"Беляны" - авианосцы Российской империи ?

"«Беляны» — авианосцы Российской империи !" — именно такое утверждение я прочитал на одном из забугорных сайтов. Меня заинтересовала иностранная статья и я решил поискать на просторах сети информацию об удивительных судах ещё совсем недавно бороздивших просторы российских рек. Информации накопалось совсем немного, потому, не стал придумывать отсебятину, а просто скомпиллировал тексты и добавил, найденные мною фотодокументы тех лет.

"Беляны" - авианосцы Российской империи ?

Итак, что пишут немногочисленные источники?

БЕЛЯНА ж. волжск. плоскодонное, неуклюжее и самой грубой работы речное, сплавное судно; самая большая барка, белая, несмоленая, в ней нет ни одного железного гвоздя, и она даже проконопачена лыками; длиной 20-50 саж., шириной 5-10; сидит 15-20 четвертей, подымает 50 тыс. до 150 тыс. пудов; беляны развалисты, кверху шире, палуба настлана помостом, навесом, шире бортов; идут только по воде, строятся по Каме и Ветлуге, и спускаются по полноводью с лесом, смолою, лыками, рогожами, лычагами (веревками); на них и парус рогожный.

Как-то уничижительно пишут, не правда-ли?

"Беляны" - авианосцы Российской империи ? (Фото 2)

— самое большое, по размерам, из русских речных судов; плавает по Волге (от Нижнего Новгорода до Царицына), Каме, Белой и Дону. Это несмоленая, белая, плоскодонная барка, построенная без железных гвоздей и проконопаченная лыками; кверху Б. «развалистее», шире — она имеет по всей длине разносы или свесы, до 4-х аршин шириной, и, благодаря отвалу штевней-пней, вверху тоже и длиннее. Палуба настилается помостом, навесом, шире бортов. Беляны волжской системы более крупны: длиной по дну от 19 до 42 саженей (большей же частью 25—35 саженей), при ширине 5—11 саженей (преимущественно более 8 саженей) и осадке без груза 0,8—10,0 четвертей и с грузом 8—29 четвертей аршина; поднимают от 10000 до 350000 пудов (почти 5/6 общего числа их свыше 75000 пудов), требуют 4—45 рабочих и служат не более 8 лет; между тем, донские Б. — длиною 9—33 сажени и шириной 2—9 саженей, при осадке без груза 0,8—3,0 четверти аршина и с грузом 4½—16 четвертей аршина, поднимают 1200—160000 пудов и требуют 3—33 рабочих; наибольшая продолжительность их службы 6 лет. На постройку и снаряжение волжской Б. наиболее употребительных размеров расходуется около 240 сосновых бревен (6—14 саженей, 6—7 вершков), 220 еловых (8—15 саженей, 5—7 вершков), 4 2 0 пудов просмоленных пеньковых канатов и до 750 пудов канатов мочальных.

Вы представили масштаб подобных Левиафанов? Это САМЫЕ БОЛЬШИЕ из построенных когда-либо человеком речных судов (!).

"Беляны" - авианосцы Российской империи ? (Фото 3)

Канаты закрепляются одним концом за верхние части 12 ухватов — осиновых или березовых бревен длиной до 5 саженей и толщиной в верхнем отрубе 4—5 вершков, которые ставятся в носовой части беляны, комлями кверху, и настолько закладываются грузом-товаром, что только верхние концы их, в 6—7 четвертей, остаются свободными. Другие концы канатов прикрепляются, «зачаливаются», или к якорям (каковы мочальные канаты: становые и подпускные шеймы и суки и пеньковый, рысковой косяк), или к соединенным с ними другим канатам (пеньковые — три шутихи), или к лоту (пеньковые — лотовый косяк и две вычалы или вожжевые), или к канатам, прикрепленным к последнему (пеньковые четыре клёвки). Для управления беляной служат руль, помещенный в кормовой части, и лот (весом в 250—330 пудов); последний волочится по дну реки и, задерживая ход судна, дает возможность направлять его в ту или другую сторону при помощи руля; так, если желательно подойти («привалить») к левому берегу, то лот направляют с правой стороны, а руль поворачивают («сводят») на левую сторону; если же к правому берегу, то наоборот. Чтобы дать прямое направление беляне, руль поворачивают в ту сторону, где находится лот. Для остановки судна служат два становых двулапых якоря, в 100—120 пудов каждый, врезанные в один шток, и один подпускной якорь, а для «рыска», или отвода его в какую-либо сторону от данного направления — рысковой якорь в 25—35 пудов. Последний в завозне (лодке) отвозится в ту сторону, куда следует отвести беляну.

"Беляны" - авианосцы Российской империи ? (Фото 4)

В 1884 г. плавало по волжской системе 120 белян, на которых перевозились: на 2-х хлеб, на 14-ти дрова, на 85-ти лесные строительные материалы и на 5-ти смешанные грузы; по Дону — 20, из коих на 4-х транспортировались лесные материалы. Наибольшее число из этих судов построено в губерниях: Костромской — 57, Пермской — 30, Уфимской — 15 и Нижегородской — 6. В 1885 году вновь построены 152 беляны, а именно: в Костромской губернии на реках Ветлуге и Унже с Неей, в уездах: Варнавинском (в 18 местах, из которых главнейшие: деревня Михалинина, деревня Лопатина, деревня Югорина, село Богоявленское и город Варнавин), Ветлужском (5, главнейшие: село Макарьевское), Кологривском (8, главнейшие: усадьба Шаева и деревня Высоково с усадьбой Куницы) и Макарьевском (4, главнейшие: село Андреевское с деревней Погорелка); в Пермской губернии на реках Каме и ее притоках Чусовой с Кондасом, Яйве и Уролке, в уездах: Осинском (7, главнейшие: село Ершовка, село Крюково и деревня Ромашкова), Оханском (2, село Рождественское и деревня Ерзовка), Соликамском (5, главнейшие: село Орел и Усть-Угумский завод с деревнями Розим и Белая Пашня), Красноуфимском (1), Кунгурском (1) и Чердынском (3); в Уфимской губернии на реках Белой и ее притоках Уфе с Ай и Симе с Лемезой, в уездах: Бирском (город Бирск), Уфимском (7, главнейшие: Уфимская пристань), Златоустовском (1) и Стерлитамакском (1); в Нижегородской губернии по рекам Волге и ее притокам Ветлуге с Устой и Люндой, в уездах: Балахнинском (1), Васильсурском (деревня Мелкова) и Макарьевском (8, главнейшие: деревни Курдома, Задворки, Левиха и села Воскресенское и Большие Отары); в Вятской губернии по рекам Вятке и ее притокам Кильмезю, Немде и Маломе, в уездах: Уржумском (3), Малмыжском (3) и Котельническом (Липовская пристань); в Симбирской губернии на реке Суре, в Алатырском уезде (село Сурский Майдан), и в Казанской губернии на реке Вятке, в Мамадышском уезде (1). На Дону беляны не строились в 1885 г., но постройка их для волжского бассейна продолжалась в Северо-Двинском бассейне, где, в Вологодской губернии на реке Лузе, притоке реки Юг, на Ношульской пристани Устьсысольского уезда, построена одна беляна.

"Беляны" - авианосцы Российской империи ? (Фото 5)

Обратите внимание! На «палубе» подобных судов располагаются (не ютятся каюты экипажа) а именно располагаются несколько вполне себе обычных изб. Плавучая деревня на корабле (!) Есть от чего решить, что это — авианосец:)

Вот как волжский штурман Александр Сосонин описывает беляны:

«Название они получили за свой внешний вид. Суда эти не смолили и не красили, а потому, когда они плыли по Волге, то издали на фоне зеленых берегов и желтых песков резко выделялись белым цветом. Строились они главным образом ветлугаями. И не только на Ветлуге, но и на Каме и Белой. Поэтому есть версия, что название “беляна” связано с рекой Белой. Суда эти предназначались исключительно для перевозки леса, дров, лесных материалов. От всех других волжских судов беляны отличались громадными размерами, большой грузоподъемностью, а главное — большой осадкой в воде.
Постройка белян велась зимой, а весной паводок легко снимал это сооружение и выносил на течение реки. Плыли беляны самосплавом, без буксира, в низовья Волги — Царицын или посад Дубовка. Обратно они не возвращались, а продавались на месте.

Эти крупные сооружения, достигающие 50 и более сажен (120 метров) в длину с высотой бортов до 8 аршин, имели грузоподъемность 550 000 пудов (до 9 тысяч тонн), некоторые же могли поднять 800 тысяч пудов. Своеобразна сама нагрузка белян, требующая большого умения, опыта, смекалки. Недаром народная молва говорила: “Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами”. Лес клался на днище правильным прямоугольным штабелем с множеством пролетов для проветривания груза и на тот случай, когда надо было заделать течь в днище. Сплавлялись беляны, как правило, вперед кормой, медленно, по течению. С носа отдавались лоты. С помощью их и кормового руля управлялось судно».


Пиломатериал выложен штабелями с большим искусством. Проходы, вентиляционные колодцы, целые улицы и переулки внутри штабелей. Древесина не гнила, не портилась грибком и плесенью, плюс свободный доступ к товарам, уложенным внутри штабелей, позволявший развозить товары по пути сплава корабля.

Вот, кстати сам г. Варнавин (вид с реки).

"Беляны" - авианосцы Российской империи ? (Фото 6)

А это — Варнавинская пристань.

"Беляны" - авианосцы Российской империи ? (Фото 7)

Вот такие суда строили наши «лапотные» и «отсталые» предки :)

36 комментариев

avatar
Лёгкая статья о нелёгком прошлом :)
avatar
А кораблики-то, по сути, одноразового использования… Как говорится--дёшево и сердито. :-)
Спасибо, что отыскали. +!
avatar
В том-то и сама суть — безотходное производство :)
avatar
Ага. У нас на Чусовой — Каме эти барки и были одноразовыми. Сплавились вниз и на дрова. Только возили на них металл. Это хорошо описано у Иванова в «Золоте Пармы».
avatar
Способ сплава вниз по течению понятен. Думаю, что трудозатраты для постройки такого «корыта» окупались сплавом товара только вниз, наверняка существовали способы более рациональные. Наверняка они были многоразового использования, кто тогда их тянув вверх по течению, страшно подумать, уж не бурлаки ли...?
  • AND
  • 0
avatar
Если служили до 8-ми лет, значит существовал способ и их транспортировки вверх по течению.
Но может эти Беляны и проходили свой путь, от самого верховья за тот самый срок службы в 6-8 лет, останавливаясь для выгрузки, погрузки груза в портах назначения и зимовки… только рабочие менялись, передавали судно слудующей команде и отправлялись вверх по течению за следующей Беляной.
avatar
Нет. Как правило, спуск производился за одну летнюю навигацию. Не успеть до ледостава в пункт назначения, считалось крупным косяком капитана и его команды :-)
А обеспечить весь комплекс мероприятий по аварийной зимовке такой конструкции, охране, неповреждению льдом, а затем весенним ледоходом… Вобщем, все это получалось дороже цены беляны и её груза.
Провести такое судно обратно вверх не было никакой возможности. Прикиньте, её бодро волокло течением вниз, несмотря на волочащуюся по дну чугунную болванку в 300 пудов весом!
Да и экономической необходимости не было. По сути, ведь это был просто самоплавающий склад дров. На дрова они и разбирались в порту назначения, до последней досочки.
Вы представили масштаб подобных Левиафанов? Это САМЫЕ БОЛЬШИЕ из построенных когда-либо человеком речных судов (!).
— Небольшая поправочка, самые большие из ДЕРЕВЯННЫХ. А металлические речные суда бывали и побольше.Кстати, слава и гордость их постройки опять-таки наша, русская. Читаем про крупнейшую баржу-танкер, «Марфа-Посадница»:
vladimirblog.net/marfa-posadnica-gordost-goroda-goroxovca-vladimirskoj-oblasti/
avatar
К чему тогда в справке это?
поднимают от 10000 до 350000 пудов (почти 5/6 общего числа их свыше 75000 пудов), требуют 4—45 рабочих и служат не более 8 лет;
поднимают 1200—160000 пудов и требуют 3—33 рабочих; наибольшая продолжительность их службы 6 лет.
Да, они шли только в одну сторону, вниз по течению, но зачем разбирать судно скажем на четверти пути, когда его можно использовать для следующего сплава, пусть и на будущий год. Скажем на каком-то этапе сплавляли сосну туда где её не достать, а оттуда грузили и сплавляли уже акацию… к примеру.
avatar
Я думаю, это обычная, стандартная особенность текста, скомпилированного из нескольких источников:-) Отдельные его части начинают друг с другом немного противоречить.Во-всяком случае, на первый взгляд, если глубоко контест этих частей не копать.
Разумеется, это не косяк глу3бокоуважаемого коллеги Филимона. Но его исходники, это в свою очередь, тоже скомпилированные тексты… Причем, как правило, людьми, достаточно далекими от реального судостроения и его истории.
Вобщем, насколько я понимаю эту тему, сро эксплуатации в 6-8 лет относился к несколько иным судам, типа хлебных барок. Меньшего размера, и способных к проводке не только вниз, но и вверх по течению.
А классическая ветлужская беляна, это все-таки было судно одного рейса. Плавучий склад дров, и сама уходящая на дрова в пункте назначения.
Нам сейчас трудно даже осознать эти величины требуемой древесной массы, но каждая семья\ домохозяйство потребляло минимум 10 куб\м за зиму. Для этого и грузопоток, из лесоизбыточных верхне-волжских регионов в лесонедостаточные средние и нижние.
avatar
Ну вот сколько не читаю, а о жизни Белян на одну навигацию вычитал всего один раз в статье написанной уже современником, с примерными цифрами и выдержками из всё той же статьи, что предоставил уважаемый Filimon. Более того, он же пишет, что небольшие Беляны, нагрузившись в Астрахани рыбой, шли назад, влекомые бурлаками. Однако потом их тоже разбирали и продавали на дрова.
Все остальные источники опираются на всё те же цифры и годы службы белян, что и в статье этого топика.
Интересно, откуда-то нарисовались же цифры…
avatar
yug74, ссылка нерабочая
avatar
Ну что за…
Спасибо, вот ссылка.
avatar
небольшие Беляны, нагрузившись в Астрахани рыбой, шли назад, влекомые бурлаками.
— Все правильно, небольшие:-)
avatar
Ну дык и небольшие были огромными :)) больше чем полубеляны, а те так же были не маленькими :)
avatar
Одноразовые! Дерево не смолилось! Подозреваю, что в пункт назначения енти штуки приплывали уже порядочно подгнившими. Куда такое пускать? Только разобрать--и на дрова…
avatar
Спасибо, не слышал даже…
Самое смешное, уверяю вас очень, очень многие на западе и в штатах вполне искренне считают что российские авианосцы именно так и выглядят......;))
avatar
Спасибо.
avatar
Если бы на уроках истории нам рассказывали о подобных вещах, в школу ходить было бы гораздо интереснее.
  • 4444
  • +4
avatar
Эт точно!..
хотя лично мне, грех жаловаться, нас историчка в эрмитаж все время таскала, и там много чего интересного рассказывала.....:))
avatar
+!!!.. Просто речные титаники. Единственное, малость запутался когда переводил единицы измерения.
  • AlD
  • 0
avatar
Спасибо.
avatar
Обратите внимание! Строились без единого гвоздя, не смолились, и при этом плыли и не разваливались! Предки умели делать на совесть.+ 4444 — это верно.
avatar
Спасибо.
avatar
Ког да то слышал краем уха… Вот сейчас всё рассмотрел, спасибо.
Очень интересный материал, потрясающие фото.
И действительно, история России огромно-интересна, а преподают сухо и не увлекательно. Вот после такого материала появляется гордость за предков и желание что-то изучать и просто знать историю.+
avatar
Скольким вещам нам приходит удивляться… а ведь всего-то прошло немного времени с поры эксплуатации этих огромных тяжеловесов.
Спасибо за статью! +
avatar
Ежели ссылаться на текст-древесина не смолилась и была «белой», скорее всего, поэтому и беляны. Как бы мне хотелось увидеть где-нибудь на Каме такую плавучую избу. Спасибо! У вас талант находить и преподносить интересные темы. :))
Неужели, в наше технически продвинутое время не могут подобное воссоздать? Были мастера-изобретатели! А нынче-пользователи (не все, но многие).
  • Myau
  • 0
avatar
Воссоздать-то не вопрос, но только на берегу. А в реальное плавание такую штуку бюрократы точно не выпустят. Почитайте правила сертификации и освидетельствования, для всего что у нас по водам плавает, крупнее байдарки и надувного матраса.
Ну и не забывайте, все судоходные реки сейчас зарегулированы, и в шлюз оно не пролезет :-)
avatar
Во все времена они были, эти бюрократы. :))))) Правил сертификации не читала, но предполагаю в 1885-м году они также существовали. И хоть в этом году ассигнации не использовались, но уплачивались. :)) Почему не пролезет? А ежели учесть параметры?
avatar
Спасибо всем за реакцию на статью. Про различные цифры в разных источниках и я заметил конечно. Но решил оставить оба варианта, тем более, что различных «белян», «полубелян» и «барок» было построено великое множество, размеры очень разнились и единого плана ни кто не придерживался. Каждое судно делалось под определённые нужды (зерно, продукция, лес). Самыми большими (имхо) были беляны с лесом. Они затонуть просто не могли по определению :)
Отсюда и разночтение габаритов и сроков службы и возвращались они вверх по реке или же разбирались на дрова.
avatar
Ещё было вскольз о том, что Беляны не только разбирались и перевозились с реки на реку, но и так же разбирались и перевозились вверх по течению, а не только распродавались… может отсюда и нарисовались эти 6-8 лет.
Лесопромышленник Беляев, чей дом смотрел в акурат на реку, ругал своих работников когда его Беляны сплавлялись с промежутком более получаса. Говорил, что расстояние между Белянами должно быть таким, что бы они были в поле зрения друг друга с целью помощи друг дружке в чрезвычайных ситуациях. Представляете сколько Белян приходилось строить ежегодно? %
avatar
Вот здесь есть модели Белянок, Коломенок и Гусян… классное зрелище :)
avatar
Спасибо.
avatar
очень познавательно… но как то грустно...+…
avatar
Спасибо, интересно! +.
avatar
Познавательно. Спасибо за экскурс в историю.
avatar
Вообще не слышал, что такие делали. Спасибо за столь познавательный материал!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.