Хватай мешки, перон тронулся.

Moving walkway, moving sidewalk, moving pavement, conveyor, autopedescalator, automated people mover, walkalator, travelator, travellator, trav-o-lator, autowalk, horizontal escalator, horizontalator, slidewalk, electric slide, magic carpet, traveling floor machine, movator
Траволатор, травалатор, травелатор, траволятор. Все вышеперечисленные термины, относятся к одному весьма любопытному изобретению, движущейся бесступенчатой дорожке, позволяющей ускорить или облегчить передвижение пешеходов.

Энциклопедическая справка:

Движущиеся тротуары, один из видов пассажирского транспорта непрерывного движения. Движущиеся тротуары — вспомогательный вид городского транспорта, который может провозить до 10—20 тыс. пассажиров в час на одной движущейся ленте шириной 1 м. Движущиеся тротуары в 20—40 раз повышают эффективность передвижения пешеходов в часы пик. Движущиеся тротуары впервые демонстрировались на Всемирной выставке в Париже в 1900 и получили распространение за рубежом начиная с 1952. В СССР исследованием Движущиеся тротуары занимается Академия коммунального хозяйства и Всесоюзный научно-исследовательский институт подъёмно-транспортного машиностроения, которым изготовлены опытные образцы. Различают Движущиеся тротуары: ленточные на твёрдом основании для длин до 60 м; ленточные на роликовом основании для длин до 200 м; звеньевые (пластинчатые) для длин до 100 м. Движущиеся тротуары могут эксплуатироваться на горизонтальных, наклонных (до 8°) и смешанных трассах. Ширина ленты от 0,6 до 2,6 м (наиболее распространённая до 1 м). Скорость движения тихоходных Движущиеся тротуары 0,5—1 м/сек обеспечивает безопасную посадку и высадку пассажиров на ходу. Для скоростных Движущиеся тротуары (до 6 м/1 сек) возможно использование многоленточных или дисковых посадочных устройств. Для ленточных Движущиеся тротуары употребляется стальная лента толщиной 1,2—1,4 мм, покрытая слоем резины толщиной 8—10 мм с одной или с двух сторон. Известно применение резиновых лент с капроновым кордом (ФРГ) или стальными многожильными тросами (Япония) при общей толщине ленты до 25 мм. Привод бесконечной ленты осуществляется фрикционными барабанами. Звеньевые Движущиеся тротуары оборудуются тележками на колёсах, катящимися в направляющих желобах. Привод — цепной, эскалаторного типа. Крупные двухполосные Движущиеся тротуары действуют на станции «Бланк» Лондонского метрополитена (ширина ленты 1 м, длина 90 м); станции «Шатле» Парижского метрополитена (ширина 1 м, длина 132 м); в аэропорту Орли в Париже (ширина 1 м, длина 100 м). На выставке «ЭКСПО-70» в Осаке (Япония) были применены Движущиеся тротуары длиной 1500 м. Возможные сферы использования Движущиеся тротуары: внеуличные туннельные пешеходные переходы, пересадочные станции метрополитена, перроны вокзалов, посадочные коридоры аэровокзалов, речные и морские порты, набережные, стадионы, выставки, музеи и картинные галереи, универмаги, санатории.

Ю. М. Галонен.


Хватай мешки, перон тронулся.

Схема движущегося тротуара ленточного типа на роликовом основании: 1 — бесконечная лента; 2 — опорные ролики; 3 — поддерживающие ролики; 4 — ведущий барабан; 5 — натяжной барабан; 6 — натяжное устройство; 7 — редукторный электропривод.
История изобретения под «чертой».
___________________________________________________________
Хватай мешки, перон тронулся. (Фото 2)Альтернативный городской транспорт, прототип которого впервые увидел свет на Чикагской Всемирной выставке (World's Columbian Exposition, посвящённой 400-летию открытия Америки в 1893 году, представлял собой крытый навесом конвейер длиной 730 метров с установленными на нём скамейками. Посетители выставки, прибыв по озеру на катерах, переходили с причала на конвейер и со скоростью пешехода ехали к входу на выставку. «С корабля на бал», с комфортом и сервисом хорошего отеля!
Надо ли говорить, что подобная тёплая встреча, повергала «дорогих гостей» выставки в глубокий шок, и настраивала их определённым образом. Единственное неудобство детища Макса Шмидта (Max Schmidt), заключалось в том, что сойти с движущегося тротуара, имея на руках габаритный багаж, было не так просто, как это кажется. Издержки удобства, одним словом.)

Хватай мешки, перон тронулся. (Фото 3)

Хватай мешки, перон тронулся. (Фото 4)Своё дальнейшее развитие, изобретение получило несколько лет спустя, благодаря другому масштабному мероприятию.
С 15 апреля по 12 ноября 1900-го года в Париже проводилась Всемирная Выставка (Exposition Universelle). Проходящий на стыке столетий, форум, должен был отметить достижения девятнадцатого века, и ознаменовать начало века двадцатого. Надо ли говорить, что событию придавалось особое значение, и оно изобиловало техническими новинками и суперпроектами. За полгода, выставка приняла около 50 миллионов посетителей, установив, таким образом, рекорд, не побитый по настоящее время!
В то время, когда под землёй Парижа, дебютировало метро, над его поверхностью было построено другое авангардное сооружение.
Трёхуровневый тротуар, с одной неподвижной пешеходной дорожкой, и двумя треками, движущимися с разными скоростями (slow/fast до 6 миль/час). Пешеходы, в зависимости от занятости и уровня подготовки, выбирали «уровень сложности», и по достижении конечной точки своего маршрута, просто выпрыгивали на неподвижный «левел» тротуара. За время эксплуатации, по некоторым прикидкам, тротуар перевёз около 7 миллионов посетителей. Некоторые «тротуарные туристы» были настолько покорены новинкой, что приносили с собой стулья, и часами катались по маршруту трёхкилометровой петли, с комфортом наслаждаясь видами французской столицы.

Хватай мешки, перон тронулся. (Фото 5)

здесь крупнее

Хватай мешки, перон тронулся. (Фото 6)

здесь крупнее

Хватай мешки, перон тронулся. (Фото 7)

здесь крупнее

Благодаря тому, что компанией «Edison Motion Pictures», грандиозное событие было записано на пленку, мы имеем редкую возможность, увидеть Париж, буквально, с движущегося тротуара, глазами современников-очевидцев. Обратите внимание, на 47 секунде первого ролика, мы «проезжаем» картинку выше.





Вид на тротуар с его неподвижной «беговой дорожки»



Где именно был построен траволятор, мне не известно, осторожно предполагаю место выделенное красным

Хватай мешки, перон тронулся. (Фото 8)

карта выставки крупнее

Популярность новинки была настолько велика, что кое-кто, Герберт Уэллс в их числе, в будущем, предсказывали доминирование «бегущих тротуаров», над прочими видами наземного городского транспорта.

Хватай мешки, перон тронулся. (Фото 9)

В ходе подготовки заметки, были найдены другие документальные кадры с парижской выставки, которые я решил добавить в топ, с ознакомительной целью.







Учитывая технически очевидные недостатки, подвижные тротуары не получили развития, вплоть до середины прошлого века. Редкими образчиками экзотических «горизонтальных эскалаторов», сегодня располагают крупные аэропорты и торговые центры.

Wiki
Вики
фотосет с парижской выставки
Статья «Предвидения Герберта Уэллса»
Статья «1900 год, Париж. Великий Сибирский путь» Мезенин Н.А.

15 комментариев

avatar
Отличную работу проделал) Столько хроники…
Даже жаль, что не прижилось изобретение.)
avatar
Спасибо что оценила)
Хорошая штука, жаль, что она массово «прижилась» в основном, как тренажер «беговая дорожка»

avatar
Хехе, моя мечта)
Но согласись, что тренажёр всё-таки полезнее, чем устройство, отбивающее всякую охоту ходить самостоятельно)
avatar
Коренное слово ходить. Без тренажера это делать значительно дешевле)
avatar
Ну как же — аэропорт в Амстердаме — внутри нечто подобное)
avatar
Не бывала княжна в Амстердаме)
avatar
Хорошо, княжна, в Амстердаме)
avatar
Ну кто бы сомневался) *выглядывает из окна замка с намерением устроить в парке подвижный тротуар*
avatar
И не только в Амстердаме.) Я бы не сказал, что сие изобретение не прижилось — траволаторы используют в аэропортах, выставочных центрах и между коммуникациями (вроде туннеля в Монте-Карло между улицей и подземным вокзалом), но по сути это горизонтальные эскалаторы, а не движущиеся тротуары.
*Представил как сегодня утром перемещается в сторону работы в другой конец города на при поможи подобных приспособлений. Вздохнул*
avatar
В тексте топа (в конце) есть вся это информация. Говоря о том, что «изобретение не прижилось», имеем в виду именно бегущие тротуары. Спасибо.
avatar
Пардон, не заметил конца топа.
avatar
Ха! Параллельности планов бытия, не иначе. Я буквально вчера прочёл:
"… Там был траволатор под Невой.
— Что было? — слово было своеобразное. Нечто среднее между «травма» и «эскалатор».
— Траволатор. Такой эскалатор — только не вверх или вниз, а по прямой. Бегущая дорожка. Встал себе и едешь. Но они, конечно, давно уже не работают..."
Метро 2033: Питер [роман]/Шимун Врочек
avatar
Спасибо за статью и материал.
интересно было почитать)
avatar
Вот спасибо! Давно хотел по подробней об этом узнать… +++!
avatar
в аэропорте Хитроу в Лондоне есть такой траволатор, точнее их там 5
общей длинной более километра
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.