В статье про стимпанк-стратокастер (автор оригинала Jake von Slatt) была дана ссылка на описание процесса электролитического травления латуни.
Так как это описание довольно большое, я решил разделить его на две части:
1. Перенос тонера на латунную пластинку.
2. Сам процесс травления.
Далее перевод первой части:
Меня часто спрашивают о толщине и типе латуни, используемой в моих работах, а так же где можно её достать. Я везунчик, потому что недалеко от меня есть специализированный магазин, где я покупаю большинство моих ресурсов. Использовал я 0,025 дюймовую (22ga) латунь и её сплавы (прим. пер.: 0,025 дюйма — это примерно 0,635 мм). В крайнем случае вы можете купить «дверные пластины для удара ногой» (прим. пер.: у нас еще не сильно распространено — в общем металлическая пластина, которая крепится к нижней части двери) в вашем ближайщем магазине, но вам придется счистить лак. Если не сможете найти магазин рядом, можно заказать по сети, но это самый дорогой способ.
Недавно я видел блокноты Mark Frauenfelder'a выпущенные в ограниченном количеств на BoingBoing и незамедлительно подумал об использовании процесса электролитического вытравливания латуни, с которым я экспериментировал, пытаясь сделать подобные блокноты для подарков в этом году.
Как видим они получились довольно хорошо и двухвековая история Молескина придает проекту определенную причастность к стимпанку.
Эту технику я адаптировал для простого отпечатка картинок на пластинки латуни. Я говорю «отпечатка», но на самом деле я использую электро-химическое вытравливание латуни. Вот сам процесс:
Сначала мы используем лазерный принтер для распечатки негатива нашей картинки на лист «струйной» глянцевой фото бумаги. Да, я написал «струйная» бумага, это специальная бумага, используемая, как они говорят, в фармацевтическом бизнесе.
Далее чистим весь кусок латуни жесткой губкой (Scotch Bright) и затем протираем алкоголем, пока окончательно не станет чистой. Необходимо несколько алкогольных зачисток, чтоб удалить всю грязь.
Далее мы используем утюг с максимальным накалом для того, чтобы тонер вплавить в латунную пластину. Надо сильно нажимать на утюг и чуть-чуть им вращать. Для дальнейшего прижима бумаги к латуни я использовал валик. Всего на нагрев и прокатку уходит около двух минут.
Если вы удостоверились, что тонер полностью расплавился на медь, бросьте пластины в лоток с горячей водой. Вода нужна, чтобы смягчить струйную фото бумагу, чтобы она могла быть счищена от застрявшего в латуни тонера.
На самом деле это метод, который был разработан для любителей электронных печатных плат. Пожалуйста, см. библиографию ниже для получения более подробной информации по этой части процесса.
После того, как пластина замачивалась в течение 5-10 минут, выньте её и осторожно попробуйте оторвать размягченные кусочки бумаги. После снятия одного слоя, верните пластинку в воду.
Как только вы снимите большую часть бумаги, можете воспользоваться жесткой щеткой, чтобы удалить остатки. Наша цель — чтоб ничего не осталось кроме латуни и тонера.
Ой! Какая шикарная статья! Спасибо огромное за перевод! А вы не знаете, «струйная» бумага где нибудь продается или под каким названием ее искатьв России? В сети я нашла, что при создании микосхем рисунок наносят пером и кусбаслаком, но такие сложные гравюры же не перерисуешь…
И еще, можно вас мастеркласс или ссылку на него разместить в сообществе Электроформинг в жж? Там есть несколько статей про омеднение, в основном конечно на бижутерную тему, но вдруг вам будет интересно. community.livejournal.com/electroforming/
На счет бумаги. Если честно, сам еще не добрался до экспериментов, поэтому могу пока только сослаться на оригинал: «inkjet paper». Можно попробовать начать поиски например так.
На счет размещения статей. Т.к. ресурс (стимпанкер) молодой, и нужно привлекать новых пользователей, чтоб сообщество росло, все мои переводы можно использовать на сайтах с обязательной ссылкой на оригинал (авторов тоже обижать нельзя, они старались) и на перевод на стимпанкере.
Вместо «струйной бумаги» я использую подложку от самоклеющейся пленки.
Перед тем как печатать, аккуратно отрываете пленку и подложку в принтер,
только не трогайте подложку руками а то тонер в этих местах не прилипнет.
Приимущество способа в том, что не нужно после утюга размачивать бумагу, что-бы снять. Адгезии у подложки никакой, поэтому при переносе на деталь старайтесь не перегибать ее лишний раз. После нагрева дайте ей остыть, что-бы тонер застыл и легко снимаете.
12 комментариев
И еще, можно вас мастеркласс или ссылку на него разместить в сообществе Электроформинг в жж? Там есть несколько статей про омеднение, в основном конечно на бижутерную тему, но вдруг вам будет интересно.
На счет размещения статей. Т.к. ресурс (стимпанкер) молодой, и нужно привлекать новых пользователей, чтоб сообщество росло, все мои переводы можно использовать на сайтах с обязательной ссылкой на оригинал (авторов тоже обижать нельзя, они старались) и на перевод на стимпанкере.
Можно пользовать бумагу от глянцевых журналов.
А травить проще в хлорном железе, не надо возиться с мощными блоками питания, да и травит быстро.
Больше, при нужде нагуглите по аббревиатуре ЛУТ.
Перед тем как печатать, аккуратно отрываете пленку и подложку в принтер,
только не трогайте подложку руками а то тонер в этих местах не прилипнет.
Приимущество способа в том, что не нужно после утюга размачивать бумагу, что-бы снять. Адгезии у подложки никакой, поэтому при переносе на деталь старайтесь не перегибать ее лишний раз. После нагрева дайте ей остыть, что-бы тонер застыл и легко снимаете.
и это действительно просто фотобумага для струйных принтеров
поправьте, пожалуйста
А можно поподробнее про scotch bright? Просто где ни смотрел — нигде не похоже на жесткую губку.
daemonarch прав. например, вот:
простите, snipe, предыдущий комментарий — это была я