"Беляны" - авианосцы Российской империи ?
"«Беляны» — авианосцы Российской империи !" — именно такое утверждение я прочитал на одном из забугорных сайтов. Меня заинтересовала иностранная статья и я решил поискать на просторах сети информацию об удивительных судах ещё совсем недавно бороздивших просторы российских рек. Информации накопалось совсем немного, потому, не стал придумывать отсебятину, а просто скомпиллировал тексты и добавил, найденные мною фотодокументы тех лет.
Итак, что пишут немногочисленные источники?
БЕЛЯНА ж. волжск. плоскодонное, неуклюжее и самой грубой работы речное, сплавное судно; самая большая барка, белая, несмоленая, в ней нет ни одного железного гвоздя, и она даже проконопачена лыками; длиной 20-50 саж., шириной 5-10; сидит 15-20 четвертей, подымает 50 тыс. до 150 тыс. пудов; беляны развалисты, кверху шире, палуба настлана помостом, навесом, шире бортов; идут только по воде, строятся по Каме и Ветлуге, и спускаются по полноводью с лесом, смолою, лыками, рогожами, лычагами (веревками); на них и парус рогожный.
Как-то уничижительно пишут, не правда-ли?
— самое большое, по размерам, из русских речных судов; плавает по Волге (от Нижнего Новгорода до Царицына), Каме, Белой и Дону. Это несмоленая, белая, плоскодонная барка, построенная без железных гвоздей и проконопаченная лыками; кверху Б. «развалистее», шире — она имеет по всей длине разносы или свесы, до 4-х аршин шириной, и, благодаря отвалу штевней-пней, вверху тоже и длиннее. Палуба настилается помостом, навесом, шире бортов. Беляны волжской системы более крупны: длиной по дну от 19 до 42 саженей (большей же частью 25—35 саженей), при ширине 5—11 саженей (преимущественно более 8 саженей) и осадке без груза 0,8—10,0 четвертей и с грузом 8—29 четвертей аршина; поднимают от 10000 до 350000 пудов (почти 5/6 общего числа их свыше 75000 пудов), требуют 4—45 рабочих и служат не более 8 лет; между тем, донские Б. — длиною 9—33 сажени и шириной 2—9 саженей, при осадке без груза 0,8—3,0 четверти аршина и с грузом 4½—16 четвертей аршина, поднимают 1200—160000 пудов и требуют 3—33 рабочих; наибольшая продолжительность их службы 6 лет. На постройку и снаряжение волжской Б. наиболее употребительных размеров расходуется около 240 сосновых бревен (6—14 саженей, 6—7 вершков), 220 еловых (8—15 саженей, 5—7 вершков), 4 2 0 пудов просмоленных пеньковых канатов и до 750 пудов канатов мочальных.
Вы представили масштаб подобных Левиафанов? Это САМЫЕ БОЛЬШИЕ из построенных когда-либо человеком речных судов (!).
Канаты закрепляются одним концом за верхние части 12 ухватов — осиновых или березовых бревен длиной до 5 саженей и толщиной в верхнем отрубе 4—5 вершков, которые ставятся в носовой части беляны, комлями кверху, и настолько закладываются грузом-товаром, что только верхние концы их, в 6—7 четвертей, остаются свободными. Другие концы канатов прикрепляются, «зачаливаются», или к якорям (каковы мочальные канаты: становые и подпускные шеймы и суки и пеньковый, рысковой косяк), или к соединенным с ними другим канатам (пеньковые — три шутихи), или к лоту (пеньковые — лотовый косяк и две вычалы или вожжевые), или к канатам, прикрепленным к последнему (пеньковые четыре клёвки). Для управления беляной служат руль, помещенный в кормовой части, и лот (весом в 250—330 пудов); последний волочится по дну реки и, задерживая ход судна, дает возможность направлять его в ту или другую сторону при помощи руля; так, если желательно подойти («привалить») к левому берегу, то лот направляют с правой стороны, а руль поворачивают («сводят») на левую сторону; если же к правому берегу, то наоборот. Чтобы дать прямое направление беляне, руль поворачивают в ту сторону, где находится лот. Для остановки судна служат два становых двулапых якоря, в 100—120 пудов каждый, врезанные в один шток, и один подпускной якорь, а для «рыска», или отвода его в какую-либо сторону от данного направления — рысковой якорь в 25—35 пудов. Последний в завозне (лодке) отвозится в ту сторону, куда следует отвести беляну.
В 1884 г. плавало по волжской системе 120 белян, на которых перевозились: на 2-х хлеб, на 14-ти дрова, на 85-ти лесные строительные материалы и на 5-ти смешанные грузы; по Дону — 20, из коих на 4-х транспортировались лесные материалы. Наибольшее число из этих судов построено в губерниях: Костромской — 57, Пермской — 30, Уфимской — 15 и Нижегородской — 6. В 1885 году вновь построены 152 беляны, а именно: в Костромской губернии на реках Ветлуге и Унже с Неей, в уездах: Варнавинском (в 18 местах, из которых главнейшие: деревня Михалинина, деревня Лопатина, деревня Югорина, село Богоявленское и город Варнавин), Ветлужском (5, главнейшие: село Макарьевское), Кологривском (8, главнейшие: усадьба Шаева и деревня Высоково с усадьбой Куницы) и Макарьевском (4, главнейшие: село Андреевское с деревней Погорелка); в Пермской губернии на реках Каме и ее притоках Чусовой с Кондасом, Яйве и Уролке, в уездах: Осинском (7, главнейшие: село Ершовка, село Крюково и деревня Ромашкова), Оханском (2, село Рождественское и деревня Ерзовка), Соликамском (5, главнейшие: село Орел и Усть-Угумский завод с деревнями Розим и Белая Пашня), Красноуфимском (1), Кунгурском (1) и Чердынском (3); в Уфимской губернии на реках Белой и ее притоках Уфе с Ай и Симе с Лемезой, в уездах: Бирском (город Бирск), Уфимском (7, главнейшие: Уфимская пристань), Златоустовском (1) и Стерлитамакском (1); в Нижегородской губернии по рекам Волге и ее притокам Ветлуге с Устой и Люндой, в уездах: Балахнинском (1), Васильсурском (деревня Мелкова) и Макарьевском (8, главнейшие: деревни Курдома, Задворки, Левиха и села Воскресенское и Большие Отары); в Вятской губернии по рекам Вятке и ее притокам Кильмезю, Немде и Маломе, в уездах: Уржумском (3), Малмыжском (3) и Котельническом (Липовская пристань); в Симбирской губернии на реке Суре, в Алатырском уезде (село Сурский Майдан), и в Казанской губернии на реке Вятке, в Мамадышском уезде (1). На Дону беляны не строились в 1885 г., но постройка их для волжского бассейна продолжалась в Северо-Двинском бассейне, где, в Вологодской губернии на реке Лузе, притоке реки Юг, на Ношульской пристани Устьсысольского уезда, построена одна беляна.
Обратите внимание! На «палубе» подобных судов располагаются (не ютятся каюты экипажа) а именно располагаются несколько вполне себе обычных изб. Плавучая деревня на корабле (!) Есть от чего решить, что это — авианосец:)
Вот как волжский штурман Александр Сосонин описывает беляны:
«Название они получили за свой внешний вид. Суда эти не смолили и не красили, а потому, когда они плыли по Волге, то издали на фоне зеленых берегов и желтых песков резко выделялись белым цветом. Строились они главным образом ветлугаями. И не только на Ветлуге, но и на Каме и Белой. Поэтому есть версия, что название “беляна” связано с рекой Белой. Суда эти предназначались исключительно для перевозки леса, дров, лесных материалов. От всех других волжских судов беляны отличались громадными размерами, большой грузоподъемностью, а главное — большой осадкой в воде.
Постройка белян велась зимой, а весной паводок легко снимал это сооружение и выносил на течение реки. Плыли беляны самосплавом, без буксира, в низовья Волги — Царицын или посад Дубовка. Обратно они не возвращались, а продавались на месте.
Эти крупные сооружения, достигающие 50 и более сажен (120 метров) в длину с высотой бортов до 8 аршин, имели грузоподъемность 550 000 пудов (до 9 тысяч тонн), некоторые же могли поднять 800 тысяч пудов. Своеобразна сама нагрузка белян, требующая большого умения, опыта, смекалки. Недаром народная молва говорила: “Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами”. Лес клался на днище правильным прямоугольным штабелем с множеством пролетов для проветривания груза и на тот случай, когда надо было заделать течь в днище. Сплавлялись беляны, как правило, вперед кормой, медленно, по течению. С носа отдавались лоты. С помощью их и кормового руля управлялось судно».
Пиломатериал выложен штабелями с большим искусством. Проходы, вентиляционные колодцы, целые улицы и переулки внутри штабелей. Древесина не гнила, не портилась грибком и плесенью, плюс свободный доступ к товарам, уложенным внутри штабелей, позволявший развозить товары по пути сплава корабля.
Вот, кстати сам г. Варнавин (вид с реки).
А это — Варнавинская пристань.
Вот такие суда строили наши «лапотные» и «отсталые» предки :)
Итак, что пишут немногочисленные источники?
БЕЛЯНА ж. волжск. плоскодонное, неуклюжее и самой грубой работы речное, сплавное судно; самая большая барка, белая, несмоленая, в ней нет ни одного железного гвоздя, и она даже проконопачена лыками; длиной 20-50 саж., шириной 5-10; сидит 15-20 четвертей, подымает 50 тыс. до 150 тыс. пудов; беляны развалисты, кверху шире, палуба настлана помостом, навесом, шире бортов; идут только по воде, строятся по Каме и Ветлуге, и спускаются по полноводью с лесом, смолою, лыками, рогожами, лычагами (веревками); на них и парус рогожный.
Как-то уничижительно пишут, не правда-ли?
— самое большое, по размерам, из русских речных судов; плавает по Волге (от Нижнего Новгорода до Царицына), Каме, Белой и Дону. Это несмоленая, белая, плоскодонная барка, построенная без железных гвоздей и проконопаченная лыками; кверху Б. «развалистее», шире — она имеет по всей длине разносы или свесы, до 4-х аршин шириной, и, благодаря отвалу штевней-пней, вверху тоже и длиннее. Палуба настилается помостом, навесом, шире бортов. Беляны волжской системы более крупны: длиной по дну от 19 до 42 саженей (большей же частью 25—35 саженей), при ширине 5—11 саженей (преимущественно более 8 саженей) и осадке без груза 0,8—10,0 четвертей и с грузом 8—29 четвертей аршина; поднимают от 10000 до 350000 пудов (почти 5/6 общего числа их свыше 75000 пудов), требуют 4—45 рабочих и служат не более 8 лет; между тем, донские Б. — длиною 9—33 сажени и шириной 2—9 саженей, при осадке без груза 0,8—3,0 четверти аршина и с грузом 4½—16 четвертей аршина, поднимают 1200—160000 пудов и требуют 3—33 рабочих; наибольшая продолжительность их службы 6 лет. На постройку и снаряжение волжской Б. наиболее употребительных размеров расходуется около 240 сосновых бревен (6—14 саженей, 6—7 вершков), 220 еловых (8—15 саженей, 5—7 вершков), 4 2 0 пудов просмоленных пеньковых канатов и до 750 пудов канатов мочальных.
Вы представили масштаб подобных Левиафанов? Это САМЫЕ БОЛЬШИЕ из построенных когда-либо человеком речных судов (!).
Канаты закрепляются одним концом за верхние части 12 ухватов — осиновых или березовых бревен длиной до 5 саженей и толщиной в верхнем отрубе 4—5 вершков, которые ставятся в носовой части беляны, комлями кверху, и настолько закладываются грузом-товаром, что только верхние концы их, в 6—7 четвертей, остаются свободными. Другие концы канатов прикрепляются, «зачаливаются», или к якорям (каковы мочальные канаты: становые и подпускные шеймы и суки и пеньковый, рысковой косяк), или к соединенным с ними другим канатам (пеньковые — три шутихи), или к лоту (пеньковые — лотовый косяк и две вычалы или вожжевые), или к канатам, прикрепленным к последнему (пеньковые четыре клёвки). Для управления беляной служат руль, помещенный в кормовой части, и лот (весом в 250—330 пудов); последний волочится по дну реки и, задерживая ход судна, дает возможность направлять его в ту или другую сторону при помощи руля; так, если желательно подойти («привалить») к левому берегу, то лот направляют с правой стороны, а руль поворачивают («сводят») на левую сторону; если же к правому берегу, то наоборот. Чтобы дать прямое направление беляне, руль поворачивают в ту сторону, где находится лот. Для остановки судна служат два становых двулапых якоря, в 100—120 пудов каждый, врезанные в один шток, и один подпускной якорь, а для «рыска», или отвода его в какую-либо сторону от данного направления — рысковой якорь в 25—35 пудов. Последний в завозне (лодке) отвозится в ту сторону, куда следует отвести беляну.
В 1884 г. плавало по волжской системе 120 белян, на которых перевозились: на 2-х хлеб, на 14-ти дрова, на 85-ти лесные строительные материалы и на 5-ти смешанные грузы; по Дону — 20, из коих на 4-х транспортировались лесные материалы. Наибольшее число из этих судов построено в губерниях: Костромской — 57, Пермской — 30, Уфимской — 15 и Нижегородской — 6. В 1885 году вновь построены 152 беляны, а именно: в Костромской губернии на реках Ветлуге и Унже с Неей, в уездах: Варнавинском (в 18 местах, из которых главнейшие: деревня Михалинина, деревня Лопатина, деревня Югорина, село Богоявленское и город Варнавин), Ветлужском (5, главнейшие: село Макарьевское), Кологривском (8, главнейшие: усадьба Шаева и деревня Высоково с усадьбой Куницы) и Макарьевском (4, главнейшие: село Андреевское с деревней Погорелка); в Пермской губернии на реках Каме и ее притоках Чусовой с Кондасом, Яйве и Уролке, в уездах: Осинском (7, главнейшие: село Ершовка, село Крюково и деревня Ромашкова), Оханском (2, село Рождественское и деревня Ерзовка), Соликамском (5, главнейшие: село Орел и Усть-Угумский завод с деревнями Розим и Белая Пашня), Красноуфимском (1), Кунгурском (1) и Чердынском (3); в Уфимской губернии на реках Белой и ее притоках Уфе с Ай и Симе с Лемезой, в уездах: Бирском (город Бирск), Уфимском (7, главнейшие: Уфимская пристань), Златоустовском (1) и Стерлитамакском (1); в Нижегородской губернии по рекам Волге и ее притокам Ветлуге с Устой и Люндой, в уездах: Балахнинском (1), Васильсурском (деревня Мелкова) и Макарьевском (8, главнейшие: деревни Курдома, Задворки, Левиха и села Воскресенское и Большие Отары); в Вятской губернии по рекам Вятке и ее притокам Кильмезю, Немде и Маломе, в уездах: Уржумском (3), Малмыжском (3) и Котельническом (Липовская пристань); в Симбирской губернии на реке Суре, в Алатырском уезде (село Сурский Майдан), и в Казанской губернии на реке Вятке, в Мамадышском уезде (1). На Дону беляны не строились в 1885 г., но постройка их для волжского бассейна продолжалась в Северо-Двинском бассейне, где, в Вологодской губернии на реке Лузе, притоке реки Юг, на Ношульской пристани Устьсысольского уезда, построена одна беляна.
Обратите внимание! На «палубе» подобных судов располагаются (не ютятся каюты экипажа) а именно располагаются несколько вполне себе обычных изб. Плавучая деревня на корабле (!) Есть от чего решить, что это — авианосец:)
Вот как волжский штурман Александр Сосонин описывает беляны:
«Название они получили за свой внешний вид. Суда эти не смолили и не красили, а потому, когда они плыли по Волге, то издали на фоне зеленых берегов и желтых песков резко выделялись белым цветом. Строились они главным образом ветлугаями. И не только на Ветлуге, но и на Каме и Белой. Поэтому есть версия, что название “беляна” связано с рекой Белой. Суда эти предназначались исключительно для перевозки леса, дров, лесных материалов. От всех других волжских судов беляны отличались громадными размерами, большой грузоподъемностью, а главное — большой осадкой в воде.
Постройка белян велась зимой, а весной паводок легко снимал это сооружение и выносил на течение реки. Плыли беляны самосплавом, без буксира, в низовья Волги — Царицын или посад Дубовка. Обратно они не возвращались, а продавались на месте.
Эти крупные сооружения, достигающие 50 и более сажен (120 метров) в длину с высотой бортов до 8 аршин, имели грузоподъемность 550 000 пудов (до 9 тысяч тонн), некоторые же могли поднять 800 тысяч пудов. Своеобразна сама нагрузка белян, требующая большого умения, опыта, смекалки. Недаром народная молва говорила: “Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами”. Лес клался на днище правильным прямоугольным штабелем с множеством пролетов для проветривания груза и на тот случай, когда надо было заделать течь в днище. Сплавлялись беляны, как правило, вперед кормой, медленно, по течению. С носа отдавались лоты. С помощью их и кормового руля управлялось судно».
Пиломатериал выложен штабелями с большим искусством. Проходы, вентиляционные колодцы, целые улицы и переулки внутри штабелей. Древесина не гнила, не портилась грибком и плесенью, плюс свободный доступ к товарам, уложенным внутри штабелей, позволявший развозить товары по пути сплава корабля.
Вот, кстати сам г. Варнавин (вид с реки).
А это — Варнавинская пристань.
Вот такие суда строили наши «лапотные» и «отсталые» предки :)
36 комментариев
Спасибо, что отыскали. +!
Но может эти Беляны и проходили свой путь, от самого верховья за тот самый срок службы в 6-8 лет, останавливаясь для выгрузки, погрузки груза в портах назначения и зимовки… только рабочие менялись, передавали судно слудующей команде и отправлялись вверх по течению за следующей Беляной.
А обеспечить весь комплекс мероприятий по аварийной зимовке такой конструкции, охране, неповреждению льдом, а затем весенним ледоходом… Вобщем, все это получалось дороже цены беляны и её груза.
Провести такое судно обратно вверх не было никакой возможности. Прикиньте, её бодро волокло течением вниз, несмотря на волочащуюся по дну чугунную болванку в 300 пудов весом!
Да и экономической необходимости не было. По сути, ведь это был просто самоплавающий склад дров. На дрова они и разбирались в порту назначения, до последней досочки.
— Небольшая поправочка, самые большие из ДЕРЕВЯННЫХ. А металлические речные суда бывали и побольше.Кстати, слава и гордость их постройки опять-таки наша, русская. Читаем про крупнейшую баржу-танкер, «Марфа-Посадница»:
vladimirblog.net/marfa-posadnica-gordost-goroda-goroxovca-vladimirskoj-oblasti/
Да, они шли только в одну сторону, вниз по течению, но зачем разбирать судно скажем на четверти пути, когда его можно использовать для следующего сплава, пусть и на будущий год. Скажем на каком-то этапе сплавляли сосну туда где её не достать, а оттуда грузили и сплавляли уже акацию… к примеру.
Разумеется, это не косяк глу3бокоуважаемого коллеги Филимона. Но его исходники, это в свою очередь, тоже скомпилированные тексты… Причем, как правило, людьми, достаточно далекими от реального судостроения и его истории.
Вобщем, насколько я понимаю эту тему, сро эксплуатации в 6-8 лет относился к несколько иным судам, типа хлебных барок. Меньшего размера, и способных к проводке не только вниз, но и вверх по течению.
А классическая ветлужская беляна, это все-таки было судно одного рейса. Плавучий склад дров, и сама уходящая на дрова в пункте назначения.
Нам сейчас трудно даже осознать эти величины требуемой древесной массы, но каждая семья\ домохозяйство потребляло минимум 10 куб\м за зиму. Для этого и грузопоток, из лесоизбыточных верхне-волжских регионов в лесонедостаточные средние и нижние.
Все остальные источники опираются на всё те же цифры и годы службы белян, что и в статье этого топика.
Интересно, откуда-то нарисовались же цифры…
Спасибо, вот ссылка.
Самое смешное, уверяю вас очень, очень многие на западе и в штатах вполне искренне считают что российские авианосцы именно так и выглядят......;))
хотя лично мне, грех жаловаться, нас историчка в эрмитаж все время таскала, и там много чего интересного рассказывала.....:))
Очень интересный материал, потрясающие фото.
И действительно, история России огромно-интересна, а преподают сухо и не увлекательно. Вот после такого материала появляется гордость за предков и желание что-то изучать и просто знать историю.+
Спасибо за статью! +
Неужели, в наше технически продвинутое время не могут подобное воссоздать? Были мастера-изобретатели! А нынче-пользователи (не все, но многие).
Ну и не забывайте, все судоходные реки сейчас зарегулированы, и в шлюз оно не пролезет :-)
Отсюда и разночтение габаритов и сроков службы и возвращались они вверх по реке или же разбирались на дрова.
Лесопромышленник Беляев, чей дом смотрел в акурат на реку, ругал своих работников когда его Беляны сплавлялись с промежутком более получаса. Говорил, что расстояние между Белянами должно быть таким, что бы они были в поле зрения друг друга с целью помощи друг дружке в чрезвычайных ситуациях. Представляете сколько Белян приходилось строить ежегодно? %