Moving walkway, moving sidewalk, moving pavement, conveyor, autopedescalator, automated people mover, walkalator, travelator, travellator, trav-o-lator, autowalk, horizontal escalator, horizontalator, slidewalk, electric slide, magic carpet, traveling floor machine, movator Траволатор, травалатор, травелатор, траволятор. Все вышеперечисленные термины, относятся к одному весьма любопытному изобретению, движущейся бесступенчатой дорожке, позволяющей ускорить или облегчить передвижение пешеходов.
Энциклопедическая справка:
Движущиеся тротуары, один из видов пассажирского транспорта непрерывного движения. Движущиеся тротуары — вспомогательный вид городского транспорта, который может провозить до 10—20 тыс. пассажиров в час на одной движущейся ленте шириной 1 м. Движущиеся тротуары в 20—40 раз повышают эффективность передвижения пешеходов в часы пик. Движущиеся тротуары впервые демонстрировались на Всемирной выставке в Париже в 1900 и получили распространение за рубежом начиная с 1952. В СССР исследованием Движущиеся тротуары занимается Академия коммунального хозяйства и Всесоюзный научно-исследовательский институт подъёмно-транспортного машиностроения, которым изготовлены опытные образцы. Различают Движущиеся тротуары: ленточные на твёрдом основании для длин до 60 м; ленточные на роликовом основании для длин до 200 м; звеньевые (пластинчатые) для длин до 100 м. Движущиеся тротуары могут эксплуатироваться на горизонтальных, наклонных (до 8°) и смешанных трассах. Ширина ленты от 0,6 до 2,6 м (наиболее распространённая до 1 м). Скорость движения тихоходных Движущиеся тротуары 0,5—1 м/сек обеспечивает безопасную посадку и высадку пассажиров на ходу. Для скоростных Движущиеся тротуары (до 6 м/1 сек) возможно использование многоленточных или дисковых посадочных устройств. Для ленточных Движущиеся тротуары употребляется стальная лента толщиной 1,2—1,4 мм, покрытая слоем резины толщиной 8—10 мм с одной или с двух сторон. Известно применение резиновых лент с капроновым кордом (ФРГ) или стальными многожильными тросами (Япония) при общей толщине ленты до 25 мм. Привод бесконечной ленты осуществляется фрикционными барабанами. Звеньевые Движущиеся тротуары оборудуются тележками на колёсах, катящимися в направляющих желобах. Привод — цепной, эскалаторного типа. Крупные двухполосные Движущиеся тротуары действуют на станции «Бланк» Лондонского метрополитена (ширина ленты 1 м, длина 90 м); станции «Шатле» Парижского метрополитена (ширина 1 м, длина 132 м); в аэропорту Орли в Париже (ширина 1 м, длина 100 м). На выставке «ЭКСПО-70» в Осаке (Япония) были применены Движущиеся тротуары длиной 1500 м. Возможные сферы использования Движущиеся тротуары: внеуличные туннельные пешеходные переходы, пересадочные станции метрополитена, перроны вокзалов, посадочные коридоры аэровокзалов, речные и морские порты, набережные, стадионы, выставки, музеи и картинные галереи, универмаги, санатории.
Ю. М. Галонен.
Схема движущегося тротуара ленточного типа на роликовом основании: 1 — бесконечная лента; 2 — опорные ролики; 3 — поддерживающие ролики; 4 — ведущий барабан; 5 — натяжной барабан; 6 — натяжное устройство; 7 — редукторный электропривод.
История изобретения под «чертой».
___________________________________________________________
Альтернативный городской транспорт, прототип которого впервые увидел свет на Чикагской Всемирной выставке (World's Columbian Exposition, посвящённой 400-летию открытия Америки в 1893 году, представлял собой крытый навесом конвейер длиной 730 метров с установленными на нём скамейками. Посетители выставки, прибыв по озеру на катерах, переходили с причала на конвейер и со скоростью пешехода ехали к входу на выставку. «С корабля на бал», с комфортом и сервисом хорошего отеля!
Надо ли говорить, что подобная тёплая встреча, повергала «дорогих гостей» выставки в глубокий шок, и настраивала их определённым образом. Единственное неудобство детища Макса Шмидта (Max Schmidt), заключалось в том, что сойти с движущегося тротуара, имея на руках габаритный багаж, было не так просто, как это кажется. Издержки удобства, одним словом.)
Своё дальнейшее развитие, изобретение получило несколько лет спустя, благодаря другому масштабному мероприятию.
С 15 апреля по 12 ноября 1900-го года в Париже проводилась Всемирная Выставка (Exposition Universelle). Проходящий на стыке столетий, форум, должен был отметить достижения девятнадцатого века, и ознаменовать начало века двадцатого. Надо ли говорить, что событию придавалось особое значение, и оно изобиловало техническими новинками и суперпроектами. За полгода, выставка приняла около 50 миллионов посетителей, установив, таким образом, рекорд, не побитый по настоящее время!
В то время, когда под землёй Парижа, дебютировало метро, над его поверхностью было построено другое авангардное сооружение.
Трёхуровневый тротуар, с одной неподвижной пешеходной дорожкой, и двумя треками, движущимися с разными скоростями (slow/fast до 6 миль/час). Пешеходы, в зависимости от занятости и уровня подготовки, выбирали «уровень сложности», и по достижении конечной точки своего маршрута, просто выпрыгивали на неподвижный «левел» тротуара. За время эксплуатации, по некоторым прикидкам, тротуар перевёз около 7 миллионов посетителей. Некоторые «тротуарные туристы» были настолько покорены новинкой, что приносили с собой стулья, и часами катались по маршруту трёхкилометровой петли, с комфортом наслаждаясь видами французской столицы.
Благодаря тому, что компанией «Edison Motion Pictures», грандиозное событие было записано на пленку, мы имеем редкую возможность, увидеть Париж, буквально, с движущегося тротуара, глазами современников-очевидцев. Обратите внимание, на 47 секунде первого ролика, мы «проезжаем» картинку выше.
Вид на тротуар с его неподвижной «беговой дорожки»
Где именно был построен траволятор, мне не известно, осторожно предполагаю место выделенное красным
Популярность новинки была настолько велика, что кое-кто, Герберт Уэллс в их числе, в будущем, предсказывали доминирование «бегущих тротуаров», над прочими видами наземного городского транспорта.
В ходе подготовки заметки, были найдены другие документальные кадры с парижской выставки, которые я решил добавить в топ, с ознакомительной целью.
Учитывая технически очевидные недостатки, подвижные тротуары не получили развития, вплоть до середины прошлого века. Редкими образчиками экзотических «горизонтальных эскалаторов», сегодня располагают крупные аэропорты и торговые центры.
И не только в Амстердаме.) Я бы не сказал, что сие изобретение не прижилось — траволаторы используют в аэропортах, выставочных центрах и между коммуникациями (вроде туннеля в Монте-Карло между улицей и подземным вокзалом), но по сути это горизонтальные эскалаторы, а не движущиеся тротуары.
*Представил как сегодня утром перемещается в сторону работы в другой конец города на при поможи подобных приспособлений. Вздохнул*
Ха! Параллельности планов бытия, не иначе. Я буквально вчера прочёл:
"… Там был траволатор под Невой.
— Что было? — слово было своеобразное. Нечто среднее между «травма» и «эскалатор».
— Траволатор. Такой эскалатор — только не вверх или вниз, а по прямой. Бегущая дорожка. Встал себе и едешь. Но они, конечно, давно уже не работают..."
Метро 2033: Питер [роман]/Шимун Врочек
15 комментариев
Даже жаль, что не прижилось изобретение.)
Хорошая штука, жаль, что она массово «прижилась» в основном, как тренажер «беговая дорожка»
Но согласись, что тренажёр всё-таки полезнее, чем устройство, отбивающее всякую охоту ходить самостоятельно)
*Представил как сегодня утром перемещается в сторону работы в другой конец города на при поможи подобных приспособлений. Вздохнул*
"… Там был траволатор под Невой.
— Что было? — слово было своеобразное. Нечто среднее между «травма» и «эскалатор».
— Траволатор. Такой эскалатор — только не вверх или вниз, а по прямой. Бегущая дорожка. Встал себе и едешь. Но они, конечно, давно уже не работают..."
Метро 2033: Питер [роман]/Шимун Врочек
интересно было почитать)
общей длинной более километра