Трэволатор - "движущийся тротуар", или - "Ах если бы он был подешевле !.."
«Инженер из мира древности тихо сошел бы с ума, пытаясь уразуметь, каким образом твердое покрытие тротуара может быть неподвижным по краям, а ближе к центру — двигаться со все увеличиваюшейся скоростью. Тротуар был из вещества, которое обладает свойствами твердого тела в одном направлении, и жидкости — в другом», (А.Кларк).
На сайте уже появлялась довольно проработанная статья steampunker.ru/blog/history/2299.html
Ну а я решил немного добавить инфы по «движущимся тротуарам».
Итак, «движущийся тротуар» (Травола́тор от англ. travelator) — движущаяся бесступенчатая дорожка, которая позволяет ускорить или облегчить передвижение пешеходов. ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%F1%F1%E0%E6%E8%F0%F1%EA%E8%E9_%EA%EE%ED%E2%E5%E9%E5%F0
Впервые они были осуществлены на выставке в Чикаго в 1893 г., затем на Парижской Всемирной выставке в 1900 г. Вот чертеж такого устройства.
Движущиеся тротуары.
Вы видите пять замкнутых полос-тротуаров, движущихся посредством особого механизма одна внутри другой с различной скоростью.
Самая крайняя полоса идет довольно медленно – со скоростью всего 5 км в час; это обыкновенная скорость пешехода, и вступить на такую медленно ползущую полосу нетрудно. Рядом с ней, внутри, бежит вторая полоса, со скоростью 10 км в час. Вскочить на нее прямо с неподвижной улицы было бы опасно, но перейти на нее с первой полосы ничего не стоит. В самом деле: по отношению к этой первой полосе, ползущей со скоростью 5 км, вторая, бегущая со скоростью 10 км в час, делает всего только 5 км в час; значит, перейти с первой на вторую столь же легко, как перейти с земли на первую. Третья полоса движется уже со скоростью 15 км в час, но перейти на нее со второй полосы, конечно, нетрудно. Так же легко перейти с третьей полосы на следующую, четвертую, бегущую со скоростью 20 км/час, и, наконец, с нее на пятую, мчащуюся уже со скоростью 25 км в час. Эта пятая полоса доставляет пассажира до того пункта, который ему нужен; отсюда, последовательно переходя обратно с полосы на полосу, он высаживается на неподвижную землю.
Вот как описывает «бегущую дорожку» очевидец в газете New York Observer:
«Тысячи людей воспользовались этим средством передвижения. Оно состоит из трех платформ, одна выше другой – первая неподвижная, вторая движется на умеренной скорости, третья – со скоростью примерно в 6 миль в час. Движущиеся тротуары имеют ряды вертикальных стоек, с набалдашниками на концах, за которые можно держаться во время движения. На движущихся платформах легко и быстро могут быть установлены места для сидения. Передвижение на этом тротуаре дарит «пешеходам» много веселья и радости, ведь большинству посетителей это приспособление не знакомо и они неловко перепрыгивают с платформы на платформу. Тротуар работает постоянно в одном направлении, а электрические автомобили – в другом».
Сколько прожила «бегущая дорога», установленная на Елисейских полях, неизвестно — скорее всего, вскоре после выставки ее демонтировали, а в головах обывателей она осталась как прототип будущих тротуаров, на которых можно безо всяких лошадей, автомобилей и даже задействования собственных ног легко и быстро добраться до пункта назначения. Увы, идея оказалась несостоятельной — ввиду неимоверной дороговизны по созданию и поддержанию «тротуара».
Ну а уж фантасты изрядно «порезвились», описывая всевозможные «тротуары» в своих произведениях.
Одно из самых подробных описаний движущегося тротуара мы встречаем у Герберта Уэллса в книге «Когда спящий проснётся», написанной в 1899 году. Пятая глава так и называется — «Движущиеся улицы»:
«Эта улица была около трёхсот футов ширины и двигалась сама, кроме средней своей части. В первое мгновение он недоумевал. Потом понял.
Под самым балконом эта необыкновенная улица быстро неслась направо, со скоростью курьерского поезда девятнадцатого столетия, — бесконечная платформа с небольшими интервалами, что позволяло ей делать повороты и изгибы.
На ней мелькали сиденья и небольшие киоски, но они проносились с такой быстротой, что не было возможности их рассмотреть.
За ближайшей, самой быстрой платформой виднелся ряд других, двигавшихся также вправо. Каждая двигалась несколько медленнее предыдущей, что позволяло переходить с платформы на платформу, добираясь до неподвижного центра, через который люди шли на другую сторону. Там виднелась вторая серия подобных же платформ, у них тоже была различная скорость, но двигались они в обратном направлении».
Гарри Гаррисон:
«Больше часа они мотались по бегущим дорожкам и эскалаторам, тряслись в пневмокарах по монорельсовым дорогам и движущимся тротуарам, скользили с этажа на этаж в антигравитационных лифтах, пока, наконец, не добрались до комнаты № 62».
Братья Стругацкие:
«Оглядевшись, я понял, что стою с машиной на ленте движущегося тротуара. Народ вокруг так и кишел — самый разнообразный народ. В большинстве своём, правда, эти люди были какие-то нереальные, гораздо менее реальные, чем могучие, сложные, почти бесшумные механизмы».
Лари Нивен:
«По другую сторону живой изгороди (действительно живой, зеленеющей сочными побегами) движущийся тротуар нёс в одну сторону непрерывный поток покупателей. Ещё дальше другая лента несла точно такой же поток в противоположном направлении. Мне казалось, будто движемся мы, а не они. Робот-официант с корпусом, напоминающим шахматную пешку, извлёк из своего торса ещё дымящиеся тарелки с перчёным мясом, аккуратно поставил их перед нами и скользнул прочь на воздушной подушке».
Описания движущихся тротуаров можно встретить и у Айзека Азимова, и Роберта Хайнлайна и других фантастов.
Кстати, движущиеся тротуары попали в составленный Scientific American список «13 видов транспорта, которые не пошли никуда». В этом списке с тротуарами соседствуют летающий и атомный автомобили, ракетный ранец и тому подобное. Причина всего одна: движущиеся тротуары — это очень и очень дорого.
Вот интересный проект образца 1920 года. Компания Beeler Organization предложила своё решение транспортно-пешеходной проблемы в Атланте.
Движущиеся тротуары предлагалось сделать под землёй, построив два участка по 600 метров. Три конвейерные ленты двигались бы параллельно с разными скоростями: 3, 6 и 9 километров в час. Самая быстрая лента была бы оснащена сиденьями. Разработчики даже подсчитали, что строительство обойдётся в $7,5 миллионов. Над проектом посмеялись и продолжили строить метро.
Подведу итог (скромненько так):
Первое — у этой системы велики потери на трение. Второе – масса движущегося тротуара намного превышает массу пассажиров. Т.е. фактически, основная часть энергии уходит на транспортировку самого транспорта, в ночное время из-за нескольких человек придётся тянуть многокилметровое полотно тротуара.
Ещё один недостаток – нет поручней. А ведь многие города располагаются на холмах! Да и на поворотах пассажиров будет «заносить». Может это интересно в качестве аттракциона для проверки ловкости и скорости реакции, но в качестве городского общественного транспорта не годится.
Скорость движения предполагается постоянной. Значит, придётся соскакивать с этого тротуара на ходу. Тоже весьма акробатическое занятие. Особенно по гололёду.
Кстати, защиты от ветра, дождя, холода и пр. также не предусмотрено. Так что все эти самоходные тротуары — совершенно непрактичная и ни к чему не годная фантазия.
Тем не менее, в некоторых аэропортах применяется нечто отдалённо напоминающее движущийся тротуар. Это так называемый трэволатор — горизонтальный эскалатор. Разумеется, он не позволяет как настоящий движущийся тротуар сойти/зайти в любом месте. Да и не так уж велико расстояние, на которое перемещаются пассажиры. И скорость мала. Это, скорее, современная замена носильщиков, позволяющая легко добраться с тяжёлыми вещами от терминала к выходу аэровокзала.
Пулково.
Шереметьево.
Paris Expo 1900 Edison.
На сайте уже появлялась довольно проработанная статья steampunker.ru/blog/history/2299.html
Ну а я решил немного добавить инфы по «движущимся тротуарам».
Итак, «движущийся тротуар» (Травола́тор от англ. travelator) — движущаяся бесступенчатая дорожка, которая позволяет ускорить или облегчить передвижение пешеходов. ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%F1%F1%E0%E6%E8%F0%F1%EA%E8%E9_%EA%EE%ED%E2%E5%E9%E5%F0
Впервые они были осуществлены на выставке в Чикаго в 1893 г., затем на Парижской Всемирной выставке в 1900 г. Вот чертеж такого устройства.
Движущиеся тротуары.
Вы видите пять замкнутых полос-тротуаров, движущихся посредством особого механизма одна внутри другой с различной скоростью.
Самая крайняя полоса идет довольно медленно – со скоростью всего 5 км в час; это обыкновенная скорость пешехода, и вступить на такую медленно ползущую полосу нетрудно. Рядом с ней, внутри, бежит вторая полоса, со скоростью 10 км в час. Вскочить на нее прямо с неподвижной улицы было бы опасно, но перейти на нее с первой полосы ничего не стоит. В самом деле: по отношению к этой первой полосе, ползущей со скоростью 5 км, вторая, бегущая со скоростью 10 км в час, делает всего только 5 км в час; значит, перейти с первой на вторую столь же легко, как перейти с земли на первую. Третья полоса движется уже со скоростью 15 км в час, но перейти на нее со второй полосы, конечно, нетрудно. Так же легко перейти с третьей полосы на следующую, четвертую, бегущую со скоростью 20 км/час, и, наконец, с нее на пятую, мчащуюся уже со скоростью 25 км в час. Эта пятая полоса доставляет пассажира до того пункта, который ему нужен; отсюда, последовательно переходя обратно с полосы на полосу, он высаживается на неподвижную землю.
Вот как описывает «бегущую дорожку» очевидец в газете New York Observer:
«Тысячи людей воспользовались этим средством передвижения. Оно состоит из трех платформ, одна выше другой – первая неподвижная, вторая движется на умеренной скорости, третья – со скоростью примерно в 6 миль в час. Движущиеся тротуары имеют ряды вертикальных стоек, с набалдашниками на концах, за которые можно держаться во время движения. На движущихся платформах легко и быстро могут быть установлены места для сидения. Передвижение на этом тротуаре дарит «пешеходам» много веселья и радости, ведь большинству посетителей это приспособление не знакомо и они неловко перепрыгивают с платформы на платформу. Тротуар работает постоянно в одном направлении, а электрические автомобили – в другом».
Сколько прожила «бегущая дорога», установленная на Елисейских полях, неизвестно — скорее всего, вскоре после выставки ее демонтировали, а в головах обывателей она осталась как прототип будущих тротуаров, на которых можно безо всяких лошадей, автомобилей и даже задействования собственных ног легко и быстро добраться до пункта назначения. Увы, идея оказалась несостоятельной — ввиду неимоверной дороговизны по созданию и поддержанию «тротуара».
Ну а уж фантасты изрядно «порезвились», описывая всевозможные «тротуары» в своих произведениях.
Одно из самых подробных описаний движущегося тротуара мы встречаем у Герберта Уэллса в книге «Когда спящий проснётся», написанной в 1899 году. Пятая глава так и называется — «Движущиеся улицы»:
«Эта улица была около трёхсот футов ширины и двигалась сама, кроме средней своей части. В первое мгновение он недоумевал. Потом понял.
Под самым балконом эта необыкновенная улица быстро неслась направо, со скоростью курьерского поезда девятнадцатого столетия, — бесконечная платформа с небольшими интервалами, что позволяло ей делать повороты и изгибы.
На ней мелькали сиденья и небольшие киоски, но они проносились с такой быстротой, что не было возможности их рассмотреть.
За ближайшей, самой быстрой платформой виднелся ряд других, двигавшихся также вправо. Каждая двигалась несколько медленнее предыдущей, что позволяло переходить с платформы на платформу, добираясь до неподвижного центра, через который люди шли на другую сторону. Там виднелась вторая серия подобных же платформ, у них тоже была различная скорость, но двигались они в обратном направлении».
Гарри Гаррисон:
«Больше часа они мотались по бегущим дорожкам и эскалаторам, тряслись в пневмокарах по монорельсовым дорогам и движущимся тротуарам, скользили с этажа на этаж в антигравитационных лифтах, пока, наконец, не добрались до комнаты № 62».
Братья Стругацкие:
«Оглядевшись, я понял, что стою с машиной на ленте движущегося тротуара. Народ вокруг так и кишел — самый разнообразный народ. В большинстве своём, правда, эти люди были какие-то нереальные, гораздо менее реальные, чем могучие, сложные, почти бесшумные механизмы».
Лари Нивен:
«По другую сторону живой изгороди (действительно живой, зеленеющей сочными побегами) движущийся тротуар нёс в одну сторону непрерывный поток покупателей. Ещё дальше другая лента несла точно такой же поток в противоположном направлении. Мне казалось, будто движемся мы, а не они. Робот-официант с корпусом, напоминающим шахматную пешку, извлёк из своего торса ещё дымящиеся тарелки с перчёным мясом, аккуратно поставил их перед нами и скользнул прочь на воздушной подушке».
Описания движущихся тротуаров можно встретить и у Айзека Азимова, и Роберта Хайнлайна и других фантастов.
Кстати, движущиеся тротуары попали в составленный Scientific American список «13 видов транспорта, которые не пошли никуда». В этом списке с тротуарами соседствуют летающий и атомный автомобили, ракетный ранец и тому подобное. Причина всего одна: движущиеся тротуары — это очень и очень дорого.
Вот интересный проект образца 1920 года. Компания Beeler Organization предложила своё решение транспортно-пешеходной проблемы в Атланте.
Движущиеся тротуары предлагалось сделать под землёй, построив два участка по 600 метров. Три конвейерные ленты двигались бы параллельно с разными скоростями: 3, 6 и 9 километров в час. Самая быстрая лента была бы оснащена сиденьями. Разработчики даже подсчитали, что строительство обойдётся в $7,5 миллионов. Над проектом посмеялись и продолжили строить метро.
Подведу итог (скромненько так):
Первое — у этой системы велики потери на трение. Второе – масса движущегося тротуара намного превышает массу пассажиров. Т.е. фактически, основная часть энергии уходит на транспортировку самого транспорта, в ночное время из-за нескольких человек придётся тянуть многокилметровое полотно тротуара.
Ещё один недостаток – нет поручней. А ведь многие города располагаются на холмах! Да и на поворотах пассажиров будет «заносить». Может это интересно в качестве аттракциона для проверки ловкости и скорости реакции, но в качестве городского общественного транспорта не годится.
Скорость движения предполагается постоянной. Значит, придётся соскакивать с этого тротуара на ходу. Тоже весьма акробатическое занятие. Особенно по гололёду.
Кстати, защиты от ветра, дождя, холода и пр. также не предусмотрено. Так что все эти самоходные тротуары — совершенно непрактичная и ни к чему не годная фантазия.
Тем не менее, в некоторых аэропортах применяется нечто отдалённо напоминающее движущийся тротуар. Это так называемый трэволатор — горизонтальный эскалатор. Разумеется, он не позволяет как настоящий движущийся тротуар сойти/зайти в любом месте. Да и не так уж велико расстояние, на которое перемещаются пассажиры. И скорость мала. Это, скорее, современная замена носильщиков, позволяющая легко добраться с тяжёлыми вещами от терминала к выходу аэровокзала.
Пулково.
Шереметьево.
Paris Expo 1900 Edison.
4 комментария
А если бы траволаторы были, то скейтеры, роллеры,
костоломыпаркурщики облюбовали самую быструю ленту, прыгая с балюстрады.))На ВДНХ реконструкции намечаются, может в проект включены и травлаторы…
На счёт ВДНХ (мне тоже ближе старое название), так на сколько я знаю — ее подгребла ещё в 90-х чеченская
бандадиаспора, так что скорее всего, борделей настроят или торговый коплекс ещё один (а может и то и другое ).