В лаборатории старого алхимика. Часть 2,серная.

О подготовке изделия к патинированию вы можете прочесть в топике В лаборатории старого алхимика.
А теперь, собственно о способах патинирования:
Сульфидное патинирование изделий из меди и ее сплавов может быть достигнуто:
а) нанесением растворов на нагретую или холодную поверхность;
б) обработкой в холодном или горячем растворе;
в) обработкой в парогазовой фазе.
Качество пленок искусственной патины зависит от метода их получения и предварительной подготовки поверхности.
Ещё следует отметить, что способы получения патины можно разделить на два типа: стабильные и случайные.
Стабильный тип нанесения патины позволяет точно получить заранее известный результат. Например, патинирование серной печенью заведомо даёт известный цвет в зависимости от концентрации раствора (от серого, до чёрного).
Нестабильный способ – это когда результат патинирования заранее не известен. Можно только предполагать, какой же результат может получиться, только примерно зная какие оттенки цвета выйдут. Это вызывает множество сложностей при получении готового изделия. Но, на мой взгляд, этот способ является самым интересным. К этим способам, как правило, относятся патинирование в парах уксуса или нашатырного спирта.
Хочу испробовать различные средства, способы и методы патинирования меди и ее сплавов, исходя из главного принципа- все средства и хим.реактивы можно приобрести в аптеке, магазине бытовой или сельхоз.химии и за разумные деньги.
Приступим.
Для начала подготовлю пластинки из меди, латуни и бронзы. Хоть и читал некоторую теорию, но хочется увидеть воочию.
В лаборатории старого алхимика. Часть 2,серная.
В закромах нашел куски медных трубок от кондиционера, бронзовые втулки с неведомого механизма, латунные крепежи от трансформаторов.
В лаборатории старого алхимика. Часть 2,серная.
Вырезал «подопытные» пластинки и даже подписал их гравером, хоть и не перепутаешь. Немного полирнуть с пастой ГОИ и на водные процедуры
В лаборатории старого алхимика. Часть 2,серная.
Промыл стиральным порошком, какой удалось стащить у жены-) Не озаботился заранее перчатками, но пакет тоже вполне подойдет. Привязываю для удобства проволочные петельки.
В лаборатории старого алхимика. Часть 2,серная.
Затем протирка спиртом и непосредственно перед патинированием на 30 сек. в кислоту. После этого деталь голыми грязными и жирными руками не лапать!

Способ 1. Серная мазь.
Поход в ближайшую аптеку, маленькая денежка, и Вы становитесь обладателем самого простого, доступного, дешевого и всеми любимого средства для патинирования меди – серной мази.В лаборатории старого алхимика. Часть 2,серная.
Оборачиваю палец бинтом и втираю мазь в пластинки
В лаборатории старого алхимика. Часть 2,серная.
Справедливо заметить, что мазь можно втирать просто пальцем (она практически безвредная), да и предварительная подготовка не требуется столь тщательная.
Медная пластина темнеет на глазах, латунная и бронзовая не изменились.
В лаборатории старого алхимика. Часть 2,серная.
Промываю образцы теплой водой с мылом и на просушку. Получил на медной пластине равномерную патину насыщенного темно- коричневого цвета.
Если патинируемая деталь холодная, реакция идет вяло, то нужно ее немного осторожно нагреть ( например над пламенем) или просто
положить на батарею отопления чтобы расплавился вазелин, который составляет основу мази. Летом, как правило подобных проблем не возникает.
И еще пользуюсь одним способом.
Из мягкого войлока вырезаю круг и в дремель
В лаборатории старого алхимика. Часть 2,серная.
В лаборатории старого алхимика. Часть 2,серная.
На круг намазываю немного серной мази и на не больших оборотах втираю в деталь. Можно получить очень интересные полутона, легко контролировать степень патинирования и легко исправляются ошибки.
В лаборатории старого алхимика. Часть 2,серная.
Небольшой итог:
Способ 1 простой, доступный, дешевый. Позволяет достаточно равномерно патинировать большие поверхности. Но трудно управляться с мелкими деталями и сложными профилями (особенно вымыть потом остатки мази). Если в изделии сочетаются разные материалы медь-бронза –латунь позволяет зачернить медь не затронув другие металлы.

Продолжение темы патинирования В лаборатории старого алхимика. Часть 2 Продолжение «серной» темы.

4 комментария

avatar
Спасибо за труды! Очень познавательно. Для меня сейчас экстраактуальная тема!+.
avatar
Из мягкого войлока вырезаю круг и в дремель
Тоже использую этот неиссякаемый источник войлока :) Познавательно.+
avatar
Спасибо! А латунь, той же серной мазью, нагреваю деталь где то до 30 градусов, обмазываю деталь, и оставляю на час, полтора. патина получается не сильная но устойчевая. +
Последний раз редактировалось
avatar
Да латунь у меня тоже получалось патинировать войлоком с серной мазью с помощью дремеля. Видимо от трения в точке контакта деталь сильно нагревается и реакция идет быстрее.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.