Третья пряжка с титаном. Опыт фрезеровки правильной турбинки.
Как это у меня часто бывает, после прошлых двух пряжек, захотелось сделать третью с учетом полученного опыта. Пусть титана и заклепок будет еще больше, чтобы вся пряжка смотрелась как фрагмент борта некоего клепанного, подводного и\или летающего броненосца.
Заодно удалось успешно поработать над темой, которая давно уже меня беспокоила:
Один из излюбленных элементов стимпанк-декора, это всевозможные крыльчатки и вентиляторы. Мы их обычно делаем не заморачиваясь. Выпиливаем диск, надсекаем его на лопасти-сектора, и разворачиваем их концы пассатижами на более-менее одинаковый угол относительно исходной плоскости диска. И получается, что угол атаки (закрутки лопасти), плавно увеличивается от цента к периферии. Между тем, в реальности, надо делать с точностью до наоборот! Первые же опыты по постройке моторных аэропланов показали, что эффективны пропеллеры, у которых шаг лопасти одинаков на всех радиусах, а для этого угол атаки должен уменьшаться от центра к периферии:
С воздушными винтами тоже самое:
Вобщем, для тех, кто понимает физику работы винта, все наши упрощенные, пиленые лобзиком из листа имитации крыльчаток, выглядят несколько… убого и неграмотно.
Разумеется, тут упираемся в технологичность. Развернуть лопасть за краешек просто, а вот попробуй-ка её за корень развернуть…
Моделисты корабликов обычно делают в ступице пропил под углом, и припаивают лопасти по-одной:
После чего, край лопасти можно развернуть на меньший угол, и получим реалистичный винт. Это правильный ход, но если лопастей не 3 а десяток, получаем почти неразрешимую проблему при точном запиливании прорезей, и взаимной фиксации лопастей при пайке.
Красивее всего такие штуки получаются фрезеровкий на 5-осевом станке:
Но мало у кого есть доступ к такому оборудованию…
Короче, в этот раз я решил попробовать изготовить цельно-фрезерованную крыльчатку. Без 5-осевого ЧПУ, на простом станке с ручными подачами:
Вторая серия пропилов, со сдвигом фрезы на толщину лопасти:
Готово, можно отрезать:
Теперь обработка бормашиной, отжиг, и аккуратно, в несколько приемов, разворачиваем кончики лопастей на уменьшение угла атаки. И тут, конечно, главное не отломить их ненароком:
Примерка в обтекатель воздухозаборника:
Вот теперь все как в жизни, я доволен!))
Итог, с чернением и полировкой:
С клепками я схитрил на этот раз. Не все клепки реально крепят титановые пластины к основе пряжки. Ведь сзади на основу тоже напаяны несколько конструкционных деталей, для крепления ремня. И при сверлении такого количества отверстий по дзаклепки, были неизбежны конфликты. Поэтому, сначала я насверлил отверстий в титане, и отметил те из них, где отверстия в основе точно нельзя сверлить. И поставил там чисто декоративные заклепки, ничего не закрепляющие. Потом продолжил добавлять эти фальш-заклепки, пока свободных отверстий на титановых пластинах не осталось всего по 5-10, взависимости от сложности их формы. После этого пришел черед настоящих, закрепляющих пластины заклепок.
29 комментариев
И в целом приятная вещь, я поясок с подобной пряжкой с удовольствием надела бы на кожаные брюки. Разве что форму тогда сменить на овальную, для женского варианта, чтобы было чуть более мягко для восприятия. А данный экземпляр — он мужской, да.
Можете пару слов про шпиндель фрезы рассказать?
И цвет отличный, и винт удался так удался!
А вещь классная получилась и вентилятор такой типичный. +
Но здесь частный случай.
Просто помню фразы из заводских техпроцессов, что то вроде:
Фрезерование поверхности детали производится фрезой #5 путём последовательного снятия слоя металла… и т.д. :)
Отдельное спасибо за процесс изготовления крыльчатки, выглядит совершенно по «взрослому».
Отдельное спасибо за процесс изготовления крыльчатки!