Переговорные трубы - "непотопляемый телефон".
ПЕРЕГОВОРНЫЯ ТРУБЫ, служать на судахъ флота вспомогат. средствомъ сообщенія и передачи приказаній отъ постовъ упр-нія къ орудіямъ, машинамъ, рулю и друг. важнымъ пунктамъ к-бля, когда остал. приборы, какъ механическіе и электрич. указатели, телефоны и пр., уже перебиты и выведены изъ дѣйствія. П. трубы дѣлаются изъ латуни или красн. мѣди и проводятся по к-блю въ защищенныхъ мѣстахъ, — подъ брон. палубою, иногда въ спеціал. корридорахъ, оканчиваясь въ пунктахъ, к-рые онѣ соединяютъ, амбушурами (раструбами) конической или параболич. формы для передачи и воспринятія звуковъ. Концы трубъ обык-но затыкаются пробками со свисткомъ и указателемъ, служащими для вызова; свистки иногда замѣняются электр. звонками или друг. сигналами. Общепринятый д-тръ П. трубъ 11/2—2 дм., на больш. разстоянія рекомендуется, однако, проводить трубы больш. ді-тра — въ 3 и даже 4 дм. При проводкѣ П. трубъ по к-блю избѣгаютъ крут. изгибовъ, а также прикасанія къ резонирующимъ предметамъ, вибрирующимъ или шумящимъ мех-змамъ во избѣжаніе ослабленія передаваемаго звука. Обык-но между двумя данн. пунктами проводится одна П. труба, но въ нѣк-рыхъ флотахъ наиб. важн. пункты связываются парой трубъ, по каждой изъ коихъ разговоръ ведется только въ одну сторону; въ этомъ случаѣ вмѣсто обык-наго раструба для разговора употребляется особый приборъ съ мундштукомъ, соединеннымъ съ одной изъ П. трубъ и съ наушниками, присоединенными къ другой П. трубѣ. Подобные же аппараты (стетоскопы) примѣняются часто и при ординар. П. трубахъ, т. к. они легче улавливаютъ передаваемые звуки и уменьшаютъ возм-сть попаданія въ П. трубу посторон. шума. Въ бою П. трубы всегда удовлетвор-но выполняли свои функціи. На это обстоят-во обращено вниманіе во всѣхъ флотахъ; интересные и обстоят. опыты съ П. трубами, предназначающимися для упр-нія огнемъ к-бля, б. произведены въ 1909 г. въ Бостонскомъ адмиралтействѣ въ Соед. Штатахъ Сѣв. Америки. («Мор. Сб.» 1912 г., № 4).<
en.wikipedia.org/wiki/Speaking_tube
Необходимость передавать сообщения (в том числе и голосовые) у человечества появилась очень давно. По преданиям, у персидского царя Кира в VI веке до нашей эры для этой цели на службе состояло 30 тысяч человек, называлась эта «служба» — «царские уши». По свидетельству Диодора Сицилийского (греческого историка), за световой день, цепь людей, располагаясь на вершинах холмов и сторожевых башен в пределах слышимости, передавали сообщения, предназначенные царю и его приказания на расстояние тридцатидневного перехода.
Во время войны с Цезарем, о продвижении его армии галлы сообщали с помощью расставленных цепочкой крикунов. Эффективность такого способа была налицо: посредством своей «луженой» глотки профессиональные крикуны передавали ценную информацию за день со скоростью около 100 км/ч… Обычным посыльным для этого требовались недели и даже месяцы.
Для подслушивания разговоров в средневековых замках и дворцах Европы, применяли «воздушные ходы»
А в средневековых постройках Пскова учёные обнаружили «беспроволочные телефоны» — узкие секретные ходы, проложенные в стенах. С их помощью велись переговоры, передавались и принимались сообщения.
Уже намного позже англичанин Хук придумал устройство, передающее звук посредством натянутой между двумя мембранами бечевки.
А французский физик (по не проверенным мною данным) Био изобрёл аппарат, говорить по которому можно было с помощью труб. ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E8%EE,_%C6%E0%ED-%C1%E0%F2%E8%F1%F2, хотя ещё Фрэнсис Бэкон, в его книге 1627 года, [Новая Атлантида, или Эссе Фрэнсиса Бэкона], описал аппарат на основе «звуковой трубы».
По другой же теории, «звукопроводящие трубки» были изобретены неким г-ном Альбертом Витэрспуном ( Mr. Weatherspoon) для нужд королевской резиденции.
В связи с отсталостью викторианской технологии (одна труба — одно соединение), дома, содержащие такой «телефон» были просто пронизаны трубами, тянущимися из одной комнаты в другую.
Богатые хозяева таких особняков могли просто позвать прислугу, наклонившись к резному раструбу на стене.
Звук распространялся на сотни метров, отражаясь от стен трубы, с минимальными потерями, что позволяло передавать сообщения на довольно дальние расстояния.
У доктора Рихарда Штрауса (1864-1949) парадные ворота его усадьбы были оборудованы большим звонком и 50-ярдовой «звукопроводной трубой», которая связывала ворота с половиной прислуги. Всё это сооружение включало в себя ещё и фонограф. Когда посетители звонили в звонок, влючался фонограф, который монотонно проигрывал фразу: “доктора Штрауса нет дома...” Только его друзья знали, что повторное нажатие кнопки звонка остановит фонограф и отопрет ворота. (Журнал Time, 25 июля 1938)
Фонограф Томаса Альвы Эдисона по существу использовал звукопроводящую трубку с расширяющимся концом (известным, как рожок), чтобы передать и усилить звук от голоса и заставить колебаться звукозаписывающую иглу.
Очень быстро подобные «телефоны» появились во всех крупных компаниях и оффисах банков.
Их начали снабжать свистком-затычкой. Теперь, чтобы вызвать нужного абонента — стоило подуть в трубу, как свисток на другом её конце извещал о необходимости переговоров.
Даже роскошные автомобили начали комплектовать этим техническим новшеством. Дабы пассажир мог не повышая голоса с заднего сидения салона приказать шофёру остановиться в нужном месте. При этом, водитель не отвлекался от дороги, т.к. раструб находился в районе его головы.
Для прокладки в помещениях применяли тонкостенные медные трубы, большого диаметра, пропаянные оловом, толщина гибких рукавов с раструбами на конце доходила до 1-го дюйма. Тоньше делать не имело смысла, т.к. звук терялся и быстро затухал через непродолжительные расстояния.
Ну и конечно же, применение такому способу связи нашлось прочно и надолго на военной службе. Средства связи, не зависящие от электричества и вообще от какого-либо вида энергии, не ломающиеся в самых экстремальных условиях, не требующие какого-либо дополнительного обслуживания и практически «неубиваемые» в бою. Это просто сказка, а не аппарат!
Так применение нашлось в авиации, где в допотопных аэропланах с открытой кабиной, невозможно было координировать действия пилота и бортстрелка например.
С появлением первых электронных усилителей звука, ни чего не изменилось, тк. они были слишком слабы и не совершенны.
Переговорные трубки в виде гарнитуры начали встраивать в полётные шлемы авиаторов.
«Танковые переговорные устройства, которыми оснащались все ради́йные танки, выпускались в нескольких вариантах: ТПУ-2, ТПУ-3 и ТПУ-4 — по числу абонентов; модификации с буквой «Р» в названии имели в составе аппарат радиста, предназначенный для совместной работы с одной из танковых радиостанций… Опыт эксплуатации танковых переговорных устройств первого поколения показал, что при увеличении внутренних шумов в танках приём передаваемой речи ТПУ мог затрудняться настолько, что командиру приходилось дублировать команды условными сигналами, замедляя их передачу. Для исследования возможностей повышения эффективности ТПУ, в 1944—1945 годах были проведены исследования, показавшие необходимость обеспечения передачи через ТПУ возможно большего диапазона частот с возможно большей равномерностью громкости передачи, снижения уровня шумов и устранения дефекта непрохождения слабых звуков... ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
Применялись переговорные трубы и на воздушных судах — дирижаблях.
Ну а рассвет и долгая жизнь звукопроводящих труб пришлась на использование их на кораблях всех флотов всех государств…
Каждый капитанский мостик на каждом корабле был связан такими магистралями с помещениями судна. Длина труб, закутанных в материю(для уменьшения потерь звука при резонации стенок трубы), доходила до 300 и более футов. Обычно, к каждой такой магистрали крепились таблички с названием помещения, куда они вели.Единственным их недостатком была возможность затопления судна при пробоине борта. Но и для этого нашли выход- переговорные трубы начали снабжать запорными клапанами, способными перекрывать магистраль в считанные секунды и полностью изолировать затопленный отсек.
Палубные корректировщики огня (Великобритания 1Мировая). Жизнь их была не долгой, т.к. не имея укрытия от осколков снарядов и пуль, корректировщики сметались с палубы огнём противника в первые же минуты боя.
Переговорные трубы устанавливались на судах вплоть до 50-х годов прошлого века (как дублирующие системы связи), не смотря на то, что давно уже были изобретены и применены повсеместно электронные (электрические) системы связи.
31 комментарий
Телефонная станция в Стокгольме, обслуживающая 5000 линий, в 1890-м году
Имел я возможность переговариваться через такие трубы с «мостиком» во время отработки аварийных ситуаций в далёком 1982 году! :)
Я служил на погран-катере «Шмель» (1204), он был запущен в серию в 1967 году и выпускался до середины 80-х, так вот в нём таки была подобная система, правда без свистков.
Невозбранно веселят палубную команду постоянными протечками в дождь и шторм(:
Спасибо за статью!
Скромняга :))))
Статья интересная, как всегда +