ли не как панацею от всех болезней. Однако местные жители оценили не столько лечебные свойства снадобья, но и его опьяняющее действие.
Напиток был прозван «абсентом» (absinthe) — по второй части латинского названия полыни горькой. Хотя уже тогда его так же называли «Зеленой Феей» и считали весьма тонизирующим.
Несмотря на то, что авторство напитка приписывается Пьеру Ординьеру известно, что сестры Энрио уже изготавливали абсент до приезда Ординэра, хотя некоторые считают, что это Ординэр открыл им свой рецепт.
Некий майор Дюбье попробовав этот напиток и так впечатлился, что решил купить у сестер Энрио рецепт и самому делать абсент. Позже дело по производству абсента продолжил зять Дьбье — Анри-Луи Перно. Чтобы сэкономить на экспортной пошлине производство перенесли из Швейцарии во Францию.
Фабрика Перно была образцом гигиены, эффективности и хороших промышленных традиций, уже к 1896 году она производила абсента более 125 000 литров в день. Все шло замечательно, пока в фабрику не ударила молния. На фабрике имелись огромные запасы абсента и для того чтобы потушить пожар ушло несколько дней. Все могло быть и хуже, если бы один из рабочих не выпустил огромные резервуары горючего абсента в протекавшую рядом реку Дуб. Конечно запах апсента после этого разнесся на многие километры.
Зеленая Фея в том виде, в котором вдохновляла символистов, появилась в 1792 году в Швейцарии и быстро покорила сердца.
Абсент сначала был крайне популярным напитком французской армии, а после того надежно вошел и в быт французской буржуазии.
Популярность абсента резко возросла после начала в 1830 г французских колониальных войн в Северной Африке. Французским военным было положено определенное количество этого напитка для профилактики дизентерии, малярии и других болезней, а также его использовали для дезинфекции питьевой воды.
Далее эстафету переняли интеллектуалы, художники и поэты, не говоря уже о журналистах и литераторах, для которых абсент стал прямо-таки профессиональным напитком, а абсентомания ─ профессиональным увлечением.
С XIX в. абсент стал напитком богемы. Его поклонниками были Артюр Рембо, Винсент Ван Гог, Ги де Мопассан, Шарль Бодлер, Эрих Мария Ремарк, Эдгар По, Оскар Уайльд,, Эдуард Мане, Гийом Аполлинер, Пабло Пикассо, Эдгар Дега и многие другие. Абсент был увековечен картинами, поэтическими строчками и даже скульптурами.
Сформировалась определенная культура пития этого горького (во всех смыслах) напитка. Сосуды для абсента, специально с тонким носиком, чтобы медленной и тонкой струёй смешивать абсент с ледянной водой.
Особенной популярностью пользовались «фонтаны» для абсента.
Специальные ложечки и сита для сахара (через него процеживали горький напиток)
Многие представляли из себя настоящие произведения искусства и изготавливались из серебра и мельхиора.
Некоторые из самых известных ложек для абсента были сделаны специально для открытия Эйфелевой башни во время выставки Universelle, проведенной в Париже с 6 мая до 31 октября 1889.
Даже щипчики для сахара были изготовлены специальные.
Так, медленно, но уверенно «Зеленая Муза» вполне серьезно превратилась в «источник вдохновения». На одной карикатуре XIX века на эту тему есть такая надпись: «Невероятно! Я выпил уже четыре абсента, но не написал ни катрена… Гарсон! Абсент».
Даже мэтр Флобер не отрицал значение абсента в литературной жизни и написал: «Быть драматургом ─ не искусство, а профессиональный трюк… Вот он. Прежде выпейте несколько стаканов абсента, а потом говорите о любой пьесе: «Неплохо, но нужно сократить», или «Игры, игры не хватает».
Правда, даже тогда уже существовала трезвая мысль о том, что Зеленая Фея ─ спасение для бездарности, но гибель для настоящего гения. Подтвердить этот тезис очень легко. Для примера можно взять «отца» декадентов и символистов Шарля Бодлера. Талантливый был мужик, но прочно «сел» на опий и абсент ─ и в сорок шесть лет алкоголь и сифилис таки согнали его в могилу. Читая «Цветы зла», трудно не заметить, что эта книга часто напоминает наркоманский бред. И не удивительно, что абсент считается веществом, приводящим к путанице в сознании.
Нельзя сказать, что увлечение абсентом было чисто мужской преррогативой. Женщины употребляли этот напиток, подаваемый в так называемых «кофейнях».
Утверждали, что божественный абсент любят не только люди, но и животные.
Впрочем, травмы психики считали трагедией разве что благочестивые родственники «пострадавшего». Для декадентов же она считалась преимуществом и даже признаком гениальности. Поэтому декаденты и символисты и не стремились удерживать сознание ясным, а наоборот пытались всячески стереть границы между реальностью и снами, грезами, галлюцинациями… Сон наяву ─ вот чего хотели достичь французские литераторы того времени. И алкогольное (или наркотическое) опьянения идеально соответствовало этим требованиям.
А что уж говорить о абсенте, который с этой точки зрения просто уникален, поскольку он одновременно является депрессантом (за содержания спирта) и возбудителем нервной системы (за наличие туйона). Один из исследователей напитка так суммировал это странное сочетание: «Абсент порождает высококачественный абсурд художественного толка, а другие напитки ─ лишь низменные разговоры».
Одной из самых известных жертв этого напитка (и, кстати, его популяризатором) был Оскар Уайльд. Современники рассказывали, что он пил очень много абсента, который «подарил писателю его видения и похотливость. Очевидно, Оскар запал на Зеленую Фею исключительно через свою приверженность к дендизму, ведь в те времена желто-зеленый цвет (цвет абсента) считался ультрамодным и изысканным.
«У абсента — отличный цвет, зеленый. Стакан абсента очень поэтический. Какая разница между ним и закатом? »─ это слова автора« Портрет Дориана Грея ». Правда, писатель признавался, что никак не мог освоиться с полынным напитком, но пришлось, потому что «абсент очень подходил для его стиля. Полумертвый от опьянения, зажатый в крепких объятиях Зеленой Феи, Оскар Уайльд нередко сидел в дешевых кафе и наблюдал, как сквозь пол прорастают удивительной красоты тюльпаны, лилии и розы… Правда, Оскар был единственным, кто это видел.
Среди абсентоманов -литераторов стоит упомянуть Поля Верлена ─ собственно, именно благодаря его пагубной привычке «зеленая фея» превратилось в богемный культ. Как и большинство его коллег, Верлен употреблял абсент днем и ночью, после чего писал изысканные стихи, то впадал в крайне истерический состояние (пытался поджечь жену, нападал на мать с ножом и стрелял из револьвера в своего любовника Рембо, который тоже, между прочим, злоупотреблял абсентом. Однако сколько бы Верлен не обвинял Зеленую Фею во всех своих грехах, а покинуть ее он не смог. Абсентомания Верлена получила такую славу, что некоторые зарубежные писатели намеренно приезжали во Францию, чтобы собственными глазами увидеть, как пьянствует выдающийся поэт. А под конец своей жизни, преподавая французский в Англии, Верлен чуть ли не ежедневно после уроков забегал в бар выпить абсента, после чего обычно уже не мог добраться домой самостоятельно.
Среди тогдашних абсентоманов выделяется также Альфред Жарри. Позже сюрреалисты признали его своим предшественником, который якобы предсказал сюрреализм… в абсенте. При подробном ознакомлении с биографией этого драматурга складывается впечатление, что Жарри сам был творением абсента. Этот эксцентричный карлик с окрашенным в зеленый цвет волосами просто «лошадиными» дозами пил эфир, абсент и спирт, а тошнило его… от воды. Ездил на велосипеде наперегонки с поездами, постоянно носил с собой два револьвера и карабин и по просьбе прохожих «дать огонька» открывал настоящий огонь. Вот кто превратил свою жизнь в декадентское искусство…
Утром 27 июля 1890 года Винсент Ван Гог пошел рисовать прихватив с собой пистолет, днем он выстрелил в себя из этого пистолета.
Ван Гог скончался спустя два дня.
После смерти Ван Гог был похоронен на местном кладбище, а его друг доктор Гаше посадил возле могилы дерево для украшения. Этим деревом была туя, как выяснили позднее ученые – один из источников туйона.
Учитывая серьезный ущерб, который наносил абсент здоровью, в первой половине ХХ века большинство западных стран запретили его употребление. Однако даже это не смогло окончательно вытеснить зеленое питье из жизни богемы. Вспомнить хотя бы Эрнеста Хемингуэя, который считал абсент едва-ли не лучшим напитком.
Уже в 50-х годах XIX века начало проявляться беспокойство в следствии его хронического употребления. Считалось, что злоупотребление абсента приводило к синдрому, названному абсентизмом, который характеризовался сверхвозбудимостью, привыканием и галлюцинациями. Хотя не только из-за этого, но все же в 1915 году продажа и производство абсента было запрещено.
41 комментарий
Спасибо!+
А где вы такие картинки находите к темам?:))
И вообще Омар Хайам сказал-истина в вине)
За статью спасибо, есть новое, чего не читал еще. +
А так, по всему евросоюзу он легализован с заниженным содержанием туйона.
Спасибо! +
Во Франции тогда серьёзно стали опасаться за деградацию и вымирание нации, т.к. абсент убивал и одебиливал в разы быстрее.
P.S. Я вижу, по наличию статьи на ресурсе, что здравый смысл победил.Это завсегда приветственно.И не стоило перед тем дверью хлопать :)
Эта статья — одна из последних, сохранившихся в черновиках, а так, как считаю, что из-за небольшой кучки недалёких самовлюблённых людей не должны страдать нормальные адекватные пользователи, которым ещё интересно получать хоть какие-то знания, то я и выложил её здесь.
З.Ы. Привет всем «лагерным активистам»!
Ничего, если «недалёкие»,«необременённые» и «им подобные» тоже почитают? :)))
Был у меня приятель, любитель абсента, добывал его какими то затейливыми ходами, как я понимаю теперь, тот «настоящий»… угощал, не понравилось.Да, а приятель тот, лет восемь как помер...:)))Такая вот историйка.:)))
Заодно могу убрать статьи об:
оружии (в том числе и химическом) — скрытая пропаганда войны и национальной розни,
опиумных курильнях (опиумные войны в Китае) — скрытая пропаганда наркотиков,
дирижаблях — скрытый призыв к суициду в виде прыжка с высоты,
стоматологии — явное смакование в причинении боли окружающим, путём пыток и садистский операций,
трэволаторах и автомобилях — скрытый призыв отказаться от здорового образа жизни и суициде путём ожирения… продолжить?
Понравилась.
Виртуальный плюс.
P.S.
Во время поисков обнаружил, что статья практически целиком состоит из скопированных с разных мест кусков текста. Учитывая вашу литературную одарённость могли бы и подрихтовать фразы типа — Между словами абсент и ли на мой взгляд проситься слово — едва.
P.P.S.
Честно говоря, ожидал от вас большего. Поэтому не ставлю ничего.